Научная статья на тему 'Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема'

Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
982
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS / CRITERIA OF SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION FACTORS / INTRAPERSONAL ADAPTATION / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хорев Иван Михайлович

Статья посвящена проблеме социальной адаптации студентов вузов. В работе рассматриваются психологические факторы социальной адаптации, выделяются социальные факторы адаптации и педагогические критерии адаптированности студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School Students’ Social Adaptation As Topical Psychological and Pedagogical Problem

The article is devoted to the problem of students’ social adaptation. It deals with the psychological factors of social adaptation; singles out the social factors of adaptation and pedagogical criteria for university students’ adaptation.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема»

УДК 151.8:378 ББК 88.5:74.480

Хорев Иван Михайлович

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Khorev Ivan Mikhailovich Post-graduate

Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психологопедагогическая проблема Higher School Students’ Social Adaptation As Topical Psychological and

Pedagogical Problem

Статья посвящена проблеме социальной адаптации студентов вузов. В работе рассматриваются психологические факторы социальной адаптации, выделяются социальные факторы адаптации и педагогические критерии адапти-рованности студента вуза.

The article is devoted to the problem of students’ social adaptation. It deals with the psychological factors of social adaptation; singles out the social factors of adaptation and pedagogical criteria for university students’ adaptation.

Ключевые слова: социальная адаптация студентов, критерии социальной адаптации, социальные факторы адаптации, внутриличностная адаптация, социальная деятельность, социальное общение.

Key words: social adaptation of students, criteria of social adaptation, social adaptation factors, intrapersonal adaptation, social activity, social interaction.

Многочисленные исследования проблем социальной адаптации свидетельствуют о том, что у каждой личности есть свой адаптационный барьер, который включает все особенности психологического склада личности, а также возможности адаптивного реагирования на воздействия факторов внешней среды. В личностном плане существует зависимость социальной адаптации от степени выраженности таких качеств как общительность, тревожность, сила моральных качеств и других.

Ведущий фактор внешнего воздействия - это социальная реальность и ее изменения. В условиях социальной нестабильности происходит ряд изменений, затрагивающих социальный статус, опыт личности, её компетентность в решении социальных и бытовых проблем. Социальная нестабильность может приво-

дить к ломке стереотипов, изменению ценностей, мировоззрения, норм, правил, способов коммуникации, а также моделей поведения. Стоит заметить, что дети и подростки наиболее подвержены влиянию социальных изменений, нестабильности. Это и приводит к нарушению в формировании ценностей, компетентности, социального статуса, в целом, адаптации в микросоциуме.

Если социальную реальность педагог зачастую изменить не в состоянии, то коррекция личностных качеств студента, таких как тревожность, коммуникативные способности, ценности, нравственные установки - должны и могут быть содержанием социально-педагогической адаптации. При этом важно учитывать, что адаптация к социальной среде предполагает актуализацию социально-значимых качеств, складывающихся в процессе индивидуального жизненного пути и, поэтому, уникальны у каждого человека. Поэтому можно сделать вывод о чрезвычайной индивидуализированности, персонифицированности и уникальности способов социальной адаптации.

В реальной жизни человек одновременно взаимодействует с разными уровнями социальной среды: с производственным коллективом, учебной группой, семьей, новой социальной организацией, новой культурой. И со всеми он стремится установить оптимальное взаимодействие, но далеко не всегда это удается. При этом показатель адаптированности на различных уровнях социальной среды неодинаков, т.е. человек может хорошо и быстро адаптироваться в коллективе сверстников, и быть неуспешным в семейной адаптации, испытывать проблемы во взаимодействии с родителями.

На наш взгляд, особенно значимы в социально-педагогической адаптации следующие психологические факторы:

1. Способность адекватно оценивать ситуацию, ощущать себя субъектом общественной жизни, что должно проявляться в активной жизненной позиции. Способность человека жить настоящим предполагает переживание настоящего момента своей жизни во всей ее полноте, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего, видение жизни целостной. И одновременно

независимость в поступках, стремление руководствоваться собственными целями, убеждениями, принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтацию с групповыми нормами.

2. Уровень самооценки. Под самооценкой понимается отношение индивида к себе, проявляющееся как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Самооценка отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка помогает человеку относится к себе критически, соотносить свои силы и возможности с проблемами разной степени сложности. Неадекватная самооценка может проявляться как неадекватная завышенная, так и неадекватная заниженная. Самооценка в значительной степени определяет степень социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности.

3. Креативность, проявляющаяся в способности созидания нового, характеризующая творческую направленность личности. Креативность - это способность к преобразованию и развитию любой деятельности. Креативность предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Креативность делится на первичную и вторичную. Первичная креативность - это этап вдохновенного творчества, вторичная - процесс детализации творческого продукта, придания ему конкретной предметной формы, требующий упорства, терпения, трудолюбия [2].

Мы считаем, что к социальным факторам адаптации значимым в педагогической деятельности относятся:

1. Ценностные ориентации семьи, педагога, референтной группы сверстников, под которыми мы понимаем моральные, идеологические, эстетические и иные оценки окружающей действительности, а также способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвое-

нии социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

2. Создание педагогических условий для успешного развития вышеперечисленных личностных факторов: способности адекватно оценивать ситуацию, уровня самооценки, креативности, п также формирования социального опыта общения.

Исследователи проблем социальной адаптации (А.А.Крылов, Б. Ф. Ломов, Н.Н. Мельникова, Б. Д. Парыгин) считают, что включенность индивида в определенную деятельность, может рассматриваться в качестве одного из аспектов проблемы адаптированности. При этом действительная включённость, свидетельствующая об оптимальном уровне адаптированности, как правило, сопровождается продуктивной творческой деятельностью, принимаемой и позитивно оцениваемой социумом. Оптимальная форма адаптированности тесно связана с понятием самореализации в реальном социуме, в процессе продуктивного взаимодействия личности и среды. Нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет возможности самореализации, а, значит, высшую форму адаптации. Поэтому эти исследователи выделяют три критерия адаптированности: внутренний, внешний и системный, отражающий характер взаимодействия.

С позиции педагогики эти критерии, на наш взгляд, выглядят так:

1. Внешний критерии - это успешность ребенка в учебной и трудовой деятельности, которая может выражаться в разноплановых достижениях (хорошая успеваемость, победы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и т.п.).

2. Внутренний критерий - оптимальное психоэмоциональное состояние ребенка, обусловленное способностью адекватно оценивать ситуацию, жить настоящим, ощущать себя субъектом общественной жизни, адекватной самооценкой, гибкостью- общительностью к т.п.

3. Системный - самореализация, продуктивная деятельность ребенка, принимаемая и одобряемая его окружением (семьей, сверстниками, педагогами).

Обобщая вышеизложенное, мы выделим ряд принципиальных положений:

• Социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе которого согласовываются требования и ожидания его участников. В общественной жизни адаптация личности выступает фактором оптимизации в регуляции общения, условием и предпосылкой эффективности человеческой деятельности, самоактуализациии и самореализации,

• Социально-педагогическая адаптация - вид социально- культурной адаптации, под которой мы понимаем процесс взаимодействия педагога и ребенка в процессе образования, результатом которого является освоение социальных ценностей, норм, установок социальной жизни, познания социальных ролей, развития личностного потенциала ребенка и педагога. Процесс социально-педагогической адаптации в большей мере представляет собой взаимодействие равноправных сторон (педагога и ребенка), целью которого является самореализация личности ребенка.

Педагогический аспект социальной адаптации состоит в оказании адресной педагогической поддержки ребенку в зависимости от специфики адаптации в экстремальных, изменившихся, постоянных, меняющихся условиях. Социально-педагогическая адаптация преимущественно осуществляется в условиях постоянной или изменяющейся среды.

Исследованием установлено, что к факторам, влияющим на успешность протекания процесса адаптации, относятся биологические, психологические, социальные.

Выделяют три критерия адаптированности: внутренний, внешний и системный. Внешний критерии - это успешность студента в учебной и трудовой деятельности, которая может выражаться в разноплановых достижениях (хо-

рошая успеваемость, победы на соревнованиях, конкурсах и т.п.). Внутренний критерий - оптимальное психоэмоциональное состояние студента-первокурсника, обусловленное способностью адекватно оценивать ситуацию, жить настоящим, ощущать себя субъектом общественной жизни, адекватной самооценкой, гибкостью, общительностью. Системный - самореализация, продуктивная деятельность ребенка, принимаемая и одобряемая его окружением.

В тоже время трактовки целей процесса адаптации отличаются многообразием. В качестве желаемого результата процесса адаптации отмечались и приспособление, и уравновешивание, и самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации. Таким образом, через конечную цель процесса были попытки дать его определение.

В современной литературе принято выделять четыре степени адаптиро-ванности личности в социальной среде:

• начальная стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде. Но его сознание пока не адаптировано к условиям этой среды, отвергая из и придерживаясь прежних ценностных притязаний. С педагогической позиции этот этап можно рассматривать как диагностический, на котором исследуются личностные особенности, потребности, ценностные ориентации, адаптационные возможности студента.

• стадия терпимости - индивид и субъект - носители ценностей новой среды проявляют взаимную терпимость к ориентациям и образцам поведения друг друга. Педагогический аспект этой стадии состоит в помощи студенту в выработке стратегии и тактики действий по успешному вхождению в социальную среду.

• аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании за ними некоторых прежних ориентаций. С педагогической точки зрения это деятельностный этап, на котором студент реализует выработанную совместно со средой, в которую он попал, стратегию действий.

• ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида, и среды. Педагогическое содержание этой стадии состоит в интериоризации знаний, умений, полученных на этапе аккомодации. [1]

Зачастую студент реализовать это самостоятельно, без ряда специализированных направленных мероприятий не может. В этом состоит педагогический аспект социальной адаптации.

Процесс социальной адаптации представлен на трех уровнях:

• общество (макросреда).

На этом уровне процесс социальной адаптации личности выделяется в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества.

• социальная группа (макросреда).

Изучение процесса социальной адаптации на данном уровне помогает обозначить причины, несоответствующего взаимодействия интересов индивидуума с социальной группой. Задача педагога на данном этапе - поставить правильный социальный диагноз и оказать помощь в решении назревшей проблемы.

• индивидуум (внутриличностная адаптация).

Для внутриличностной адаптации характерно стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позицией других индивидуумов. Педагогическая составляющая этого уровня состоит в помощи в выработке индивидуальных адаптационных стратегий.

В этих трех аспектах происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процесс социальной адаптации как активной личности.

Социальная деятельность - основной и специфический механизм в организации адаптации человека. Необходимо учитывать такие его составляющие стороны, как общение, учение, труд, игра. Они позволяют осуществлять полно-

ценную включенность, активное приспособление индивида к новым условиям, в данном случае, студента к условиям вуза.

Социальное общение - ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами. Социальное самосознание личности - важнейший фактор механизма социальной адаптации личности. При котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности. Как отмечает И.А. Савотина, механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективносубъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также приспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное «Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития. [3]

Таким образом, можно сделать вывод, что под социальной адаптацией мы понимаем взаимодействие педагога со студентом в процессе образовательной деятельности, результатом которого является освоение студентом социальных ценностей, норм, установок социальной жизни, познания социальных ролей. А педагогический аспект социальной адаптации состоит в педагогической поддержке адаптивных способностей и адресной поддержке студента в процессе вхождения его в социальную среду высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества //Вопросы психологии. - 2000.-№2. - С.35-41.

2. Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья /под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: изд-во «Образование», 2003. - С.3, 24

3. Савотина, Н.А. Современный опыт воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / Н.А. Савотина //Воспитание школьников. -2003. - № 5. - С. 2-7

Bibliography

1. Bogoyavlenskaya, D.B. Activity Subject in Creativity Issues // Questions of Psychology. - 2000. - №2. - P.35-41.

2. Program for Disabled Children / Under the Editorship of V.V. Sadyrin. -Chelyabinsk: «Education» Publishing House, 2003. - P.3, 24.

3. Savotina, N.A. The Modern Experience of Education: Characteristics and Trends [Text] / N.A. Savotina // Upbringing of Pupils. -2003. - № 5. - P. 2-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.