«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири _№3 (19). Декабрь 2015 (http://md.islu.ru/)
УДК 37.01 ББК 74.200
К. Ю. Плотников Мультидисциплинарность учебного проекта как инструмент реализации индивидуального образовательного маршрута школьника
В статье исследуется мультидисциплинарность (в ряду других проявлений интеграции) как позволяющий обучающемуся реализовывать свою индивидуальность фактор образовательной деятельности в системе (обучение + воспитание). Автор раскрывает причины актуальности, анализирует противоречия, устраняемые при использовании предлагаемого подхода, делает выводы, исходя из понимания процессов на общекультурном когнитивном, личностном и социокультурном уровнях.
Ключевые слова: индивидуализация образования; маршрут обучения; метод учебного проекта; междисциплинарность и мультидисциплинарность; система обучения и воспитания.
K. Yu. Plotnikov
Multidisciplinary Training Project as Implementation Tool of Individual Educational Routes School Student
The article updated by multidisciplinary (which is how a number of another manifestation of integration) as a factor in educational activities (part of the system (Training + Education)) allows the student to realize their individuality. The author reveals the reasons for the relevance, examines the contradictions eliminated by using the proposed approach. Conclusions are made based on the understanding of cognitive processes at general cultural, personal, social and cultural levels.
Key words: individualization of education; the route of training; the method of the training project; interdisciplinary and multidisciplinary; system of training and education.
«Tantum cognoscitur, quantum diligitur» (Августин) «Познаём столько, насколько любим» - так сказал в V веке христианский теолог, философ-неоплатоник Августин Блаженный. В XVII в. Ф. Бэкон, основатель индуктивной методологии научного знания, предложил свой рецепт -«Можем столько, насколько знаем» («Tantum possimus, quantum scimus»).
© Плотников К. Ю., 2015
Человек постиндустриальной эпохи, «цифрового века», времени формирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды, твиттерных революций, глокальных организаций и пр. может и должен объединить веру, эмпиризм, коллективизм Востока с критицизмом, рационализмом, индивидуализацией Запада [1] - с идеей «Можем столько, насколько любим» («Tantum possimus, quantum diligitur»).
Сформулированный такой суммой тезис является актуальным:
- с позиций обозначения места возрождающейся (как наследницы прежних культурно-исторических достижений) России в мировых геополитических, экономических, идеологических процессах ([12], А. А. Проханов, Н. А. Нарочницкая и др.),
- в свете того значения, которое в отечественном образовании придаётся гуманизации, гуманитаризации, личностному подходу (где отдельно можно выделить принцип гуманитарной целостности [8, с. 111, 119]).
Ещё 17 лет назад, отмечая круг проблем [14], среди которых увеличение социально-экономического расслоения, глубокий кризис ценностей и др.), было указано на необходимость внедрения трансдисциплинарных подходов в образовательные программы подготовки будущих специалистов для решения сложных проблем природы, человека и их взаимоотношений. Среди возможных механизмов их устранения назывались: задействование нравственности и духовности, поощрение и расширение программ инноваций, междисциплинарности и трансдисциплинарности с долгосрочной ориентацией на социокультурные цели и потребности) [14].
На важность построения (следовательно, и реализации) индивидуальной образовательной траектории указывается в требованиях к результатам освоения основной программы образования (раздел «метапредметные» [11, ст. 8] и др.), в программе развития универсальных учебных действий, куда включено использование проектной деятельности [11, ст. 18.2.1/4].
Таким образом, рассмотрение мультидисциплинарности учебного проекта как реализации индивидуального образовательного маршрута школьника целе-
сообразно стоящим перед общим средним образованием (и высшим, базой которого оно является) задачам.
В данном исследовании, по ходу дальнейшего раскрытия актуальности и описания педагогической позиции по заявленной теме, решаются такие задачи:
- определив предметом данного исследования мультидисциплинарность учебного проекта, представить его (предмета исследования) отдельные компоненты - «учебный проект» (I) и «мультидисциплинарность» (II);
- определив в качестве объекта реализацию индивидуального образовательного маршрута школьника как систему процесса обучения и процесса воспитания, включающих вектор само- (самовоспитание, самостоятельное обучение), выявить образовательные преимущества предлагаемого подхода (III).
(I) Рассматривая метод учебного проекта, реализуемый через технологию проектного обучения (И. А. Зимняя, И. В. Матяш, Е. С. Полат и др.), стоит отметить как его несомненные достоинства в рамках личностно-ориентированного подхода образования то, что он:
- (1а) способствует развитию личностных качеств (инициативность, самостоятельность, проявление индивидуальной оригинальности в творчестве и пр.), что представлено составляющими процессов саморазвития, самореализации, на основе которых происходят образовательные приращения школьника (предлагаемые согласно указанному объекту исследования в реализации индивидуального образовательного маршрута);
- (1б) позволяет выявить особенности (интересы, наклонности) ученика в когнитивной, эмоциональной сферах, в социальном плане и пр.; что согласуется с идеей расширения дисциплинарности проектов (п. II).
Каждый из этапов осуществления учебного проекта: ценностно-ориентационный, конструктивный, оценочно-рефлексивный, презентативный [7, с. 159-161, 215-219] - также содержит в себе атрибуты индивидуальности обучающегося (1а) и многосферности своего проявления (1б).
Необходимо отметить в разработке и реализации проекта то, что:
- объектом моделирования, входящего в проектную деятельность, может стать объект или явление из сфер научной, социальной, культурной жизни;
- педагогическое внимание переносится с проектируемого (с объекта, с явления) на деятельность по его созданию (к субъекту);
- обучающемуся учебный проект позволяет приобрести инструмент познания (т. н. универсальное учебное действие) - умения проектировать, умения выявлять и решать различные проблемы.
(II) Одной из причин широкой востребованности проектной деятельности, основанной на интегративных началах, стало значительно увеличение в самой жизни противоречий комплексного характера, устранение которых возможно только путём синтеза знаний из разных областей науки.
Само появление такого количества подобного рода проблем вызвано рядом противоречий, среди которых наиболее острыми, на наш взгляд, являются:
- противоречие на уровне познания - между системной целостностью Мира и дисциплинарным характером его изучения в процессе обучения (в школе начальной, средней, высшей);
- противоречие на уровне отдельной личности - между динамичной целостностью психики человека (феномен самости по К. Юнгу, гештальт М. Вертгеймера и др.) и негармоничным обращением к её отдельным компонентам с одновременным подавлением других: мышлением - ощущений, эмоциями - мышления и т. д. (явлений, в т. ч. приводящим к тому, что получило название от греческого «раздвояю» - «схизофрениа»);
- противоречие на социокультурном уровне - между принципами развития «консервативной этнонациональной культурной традиции (локальные культуры) и радикально инновационной в формальном плане, коммерциализированной массовой (глобализированной) культурой [2, с. 122].
Находя решение разного уровня, но схожего рода проблем в том, что называют интеграцией («соединением»), педагогика подразделяет её (интеграции) виды по методам, приёмам, способам, уровням, направлениям.
Способы соединения дисциплин (в классификации Г. Бергер [3, с. 153]) характеризуются типом связей между ними:
- самостоятельная дисциплина (что можно назвать 0-м типом связей);
- междисциплинарность - взаимодействие между 2-мя или несколькими различными дисциплинами (1-й тип связей);
- мультидисциплинарность - сочетание различных дисциплин, не имеющих между собой явных содержательных связей, к примеру: музыки, математики и истории; 2-й тип связей);
- плюридисциплинарность - сочетание дисциплин с определёнными содержательными отношениями (например, латынь, французский и греческий языки) (условно - 3-й тип связей; авт.);
- трансдисциплинарность - создание общей системы аксиом для определённого набора дисциплин» [4-й тип связей; авт.]).
Присутствие взаимовлияния, ведущего к взаимному ускоренному развитию таких направлений, как нано-, био-, информационные технологии и когнитивная наука получило название явления конвергенции (т. н. NBIC-конвергенция / 2002 г.: М. Роко и У. Бейнбридж; в случаях значимых взаимодействий с социо-сферой - NBICS-конвергенция / 2010 г.: М. В. Ковальчук).
Конкретные шаги по переходу к парадигме междисциплинарного подхода в образовании (с отражением конвергенции наук и наукоёмких технологий) прописаны в разработке новых образовательных стандартов «в системе общего среднего образования (в аспекте профилизации) и в профессиональном техническом образовании» [9, с. 203].
Возвращаясь к типам связей дисциплин, можно в отношении к уровню среднего общего (в определённой мере - и в отношении к начальному этапу уровня высшего профессионального) образования отметить наибольшую востребованность мультидисциплинарности, по причине сочетания в ней:
- а) сочетания нескольких дисциплин (к примеру, [6]);
- б) наличия более сложных (чем плюридисциплинарность) вариантов сочетания по принципу «без наличия явных связей», т. е. того, что требует большего внимания при обучении и изучении (например, [10]);
- в) отсутствия общей (как в трансдисциплинарности) системы аксиом, что соответствует уровню сложности изучения на данном этапе образования.
(III) Выводы
На основе перечисленных качеств и связей компонентов мультидисципли-нарного подхода при использовании метода учебного проекта можно обнаружить следующие, применимые в интересах личности обучающегося при реализации его индивидуального образовательного маршрута, преимущества:
1. Возможность школьнику (студенту) выразить свою индивидуальность, представив более подробно, более глубоко те стороны (учебные дисциплины), которые ему близки, понятны, дороги («смочь столько, сколько любишь»).
В данном случае можно говорить об использовании сразу нескольких (или одного из- ) разных вариантов кодификации. Именно так, по принципу взаимодополнения частей целого (к примеру, можно это выразить через четырёхеди-ную структуру языка культуры [4, с. 64], куда позволительно отнести и науку), индивидуум воспринимает Мир, его факты и явления - как наиболее полную картину, при этом используя механизмы мышления:
- а) мифологического (с его целостностью и эмоциональностью);
- б) иконического (начинающегося различием между знаком и денотатом);
- в) инвариантно-логического (обращённого к разуму);
- г) метафорического (в ассоциативных связях; рефлексируемого как игра воображения).
2. Возможность выбирать границы расширения или уменьшения объёма материала по конкретному проекту, что позволяет реализовывать его обучающемуся через различные варианты:
- в группе (разного состава, как по количеству, так и по качеству - т. е. по функциям, ролям) или индивидуально);
- разово или с пролонгацией (серия уроков, в течение года, на несколько лет).
3. По отношению к следующему этапу обучения (к примеру, для средней школы - к высшей; для бакалавриата - к магистратуре; в целом, - к дальнейшей жизни) предлагаемый «инструмент оптимизации [13]) - мультидисциплинар-ный подход является своеобразной пропедевтикой, а значит, увеличивает шансы успешного и адекватного реалиям жизни дальнейшего образовательного прироста.
4. Сверхценно при работе с проектом, обращённом к различным учебным предметам, использовать возможность включения в их круг как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, особенно - предметов искусств, среди которых на первое место, по праву, претендует музыка. В таком случае образовательный маршрут реализуется не только через учебную, но через воспитательную деятельность, в т. ч. - в режиме «само-» [7, с. 40- 46; 5].
5. Безусловной и важной составляющей проектной деятельности является его оценка (то, что на личностном уровне проявляется в рефлексии). Оставляя презентацию критериальной базы за пределами данной статьи, отметим в качестве положительного фактора мультидисциплинарности учебного проекта возможности искать (больше шансов находить) плюсы в учебном продукте, включающем разные дисциплины.
Библиографический список:
1. Байдаров, Е. У. Проблемы дихотомии «Запад-Восток», «Восток-Запад» в глобалистике [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Credo new» Оренбургского отделения Русского философского общества. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/644/59/.
2. Буряк, В. В., Замятина, Э. В. Методологические стратегии исследований современной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2015. - №31. - С. 118-126.
3. Бушковская, Е. А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Том. гос. ун-та . - 2010. - №330. - С. 152-155.
4. Видгоф, В. М. Онтология междисциплинарного подхода и гуманистический принцип эстетико-ориентированной педагогики // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология . - 2008. - №3. - С. 61-64.
5. Горбунова, И. Б., Плотников, К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №19. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/19/pedagogics/gorbunova-plotnikov.pdf.
6. Лунеева, О. Л. Интегративный подход к реализации школьниками учебных проектов по математике и естественнонаучным дисциплинам [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2011. - №3. - Режим доступа: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11305.htm.
7. Плотников, К. Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий [Электронный ресурс]: монография. - СПб. : Лема, 2013. - 268 с. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
8. Ромашов, О. В. Гуманизация образования в России - потребность времени // Вестник МГЛУ. - 2012. - №11. - С.102-120.
9. Роберт, И. В. Перспективные научные исследования, определяющие развитие информатизации образования / И. В. Роберт // Педагогическое образование в России. - 2014. -№4. - С. 199-204.
10. Тебенькова, С. В. Математические аспекты в интегрированных проектах учащихся по литературе и живописи [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2011. - №3. - Режим доступа: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11405.htm.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 19.12.2010, №1897 [Электронный ресурс] // Сайт «Российское образование» - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prm1897-1.pdf.
12. Филимонов, В. В. Некоторые особенности становления русского типа рациональности [Электронный ресурс] // Человек цифровой цивилизации: кол. монография / отв. ред. В. Ю. Колмаков; ред. кол.; Вып. 8. - Красноярск: «Литера-принт», 2009. - Режим доступа: http://www.globalistika.ru/biblio/actual phil 8.htm#f.
13. Шостка, В. И. Мультидисциплинарность как инструмент оптимизации [Электронный ресурс] // Ретроспектива филологии в информационном обществе знаний: материалы V Федерального научного семинара (Крым, Симферополь, 27-29 июня 2015 г.). - Режим доступа: http://www.retro.crimea.edu/publications/2015 1 shostka.pdf.
14. World Declaration On Higher Education For The Twenty-first Century: Vision and Action [Electronic resource] // UNESCO (официальный сайт организации). - URL: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm#world%20declaration.