СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ
МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИХ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS-ORPHANS THROUGH THE APPLICATION OF MODEL CHARACTERISTICS OF THEIR PHYSICAL, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL HEALTH
В.В. Исмиянов V.V. Ismiyanov
Социальная адаптация, модельные характеристики, студенты-сироты, физическое здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье. В статье рассматривается эффективность применения модельных характеристик физического, психологического и социального здоровья студентов-сирот в системе высшего образования. Реализация данных модельных характеристик позволяет раскрыть сущность, структуру и содержание исследуемого феномена «физическое, психологическое и социальное здоровье студентов-сирот» и, главное, проверить эффективность социальной адаптации к образовательной среде вуза.
Social adaptation, model characteristics, students-orphans, physical health, psychological health, social health.
The paper examines the effectiveness of the application of model characteristics of physical, psychological and social health of students-orphans in the system of higher education. The realization of the given model characteristics allows revealing the essence, structure and content of the studied phenomenon of «physical, psychological and social health of students-orphans» and, what is most important, checking the effectiveness of social adaptation to university educational environment.
В настоящее время в нашей стране проблема роста числа детей-сирот, их адаптации и интеграции в обществе вызывает серьезную озабоченность государственных органов. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе [Халимова, Во-рожцова, 2015, с. 97].
Сегодня только что окончившим среднюю школу детям-сиротам и детям, по тем или иным причинам оставшимся без попечения родителей, нелегко привыкать к новым условиям образовательной среды вуза. Неумение студентов-сирот самостоятельно организовывать досуговую деятельность приводит к резкому умственному перенапряжению при подготовке к экзаменам, нарушению режима труда, отдыха, питания, снижению работоспособности и успеваемости, а иногда к отчислению
из вуза [Завьялов, Миндиашвили, 2012, с. 208; Исмиянов, 2014в, с. 59].
Мы считаем, что для успешной адаптации студента-сироты в условиях высшего учебного учреждения необходимы социально-педагогические условия, которые будут способствовать формированию таких адаптивно-важных личностных качеств студентов-сирот, как мотивация учебной деятельности, умение самостоятельной работы, коммуникативные и рефлексивные умения. При этом необходимо выстраивать образовательный процесс так, чтобы в него было встроено инновационное педагогическое пространство физического воспитания, помогающее формированию физического, психологического и социального здоровья студентов-сирот, для успешной их социальной адаптации в системе высшего образования [Исмиянов, 2014а, с. 89; Филиппович, Завьялов, 2012, с.125].
Современные требования жизни к социальному облику студента-сироты побуждают нас говорить о формировании у него физического, психологического и социального здоровья средствами физического воспитания как основополагающего компонента в структуре социальной адаптации к образовательной среде, а также воспитывать адаптивно-важные личностные качества для успешной интеграции в образовательном социуме и дальнейшей жизнедеятельности [Исмиянов, 2014б, с. 79].
В связи с этим актуально ввести в педагогическую терминологию понятие «физическое, психологическое и социальное здоровье» (ФПиСЗ) как комплексную характеристику студента-сироты, отражающую врожденные или приобретенные особенности характера, его готовность к самостоятельной жизни.
Целью данного исследования явилось обоснование модельных характеристик физического, психологического и социального здоровья
студентов-сирот и основных педагогических условий их реализации в системе высшего образования как основополагающего компонента в структуре социальной адаптации.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что применение модельных характеристик физического, психологического и социального здоровья студентов-сирот определяет новое направление в социальной адаптации средствами физического воспитания в системе высшего образования.
При создании модельной характеристики ФПиСЗ студентов-сирот необходимо учитывать качества, свойства и социальные особенности личности. Мы опирались на специфические особенности студентов данной категории и тенденции развития процесса физического воспитания в современном высшем образовании, создание оптимальных условий для открытия нового опыта, новых ценностей и смысла жизни студентов-сирот (рис.).
а
С И
О I
-н Гт1
X
м И Н
и
съ
<
>> ж
о
о о
1-4 ^
о
[-4
§
Рис. Модельные характеристики физического, психологического и социального здоровья студентов-сирот
[ 41 ]
5 ° 2 м о £
й к ^ к
£ м « с
К*
д
н
о
рс
Эффективность предложенных модельных характеристик ФПиСЗ студентов-сирот обусловлена совокупностью организационно-методических основ, средств и механизмов реализации педагогических условий, призванных обеспечить ожидаемый положительный результат.
Содержание модельной характеристики ФПиСЗ студентов-сирот определяется четырьмя компонентами:
1) педагогический - ценностные ориентации студентов-сирот заключаются в том, что для студентов-сирот продолжение профессионального образования является «социальным лифтом» а значит, и большой социальной, моральной и психологической ценностью; диагностический, где происходит систематическое наблюдение в процессе физического воспитания за формированием физического, психического и социального развития студентов-сирот; коррекционный представляет собой систему воздействия на воспитательную деятельность студентов-сирот в процессе физического воспитания; аналитическо-результативный - готовность студентами-сиротами самостоятельно формировать ФПиСЗ средствами физического воспитания и творчески компетентно применять его в педагогическом процессе;
2) физический - в ходе нашего исследования занятия спортивной направленности (волейбол - у девушек и мини-футбол - у юношей) явились жизненно необходимыми для студентов-сирот, которые позволили укрепить их здоровье, целенаправленно воздействовали на весь организм, совершенствовали двигательную деятельность и сформировали общие физические качества и специальные физические качества, определяющие всесторонность физического развития и здоровье студентов-сирот;
3) психологический - регулярные занятия волейболом (у девушек) и мини-футболом (у юношей) улучшили формирование связи между мышлением и деятельностью, поспособствовали укреплению ассоциативной связи между различными психическими процессами, такими как память, мышление, внимание. Также можно отметить, что игровые занятия положительно повли-
яли на регуляцию эмоциональных проявлений и помогли воспитать у студентов-сирот адаптивно-важные личностные качества (положительная самооценка и чувство уверенности в себе, активность), волевые качества (самообладание, выносливость, терпение, настойчивость, решительность и смелость, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, организованность), коммуникативные (чувство коллективизма, умение контактировать с окружающими людьми, контроль над своим поведением, честность, справедливость), чувства и эмоции, очень полезные не только в спортивной деятельности качества, но и в обычной жизни, развитие которых является частью общего развития;
4) социальный - личная самореализация, процесс совершенствования студентов-сирот и познания ими самих себя как результат постоянного роста студентов данной категории и работы с внутренним потенциалом; социальное жизнеустройство студентов-сирот: развитие и самореализация студентов данной категории, социальная адаптированность (с позиций процесса постинтернатной адаптации) в образовательной среде вуза, способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей, которые существуют в высшей школе; качество жизни студентов-сирот, система показателей в социуме вуза, характеризующих степень реализации жизненных стратегий и удовлетворения жизненных потребностей.
Результаты проведенного исследования убедительно доказывают эффективность применения модельных характеристик физического, психологического и социального здоровья студентов-сирот средствами физического воспитания в системе высшего образования, где у студентов-сирот сформированы основные физические, волевые, коммуникативные, личностные качества, чувства и эмоции, которые позволяют обеспечить им социальное продвижение, доступ к важнейшим общественным благам, эффективную интеграцию в социуме. Материалы исследования могут служить основой дальнейших исследований проблемы социальной адаптации, где ФПиСЗ студентов-сирот как осново-
полагающий компонент в структуре социальной адаптации в системе высшего образования будет опираться на их жизнеобеспеченность по схеме: поступление в вуз - получение диплома -трудоустройство.
Библиографический список
1. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Социальные основы физического воспитания в спорте // Развитие образовательного потенциала в условиях реформирования: кол. монография / под общ. ред. акад. РАО А.И. Таюр-ского. Красноярск: Торос, 2012. С. 208-230.
2. Исмиянов В.В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в процессе организации физкультурной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2014а. № 13. С. 89-92.
3. Исмиянов В.В. Анализ количества детей-сирот, занимающихся спортом, в Иркутской области // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 20146. № 8 (114). С. 79-83.
4. Исмиянов В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2014в. Вып. №1 (2). С. 59-62.
5. Филиппович В.А., Завьялов Д.А. Педагогические аспекты формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 125-128.
6. Халимова Н.М., Ворожцова Л.А. Адаптация детей-сирот в условиях среднего профессионального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 97-101.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М