Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей современного университета. Корпоративные стандарты'

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей современного университета. Корпоративные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морзе Наталия Викторовна, Кочарян Артур Борисович

В статье раскрываются пути формирования информационно-коммуникационных компетенций преподавателей современных университетов. Представлен анализ изучения данного вопроса в научных кругах Украины и России. Детально описана модель и структура корпоративного стандарта информационно-коммуникационных компетенций преподавателя на примере Киевского университета имени Бориса Гринченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей современного университета. Корпоративные стандарты»

Морзе Н.В.1, Кочарян А.Б.2

1 Киевский Университет имени Бориса Гринченка, проректор по вопросам информатизации и управленческой деятельности, [email protected] 2 Киевский университет имени Бориса Гринченка, младший научный сотрудник,

a. kocharian @ kubg. edu.ua

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей современного университета. Корпоративные стандарты

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационные компетенции преподавателя высшей школы, корпоративные стандарты университета,

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрываются пути формирования информационно-коммуникационных компетенций преподавателей современных университетов. Представлен анализ изучения данного вопроса в научных кругах Украины и России. Детально описана модель и структура корпоративного стандарта информационно-коммуникационных компетенций преподавателя на прримере Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Экономические изменения, происходящие во всем мире, требуют пересмотра роли высшего учебного заведения в обществе в связи с необходимостью подготовки не только грамотного специалиста, но специалиста, владеющего навыками, необходимыми для того, чтобы быть успешным в 21 столетии. Глобальные мировые тренды развития образовательных технологий обуславливают потребность в инновационных реформах системы высшей школы. Такая реформа должна способствовать конкурентоспособности высшего учебного заведения.

Управление изменениями на государственном уровне требует инновационных подходов, в том числе и в сфере подготовки и повышении квалификации профессорско-педагогических кадров. Под инновационным подходом подготовки кадров, а именно профессорско-преподавательского состава современного университета, мы понимаем развитие профессиональных компетенций, отличающихся от накопления знаний, умений и навыков, указанных в образовательных стандартах: образовательно-квалификационных характеристиках и образовательно-профессиональных программах подготовки, разработанных Министерством образования и науки Украины.

Понятийный аппарат компетенций обсуждается в научных кругах с 70-х годов 20 столетия. Но только в последнее время в связи со

стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, когда потребность в новых знаниях опережает темпы их приобретения, понятие компетенции все больше привлекает внимание исследователей в области подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров современного университета. Поэтому в высших учебных заведениях Украины острой является потребность научно-педагогических кадров, способных формировать у студентов навыки 21 столетия, используя современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Вопросами формирования и развития информационно-коммуникационных компетенций преподавателей высшей школы занимаются многие ученые и педагоги. Так, проблемы формирования компьютерной грамотности и информационной культуры отображены в работах Н.В. Апатовой, Л.П. Бабенко, С.П. Балашова, М.И. Жалдака, А.Н. Пехоты, Ю.В. Рамского и др.

Вопросы интеграции ИКТ в учебный процесс высшей школы исследуют В.Ю. Быков, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, Н.В. Морзе, А.Н. Спирин, Н.В. Чичерина и др.

Пути использования ИКТ в процессе профессиональной подготовки педагогов нашли свое отображение в работах А.О. Андрющака, С.А. Бешенкова, Р.С. Гуревича, И.В. Роберт, С.В. Панюковой, Л.И. Мартиросян, С.А. Сысоевой и др.

Методические основы подготовки специалистов в системе непрерывного образования в условиях современного информационного пространства разрабатываются Н.Е. Астафьевой, Я.А. Ваграменко, Н.В. Морзе, В.В. Олейником, Г.А. Проценко, С.А. Сысоевой, О.М. Спириным и др.

Анализ научных трудов свидетельствует о важности и необходимости формирования и развития информационно-коммуникационной компетенции профессорско-преподавательских кадров современного университета. Вместе с тем, вопрос методологии и описания действующей модели развития информационно-коммуникационной компетенции преподавателя высшей школы остается недостаточно изученным и актуальным.

В данной статье описывается экспериментальная модель внедрения корпоративных стандартов информационно-коммуникационной компетенции преподавателя современного классического университета на примере Киевского Университета имени Бориса Гринченка.

В Оксфордском словаре понятие «компетенция» трактуется как «способность». Спенсер определяет компетенцию как базовую характеристику человека, которая и обеспечивает ему способность к эффективной профессиональной деятельности. Компетенция также определяется как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность личности, состоящая из знаний, опыта, ценностей и отношений, которые могут целостно реализоваться на практике.

Корпоративные стандарты - правила и принципы, которым следуют все сотрудники учреждения. Целесообразность их введения в отдельно взятом университете объяснятся отсутствием таких на региональном или государственном уровне - с одной стороны, и объективной необходимостью повышения требований к профессиональной компетенции преподавателей - с другой. По нашему мнению, корпоративный стандарт принимается в университетах для создания позитивной мотивации при внедрении неких инноваций в практику работы и не может быть ниже, чем существующий на уровне государства или при его отсутствии - ниже европейского, в тех случаях, когда появляются необходимые и достаточные условия для быстрого внедрения инновационных процессов. Корпоративный стандарт информационно-коммуникационной компетенции преподавателя университета - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный Ученым советом университета, который устанавливает предназначенные для общего и многоразового использования сотрудниками норм (стандартов) эффективного использования информационно-коммуникационных технологий по определённым уровням и направлениям. Уровни сформированности информационно-коммуникационных компетенций

определяются конкретными показателями и индикаторами (Схема 1).

-

* Понимание роли ИКТ в образовании

* Учебная программа и оценивание

* Педагогические практики

* Средства ИКТ

* Организация и управление образовательным процессом

* Профессиональное развитие

Индикаторы

1

г -ч

• 1 - применение ИКТ

• II - освоение знаний

• III - производство знаний

Уровни \/А .л/

Схема 1. Модель корпоративного стандарта информационно-коммуникационной компетенции преподавателя университета

Целью внедрения корпоративного стандарта информационно-коммуникационной компетенций преподавателей является обеспечение информативной открытости внутренней политики и публичности университета, свидетельство соблюдения высоких стандартов владения информационно-коммуникационными технологиями и соблюдение корпоративной культуры преподавателями университета. Стандарт улучшает имидж учебного заведения и определяет пути достижения коллективом университета своей миссии и задач.

Корпоративный стандарт информационно-коммуникационной компетенции педагогических и научно-педагогических сотрудников

Киевского университета имени Бориса Гринченко разработан в соответствии со следующими документами:

• типовое Положение про аттестацию научно-педагогических работников [1];

• структура информационно-коммуникационной компетенции учителя, рекомендации, рекомендации ЮНЕСКО [13];

• национальная рамка квалификаций [10];

• стандарт ISO 29990:2010 [14].

За основу создания такого стандарта была принята структура ИКТ-компетенции, разработанная ЮНЕСКО [13]. Взаимодействие трех подходов к обучению, основанных на развитии человеческого потенциала («Использование ИКТ», «Усвоение знаний» и «Производство знаний») и шести аспектов работы («Понимание роли ИКТ в образовании», «Учебная программа и оценивание», «Педагогические практики», «Технические и программные средства ИКТ», «Организация и управление образовательным процессом», «Профессиональное развитие») формируют структуру информационно-коммуникационной компетенции преподавателя высшей школы.

Таблица 1. Структура корпоративного стандарта информационно-коммуникационной компетенции преподавателя университета

Уровни стандарта

Индикаторы Применение ИКТ Освоение знаний

Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики

Учебная программа и оценивание Базовые знания Использование знаний

Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач

Средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты

Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Групповое сотрудничество

Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество

I уровень - применение ИКТ

Стратегической задачей подхода «Применение ИКТ» должна быть подготовка и повышение квалификации преподавателей, которые смогут использовать ИКТ в своей педагогической деятельности. На начальном этапе реализации данного подхода предусматривается формирование навыков отбора и использования в своей работе учебных и (или) игровых программ, различных веб-ресурсов, а также тренажеров для отработки навыков. Преподаватель должен уметь организовать работу со студентами

с использованием ИКТ, а также использовать ИКТ для достижения образовательных результатов. Кроме того, предусматривается развитие навыков использования ИКТ и для своего профессионального развития. Критерии:

1. Понимание роли ИКТ в образовании. Преподаватели понимают государственную образовательную политику, политику Университета и роль ИКТ в образовании.

2. Учебная программа и оценивание. Преподаватели знают образовательные стандарты и требования к их оцениванию по своей учебной дисциплине. Умеют интегрировать ИКТ в учебную программу дисциплины.

3. Педагогические практики. Использование личностно-ориентированного обучения. Умение использовать ИКТ при обучении своей дисциплины.

4. Технические и программные средства ИКТ. Базовые знания и умения использования средств ИКТ для своей предметной области; гибкое умение их использования в зависимости от учебных целей. Умение использовать ИКТ, повышающие эффективность профессиональной деятельности. Подготовка на компьютере разнообразных дидактических материалов в виде инструкций для обеспечения индивидуальной и групповой работы студентов. Поиск в сети Интернет необходимых сведений и критическое их оценивание. Сбор и анализ данных с использованием ИКТ. Общение со студентами и коллегами средствами ИКТ. Использование текстового редактора, средств для подготовки презентаций, графических и мультимедийных программ, сервисов Веб 2.0.

5. Организация и управление образовательным процессом. Организация индивидуальной и групповой деятельности студентов. Способность предоставлять студентам свободный доступ к ИКТ.

6. Профессиональное развитие. Умение использовать ИКТ для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы и профессионального развития.

II уровень - освоение знаний

Важной педагогической практикой в рамках данного подхода является совместная работа со студентами и коллегами, педагогика сотрудничества и проектная деятельность. Преподаватель должен уметь находить необходимые сведения, анализировать и структурировать проблемы, ставить задачи с применением ИКТ (Moodle , Office 365 и др.). Предполагается активное привлечение сетевых ресурсов, которые позволят студентам совместно работать, получать свободный доступ к информации и общаться с внутренними и внешними экспертами при анализе и решении поставленных перед ними проблем (задачей или проектном).

Критерии:

1. Понимание роли ИКТ в обучении. Преподаватели понимают государственную образовательную политику и роль ИКТ в обучении; разрабатывают учебные планы, которые направлены на достижение целей этой политики и решения приоритетных проблем.

2. Учебная программа и оценивание. Обладают глубоким уровнем знаний своего предмета и способны гибко их адаптировать к определенным учебным ситуациям. Способны формулировать комплексные проблемы, решение которых позволяет оценивать понимание студентами предмета.

3. Педагогические практики. Использование личностно-ориентированного обучения. Введение общих учебных проектов и групповой деятельности. Использование формирующего оценивания как основного инструмента, который корректирует учебную деятельность студентов.

4. Технические и программные средства ИКТ. Преподаватели знают различные средства ИКТ для своей предметной области, умеют гибко их использовать в различных ситуациях, возникающих при решении учебных задач и учебных проектов. Использование сетевых ресурсов для организации и координации совместной работы студентов. Использование онлайновых тематических каталогов и баз данных. Мотивация студентов к использованию ИКТ в учебной деятельности. Анализ и оценка достижений студентов с помощью ИКТ. Разработка инструкций для студентов с целью поиска, анализа, обобщения данных и сетевых ресурсов. Предоставление данных в виде графиков и таблиц, их интерпретация. Использование облачных технологий в учебной работе. Разработка и использование авторских электронных учебных курсов.

5. Организация и управление образовательным процессом.

Организация индивидуальной и групповой деятельности студентов. Умение создавать гибкую учебную среду, ориентированную на интересы студентов и с гибким использованием ИКТ для организации совместной работы студентов.

6. Профессиональное развитие. Преподаватели должны уметь разрабатывать комплексные проекты и управлять их выполнением, сотрудничая с коллегами и используя ИКТ для получения информации от своих коллег, экспертов и для своего профессионального развития. Умение использовать ИКТ для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы и профессионального развития, поиска, организации, анализа, интеграции и оценки сведений, которые необходимы для профессионального развития.

II уровень - производство знаний

Результатом должны стать сформированные у студентов навыки 21 столетия: научиться определять собственные цели учебной деятельности и

планировать их достижение. Задачей преподавателя будет моделирование подобного поведения, структурирование учебной деятельности студентов таким образом, чтобы они имели возможность получить необходимые знания и сразу использовать их в своей жизни. Преподаватель становится мастером обучения и «производителем», «творцом» знаний. Для этого необходимо уметь: разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и настраивать образовательные электронные среды (например, Moodle), использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у студентов способности создавать знания и развивать собственное критическое мышление; поддерживать рефлексию как необходимую составляющую учебной работы. Критерии:

1. Понимание роли ИКТ в образовании. Преподаватели понимают главную цель государственной образовательной политики и роль ИКТ в обучении, способны вносить свой личный вклад в обсуждение стратегий развития общества, разработку и реализацию государственных образовательных программ.

2. Учебная программа и оценивание. Преподаватели знают о комплексном характере развития человека, создании условий для результативного обучения. Умеют предвидеть и эффективно реагировать на проблемы в обучении студентов. На высоком уровне осознание и использование самооценивания и взаимооценивания.

3. Педагогические практики. Демонстрация (моделирование, личный пример и др.) процесса обучения (усвоения знаний). Создание ситуаций, в которых студенты используют свои способности.

4. Технические и программные средства ИКТ. Преподаватели организуют учебные сообщества в ИКТ-насыщенной среде. Используют ИКТ для развития профессиональных компетенций студентов создавать знания и рефлексивно постоянно учиться в течении жизни.

5. Организация и управление образовательным процессом.

Преподаватель выполняет роль лидера, которой обучает и оказывает методическую поддержку. Воплощает в жизнь стратегическое видение учебного заведения как инновационного образовательного сообщества в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

6. Профессиональное развитие. Преподаватели способны и мотивированы экспериментировать, непрерывно учиться и использовать ИКТ для построения профессионального научного сообщества, нацеленного на получение новых знаний. Профессиональная компетентность преподавателя университета

может составлять основную проблему, которая может тормозить процесс информатизации в системе образования и повышения его качества в современных условиях развития информационного общества. В этом процессе можно выделить два фактора: сформированность

информационно-коммуникационной компетенции преподавателя высшей школы и развитие способности внедрять в учебный процесс современные ИКТ; быть не только пользователем готовых технологий, но и выступать создателем знаний с использованием современных ИКТ.

Решение проблемы неготовности профессорско-преподавательских кадров университетов к интеграции ИКТ в учебный процесс мы видим в разработке системы развития их информационно-коммуникационной компетенции. И одним из первых его этапов является именно внедрение описанной в статье модели корпоративного стандарта информационно-коммуникационной компетенций.

Литература

1. Типовое Положение про аттестацию научно-педагогических работников. [Электронный ресурс] - Электрон. данные. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1417-13

2. Давыдов А.В. Многоуровневый подход к повышению квалификации преподавателей вуза в сфере информационно-коммуникационных. [Електронний ресурс]. - Электрон. данные. -Режим доступу: http://yspu.Org/images/3/3e/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD %D0%B8%D0%BA_%D0%94%D0%9F%D0%9E_%D0%A2%D0%95%D0%A5._ %D0%A0%D0%95%D0%94..pdf#page=122. - Загол. з титула экрана. - Язык: рус. -Проверено: 27.09.2013.

3. Гнездилова К.Н. Корпоративная культура преподавателя высшей школы и его лояльность к вузу. Электрон. данные. - Режим доступу: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media86089/18_gnezdilova.pdf. - Загол. з титула экрана. - Язык: рус. - Проверено: 27.09.2013.

4. Компетентшсний тдхщ у сучаснш освт: свгтовий досвщ та украшсью перспективи: Бiблiотека з освгтньо!' пол^ики / Пщ заг. ред. О.В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - 112 с.

5. Максимова Л.П. Проблеми шформатизацп вищо! економiчноi осв^и та засоби !х виршення [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/S0C_Gum/pptp/2012_5/Maksim.pdf.- Загол. з титула экрана. - Язык: укр. - Проверено: 27.09.2013.

6. Морзе Н.В. 1нформатичш компетентносп професора - мiф чи реальшсть? / Н. В. Морзе // Науковий часопис Нацюнального педагопчного ушверситету iменi М. П. Драгоманова. Серiя 2, Комп'ютерно-орieнтованi системи навчання / М-во осв^и i науки Украши, Нац. пед. ун-т iм. М. П. Драгоманова. - К. : Вид-во НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2010. - Вип. 9 (16). - С. 89-95.

7. Морзе Н. В. Пщготовка конкурентноздатного випускника мапстратури в умовах сучасного ушверситету / Н. В. Морзе та ш. // Науковий часопис Нацюнального педагопчного ушверситету iменi М.П. Драгоманова. Серiя 5, Педагопчш науки: реалп та перспективи : наукове видання / М-во осв^и i науки Украши, НПУ iм. М.П. Драгоманова. - Кшв : Вид-во НПУ iм. М.П. Драгоманова , 2011. - Вип. 27. - С.190-196.

8. Образцов П.1. Забезпечення процесу за умови шформатизацп вищо школи // Педагогжа. 2003. №5 с. 27-33

9. Нацюнальний осв^нш глосарш: вища осв^а / авт.-уклад. : I. I. Бабин, Я. Я. Болюбаш, А. А. Гармаш й ш.; за ред. Д. В. Табачника i В. Г. Кременя. - К. : ТОВ «Видавничий дiм «Плеяди», 2011. - 100 с.

10. Про затвердження Нацiональноi рамки квалiфiкацiй. Кабшет Мiнiстрiв Украiни; Постанова, Опис вщ 23.11.2011 № 1341 [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF. - Загол. с титула экрана. - Язык: укр. - Проверено: 27.09.2013.

11. Роль 1КТ у професшнш тдготовщ майбутшх керiвникiв навчальних закладiв [Електронний ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em9/content/09savieo.htm. - Загол. с титула экрана. - Язык: укр. - Проверено:

27.09.2013.

12. Стандартизащя i сертифiкацiя процейв управлiння якiстю освiти у вищому навчальному закладь [Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://pratsi.opu.ua/app/webroot/articles/1312122048.pdf. - Загол. с титула экрана. - Язык: укр. - Проверено: 05.10.2013.

13. Структура ИКТ-компетентности учителя. Рекомендации ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. -Электрон. даннные. - Режим доступа: http://iteach.com.Ua/files//content/5EDCFd01.pdf. -Загол. с титула экрана. - Язык: укр. - Проверено: 01.10.2013.

14. Новый стандарт ИСО для повышения качества образовательных услуг и упрощения международного сравнения. [Электрон. ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://wwwлso.org/iso/ru/home/news_index/news_archive/news.htm?refid=Ref1384. - Язык: рус. - Проверено: 06.10.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.