Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вовлеченность / проект / эксперимент / гибкие навыки (soft skills) / междисциплинарные навыки / онлайн-инструмент / цифровой след / engagement / project / experiment / flexible skills (soft skills) / interdisciplinary skills / online tool / digital footprint

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В М. Дронов, Т С. Рогожина

В данной статье предпринята попытка проанализировать трудности, возникающие в преподавании естественнонаучных дисциплин на примере физики. Авторы предлагают способы повысить уровень подготовки по физике за счет вовлечения студентов в проектную деятельность. Проводится анализ критериев вовлечённости при изучении курса с помощью проектной деятельности, разбираются аспекты вовлечения студентов. Авторы приводят количественные и качественные характеристики оценки вовлеченности, описывают различные способы проектной деятельности, рассматривают, какие надпрофессиональные навыки, отвечающие за умение решать разнообразные задачи, коммуникацию и высокую производительность, не связанные с конкретной предметной областью (soft skills), можно развить. В исследовании отмечаются особенности вовлечения студентов в проектную деятельность в период дистанционного обучения и возможность анализа цифрового следа, предлагаются программы совместного ведения проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF INVOLVEMENT IN THE STUDY OF A PHYSICS COURSE THROUGH PROJECT ACTIVITIES

The article attempts to analyze difficulties that arise in the teaching of natural sciences on the example of physics. The authors suggest ways to increase the level of training in physics by involving students through project activities. The analysis of the criteria of involvement in the study of the course with the help of project activities is carried out, the aspects of student involvement are analyzed. The authors provide quantitative and qualitative characteristics of engagement assessment, describe various ways of project activity, and consider what supra-professional skills that are responsible for the ability to solve various tasks, communication, and high productivity that are not related to a specific subject area (soft skills) can be developed. The study highlights the specifics of students’ involvement in project activities during distance learning and the possibility of analyzing the digital footprint, and offers programs for joint project management.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123 - 132.

3. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Pearson Education Limited, 2002.

4. Широких А.Ю. Лингвистические и дидактические особенности разработки профессионально ориентированного курса английского языка. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 404 - 407.

5. Марон А.Е., Резинкина Л.В., Королева Е.Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности. Человек и образование. 2020; № 3 (64): 22 - 26.

6. Чикилева Л.С. Роль тьютора в выборе инструментов педагогического управления для организации самостоятельной работы по иностранному языку. Интеграция образования. 2019; Т. 23, № 3: 476 - 489.

7. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и образование. 2015; № 1 (42): 105 - 108.

References

1. Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Omarova Sh.A. Osobennosti proniknoveniya cifrovyh tehnologij v zhizn' pokoleniya Z: cennosti, povedencheskie patterny i potrebitel'skie privychki internet-pokoleniya. Gosudarstvennoe upravlenie. 'Elektronnyj vestnik. 2020; Vypusk № 83: 271 - 293.

2. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123 - 132.

3. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Pearson Education Limited, 2002.

4. Shirokih A.Yu. Lingvisticheskie i didakticheskie osobennosti razrabotki professional'no orientirovannogo kursa anglijskogo yazyka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 404 - 407.

5. Maron A.E., Rezinkina L.V., Koroleva E.G. Pedagog v prostranstve distancionnogo obucheniya: novye vozmozhnosti. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 3 (64): 22 - 26.

6. Chikileva L.S. Rol' t'yutora v vybore instrumentov pedagogicheskogo upravleniya dlya organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku. Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 3: 476 - 489.

7. Lebedeva M.B. Massovye otkrytye onlajn-kursy kak tendenciya razvitiya obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2015; № 1 (42): 105 - 108.

Статья поступила в редакцию 20.04.21

УДК 378.016

Dronov V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: E-mail: [email protected]

Rogozhina T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ASPECTS OF INVOLVEMENT IN THE STUDY OF A PHYSICS COURSE THROUGH PROJECT ACTIVITIES. The article attempts to analyze difficulties that arise in the teaching of natural sciences on the example of physics. The authors suggest ways to increase the level of training in physics by involving students through project activities. The analysis of the criteria of involvement in the study of the course with the help of project activities is carried out, the aspects of student involvement are analyzed. The authors provide quantitative and qualitative characteristics of engagement assessment, describe various ways of project activity, and consider what supra-professional skills that are responsible for the ability to solve various tasks, communication, and high productivity that are not related to a specific subject area (soft skills) can be developed. The study highlights the specifics of students' involvement in project activities during distance learning and the possibility of analyzing the digital footprint, and offers programs for joint project management.

Key words: engagement, project, experiment, flexible skills (soft skills), interdisciplinary skills, online tool, digital footprint.

В.М. Дронов, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Т.С. Рогожина, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье предпринята попытка проанализировать трудности, возникающие в преподавании естественнонаучных дисциплин на примере физики. Авторы предлагают способы повысить уровень подготовки по физике за счет вовлечения студентов в проектную деятельность. Проводится анализ критериев вовлечённости при изучении курса с помощью проектной деятельности, разбираются аспекты вовлечения студентов. Авторы приводят количественные и качественные характеристики оценки вовлеченности, описывают различные способы проектной деятельности, рассматривают, какие надпрофессиональные навыки, отвечающие за умение решать разнообразные задачи, коммуникацию и высокую производительность, не связанные с конкретной предметной областью (soft skills), можно развить. В исследовании отмечаются особенности вовлечения студентов в проектную деятельность в период дистанционного обучения и возможность анализа цифрового следа, предлагаются программы совместного ведения проектов.

Ключевые слова: вовлеченность, проект, эксперимент, гибкие навыки (soft skills), междисциплинарные навыки, онлайн-инструмент, цифровой след.

Для инженерных профессий фактором успешного становления специалистов является изучение общего (базового) курса физики. В целях повышения качества образования был проведён анализ недостатков в преподавании естественнонаучных дисциплин на примере физики, и сделана попытка выбрать способы, позволяющие студенту полноценно освоить курс.

Смыслом школьного обучения является получение базовых знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения в колледже или вузе. Пробел на любой из ступеней обучения приводит к появлению в последующем незнающего или обладающего неполными, фрагментарными знаниями неконкурентоспособного специалиста.

Современные школьники, как правило, не стремятся сдавать ЕГЭ по физике, а большее количество сдающих получают низкие баллы (средний тестовый балл за 2019 г - 54,4%, за 2020 г - 54,5%). Такая ситуация сложилась за счёт нескольких причин.

Одной из них является небольшое количество часов в изучении физики. Сейчас в большинстве школ два урока в неделю, а появление лицеев с углу-

бленным изучением физики, где с 10 класса может быть пять уроков в неделю, остается немногочисленным.

Недавние исследования [1] показали, что ещё одним фактором является так называемая приобретённая беспомощность при освоении физико-математических дисциплин. Указывается, что с определённого этапа в школе возникает устойчивый психологический барьер, не только препятствующий успешному усвоению физико-математических дисциплин, но и способствующий потере интереса учеников к этой области. При этом формируется установка на невозможность успешного понимания и овладения законами физики, как в школе, так и в дальнейшей учебе и жизни. Отсутствие мотивации во многом определяет неуспешность изучения дисциплины. Обучающиеся не видят способов использования физико-математических дисциплин в жизни и полагают отсутствие необходимости в них в последующем обучении и в будущей профессиональной деятельности.

Сейчас одним из критериев того, насколько студент погружен в изучение дисциплины, является вовлечённость [2; 3; 4]. Вовлечённость обучающегося

рассматривается как процесс, связанный с деятельностью студента [2]. Под вовлечённостью понимают весь спектр действий студента по данной дисциплине: посещение, вопросы на лекции и семинарских занятиях, обсуждения со студентами, с преподавателями, работа в библиотеке вуза [2; 5]. Вовлеченность студентов включает в себя три аспекта: поведенческую вовлеченность, когнитивную и эмоциональную вовлеченность. Важным фактором вовлечения студентов в изучение физики является научная и проектная работа, которая может захватить все этапы и стороны его активности.

Разберём аспекты вовлечения студентов при изучении курса физики на примере проектной деятельности, рассмотрим, что можно измерить для оценки степени вовлечения, и какие надпрофессиональные навыки, отвечающие за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность, не связанные с конкретной предметной областью (soft skills), можно развить. Цель исследования - изучить способы повышения уровня подготовки по физике за счет вовлечения студентов в проектную деятельность.

Степень вовлечения студентов можно измерять по количественным и качественным характеристикам. Количественные определяют, какое время готов потратить студент при изучении физики, качественные - знания и навыки, которые он приобретает. Важной проблемой вовлечения является мотивация студента, а именно - как и где полученные навыки он сможет применить в жизни или в своей профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные моменты проектной деятельности, чтобы ответить на вопросы о том, какие элементы вовлечения можно активировать, какие soft skills навыки будет приобретать студент Под проектом будем подразумевать работу, выполненную студентом или группой студентов от начала до конца, имеющую определённую цель и представленную как некоторый результат: реферат, статья доклад, выступление на конференции, разработка технологии эксперимента или экспериментальной установки. Важно проанализировать, какие параметры вовлечения можно измерять, спрогнозировать способы вовлечения, выявить положительные и отрицательные факторы.

Самой доступной, особенно для студентов первого курса, формой проектной деятельности является выступление с докладами, рефератами, обзорами статей на семинарских занятиях, соответствующих студенческих конференциях. Вовлеченность при такой деятельности можно измерять по количеству консультаций с преподавателем-наставником, консультациями с преподавателями смежных дисциплин по теме проекта, объёмом проекта (число листов), списком литературы. К минусам такой деятельности следует отнести выбор темы, так как не всегда определяется интересами студента и трудностью контроля понимания материала.

Другой вид проектной деятельности может относиться к разработке или отработке эксперимента для постановки новой лабораторной работы. В таком виде проектной деятельности студенту приходится решать большое количество сопутствующих задач: формулирование цели, подбор дидактического материала, умение работать с экспериментальной техникой, постановка эксперимента, вычисление результатов и оценка адекватности полученного результата, а также выводы. Часто экспериментальная работа связана с возникновением проблем, требующих неожиданных решений. Участие в такой деятельности способствует формированию не только теоретических, но и практических навыков, как в выполнении физических экспериментов, так и в междисциплинарных. К критериям вовлеченности, указанным в предыдущем случае, добавляется такая качественная характеристика, как ответственность за экспериментальное оборудование и окончательный результат С другой стороны, боязнь испортить дорогую экспериментальную установку, сделать что-то не так снижает уверенность в своих силах и, следовательно, степень вовлеченности.

Экспериментальные исследования по физике часто требуют специального оборудования. Бывает, что студенты со школы занимаются в экспериментальных проектах и имеют лично приобретённые измерительные приборы и материалы, которые используют для своих проектов в домашних условиях. Например, электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, мультиметр, источники питания и т.д.) сейчас можно свободно приобрести в магазине. В этом случае трудно оценить степень вовлеченности [6], поскольку студент тратит своё время и ресурсы вне стен университета, хотя мотивация студента, глубина его экспериментальной подготовки не вызывает сомнений.

Результат работы проекта может быть представлен в виде доклада на конференции или статьи. Подготовка может включать организационный опыт работы, высокую степень ответственности к представлению материала. Положительным в такой проектной деятельности в физике является более качественная, более детальная проработка и изучение материала, повышение самооценки и своей значимости. В этом случае студент стремится продолжить заниматься физикой и физическими научными исследованиями и в дальнейшем. К критериям вовлечённости добавляются тезисы, статьи, патенты, идущие в портфолио студента.

В качестве отрицательных моментов, часто встречающихся при осуществлении проектной деятельности, можно назвать, что порой участие студента необходимо номинально, «для галочки», в этом случае резко теряется смысл работы, активности, значимости. Осознание бесполезности и бессмысленности выполненной работы может отбить желание не только заниматься дополнительными исследованиями и научной деятельностью, но и уменьшить мотивацию к обучению как физике, так и другим предметам.

Оценку вовлеченности в проектах проводят по критерию сделал проект -участвовал в проекте. Но бывает так, что количество участников ограниченно, например, не могут на одной экспериментальной установке выполнять работу 20 - 30 студентов. Другой аспект связан с ограничением времени выполнения проекта, и студент может пропустить участие в нём по болезни. В этом случае встаёт вопрос о том, как учитывать вовлечённость тех, кто хотел участвовать, но по не зависящей от него причине не смог

В современном развивающемся обществе всё большую роль стало занимать дистанционное обучение, особенно в период карантинных ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Вопросы, связанные с вовлечением студентов в изучение физики, приобретают особый характер.

Мы живем в интересное, динамично изменяющееся время. С одной стороны, общество требует активных, целеустремленных мастеров своего дела, чей труд и креативность нельзя воспроизвести, с другой стороны, развитие конкурентоспособной экономики требует отказаться от низкоэффективной деятельности, заменить человека на роботов. Сегодня задача образования - научить студентов осваивать новые технологии, новые наборы инструментов, научить не только использовать блага цивилизации, но и создавать их.

Все предметы, в которых проводятся занятия дистанционно, позволяют отслеживать цифровой след активности студента. Измеряемыми параметрами являются:

1. Количество посещений занятий, длительность посещения.

2. Активность в чате.

3. Чат логи.

4. Своевременность сдачи отчёта по практическим и лабораторным работам.

С другой стороны, все экспериментальные проекты в период пандемии были свёрнуты, навыки экспериментальных измерений установились на уровне кнопок мыши компьютера или даже экрана смартфона.

Способы оценки вовлечённости в проектную деятельность по физике могут быть такими же, как и по другим дисциплинам: анкета, тесты, цифровой след, личные наблюдения. Важным критерием является возможность количественного измерения вовлечённости [5; 8].

Для сбора разных типов цифрового следа используют информационные системы, чаще всего подразделяемые на три крупных блока: инструменты коммуникации, инструменты совместной работы над документами, инструменты совместной работы над задачами и отдельно стоящий блок LMS. Инструменты коммуникации - это системы, в которых происходит непосредственное общение и собственно коммуникация. Сюда относятся WhatsApp, Discord, Slack. Системы отличаются по функционалу: WhatsApp - потоковая коммуникация, Discord более структурирован, имеет каналы, голосовые и текстовые чаты, Slack используется разработчиками IT-сектора, в образовании практически не применяется. Инструменты совместной работы над документами дают более упорядоченный тип цифрового следа, т.к. представляют собой артефакты деятельности, которая может быть как групповой, так и индивидуальной. Это Open Office, Office 365, GSuite и др. Системы позволяют работать в режиме онлайн, создавать документы, таблицы, презентации. Инструменты совместной работы над задачами - это trello, Miro, Asana, Би-трикс 24, они позволяют снять цифровой след с точки зрения того, как человек взаимодействует с другими членами команды, как формулирует задачи, делегирует их, решает.

Остановимся подробнее на программах совместного ведения проектов Trello и Miro. Инструмент Trello предназначен для совместного ведения проектных задач, имеет простой интерфейс, за счет ботов позволяет создавать различные уведомления, карточки для проектных команд, ставить задачи, прописывать роли, вводить дедлайны. Структура Trello состоит из досок, которые разделены на списки с карточками. Доски можно выделять под конкретные группы или проекты. При этом вся информация находится в одном месте, её можно сегментировать и видеть динамику [9].

Онлайн-инструмент Miro решает задачу совместного проектирования и совместной деятельности в один период времени на общем пространстве. По сути, это виртуальная доска, на которой пользователь получает доступ к неограниченному количеству пространства. На доску можно добавить видео, сообщения, написать комментарии, причем работать над поставленной задачей можно одновременно. Для наглядного структурирования информации имеются шаблоны; много вариантов по проектированию и созданию различных схем, что способствует вовлеченности студентов в данный процесс [9].

Вся полученная информация в совокупности показывает:

- вовлеченность, как показатель активности, участия и инициативы;

- командность, определяющую роль участника в командной работе, выявление вклада, полезности, синергичность, слаженность команды;

- коммуникацию - определение степени участия в общей коммуникации, рефлексия;

- отношение и эмоции - анализ текстов, эмоджи, отношение к теме;

- содержание и разметка терминов, распознавание смыслового наполнения текстов;

- понимание материала в сравнении с лектором. Определяем уровень, границы и погрешности понимания.

В завершении следует отметить, что немаловажными факторами, влияющие на вовлечённость, могут быть такие показателями, как возраст, пол, благосостояние семьи. Другие определяются возможностями, которыми располагает образовательное учреждение: наличие лабораторий, оборудования, объектов исследования, научных школ. Важную роль в процесс вовлечения все авторы отдают преподавателю, его взаимодействию со студентом, возможности уделять студентам время вне учебного процесса.

Исследование вовлечённости в образовательный процесс является актуальным, поскольку позволяет находить инструменты для повышения качества

Библиографический список

образования и увеличения количества студентов, которые успешно завершили обучение. Но следует иметь в виду, что вовлечённость только в процесс изучения конкретных предметов, без участия студента в других видах деятельности спортивной, социальной, культурной может отрицательно сказаться на развитии так называемых soft skills навыках и его последующим включением в жизнь общества.

Вовлечение обучающихся в изучение курса физики через проектную деятельность может повысить качество подготовки студентов инженерных специальностей и направлений как в профессиональной деятельности, так и развитии междисциплинарных навыков.

1. Манаков Н.А., Ерёмин А.М. Базовая проблема физико-математического образования: приобретённая беспомощность. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 7 - 9.

2. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education. Journal of College Student Develop-ment. 1984; Vol. 25, № 4.

3. Kuh G. Assesing What Really Matters to Student Learn-ing: Inside the National Survey of Student Engagement. Change. 2001a; Vol. 33, № 3.

4. Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehen-sive Understanding of College Effects on Student Learning. Center for the Study of Higher Education, 2010.

5. Малошонок Н. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? Мониторинг университета. Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2011; № 6: 11 - 21.

6. Pace R. Measuring the Quality of College Student Ex-periences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California, 1984.

7. Robert J., Mcneese M.N. Student Involvement/Engage-ment in Higher Education Based on Student Origin. Re-search in Higher Education. 2010.

8. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов. Мониторинг университета. 2010; № 3.

9. Рогожина Т.С. Методология создания образовательного онлайн-курса: от идеи до воплощения. Мир науки, культуры и образования. 2021; № 2 (87): 90 - 93.

References

1. Manakov N.A., Eremin A.M. Bazovaya problema fiziko-matematicheskogo obrazovaniya: priobretennaya bespomoschnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 7 - 9.

2. Astin A. Student Involvement: a Developmental Theory for Higher Education. Journal of College Student Develop-ment. 1984; Vol. 25, № 4.

3. Kuh G. Assesing What Really Matters to Student Learn-ing: Inside the National Survey of Student Engagement. Change. 2001a; Vol. 33, № 3.

4. Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehen-sive Understanding of College Effects on Student Learning. Center for the Study of Higher Education, 2010.

5. Maloshonok N. Studencheskaya vovlechennost': pochemu vazhno izuchat' process obucheniya, a ne tol'ko ego rezul'tat? Monitoring universiteta. Informacionnyj byulleten' NIU VSh'E. 2011; № 6: 11 - 21.

6. Pace R. Measuring the Quality of College Student Ex-periences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California, 1984.

7. Robert J., Mcneese M.N. Student Involvement/Engage-ment in Higher Education Based on Student Origin. Re-search in Higher Education. 2010.

8. Pravdina M. Stili prepodavaniya i vovlechennost' studentov GU VSh'E v process obucheniya: ocenka pozitivnyh 'effektov. Monitoring universiteta. 2010; № 3.

9. Rogozhina T.S. Metodologiya sozdaniya obrazovatel'nogo onlajn-kursa: ot idei do voploscheniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 90 - 93.

Статья поступила в редакцию 15.05.21

УДК 377.031

Krasnova V.S., teacher, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]

Gorbacheva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philology and Teaching Methods, West Kazakhstan Innovation

and Technological University (Uralsk, Kazakhstan), E-mail: [email protected]

SOCIAL ADAPTATION OF COLLEGE STUDENTS BY MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES. The author of the article considers social adaptation and its methods as the most important aspect of the study of personality. The work shows the need for its application in the system of secondary vocational education, its impact on the consciousness of the individual of any age group. The researchers analyze cultural and leisure activities as one of the spheres of social adaptation and the interaction of the teacher with students, the disclosure of the potential of students, the identification of anxiety. The article discusses effective practical methods of socialization of students, tested on the basis of the Krasnodar State Institute of Culture, Department of Secondary Vocational Education, the base of the Humanitarian College of the West Kazakhstan Innovation Technological University.

Key words: social adaptation, socialization, creativity, creativity, art therapy, secondary vocational education, college, teacher-curator, educational work.

В.С. Краснова, преп., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: [email protected]

В.А. Горбачева, канд. пед. наук, доц., Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы статьи рассматривают социальную адаптацию и ее методы как важнейший аспект изучения личности, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования, влияние на сознание личности любой возрастной группы. Анализируется культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социальной адаптации и взаимодействия преподавателя с учащимися, раскрытия потенциала студентов, выявления тревожности. В статье рассматриваются эффективные практические методы социализации обучающихся, апробированные на базе отделения среднего профессионального образования Краснодарского государственного института культуры, на базе гуманитарного колледжа Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, творчество, креативность, арт-терапия, среднее профессиональное образование, колледж, преподаватель-куратор, воспитательная работа.

В настоящее время на рынке труда предъявляются повышенные требования к работникам. Стоит вопрос не только профпригодности, но и способности к адаптации, стрессоустойчивости, быстрого ориентирования к изменениям рабочих процессов. Следовательно, в первую очередь эти вопросы возникают в процессе подготовки студентов. Влекут за собой необходимость изменения обучающего процесса.

Для студентов-первокурсников в первую очередь важна психологическая поддержка, оказанная в пределах образовательного учреждения. Прежде чем приступить к решению вопросов профессиональной адаптации, необходимо помочь студентам влиться в новый коллектив, учебный процесс. На первом и последующих этапах образования одним из самых важных является вопрос социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.