Научная статья на тему 'Социальная активность студентов в информационной среде'

Социальная активность студентов в информационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
508
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / SOCIAL ACTIVITY / INFORMATION ENVIRONMENT / COMPETENCE / YOUTH / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

Автор анализирует способы проявления социальной активности студентов в контексте информационной среды: на базе информационных сайтов и порталов, социальных сетей, сетевых ресурсов кооперации и совместной деятельности, информационных ресурсов образовательных учреждений. Рассмотрен российский и зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' Social Activity in the Information Environment

The article analyzes the way of students'' social activity demonstration in the context of the information environment: on the basis of information websites and portals, social networks, network resources, cooperation and joint activities, information resources of educational institutions. Some examples of Russian and foreign experience are described.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студентов в информационной среде»

О. В. Яковлева

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Автор анализирует способы проявления социальной активности студентов в контексте информационной среды: на базе информационных сайтов и порталов, социальных сетей, сетевых ресурсов кооперации и совместной деятельности, информационных ресурсов образовательных учреждений. Рассмотрен российский и зарубежный опыт.

Ключевые слова: социальная активность, информационная среда, компетенции, молодежь, информационные ресурсы.

О. Yakovleva

STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

The article analyzes the way of students ' social activity demonstration in the context of the information environment: on the basis of information websites and portals, social networks, network resources, cooperation and joint activities, information resources of educational institutions. Some examples of Russian and foreign experience are described.

Keywords: social activity, information environment, competence, youth, information resources.

Социальная активность подразумевает способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры; проявляется в творчестве, волевых актах, общении, поведении [2]. Это важная характеристика личности, условие самоопределения в обществе.

С точки зрения возрастных особенностей проявления, социальная активность характерна в наибольшей степени для молодежи, что обусловлено такими характеристиками молодежи, как стремление к личностному и профессиональному самоопределению, формирование социально ответственного поведения для полноценного участия в общественной жизни, построение системы ценностей и этического

сознания как ориентиров собственного поведения.

Необходимость проявления социальной активности, значение готовности личности к конструктивным и продуктивным ее проявлениям сегодня декларируется на уровне мирового сообщества; это отражено в ряде документов и проектов.

В частности, стратегия The Millennium Development Goals (MDGs) до 2015 г. акцентирует внимание на необходимости включения в деятельность по борьбе с бедностью для улучшения уровня жизни наименее экономически развитых стран предоставление начального образования широким слоям населения [5]. В числе ценностей Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (World Declaration on Higher Education for the Twenty-first

Century: Vision and Action, Париж 5-9 октября 1998 г.) обозначены: воспитание «в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества на основе глобального мировоззрения, а также с целью создания эндогенного потенциала и укрепления прав человека, устойчивого развития, демократии и мира в духе справедливости» [6].

Результаты исследований Программы международной оценки обучающихся (Programme for International Student Assessment, PISA) показали влияние на будущую социальную активность личности таких параметров информационной образовательной среды школы, как ресурсы, политика и практика построения (периодичность занятий, четкость расписания, школьный климат, отношения учителя и ученика) [4].

В документах ЮНЕСКО (Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006) приведен список ключевых компетенций, необходимых для реализации концепции непрерывного образования. В данный перечень входят и компетенции, обеспечивающие социальную активность личности: коммуникация на родном и иностранном языках, социальные и гражданские компетенции, компетенции инициативы и предпринимательства, культурная осведомленность.

В российском контексте интерес представляют также документы, в которых выявляется проблематика социальной активности. В профессиональном стандарте педагога формулируются требования к педагогу, реализация которых обеспечивает подготовку школьников к последующему социально активному поведению: поддержка в организации ученических органов самоуправления, развитие активности и формирование гражданской позиции. Проанализировав тексты ФГОС разных

направлений, можно в обобщенном виде сформулировать ряд компетенций, определяющих успешность включения будущего профессионала в социальную активность. В частности, готовность руководствоваться принципами толерантности, сотрудничества; готовность к диалогу и к работе в коллективе; анализировать социально значимые проблемы и решать их в практической деятельности.

Сегодня широкая информационная среда стимулирует социальную активность молодежи. В информационной среде активность трансформируется и развивается по-новому: она выступает как форма создания и продвижения своей коммуникативной идентичности, проявляется через различные варианты политической активности (участие в выборах, членство в общественных объединениях, участие в политических акциях), а также социокультурной активности (принадлежность к неформальным молодежным движениям, к субкультурным сообществам; сетевое творчество) [1; 3].

Каким образом сегодня информационная среда отражает социальную активность молодежи? Можно выделить несколько направлений интернет-ресурсов, отражающих социальную активность молодежи: информационные ресурсы (сайты, порталы, информационные ресурсы образовательных учреждений); коммуникационные ресурсы на базе социальных медиа (прежде всего, социальные сети); сетевые ресурсы совместной деятельности (вики, ресурсы краудсорсинга и краудфандинга). Кроме того, важно понимать спектр возможных мотивов социальной активности: могут преобладать материальные, социальные и духовные мотивы.

Существуют сайты и порталы, аккумулирующие информацию о социально значимых проектах, волонтерстве. Всероссийский молодежный форум «Селигер»

на своем сайте (http://www.forumseliger. ru) представляет основную концепцию форума, отчеты (фотогалереи и пресс-релизы) по результатам форумов прошлых лет, расписание работы форума и его направлений на текущий год с инструкциями по регистрации, с ответами на вопросы. Форум имеет собственные разделы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter. Таким образом, активные молодые люди имеют возможность самостоятельно выбрать интересующее их направление, зарегистрироваться, вступить в сетевое сообщество, организовать круг собственных контактов.

Аналогичные интернет-ресурсы имеют и ряд других молодежных форумов: Международный молодежный форум «Балтийский Артек» (http://www.baltartek.ru), Международный образовательный молодежный форум «Ладога», (http://www. ladogaforum.ru). Информация о планируемых на ближайший год молодежных форумах, акциях, проектах аккумулируется на портале Федерального агентства по делам молодежи (http://www.fadm. gov.ru).

Кроме того, существуют информационные ресурсы, связанные с волонтерст-вом. В частности, Добровольческое агентство Санкт-Петербурга разработало ресурс добросайт.рф, функционирующий как площадка взаимодействия волонтеров и заявителей: заявитель может обратиться к базе волонтеров и привлечь их к социально позитивной деятельности.

Социальные сети динамично отражают основные направления социальной активности молодежи (например, группа «Волонтеры Сочи — 2014»), Подобные сетевые ресурсы имеют ряд преимуществ по сравнению с новостными сайтами.

Во-первых, они наиболее адекватно отражают информационное поведение, коммуникационные особенности и потребности современной молодежи.

Во-вторых, они более динамично обновляются.

В-третьих, они содержат «живой» контент, созданный членами сетевого сообщества (комментарии, фото, видео, ответы на вопросы).

Подобный контент является серьезным мотивационным механизмом для привлечения молодежи к социальной деятельности.

Ряд современных интернет-ресурсов поддерживает концепцию краудсорсинга (Kickstarter): в числе многочисленных проектов они представляют и определенное количество проектов культурной или социальной направленности. Проекты обязательно имеют коммерческую составляющую; на данной идее строится работа подобных ресурсов краудсорсинга: если участникам сетевого сообщества нравится проект, они могут внести деньги на его реализацию.

В качестве примеров проектов, финансирование которых рассматривается в настоящий момент, можно привести следующие: проект «Mammal Gallery», направленный на создание креативного пространства для работы художников, проведения экспозиций, свободного взаимодействия молодежи в одном из районов Атланты (США); проект «IF», предлагающий online бесплатные недельные образовательные курсы гуманитарной направленности в Лондоне с привлечением ведущих преподавателей.

Интерес представляет вопрос о возможности отражения социальной активности через информационные ресурсы корпоративного и образовательного назначения. Каким образом возможно проектирование информационной образовательной среды с целью мотивации, просвещения, отражения результатов социальной активности студентов, насколько эти механизмы эффективны?

В ходе совместной научно-исследовательской деятельности в рамках реализации гранта Европейской комиссии «Международная исследовательская сеть изучения и развития передовых педагогических знаний в области ИКТ инструментов, электронного обучения и межкультурных компетенций» (International research network for study and development of new tools and methods for advanced pedagogical science in the field of ICT instruments, e-learning and intercultural compétences; IRNet) автором статьи был проведен анализ электронных ресурсов университетов-участников проекта. В частности, ресурсов университета Эс-тремадуры (Испания), Киевского университета им. Бориса Гринченко (Украина), а также РГПУ им. А. И. Герцена (Россия, Санкт-Петербург).

Анализ сайта университета Эстремаду-ры показывает наличие ряда разделов для студентов, связанных с внеучебной деятельностью, с профессиональным развитием, с социальными инициативами: информация о стипендиях, грантах, студенческих конференциях, раздел студенческого совета университета (регламент работы, круг полномочий, контакты). Интересен ресурс для выпускников, предоставляющий доступ к информационной инфраструктуре университета: информация о событиях в университете, доступ к электронным ресурсам университета с целью повышения квалификации, саморазвития. В университете существует интернет-поддержка волонтерства и социальных инициатив: возможность узнать о международных волонтерских акциях и проектах (просветительские конференции по вопросам детской онкологии, борьбы с бедностью в Африке и в Южной Америке, о защите прав человека).

Анализ сайта Киевского университета им. Бориса Гринченко (http://kubg.edu.ua) позволил выявить современную тенденцию

отражения социальной активности студентов посредством вики-среды (http://wiki. kubg.edu.ua). В частности, в настоящее время реализуется спектр проектов социальной и воспитательной направленности: проект «Моя специальность неповторима» направлен на профориентацию абитуриентов, а также на осознание студентами начальных курсов всего, что связано с предстоящей профессиональной деятельностью. Эффект совместной деятельности, а также активного участия достигается путем создания самими студентами статей, «рассказывающих» широкому кругу заинтересованных лиц о специфике их профессиональной деятельности. Каждая статья имеет ссылки на соответствующие разделы сайта университета (описание образовательных программ бакалавра и магистра, дополнительная информация по теме). Проект «Словарь Бориса Гринченко» является длительным проектом, в который включаются студенты и преподаватели университета. Его цель: создание статей, отражающих толкование конкретного слова украинского языка на основании современных словарей, иллюстраций, аудио- и видеоресурсов.

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена (http:// www.herzen.spb.ru) имеет развернутый раздел для студентов, содержащий анонсы ближайших событий и мероприятий регионального, российского, международного уровней (конференции, олимпиады, встречи, акции). На базе сервисов социальных медиа организована обратная связь, коммуникационные сообщества, создаются самоорганизующиеся группы студентов по интересам. Сильным мотивационным инструментом является лента новостей, отражающая все наиболее важные события в университете в форме краткого пресс-релиза, фотоотчета, а также предоставляющая ссылки на информационные ресурсы, содержащие упоминания о данных

событиях (газеты, журналы, блоги, телевизионные трансляции, видеоканалы на базе социальных медиа).

В заключение отметим, что социальная активность молодежи может иметь различные варианты выражения — как конструктивные, так и деструктивные: диалог с представителями власти, с органами управления для защиты или реализации своих интересов; участие в митингах и демонстрациях; участие в забастовках и

акциях протеста. В современных условиях одной из наиболее активно и эффективно используемых платформ проявления активности молодежи являются социальные медиа. Предоставление широкого спектра информационных и коммуникационных ресурсов с возможностью выбора, диалога и полилога является эффективным средством переключения вариативных форм социальной активности в конструктивное русло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Науч. ред. А. В. Мудрик М.: МГПУ, 2010. 232 с.

2. Кунаков П. А. Соотношение категории «социально-правовая активность» со смежными категориями «социальная активность» и «правовая активность» // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 1(2). С. 240-241.

3. Носкова Т.Н., Яковлева О. В. Современный студент в медиасреде: вопросы профессионального развития // Педагогическое образование в России: Научный журнал. 2013. № 2. С. 134-139.

4. PISA 2012 Results: What Makes Schools Successful? [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-volume-IV.pdf (Дата обращения: 15.03.2014).

5. United Nation Development Programme. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.undp. org/content/undp/en/home/mdgoverview/mdg_goals/mdg2/ (Дата обращения: 15.03.2014).

6. World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision and Action and Framework For Priority Action for Change and Development in Higher Education. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm (Дата обращения: 15.03.2014).

REFERENCES

1. Voropaev М. V. Vospitanie v virtual'nyh sredah: Monografija /Nauchn. red. A. V. Mudrik. M.: MGPU, 2010. 232 s.

2. Kunakov P. A. Sootnoshenie kategorii «sotsial'no-pravovaja aktivnost'» so smezhnymi kategorijami «sotsial'naja aktivnost'« i «pravovaja aktivnost'« // Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo instituta № 1(2). 2007. S. 240-241.

3. Noskova T. N., Jakovleva О. V. Sovremennyj student v mediasrede: voprosy professional'nogo razvitija // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: Nauchnyj zhurnal. 2013. № 2. S. 134-139.

4. PISA 2012 Results: What Makes Schools Successful? [Elektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://www. oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-volume-IV.pdf (Data obrashchenija: 15.03.2014).

5. United Nation Development Programme. [Elektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://www.undp.org/ content/undp/en/home/mdgoverview/mdg_goals/mdg2/ (Data obrashchenija: 15.03.2014).

6. World Declaration on Higher Education for the Twenty-First Century: Vision and Action and Framework for Priority Action for Change and Development in Higher Education. [Elektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://www.mesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm (Data obrashchenija: 15.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.