Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная адаптация / социализация / творчество / креативность / арт-терапия / среднее профессиональное образование / колледж / преподаватель-куратор / воспитательная работа / social adaptation / socialization / creativity / creativity / art therapy / secondary vocational education / college / teacher-curator / educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.С. Краснова, В.А. Горбачева

Авторы статьи рассматривают социальную адаптацию и ее методы как важнейший аспект изучения личности, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования, влияние на сознание личности любой возрастной группы. Анализируется культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социальной адаптации и взаимодействия преподавателя с учащимися, раскрытия потенциала студентов, выявления тревожности. В статье рассматриваются эффективные практические методы социализации обучающихся, апробированные на базе отделения среднего профессионального образования Краснодарского государственного института культуры, на базе гуманитарного колледжа Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The author of the article considers social adaptation and its methods as the most important aspect of the study of personality. The work shows the need for its application in the system of secondary vocational education, its impact on the consciousness of the individual of any age group. The researchers analyze cultural and leisure activities as one of the spheres of social adaptation and the interaction of the teacher with students, the disclosure of the potential of students, the identification of anxiety. The article discusses effective practical methods of socialization of students, tested on the basis of the Krasnodar State Institute of Culture, Department of Secondary Vocational Education, the base of the Humanitarian College of the West Kazakhstan Innovation Technological University.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В завершении следует отметить, что немаловажными факторами, влияющие на вовлечённость, могут быть такие показателями, как возраст, пол, благосостояние семьи. Другие определяются возможностями, которыми располагает образовательное учреждение: наличие лабораторий, оборудования, объектов исследования, научных школ. Важную роль в процесс вовлечения все авторы отдают преподавателю, его взаимодействию со студентом, возможности уделять студентам время вне учебного процесса.

Исследование вовлечённости в образовательный процесс является актуальным, поскольку позволяет находить инструменты для повышения качества

Библиографический список

образования и увеличения количества студентов, которые успешно завершили обучение. Но следует иметь в виду, что вовлечённость только в процесс изучения конкретных предметов, без участия студента в других видах деятельности спортивной, социальной, культурной может отрицательно сказаться на развитии так называемых soft skills навыках и его последующим включением в жизнь общества.

Вовлечение обучающихся в изучение курса физики через проектную деятельность может повысить качество подготовки студентов инженерных специальностей и направлений как в профессиональной деятельности, так и развитии междисциплинарных навыков.

1. Манаков Н.А., Ерёмин А.М. Базовая проблема физико-математического образования: приобретённая беспомощность. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 7 - 9.

2. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education. Journal of College Student Develop-ment. 1984; Vol. 25, № 4.

3. Kuh G. Assesing What Really Matters to Student Learn-ing: Inside the National Survey of Student Engagement. Change. 2001a; Vol. 33, № 3.

4. Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehen-sive Understanding of College Effects on Student Learning. Center for the Study of Higher Education, 2010.

5. Малошонок Н. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? Мониторинг университета. Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2011; № 6: 11 - 21.

6. Pace R. Measuring the Quality of College Student Ex-periences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California, 1984.

7. Robert J., Mcneese M.N. Student Involvement/Engage-ment in Higher Education Based on Student Origin. Re-search in Higher Education. 2010.

8. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов. Мониторинг университета. 2010; № 3.

9. Рогожина Т.С. Методология создания образовательного онлайн-курса: от идеи до воплощения. Мир науки, культуры и образования. 2021; № 2 (87): 90 - 93.

References

1. Manakov N.A., Eremin A.M. Bazovaya problema fiziko-matematicheskogo obrazovaniya: priobretennaya bespomoschnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 7 - 9.

2. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education. Journal of College Student Develop-ment. 1984; Vol. 25, № 4.

3. Kuh G. Assesing What Really Matters to Student Learn-ing: Inside the National Survey of Student Engagement. Change. 2001a; Vol. 33, № 3.

4. Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehen-sive Understanding of College Effects on Student Learning. Center for the Study of Higher Education, 2010.

5. Maloshonok N. Studencheskaya vovlechennost': pochemu vazhno izuchat' process obucheniya, a ne tol'ko ego rezul'tat? Monitoring universiteta. Informacionnyj byulleten' NIU VSh'E. 2011; № 6: 11 - 21.

6. Pace R. Measuring the Quality of College Student Ex-periences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California, 1984.

7. Robert J., Mcneese M.N. Student Involvement/Engage-ment in Higher Education Based on Student Origin. Re-search in Higher Education. 2010.

8. Pravdina M. Stili prepodavaniya i vovlechennost' studentov GU VSh'E v process obucheniya: ocenka pozitivnyh 'effektov. Monitoring universiteta. 2010; № 3.

9. Rogozhina T.S. Metodologiya sozdaniya obrazovatel'nogo onlajn-kursa: ot idei do voploscheniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 90 - 93.

Статья поступила в редакцию 15.05.21

УДК 377.031

Krasnova V.S., teacher, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: solncevladoshkah.krd@yandex.ru

Gorbacheva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philology and Teaching Methods, West Kazakhstan Innovation

and Technological University (Uralsk, Kazakhstan), E-mail: valentinagorba55@gmail.com

SOCIAL ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES. The author of the article considers social adaptation and its methods as the most important aspect of the study of personality. The work shows the need for its application in the system of secondary vocational education, its impact on the consciousness of the individual of any age group. The researchers analyze cultural and leisure activities as one of the spheres of social adaptation and the interaction of the teacher with students, the disclosure of the potential of students, the identification of anxiety. The article discusses effective practical methods of socialization of students, tested on the basis of the Krasnodar State Institute of Culture, Department of Secondary Vocational Education, the base of the Humanitarian College of the West Kazakhstan Innovation Technological University.

Key words: social adaptation, socialization, creativity, creativity, art therapy, secondary vocational education, college, teacher-curator, educational work.

В.С. Краснова, преп., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: solncevladoshkah.krd@yandex.ru

В.А. Горбачева, канд. пед. наук, доц., Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск,

E-mail: valentinagorba55@gmail.com

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы статьи рассматривают социальную адаптацию и ее методы как важнейший аспект изучения личности, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования, влияние на сознание личности любой возрастной группы. Анализируется культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социальной адаптации и взаимодействия преподавателя с учащимися, раскрытия потенциала студентов, выявления тревожности. В статье рассматриваются эффективные практические методы социализации обучающихся, апробированные на базе отделения среднего профессионального образования Краснодарского государственного института культуры, на базе гуманитарного колледжа Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, творчество, креативность, арт-терапия, среднее профессиональное образование, колледж, преподаватель-куратор, воспитательная работа.

В настоящее время на рынке труда предъявляются повышенные требования к работникам. Стоит вопрос не только профпригодности, но и способности к адаптации, стрессоустойчивости, быстрого ориентирования к изменениям рабочих процессов. Следовательно, в первую очередь эти вопросы возникают в процессе подготовки студентов. Влекут за собой необходимость изменения обучающего процесса.

Для студентов-первокурсников в первую очередь важна психологическая поддержка, оказанная в пределах образовательного учреждения. Прежде чем приступить к решению вопросов профессиональной адаптации, необходимо помочь студентам влиться в новый коллектив, учебный процесс. На первом и последующих этапах образования одним из самых важных является вопрос социальной адаптации.

Социальная адаптация выступает основным аспектом изучения личности. В изменчивом, регулярно прогрессирующем обществе меняются и эталоны адаптивной системы, а также свод правил, культурных ценностей и социальных норм. В образовательной среде происходит неизбежная реформация личности подростков под влиянием внешних факторов, что определяет необходимость изучения данного направления педагогической деятельности. В современном обществе увеличились риски депрессивного состояния. У молодежи часто встречается невозможность выплеснуть эмоции, они сдерживают переживания и агрессию. Превалирует повышенный уровень тревожности, причиной которого является ожидание равнодушия, отсутствие понимания среди взрослых и сверстников. Это приводит к замкнутости, а затем переходит в депрессию.

Анализируя понятие адаптации, мы выяснили, что самое распространенное - это приспособление к новым условиям. Что происходит на практике: абитуриент, поступив в учебное заведение, предъявляет определенные требования к вузу: ожидает получать образование у опытных педагогов с применением современных технологий. С другой стороны, от него требуется систематический прогресс, способность к самостоятельной работе, посещение занятий, соблюдение дисциплины. Задача педагогического состава состоит в том, чтобы оптимизировать процесс профессиональной и социальной адаптации.

Большое значение на первом этапе обучающегося придается процессу знакомства, а точнее - проведению «диагностики» способностей абитуриента, его коммуникабельности, социальных ожиданий, выявлению проблемных зон, творческих способностей, конкурентоспособности. Все это в совокупности даст ответ на вопрос о том, как долго будет проходить процесс социальной адаптации.

Фундаментом обучающего процесса является первый курс, от которого зависит, насколько преподаватель сможет увлечь профессией, раскрыть перспективы творческого и социального роста. Первый курс, как правило, уже раскрывает социальный и профессиональный потенциал студента. Важно развивать способность трудиться в коллективе. Здесь можно рассмотреть следующие этапы:

1. Студент - преподаватель. В процессе обучения - совместное достижение профессиональной цели.

2. Коллективное творчество. Это может быть и творческий профессиональный проект, и участие в культурно-массовых мероприятиях учебного заведения.

3. Связь куратор - студент, куратор - родители.

Этому способствуют и выполнение коллективных творческих проектов, и общественная нагрузка.

Большое влияние на сознание личности любой возрастной группы имеет культурно-досуговая деятельность, которая определяет социальную адаптацию как свод правил, установок, мотивов и ценностей.

Особенности и структура процесса социализации рассматривались в работах П. Бергера, М. Вебера, Э. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Т. Лукмана, Р. Мёртона, Дж. Мида, П.А. Сорокина, Г Тарда, Ю. Хабермаса, А. Щюца, Белова, П.Л. Лаврова, ГВ. Плеханова [1; 2; 3]. Вопросами развития культурно-досуговой и социально-культурной деятельности занимались такие ученые, как М.С. Бережная, Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Т.Г Киселева, Ю.А. Стрельцов, А.А. Чернец-кая [4; 5; 6].

Цель исследования - разработать и внедрить технологию социальной адаптации подростков средствами культурно-досуговой деятельности на основе применения тестирования творческих способностей личности в условиях учреждений среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования. К одной из форм работы с обучающимися можно отнести художественное воспитание. Главной ее целью является социализация в обществе через совместное творчество, работу в группе, потребность в прекрасном, чувственное мироощущение, реализацию индивидуальных задатков и способностей. Практическое исследование проводилось на базе отделения среднего профессионального образования Краснодарского государственного института культуры и гуманитарного колледжа Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. На этапах исследования приняли участие 239 обучающихся. Участники испытания исследовались на выявление особенностей адаптивности к социальной среде. Применялись следующие методики: программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков с применением методов арт-терапии «Мой мир».

Арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем [7]. К арт-терапии можно отнести изотерапию, музыкальную терапию, которые помогают обучающимся свободнее выражать свои мысли, снизить уровень тревожности, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это один из способов помочь молодым людям улучшить свое самочувствие или найти исцеление, и он предлагает облегчение от стресса или тревоги.

Адаптация посредством искусства - терапия для студентов колледжа, которая требует различных терапевтических методов в зависимости от эмоционального состояния студента. Арт-терапевтические вмешательства разнообразны и включают в себя такие методы, как рисование, живопись, киносъемка, конструирование, аранжировка, смешивание, моделирование, склеивание и прикосновение. Адаптация посредством рисунка, живописи и музыки - это полезные инструменты для арт-терапевтических вмешательств и могут рассматриваться

в сочетании со средствами культурно-досуговой деятельности как определенный «набор инструментов» для идейно-эмоционального воздействия.

В работах Ю.А. Стрельцова выделены возможные содержательные виды межличностной коммуникации в досуге: коммуникации в процессе отдыха и развлечений; в ходе потребления духовных ценностей; на основе созидания духовных ценностей; связанные с деятельностью по распространению духовных ценностей [8].

Рисунок и живопись как виды искусства наиболее широко используются для вмешательства из-за возможности спонтанного и бессознательного выражения внутренних конфликтов. Это помогает выражать менталитет, а также внутренний конфликт или его символическое значение психического заболевания.

Арт-терапия для студентов колледжа обычно используется до первой сессии, чтобы получить представление об эмоциональных чувствах и обстоятельствах молодого человека. Арт-терапия служит весомым элементом лечения психосоматических расстройств. Обращаясь к поведению обучающихся, стоит отметить, что в переходном возрасте уровень разрядки эмоционального напряжения минимален, поэтому необходимо практиковать арт-терапию в сочетании со средствами культурно-досуговой деятельности [6].

Выбор средств культурно-досуговой деятельности определяется с учетом определенного объекта воздействия (дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.) и зависит от тематической направленности мероприятия. Это может быть работа в студиях и кружках, диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, нравственные конференции, встречи с интересными людьми, построенные в различных формах (беседы, мастер-классы, «круглые столы», диспуты, конкурсы и т.д.).

Для испытуемых были проведены мастер-классы. Чтобы получить более точные и дифференцированные показатели анализа, в испытаниях участвовали обучающиеся разных специальностей и возрастных групп. Также мастер-классы проводились в разное время года. Так, обучающиеся по специальности «Инструментальное исполнительство» приняли участие в арт-терапии, темой которой стала роспись и декорирование пасхальных яиц, а испытуемые специальности «Документационное обеспечение и архивоведение» работали над созданием новогодних венков. Студенты направления подготовки «Дизайн» также участвовали в эксперименте, однако творческий подход является для них привычной средой, поэтому испытуемых погрузили в необычную для них атмосферу: они приняли участие в мастер-классе по скульптуре.

Поскольку досуговое общение, в конечном счете, представляет своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговый результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих личностей [9]. Занимая человека творчеством, чем-то новым, чего он до определенного этапа своей жизни не делал, удается проявить новое состояние, воодушевление, мотивацию.

Для выявления уровня творческой составляющей существует множество тестов и опросников. В России наибольшую популярность имеют тесты, адаптированные Е.Е. Туник: тесты творческого мышления Е. Торренса (сложны в обработке и трудоемки в проведении); опросник креативности Джонсона (самооценка творческой личности), батарея тестов, созданная на основе разработок Гилфорда и Торренса. Набор креативных тестов Ф. Вильямса после адаптации Е.Е. Туник (САР) можно считать наиболее удачным вариантом, соответствующим всем требованиям, предъявляемым к тестам (надежность, валидность, быстрота, доступность), его применение возможно для всех возрастов [10].

В своем исследовании мы использовали опросник САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный сотрудниками Московского медицинского института имени И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г.

Таблица

Результаты исследования

№ самочувствие активность настроение

1. до после до после до После

2. 4,6 5,74 3 3,85 4,8 5,76

Из результатов исследования можно сделать вывод, что арт-терапия благоприятно влияет на социальную адаптацию подростков, обучающихся в колледже, независимо от возраста и времени года.

Второй метод адаптации средствами культурно-досуговой деятельности -тренинг «Мой мир», целью которого является помощь участникам в раскрепощении, раскрытии своего внутреннего мира, изучении своего потенциала. Применяемые методики: метафорические ассоциативные карты, арт-терапия.

В зависимости от целей, использование художественных материалов важно для проведения сеансов арт-терапии. Материалы и методы должны быть простыми, например, предварительно вырезанные фотоколлажи, такие как журналы, акварели, цветные карандаши, маркеры, мягкая или масляная пастель и различная бумага: папиросная бумага, цветная бумага или холст. Художественные материалы должны быть недорогими и неструктурированными.

Простые методы и процессы с базовыми материалами эффективнее, потому что целью арт-терапии часто является выявление эмоционального состояния

испытуемого, а не обучение искусству. Маркеры, мягкие или твердые карандаши, акварель, пастель, макулатура или обычная бумага - это привычные материалы для детей и взрослых. Твердые карандаши и цветные карандаши особенно эффективны для обеспечения контроля. Коллаж, живопись, лепка из глины, рисование на маске или изготовление маски - это различные техники арт-терапии. Работа не будет оценена или раскритикована - она будет рассмотрена с психологической точки зрения. Кроме того, эстетический критерий не является необходимым для понимания самой работы.

Занятия арт-терапией могут дать студентам жизненную энергию для улучшения их концентрации на учебе и работе. Благодаря сеансу арт-терапии он может с большей вероятностью учиться эффективно, так же, как он получает физическую и умственную подготовку.

Ключевым аспектом в социальной адаптации является и способность работать в коллективе, эффективным приемом адаптации стал тренинг «Мой мир», цель которого - способствовать повышению самооценки личности, развитию критического мышления и коммуникативных способностей. Участникам тренинга предлагается подготовить коллаж на тему «Мой мир». В результате выявляется психоэмоциональное состояние участников. По использованным ими материалам, изображениям, зарисовкам, положению рисунка в формате, по выбору

Библиографический список

цветового решения определяется уровень тревожности, положение подростка в социуме, его текущее эмоциональное состояние.

Стоит отметить, что для достоверности эксперимента и выявления динамики необходимо проводить тесты САН дважды: до начала эксперимента и после проведения терапии.

Полученные результаты, позволяют сделать вывод о необходимости исследования психоэмоционального состояния подростков и признать эффективными метод арт-терапии и тренинг «Мой мир».

К мощным социализирующим факторам можно отнести культурно-досу-говую деятельность. В педагогическом аспекте культурно-досуговой деятельности образовательных учреждений процессы социализации обучающихся регулирует воспитательная работа, реализация педагогических проектов, способствующих нравственному и комплексному развитию личности. Существует комплексный подход развития личности средствами духовно-нравственного, военно-патриотического, художественно-творческого воспитания. Данный подход ведет к стимулированию социальной активности обучающихся, развитию коммуникативных навыков, организации свободного времени, формированию досуговых запросов различных групп в целях поддержания духовного здоровья.

1. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии: Анализ явлений ассоциации и социальной организации. Москва: КРАСАНД, 2012.

2. Гиддингс Ф.Г. Теория социализации. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

3. Дюркгейм Э. Метод социологии. Санкт-Петербург: Наука, 2006.

4. Кули Ч.Г Человеческая природа и социальный порядок. Москва: Идея-Пресс, 2000.

5. Чернецкая А.А. и др. Технология социальной работы: учебник. Ростов на Дону, 2006.

6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.

У. Бережная М.С. Концепция социально-культурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности. Педагогика искусства. Москва: ИХО РАО, 2008.

8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Санкт-Петербург, 2018.

9. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. Москва, 2003.

10. Энциклопедический словарь: в 6 т. Москва, 2006.

11. Горбачева Д.А., Горбачев А.А., Горбачева В.А. Проблемы диагностики и развития творческого потенциала личности в процессе обучения. Общество: социология, психология, педагогика. 2020; № 12 (80): 195 - 199.

References

1. Giddings F.G. Osnovaniya sociologii: Analiz yavlenij associaciii social'nojorganizacii. Moskva: KRASAND, 2012.

2. Giddings F.G. Teoriya socializacii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

3. Dyurkgejm 'E. Metod sociologii. Sankt-Peterburg: Nauka, 2006.

4. Kuli Ch.G. Chelovecheskaya priroda i social'nyjporyadok. Moskva: Ideya-Press, 2000.

5. Cherneckaya A.A. i dr. Tehnologiya social'nojraboty: uchebnik. Rostov na Donu, 2006.

6. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.

У. Berezhnaya M.S. Koncepciya social'no-kul'turnoj adaptacii molodezhi v processe hudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti. Pedagogika iskusstva. Moskva: IHO RAO, 2008.

8. Kiseleva M.V. Art-terapiya v rabote s det'mi. Sankt-Peterburg, 2018.

9. Strel'cov Yu.A. Kul'turologiya dosuga: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

10. 'Enciklopedicheskij slovar': v 6 t. Moskva, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gorbacheva D.A., Gorbachev A.A., Gorbacheva V.A. Problemy diagnostiki i razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti v processe obucheniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2020; № 12 (80): 195 - 199.

Статья поступила в редакцию 15.05.21

УДК 37

Maslov M.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Department of Library Science and Information Technologies, Altai State Institute of Culture

(Barnaul, Russia), E-mail: maslovmc@mail.ru

METHODS OF CREATIVE DEVELOPMENT AS A CONDITION FOR GENERATING INNOVATIVE IDEAS. The article examines human capital, for which authenticity will be a value, expressed in the need to correlate the knowledge gained with real life problems and the purposefulness of one's practical activities, involvement as a need for solving specific life situations, responsibility as a result of collective thought activity in the process of solving assigned tasks. As part of the development of the personality-developing potential of the student's personality, it is necessary to create conditions for the development of 4 C's: creativity, critical thinking, communication, cooperation through interactive interaction with partners in a cooperation format. "Brainstorming" is a means to achieve a sufficient level of development of these competencies for each student.

Key words: cultural environment, management, library, design thinking, education, educational strategy, project work, research activities, empathy, accumulation of ideas, composing prototypes.

М.С. Маслов, канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, E-mail: maslovmc@mail.ru

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

КАК УСЛОВИЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ

В статье рассматривается человеческий капитал, для которого креативность будет ценностью, выраженной в необходимости соотнести полученные знания с реальными жизненными проблемами и целенаправленностью своей практической деятельности, личная вовлеченность как потребность для решения конкретных жизненных ситуаций, ответственность как результат коллективной мыследеятельности в процессе решения поставленных задач. В рамках развития личностно развивающегося потенциала личности обучающегося необходимо создавать условия для развития 4 «К»: креативности, критического мышления, коммуникации, кооперации через интерактивное взаимодействие с партнерами в формате сотрудничества. Автор считает, что методы и приемы, аналогичные «мозговому штурму», являются средством достижения достаточного уровня развития данных компетенций у каждого современного человека.

Ключевые слова: культурная среда, менеджмент, библиотека, управление, дизайн-мышление, образование, образовательная технология, стратегия образования, проектная деятельность (работа), научно-исследовательская деятельность, эмпатия, генерация идей, прототипирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.