Научная статья на тему 'Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в Санкт-Петербурге'

Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
400
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL SUPPORT / HIV-POSITIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фионик Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме социальной адаптации ВИЧ-инфицированных женщин с детьми как направлению социальной поддержки данной социальной группы. В работе анализируются основные социологические концепции социальной адаптации, представлены результаты эмпирического исследования по проблемам социального обслуживания ВИЧ-инфицированных женщин, проведенного автором в Санкт-Петербургских центрах социальной помощи семьям и детям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e social adaptation of HIV-infected women with children in Saint Petersburg

The article deals with the problem of social adaptation of HIV-infected women with children as a field of social support for this social group. The main sociological concepts of social adaptation are analyzed in the paper, the results of empirical research on social services for HIV-infected women, conducted by the author in the centers of social assistance to families and children in St. Petersburg, are presented.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в Санкт-Петербурге»

Ю. А. Фионик

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Проблема социальной адаптации является одной из ключевых в теории и практике социальной работы. Мир все время меняется, меняются условия жизни и для нормальной жизнедеятельности порой нам необходимо адаптироваться к изменениям, возникшим в обществе.

Существует множество концепций социальной адаптации, предложенных такими учеными как Л. В. Корель, И. А. Милославова, М. В. Ромм и др., проводившими фундаментальные исследования по вопросам социальной адаптации.

В современной социологии социальная адаптация, понимается как «социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации» [1, с 941].

Для того чтобы определить степень соответствия индивида условиям изменяющейся социальной среды, Милославова И. А. [2] предлагает разделить процесс социальной адаптации на четыре стадии.

1. Уравновешивание. На первой стадии устанавливается равновесие между средой и индивидом, путем формирования взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2. Псевдоадаптация. На второй стадии достигается внешняя приспособленность к среде, при этом наблюдается отрицательное отношение к нормам и требованиям среды.

3. Приноравливание. На третьей стадии происходит признание и принятие основных систем ценностей новой среды или ситуации, наблюдаются взаимные уступки.

4. Уподобление. На четвертой стадии происходит психологическое переориентирование индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.

Для определения критериев адаптивного процесса А. А. Реан [3] предлагает рассмотреть выходные параметры деятельности личности, степень интеграции индивида с микро-/макросредой и эмоциональное состояние индивида.

М. В. Ромм [4] полагает, что в процессе социальной адаптации важную роль играют ценностные ориентации человека и субъективная интерпретация адаптивной ситуации.

В процессе социальной адаптации индивид использует установки, которые могут быть целенаправленно сформированы извне, стихийно усвоены в процессе социализации, а также открыты самостоятельно адаптантом.

М. В. Ромм предлагает концепцию социальной адаптации, выделяя четыре идеальные модели взаимодействия среды и индивида.

© Ю. А. Фионик, 2011

1. Принудительная адаптация характеризуется тем, что активной стороной взаимодействия выступает общество. Общество задает параметры, цели и условия, индивид в данной модели пассивен, причем его пассивность имеет относительный характер. Индивид не разрабатывает и не ищет инновационных стратегий, а использует традиционные для него стратегии адаптации. Таким образом, в принудительной адаптационной модели социальная среда принуждает индивида к той или иной ответной адаптивной реакции.

2. Встречная адаптация характеризуется тем, что активной стороной взаимодействия выступает не только общество, но и индивид. Общество по-прежнему задает параметры и цели, а индивид целенаправленно осуществляет свои собственные цели. Происходит столкновение приспособляющей и приспособляемой активностей, при этом цели и задачи субъектов могут быть различными. Активность индивида во встречной адаптационной модели проявляется благодаря его творческому потенциалу. Индивид самостоятельно ищет, а затем применяет инновационные стратегии адаптации.

3. Ресурсная адаптация характеризуется тем, что активной стороной взаимодействия выступает индивид. Индивид задает параметры и цели в процессе субъективного видения социальной реальности. Активность индивида определяется его ресурсами, которые мобилизуются при разрешении значимых для индивида адаптивных ситуаций. Индивид ищет и реализует инновационные стратегии адаптации, и порой эти стратегии могут носить общественно осуждаемый характер. Цели и задачи субъектов зачастую не совпадают, это связано с разницей в понимании ими адаптивной ситуации.

4. Фоновая адаптация характеризуется тем, что оба объекта пассивны. Общество оказывает адаптивное воздействие самим фактом своего существования, а индивид использует традиционные стратегии адаптации.

Концепции социальной адаптации применяются специалистами в работе с различными группами людей, процесс социальной адаптации имеет свои особенности для каждой специфической группы.

В государственном стандарте социального обслуживания населения Российской Федерации под социальной адаптацией принято понимать «систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности» [5, с 5].

По данным Федерального научно-методического «Центра по профилактике и борьбе со СПИДом», в Санкт-Петербурге на 31.12.2010 год зарегистрированы 46402 ВИЧ-инфицированных, из них детей — 360; детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, — 265 [6].

Сложность процесса социальной адаптации в группе ВИЧ-инфицированных обусловлена многими факторами, среди которых наиболее важными являются стигматизация и дискриминация, которые накладываются на тяжелое состояние ВИЧ-инфицированного, что затрудняет процесс социальной адаптации, а порой приводит к дезадаптации индивида в обществе. Страх перед разглашением диагноза, увольнением с работы, непонимание со стороны близких и многие другие факторы могут привести к отстранению ВИЧ-инфицированного от социальной среды, причем инициатива может исходить как от самого индивида, так и от его социального окружения.

Нарушение устойчивых, привычных форм взаимодействия ВИЧ-инфицированного с социальной средой, может привести к его девиантному поведению. К наиболее уязвимой группе можно отнести ВИЧ-инфицированных женщин с детьми. Для того чтобы уменьшить влияние негативных факторов на ВИЧ-инфицированных женщин с детьми и активизировать процесс социальной адаптации, необходимо своевременно оказывать им социальную поддержку.

Проблеме социальной поддержки ВИЧ-инфицированных женщин с детьми достаточно длительное время не уделялось должного внимания. О. И. Бородкина отмечает, что «женщины заслуживают повышенного внимания в программах превенции по ВИЧ/СПИДу, поскольку, во-первых, по физиологическим особенностям они более уязвимы для ВИЧ-инфекции, во-вторых, один из возможных путей трансмиссии вируса иммунодефицита человека — вертикальный, то есть от матери к ребенку...». Данный автор подчеркивает также, что «гетеросексуальная трансмиссия ВИЧ-инфекции повсеместно становится все более распространенным путем передачи ВИЧ-инфекции» [7, с. 296].

В Санкт-Петербурге в 2005-м году, по сравнению с 2000-м, резко увеличилось общее количество ВИЧ-инфицированных граждан, в том числе и детей (табл. 1) [6].

Таблица 1. Количество ВИЧ-инфицированных в Санкт-Петербурге

Зарегистрировано ВИЧ-инфицированных 31.12.2000 31.12.2005

Всего 4749 25464

Детей 10 110

Детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями 2 39

Государственные учреждения были не готовы оказывать необходимую поддержку всем им. Не хватало специалистов, опыта работы с данной группой, не был выработан алгоритм работы, не существовало сети социальной поддержки ВИЧ-инфицированных женщин с детьми. К 2005 году ВИЧ-инфицированным женщинам с детьми были готовы помочь такие общественные организации как «Мама+», «Остров», «Центр инновации» и др. [8]. Общественные организации оказывали психологическую, юридическую, социальную поддержку, в которой нуждались ВИЧ-инфицированные женщины с детьми.

Помощь со стороны государственных учреждений в 2005 году оказывалась в основном в рамках проектов. Можно отметить такие из них как «Ребенок в семье» (2005 год., «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями») [9] и «С красной строки» (2007-2009 годы, Красногвардейский район Санкт-Петербурга) [10].

В рамках проекта «Ребенок в семье» были выделены три направления оказания помощи ВИЧ-инфицированным женщинам с детьми:

1. Медицинское направление — предупреждение угрозы здоровью женщин и их детей со стороны ВИЧ-инфекции, своевременное медицинское вмешательство, иммунизация, адекватное лечение, информирование ВИЧ-инфицированных женщин по медицинским вопросам и др.

2. Социальное направление — устранение препятствий, затрудняющих удовлетворение жизненно важных потребностей детей, создание условий, способствующих их нормальному развитию. У ВИЧ-инфицированных женщин с детьми велика потребность в социальном сопровождении: необходимо обеспечивать их питательными смесями для кормления детей, оказывать им помощь в получении пластиковых карт, информировать их по различным социально значимым вопросам и т. д.

3. Психологическое направление, задача которого — научить матерей справляться с кризисами, ответственно относиться к воспитанию детей. Женщинам необходима помощь психологов, чтобы «снять стигмы», преодолеть психологический кризис, получить консультации по различным жизненно важным вопросам, иметь возможность общаться по принципу «равный равному» и др. [9].

Несмотря на работу общественных организаций и «Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», оказать адекватную помощь ВИЧ-инфицированным женщинам с детьми в достаточной мере не представлялось возможным в связи с их многочисленностью и отсутствием сети социальной поддержки.

К 2010 году ситуация улучшилась. В Санкт-Петербурге на базе СПбГУ «Центров социальной помощи семье и детям» были открыты 18 отделений, в которых ведется работа с ВИЧ-инфицированными женщинами. Общественные организации также активно оказывают юридическую, психологическую и др. помощь. Формируется сеть социальной поддержки ВИЧ-инфицированных женщин с детьми.

Несмотря на успехи, достигнутые в организации поддержки ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, проблему социальной адаптации данной группы нельзя считать решенной. Взаимодействие государственных учреждений с общественными организациями главным образом осуществляется на основе личных взаимоотношений специалистов и руководства, что не позволяет рассчитывать на оптимальное использование адаптивных ресурсов. Обязательное введение договорных отношений сделает процедуру оказания помощи более надежной. Специалисты смогут адекватно рассчитывать и распределять ресурсы, что позволит наладить механизм взаимодействия между общественными организациями и государственными учреждениями. Налаженный механизм совместной работы позволит оказывать своевременную социальную поддержку указанной категории женщин.

Специалисты выделяют следующие особенности социальной поддержки ВИЧ-инфицированных:

— тесная взаимосвязь между медицинской и социальной помощью;

— прием АРВТ, на протяжении всей жизни;

— сохранение конфиденциальности о ВИЧ-статусе клиента;

— психологическая помощь в большом объеме;

— работа с членами семей ВИЧ-инфицированных;

— низкая мотивация клиентов на получение медицинской и социальной помощи [11].

Эффективная социальная помощь ВИЧ-инфицированным способствует социальной адаптации данной группы. Основой успешной социальной адаптации может быть адаптивный потенциал. Л. В. Корель определяет адаптивный потенциал как «совокупность свойств, качеств, характеристик (ресурсов), которые существуют у адаптанта в скрытом виде и «задействуются», то есть актуализируются в ходе адаптации».

Задача специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными, раскрыть и задействовать адаптивный потенциал, в качестве которого выступают:

— ценностно-нормативные установки;

— социальный статус;

— демографический статус;

— социально-психологические характеристики и др.

От адаптивного потенциала зависит способность индивида справляться с ситуацией, принимать свой статус и осваиваться в новом жизненном пространстве. Адаптивный потенциал, как пишет Л. В. Корель, определяет также скорость адаптации и ее конечные результаты: «осуществилась ли ассимиляция или аккомодация или же произошла катастрофическая адаптация — физическое или социальное разрушение адап-танта» [12, с. 307].

Для успешной социальной адаптации необходимо, чтобы оценка индивидом своего адаптивного потенциала была адекватной. Чаще всего, по наблюденям специалистов, ВИЧ-инфицированные недооценивают свои адаптивные возможности, они пассивны, что тормозит процесс социальной адаптации, поэтому им необходима помощь психологов. В случае с ВИЧ-инфицированным, социальная адаптация необходима не только ему самому, но и членам его семьи.

В первом квартале 2011 года в пяти районах Санкт-Петербурга: Красносельском, Московском, Невском, Калининском, Колпинском на базе отделений СПб ГУ «Центров социальной помощи семье и детям» было проведено исследование с целью выявить установки специалистов при оказании социальной поддержки. В Санкт-Петербурге в настоящее время специалисты в работе с представителями различных социальных групп используют стандарты социального обслуживания населения [13]. В указанных стандартах классификация включает 24 социальные группы. Как показало исследование, в настоящее время при работе с ВИЧ-инфицированными женщинами с детьми специалисты используют следующие стандартные наборы (табл. 2):

— набор № 38, разработанный для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, применяется в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания;

— набор № 41, разработанный для несовершеннолетних матерей с младенцами и несовершеннолетних беременных, применяется в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания;

— набор № 46, разработанный для семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, с несовершеннолетними детьми, применяется в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания;

— набор № 47, разработанный для семей, оказавшихся в экстремальной ситуации, применяется в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания;

— набор № 48, разработанный для женщин, пострадавших от любых форм насилия, применяется в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Работа специалистов по данным наборам, не учитывающим специфику заболевания, тормозит процесс социальной адаптации в группе ВИЧ-инфицированных женщин с детьми. Для того чтобы активизировать процесс социальной адаптации, необходимо определить потребности ВИЧ-инфицированных женщин с детьми.

Таблица 2. Стандарты социального обслуживания населения, используемые специалистами в районах при работе с ВИЧ-инфицированными женщинами с детьми

Районы Стандарты

Красносельский 38, 41, 46, 47, 48

Московский 41, 46, 47, 48

Невский 41, 46, 47, 48

Калининский 38, 46

Колпинский 46

Для выявления потребностей ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, были проанализированы 80 дел семей ВИЧ-инфицированных с детьми, находящихся под наблюдением специалистов не менее года. В результате анализа были определены потребности ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в соответствии со следующими направлениями (табл. 3), выделенными в стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.

Таблица 3. Потребности ВИЧ-инфицированных женщин с детьми по количеству

предоставленных услуг

Потребности ВИЧ-инфицированных женщин с детьми Количество услуг

Социально-медицинские 3736

Социально-психологические 4323

Социально-экономические 1248

Социально-правовые 2037

Социально-бытовые 1341

Социально-педагогические 6036

Полученные данные указывают на то, что:

1. На первом месте для ВИЧ-инфицированных женщин с детьми находятся социально-педагогические потребности, что свидетельствует о роли ребенка в жизни ВИЧ-инфицированной женщины;

2. Второе место занимают социально-психологические потребности, что обусловлено психологическим состоянием ВИЧ-инфицированной женщины с ребенком: стигматизация, тревожность, волнение за ребенка, боязнь сообщить близким о своем диагнозе и др.

3. Социально-медицинские потребности — на третьем месте, это связано с тем, что женщина волнуется в первую очередь за ребенка, о своем же здоровье она зачастую не думает.

Выявление потребностей ВИЧ-инфицированных женщин с детьми позволит специалистам определить форму социальной адаптации.

Наиболее действенны такие относительно новые для Санкт-Петербурга формы социальной адаптации как «семейный клуб» и «психологические тренинги для

ВИЧ-инфицированных женщин и членов их семей». Проведение свободного времени вместе с ребенком, в дружелюбной обстановке помогает ВИЧ-инфицированной женщине занять активную позицию в процессе социальной адаптации. Такое приятное общение закладывает основу крепких дружеских отношений, основанных на взаимопонимании и взаимоподдержке матери и ребенка. В семейном клубе важным является такой аспект как равноправное взаимодействие специалиста и ВИЧ-инфицированной женщины. Такие взаимоотношения вызывают у ВИЧ-инфицированных женщин доверие к специалистам, позволяют женщине «открыться», без страха рассказать о своих потребностях. Доверие, возникающее в процессе общения, способствует дальнейшему посещению женщинами семейного клуба. Что немаловажно, женщины приглашают на встречи своих партнеров и родственников. Возможность свободно взаимодействовать, приятная атмосфера, интересные занятия, занимательные игры, общение, индивидуальные консультации позволяют воспринимать социальную среду с положительной стороны. Такая форма социальной адаптации позволяет ВИЧ-инфицированным женщинам налаживать социальные связи, выстраивая сеть социальной поддержки. Семейный клуб помогает «получать информацию и опыт и использовать их для укрепления своей независимой родительской роли, восстановления утраченных социальных функций и связей развития мотивации для решения своих проблем» [10, с. 82]. Принимая участие в деятельности семейного клуба, ВИЧ-инфицированные женщины с детьми «плавно» интегрируются в общество [10].

В данном случае женщинам важно не замыкаться в своем мире, быть «открытыми», научиться «открываться», получать поддержку и контактировать с другими людьми. Поэтому такая форма адаптации как психологический тренинг очень важна. Психологический тренинг для ВИЧ-инфицированных женщин и членов их семей помогает решать ряд проблем в рамках групповой работы. Необходимо отметить, что, несмотря на необходимость психологических тренингов и их распространенность на Западе, в российском обществе они пока не так широко используются [10].

Кроме семейных клубов существуют такие формы социальной адаптации как психологические консультации, телефон «горячая линия», выездной патронаж на дому и др.

Правильно выбранная форма социальной адаптации способствует формированию мотивации к дальнейшему общению со специалистами, приему АРВТ, помогает женщине при необходимости наладить отношения с близкими, создает позитивную установку на будущее и многое другое.

Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, — очень сложный и трудоемкий процесс, требующий дальнейших исследований.

Рассматривая проблему социальной адаптации ВИЧ-инфицированных женщин с детьми, можно сделать следующие выводы.

1. В литературе описаны различные подходы к социальной адаптации. Разработанные учеными концепции ее позволяют подходить к решению проблемы с разных сторон, тем самым, предоставляя специалистам возможность выбора концепции/концепций с учетом специфики данной группы.

2. ВИЧ-инфекция — социально маркированное, инфекционное хроническое заболевание, ведущее к стигматизации и дискриминации больных в связи с бытующим об этой инфекции представлением в обществе. Поэтому проблемы социальной адаптации ВИЧ-инфицированных женщин с детьми требуют особого

внимания в современном обществе. Депрессии, напряжение, тревожность, низкая самооценка, социальная изолированность, возникающие на фоне ВИЧ-инфекции, не позволяют женщине социально адаптироваться в обществе. ВИЧ-инфицированные женщины с детьми составляют особую группу. Как правило, они не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисными жизненными ситуациями, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов для своевременного оказания им медико-социально-психологической помощи. Для активизации процесса социальной адаптации необходима социальная поддержка ответственных лиц, гарантирующая чувство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возможность отвлечься от переживания трудной ситуации.

3. Формирующаяся сеть социальной поддержки, включающая государственные учреждения и общественные организации, позволяет своевременно оказывать необходимую помощь ВИЧ-инфицированным женщинам с детьми.

4. Специалисту, проводя работу с ВИЧ-инфицированными женщинами с детьми, необходимо учитывать множество негативных факторов, препятствующих социальной адаптации. Поэтому необходимо разработать алгоритм работы, который может варьироваться в зависимости от конкретного случая. Придерживаясь этого алгоритма, специалисту будет проще помочь адаптанту.

5. Выявление потребностей ВИЧ-инфицированных женщин с детьми позволяет формировать мотивацию на дальнейшее их обращение к специалистам. На основании потребностей специалист может выбирать индивидуальную форму работы.

6. Введение таких форм социальной адаптации как «семейный клуб» и «психологический тренинг» во все «Центры социальной помощи семье и детям» позволит выработать у ВИЧ-инфицированной женщины активную жизненную позицию, что сделает процесс социальной адаптации более эффективным.

7. Специалисты, работающие с ВИЧ-инфицированными женщинами с детьми, оказывают поддержку и стараются адаптировать женщин с детьми к нормальной жизни. Однако они не могут все время находиться рядом с ВИЧ-инфицированным и улавливать все тонкости в изменении их поведения и психологического состояния. Поэтому очень важную роль в социальной адаптации может играть семья. Роль семьи в процессе социальной адаптации ВИЧ-инфицированных женщин с детьми требует дальнейших исследований.

Литература

1. Леверовская Я. В, Балцевич В. А, Бальцевич С.Я. Социальная адаптация // Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2010. С. 941-942.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1974. 204 с.

3. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.

4. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. 173 с.

5. ГОСТ РФ 52495-2005 // Социальное обслуживание населения. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2006.

6. Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом: Статистика. Количество ВИЧ-инфицированных в России за 2010 год. URL: http://www. hivrussia. org/stat/2010. shtml (дата обращения: 24.05.2011).

7. Бородкина О. И. Модель целевых групп в системе профилактики ВИЧ/СПИДа // Извест. Уральск. гос. ун-та. Сер. 2. Екатеринбург, 2008. Вып. 16. С. 288-301.

8. Бородкина О. И., Викторова Ю. С. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными женщинами, имеющими детей // Теория и практика профилактической социальной работы / под ред. В. А. Самойловой, О. И. Бородкиной. СПб., 2008. С. 309-331.

9. ВИЧ/СПИД и дети: для медицинских и социальных работников / под ред А. Г. Рахмановой. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2006. 359 с.

10. Практика социальной работы с семьями, затронутыми проблемой ВИЧ-инфекции / под ред. О. И. Бородкиной. СПб., 2009. 180 с.

11. Жукова М. В. Организация работы по социальному сопровождению семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, в районных государственных учреждениях социального обслуживания населения // Организация системы социального обслуживания семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции, в Санкт-Петербурге: итоги 4-летней работы и перспективы развития. СПб., 01.12.10. (Рукопись).

12. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

13. Постановление от 22 июля 2008 № 875, об отдельных мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» (в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2008 № 1182). СПб., 2008.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.