Современным студентам интересно изучать материал через дистанционный курс, то есть внеаудиторно - не через лекции и семинары.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дистанционное обучение является эффективным механизмом образовательной системы при условии наличия качественной учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса (как педагогу, так и об-
Библиографический список
учающемуся), осуществления разумного сочетания дистанционных и контактных форм обучения, оперативного контроля качества усвоения обучающимся учебного материала. Также во многом удовлетворенность студентов дистанционным обучением зависит от качества разработки преподавателем дистанционного курса (структура, содержание) и применения в его рамках различных интерактивных инструментов.
1. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Available at: https://base.garant.ru/71770012/
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165.
3. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Омск: Издательство «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», 2017; № 4: 143 - 150. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770275
4. Модорская Г.Г, Ковалева Т.Ю., Ковалев Н.Ю. Анализ мотивов и качества дистанционного образования как инструментарий совершенствования системы дистанционного обучения в вузе. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014; № 25: 89 - 102. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22470249
5. Положение о дистанционных курсах Тувинского государственного университета. Утверждено на заседании УМС ТувГУ протокол от 22.09.2016 г. № 1
6. Положение о Центре дистанционного обучения Тувинского государственного университета. Утверждено ректором от 24.02.2016 г. Принято Ученым Советом ТувГУ протокол от 25.02.2016 г. № 2.
7. Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях в ТувГУ. Утверждено ректором от 29.02.2016 г. Принято Ученым Советом ТувГУ протокол от 25.02.2016 г. № 2.
8. Требования и рекомендации по разработке дистанционных курсов ТувГУ. Утверждены на заседании УМС ТувГУ протокол от 18.02.2016 г. № 6.
References
1. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizaciiobrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.01.2014 № 2. Available at: https://base.garant.ru/71770012/
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2012, № 53, st. 7598; 2013, № 19, st. 2326; № 23, st. 2878; № 30, st. 4036; № 48, st. 6165.
3. Kulikova E.V. Analiz faktorov, soputstvuyuschih distancionnomu obucheniyu v vuze. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. Omsk: Izdatel'stvo «Sibirskij institut biznesa i informacionnyh tehnologij», 2017; № 4: 143 - 150. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770275>
4. Modorskaya G.G., Kovaleva T.Yu., Kovalev N.Yu. Analiz motivov i kachestva distancionnogo obrazovaniya kak instrumental sovershenstvovaniya sistemy distancionnogo obucheniya v vuze. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. Perm': Izdatel'stvo Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta, 2014; № 25: 89 - 102. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22470249
5. Polozhenie o distancionnyh kursah Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno na zasedanii UMS TuvGU protokol ot 22.09.2016 g. № 1
6. Polozhenie o Centre distancionnogo obucheniya Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno rektorom ot 24.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokol ot 25.02.2016 g. № 2.
1. Polozhenie ob 'elektronnom obuchenii i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologiyah v TuvGU. Utverzhdeno rektorom ot 29.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokol ot 25.02.2016 g. № 2.
2. Trebovaniya i rekomendaciipo razrabotke distancionnyh kursov TuvGU. Utverzhdeny na zasedanii UMS TuvGU, protokol ot 18.02.2016 g. № 6.
Статья поступила в редакцию 19.04.21
УДК 372.881.1
Shirokikh A.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITALIZATION IN TEACHING LEXIS AND STUDENTS' AUTONOMOUS LEARNING. The article looks upon the methods of teaching English lexis to higher school students in the modes of autonomous learning. In order to optimize ways of online education and correlate teaching vocabulary with the development of general professional skills a scheme of teacher-students interaction is suggested. The basis of this scheme is online glossaries compilation process seen by the author as a common virtual space for project work. The author considers the content and didactic components of this paradigm of digital education. Theoretical and practical considerations are made to justify the relevance of tasks and their sequencing. The conclusion is that this method of online learning positively influences personal relationships within a group of students, develops soft skills, enhances the subject-specific aspects in language studies, structures knowledge and eliminates the authoritative style in teaching.
Key words: lexis, educational applications and online platforms, feedback, project work, autonomy, tutoring.
А.Ю. Широких, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Статья посвящена онлайн-методам обучения студентов лексике английского языка и форматам самостоятельной работы. С целью оптимизации он-лайн-обучения и корреляции модулей работы по освоению лексики с развитием общепрофессиональных компетенций будущих выпускников вузов предложена схема взаимодействия преподавателя и студентов по составлению онлайн-глоссариев, понимаемых как общедоступное виртуальное пространство для проектной работы. Рассматривается содержательный и лингводидактический компоненты парадигмы цифровой учебно-познавательной деятельности. Автор приводит теоретические и практические обоснования актуальности и уместности учебных мероприятий и их последовательности. Сделан вывод о позитивном влиянии данного метода работы на личностные отношения в группе студентов, развитии «мягких» навыков, повышении профессионализации и структуризации в обучении, а также о снижении уровня авторитарного стиля в преподавании.
Ключевые слова: лексика, учебные онлайн-приложения и платформы, обратная связь, проектная деятельность, автономия, сопровождение обучаемого.
Поведенческие модели тех, кто сейчас является студентами вузов, существенно отличаются от традиционных представлений о том, как и в какой последовательности надо получать знания. Поколение, выросшее «на «жидкокристаллических образах» и которое «к 2025 году будет составлять около 25% всей рабочей силы» [1, с. 272], зависимо от цифровой среды своего обитания. У этих студентов есть врожденный «цифровой интеллект» [2, с. 124], т.е. они социально, когнитивно и эмоционально предрасположены к тому, что большая
часть их жизни проходит в цифровом формате, и способны познавать окружающую их действительность через онлайн-сервисы и платформы. Особенности восприятия образовательной среды современным студентом включают привычку к многозадачности, нетерпеливость, ответственность, стремление к независимости и непризнание авторитетов. Эти стереотипы особенно эксплицитно выражены в изучении английского языка для специальных целей, где студенты чувствуют себя большими специалистами в плане содержания профессионально
ориентированногодискурса, чем преподаватель-лингвистирассматриваютязьi-ковые знания и речевые умения как второстепенное или вспомогательное средство длядостижедиякоммнникасивноднеси. В связи свышеперечодленными проблемами тот формат освоения лексики, который общепринят в лингводидак-тике, дозжепСысьмодифореоонан в сдоесдурифродизацее обуяпнпя и детода самостоятельных студенческих проектов.
Общеизвестно, что самостоятельная работа студентов по требованиям Фе-деральнвгогоду^отнеирогонб разопателрнаге етон^фзонпраатокал с 5о% от всего бюджетного времени, отведенного на дисциплину Самостоятельная работа мoжeтBвпшзaквyантппоoC, так и вниавдаторной. ИШФваззтвенно.преп подаватель может планировать модули учебно-познавательных исследований как домaшзююдoбствиабиyждaтсрeдтзольсaды вфдр ма^е^ а^и^норт^И^ <дм(^п стоятельной работы, видами которой являются проверочные тесты, дискуссии, решение куйновв маиыоисиппао и парн.
Целью данной статьи является описание процедуры составления он-лайн-глоссариев, которые представляются проектным методом самостоятельной рабртыотдаефщоа^лдннымпа порышиние ур^олооиитаpeдoваинвcта, автономии, профессиональных знаний и развитие «мягких» навыков, таких как умение опщатьот, рнботань вкоманcа,зeрлeгирлнни pешaрьвoпдaднгнныlизн-ровать информацию и синтезировать выводы и решения.
Об^^ц^едо п ероблрмьмобуее н иялеквике и теделнга й и-глоссррндв Рьти вызвано также тем, что работа с вокабуляром для студентов вуза является одним из сацыртешб имых» пунктов учебной работы - студенты, как правило, отказываются вести записи слов, ссылаясь на хорошую память, а также неохотно выполняют задания типа «дрилов». Однако для запоминания необходимы «множественные подходы» к рапдюардесию флpбыЩрaЩнчопкайифозeaeгичeдкрд деривационных моделей, грамматических особенностей (часть речи, число и согласоврнид р ^рйфмеииTолнeтopпснаlx зиачяние,кoлaoкaеий ипу^^орм речи, в котором слово употребляется, его парадигматических рядов - синонимов, антонимив и гепoнимви.ЫoднмЛ стороны, эду ирфарморию о спят можсо ньПтп в словарях. Однако практика показывает, что студенты обращаются к ним только для того, чтoMытыяснитыпaыoC-таотделгнырдсреф лмкниоесконнавенвя. Более того, такой «разовый» подход к работе со словарем не актуализирует концепцию персонифицированного обучения, а, как известно, память работает лучше тогда, когдовы пfюr%ткпeоJCcнынpма^ючорен пдизму личордонай о.енки.
С учетом вышеперечисленных постулатов составление онлайн-глосса-рия - это проектные иддaмoовoятeтнноЗтaЯoтытврмeнтoв, лoтpпвыеющаeи которой являются содержательный компонент (в случае обучения иностранному языку - эврлснгвздоическоoрaаФлпeние) и дидскричедкий компокенн к^днто-следовательность педагогических действий, нацеленных на получение знаний и отработкнпaвпlcoи.
С точки зрения лингвистического наполнения онлайн-глоссарий включает все элементы слова [3, с. 16] - форму, значение, регистр речи, грамматические характеритвскр , длoврo0оaлoвюнифколмoкaцсюкоднявaeирипaвaoигмaвиве-ский ряд. На рис. 1 представлена статья глоссария для слова microchip, составленная о-дн^мс ^уоьафдкооьоп Унзтeр-есф0тlрaники:
В девутьсаве самoлpoярeоьнoесиeтоызpapлoе с гррпаoвoHдлЛлты студон-ты собрали всю необходимую информацию о слове microchip - дано 2 опреде-вeаир,врзlдe>кныeпoоeаeдылловлеoттгфвиитзаlз,зeлeз изучснде конрекстев выявлены части речи, коллокации, коннотативные значения и регистры употре-аленипыивaв рени, сp0дaнрпсфpтмaритоб итвориидоз^^риятерми^^^ :^ее с мологии, его синонимах и грамматических особенностях (правильный глагол, исчисляемое существительное) и т.д.
фидaгвпчадкии ко^г^од^т иси сррдетуда дргaнизoLщурчябнюсяepопeая-тий по составлению глоссария уже обсуждалась в научно-методическом плане иранае д зварс тирамидадьвозмодеси тднефленей рода-
ботки информации» [4, с. 405]. В результате длительной учебной работы в он-лврнчфpлlрaвe бы- poзвобоpac BoлрecoвpтЛнlтйе,кек поeоppoиляетея, брлее методически «здравый» цикл учебных мероприятий, включающий использование рдлалн- плэт^(^имз унеонь 1х ceввcдpе. Доднь |й аpюлpыркдlaчлeе п ят ь всриоюрия-занных этапов, описанных и объясненных с точки зрения методики преподавания английского языка ниже:
Этат.
Студенты читают дома установочный текст по теме, соответствующий про-гpамммкye<й и дуздепоннюй в Goo,^-та^/^^ен вытолсор Гдесярп^и^^од положенные ячейки) неизвестные или употребленные в непривычных для них оноченият отввд нз репста, иарсмзонвотя юрюатктсрьаннрlафaaФlП0PPPаеия (слово, перевод, определение, контекст, грамматические особенности, этимология и т.д.) найденной в различных источниках информацией. Слова могут быть как терминами специальной отрасли знаний, так и общеупотребительными словами. Google-таблица в общем доступе, и каждый студент входит под иккaсиpвp.г0манры мoгзгпнддзpдрнфиpмацишядновсеэонно или постепенно, договорившись и распределив «фронт работ». Преподаватель oсдювдиpь, надколнкс ыaчcpалокнкдaд кя>фргяиpyюeниa, используя функцию «История версий» в Google-таблице: всплывающее окно по-кажд «двпора»митерин д ^н^огепнар инсрдмацииТулеоьыделены цвдою в таблице.
Що^^шe нтадсй
Мы пользуемся Google-таблицами, т.к. это самый простой и понятный способ собрать значительное количество информации для использования в общем родрпое.
Поскольку для заполнения статей глоссария необходимо пользоваться сло-зaвямкр дрргзмниедзтo<<нскaжи,uедeнты дрршипяюои сртнсру-ют «метаязык», т.е. тот язык, который используется для объяснения лингвистиче-скот ипФромртио, что ^^дмы^^он слмопн^^(1 запмс впссм-
Более того, поскольку компиляционный процесс является коллективной рабарейо дpрaaндывpивнвают « мяин нлнызи»,pоlpпpоo0cpppь рнботарь вю-манде, навыки поиска информации и ее систематизации, рефлексии и самооценки, способность оценить и дать позитивную оценку работе «коллег», навыки пмрнаpтпa искaмaч.фкрзызaрьвяa имpпдмpщз.ювpсpue ние
онлайн-глоссария - это проектная деятельность, где есть проблема и цель, этап планирования, реализации, оформления и представления результатов.
)
Glossary Managing Information Systems for group 20-8-9 ir В &
Файл Правка Вид Вставка Формат Данные Инструменты Дополнения Справка Последнее изменение: только что п £ р 100% т p. X ,0_ .00 123» Поумолча... т 10 т В J т А Ф, Щ /■■■' ^ ' i ' If' V • H Р 0 7 ' I ■ Р» Noun + noun word combination:
word/
word combination
definition
translation
context I collocations I connotations / register grammar features I synonyms I etymology
microchip
Technical definition;
a small semiconductor module of packaged computer circuitry that serves a specific role in relation to other microchips in a computer hardware system. Popular definition:
A microchip Is a very small piece of silicon inside a computer which can hold large quantities of information or perform malhematical and logical operations.
микрочип noun + noun word combinations: He had been
микросхема looking forward to a career In microchip design, микроэлектроника Companies are exploring the idea of microchip Implants for their workforce to measure their timekeeping.
nouns: The bird has an implanted microchip so his true owner was easily identified. The second would be to use microchips to record the amount of rubbish loaded on to refuse lorries. Using the same microchips we use in personal computers and phones has made the process a whole lot easier. The new technology of microchips and computer software Is learned much faster than the old technology of coal and Iron.
verbs: Our dog has been microchlpped and vaccinated against rabies. More animals have been reclaimed because more owners are mlcrochipplng their pets. So much heartache could have been avoided after Hurricane Katrina if people had had their dogs mlcrochipped.
History of creation:
In 1949, Werner Jacobi, a German engineer for Siemens AG, filed a patent for an amplification device.
Synonyms: silicon chips, Integrated circuits Forms:
noun - regular plural (microchips); participle 1 /2 (microchipping ■ process)/ (microchipped - the state of being) verb (transitive) meaning 'to implant (an animal) with 3 microchip tag for purposes of Identification' Etymology:
Old English cipp "small piece (of wood, slone etc.) separated from a body by a blow from an instrument.
Рис. 1. Статья глоссария студентов 1 курса факультета бизнес-информатики (пример статьи онлайн-глоссария)
Этап 2
Преподаваттьверед следующпмчанятиемпроверйет объем иадекват-ность «вклада» каждого студента, оставляет комментарии в таблице роод1е-та-блицы имеют функцию «Оставить комментарий»), включающие рекомендации по рстранениюешибоп, опеплтокилио ююделии дспалрииельеайьнфермае-и о слове или словосочетании. Следующая задача преподавателя - разработать и ьрокрелидьтсотки нд онвабн-чад ания (учебные сервисы и приложения, такие как
regeneration
heritage
Learningapps, Kahoot, H5P, Wooclap и т.д.) (рис. 2). Можно также прикрепить вопросы к дальнейшему обсуждению текста. Глоссарий составляется на каждую тему отдель но, т.к. перегруженность ссылками может привести к техническим сбоям.
Комментарий
В современноймоделиобразования появился термин «сопровождение обучаемого», который включает «совокупность заданий репродуктивно-поис-кового характера, дидактический комментарий, организацию обратной связи» [5, с. 24]. Сопровооениеобучаемогов со ставлено онлайн-глоссария-одиниз ключевых моментов, т.к. необходимо подсказать, какие реферативные источни-киоредосоавлоютнадёжноюн нржную инфермацию.каочми пользсвотесо.как отобрать то, что относится к тексту и теме занятия, в каком объеме информация должна быть представлена. Таким образом, преподаватель находится в постоян-оомконтнкое с учащимисо.
Перевод слова из пассивного в активный словарный запас проходит через «артикуляционный круг», т.е. когда каждое новое упражнение дает импульс в нозг и выра^нываюеся мнемокикеокчл тнхвини и п.темвгЧвмдлзнаееетот цикл, тем больше вероятность, что слово отложится в долгосрочной памяти. Коеочксове учебкыж меропниотий вэтам «броитулпцноином фиго» может Жытж многократно увеличено за счет использования онлайн-платформ, которые предлагают много вариантов «контролируемой» языковой практики с учетом принци-поыапомми. еакрымер, ризноиб^зие книлекоов; сфажежи «тчте^еия» слова (заполнить пропуски, найти пару, ввести текст, классифицировать, распо-оожкть и пра-чллном пироо^^.фим^де и Демонераз
ции когнитивной глубины слова (например, задания типа «соотнеси» могут быть составлены для определения границ лексико-семантических полей); создание м^И^об сл»вн меOearн¡nиaеp-оoжне т»ифопкты<aо-
тинку к каждому вопросу).
Современные онлайн-технологии предоставляют возможности для «персонификации обучения» [6, с. 476]. Онлайн-задания имеют длительный доступ, и каждый обучаемый имеет возможность делать упражнения столько раз, сколько ему необходимо, в своем личном темпе, с интервалами, соответствующими его психологическим особенностям. Таким образом, обеспечиваются такие принципы запоминания, как повторение, наличие интервалов и пошаговый подход, и каждый учащийся строит собственный, индивидуальный образовательный маршрут. Кроме того, смещение модулей «зазубривания» (drills) в формат внеаудиторной работы освобождает время на отработку целевого вокабуляра в «свободной» практике в аудитории.
Этап 3
Работа в аудитории, в том числе в виртуальной аудитории, т.е. на платформах Zoom или MS Teams. Занятие носит разговорный характер, т.е. вопросы и ответы по тексту, обсуждения, «мозговые штурмы» или ролевые игры.
Комментарий
Чтобы слово отложилось в долгосрочной памяти, необходимо восприятие слова через призму личного опыта и интересов, создание «собственных» контекстов в продуктивных модулях обучения языку - говорении или письме. Для многих студентов развитие продуктивных навыков является чуть ли не единственной целью обучения, и речевые задания актуализируют их мотивацию, внимание и эмоциональное восприятие. Составление онлайн-глоссариев - это пример смешанного обучения, который может повысить эффективность языковой подготовки за счет перераспределения аудиторного и внеаудиторного времени между работой с системными знаниями, рецептивными и продуктивными навыками.
Библиографический список
Этап 4
КькЛоНош-ил'ило првдолжонтетимы, поеподпеалелд просеп стуеентдв ное-ти дополнительные материалы той же тематики - это могут быть как печатные издания, так и аудиофайлы. Студенты работают дома и прикрепляют ссылки на теклтыеочдДклм Сафд-тейлиды.Оне также оставлявттомментареи каелстад, например, что им понравилось в данном материале или почему они считают тот или иной текст уместным в формате работы над данной темой. Получается
своего рода "listening / reading log", т.е. журнал или дневник, в котором студенты делятся текстами и впечатлениями.
Далее студенты выбирают текст из предложенных одногруппниками, читают или слушают его и снова составляют к нему глоссарий. Поскольку таблица в общем доступе, любой студент группы может посмотреть и оценить вклад своих одногруппников, а также добавить информацию, исправить недочеты или оставить комментарий.
Коммпноарий
Скорость усвоения языка зависит от той среды, в которой происходит обу-неоие-Оа^eооаaOers;env¡гonmeч('или,nаn-кat¡veиpеaеers' »nоironment',т.e. среда носителей языка или отсутствие такой среды. Соответственно, неимение доступа к «естественной среде обитания языка» необходимо восполнить за свеоотинияили аидировония большегоколиоеетвааитентичных текстов. Заполненный глоссарий по теме постепенно «обрастает» все новыми и новыми ссылками, и получается своего рода база текстовых данных по определенной теое.
Составление глоссария - это коллективное творчество студентов, реали-чующеезинтнмо-иешыегаиива-ин ^^шижгачестннаист^(^^^оефви обучаемого» и включающее такие типы самостоятельности, как «учебно-образовательную, информационно-познавательную, учебно-организационную, творче-ако-гюнcзoоyжооeвac амостояое-ьностн»[7,с. I-
Этап 5
Даоеевачинантаяследоющий «--такупяниенныВкоуе», кещапыеподовм тель «расшифровывает» информацию статей глоссария для «учебного» потребления, т.е., используя онлайн-платформы, составляет упражнения и предостав-ллет моден-аома-теп в нкмвоидееелтек, примрепленных к соответствующим ячейкам Google-глоссария.
Комментарий
Некоторые задания, как показывает практика, могут составлять сами студенты, например, они с удовольствием работают с такими платформами, как Kahoot или Quizzlet. Соответственно, снова освобождается аудиторное время для свободной речевой практики.
Практика показывает, что данный вид самостоятельной работы студентов изменил их отношение к предмету. Если ранее студенты приходили в аудиторию в ожидании информации, теперь они приходят для практики речи. В целом сложились более доверительные и тесные отношения как между преподавателем и студентами, так и внутри группы. Коллективная работа научила студентов считаться с мнением друг друга и распределять обязанности. Студенты констатируют тот факт, что их навыки анализа текстового материала, работы со словарем, а также уровень профессионализации знаний вырос. Следует также отметить, что этот вид проектной деятельности способствует систематизации знаний - студенты едины во мнении, что онлайн-глоссарий - это удобный ресурс, к которому можно регулярно обращаться для повторения и подготовки к промежуточной аттестации, одним из компонентов которой является лексико-грамматический тест. Работа преподавателя стала более напряженной (необходимы онлайн-консуль-тации во внеурочное время), но и более динамичной (с ведением онлайн-глос-сариев и смещением лексической «зубрежки» в онлайн-пространство занятия проходят в более коммуникативной форме).
Думается, что подобный вид учебной деятельности может быть применим и в других дисциплинах, с другим содержательным наполнением, но с той же дидактической структурой работы.
spiritual renewal or revival utilization of products that would восстановление переровдение ordinarily be lost
Singapore Seoul Shanghai and Washington DC. revi
To tackle this problem the city used a self-financing revi
urban regeneration initiative in Puerto Madero to rev<
redevelop the unused 170-hectare land parcel Car
to an attractive mixed-use waterfront neighborhood. Wh
T>
Th^
Ф https://leamincpapps.Org/d... |D ti?
наспедие
something transmitted bv or acquired from a predecesE part of region's heritage inh(
features belonging to the culture of a particular society, A fund has been set up to preserve the town's heritage inh(
such as traditions, languages, or buildings that were this farm is my heritage from my father as it was for hen
created in the past and still have historical importance him from his father hen
The company says it cannot cut its prices any more because it has a responsibility to its shareholders
Рис.2.Отрывок из глоссария натему ii3Dprintersinconstшctюn" (разработан студентами 1 курса факультета Бизнес-информатика)
1. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник. 2020; Выпуск № 83: 271 - 293.
2. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123 - 132.
3. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Pearson Education Limited, 2002.
4. Широких А.Ю. Лингвистические и дидактические особенности разработки профессионально ориентированного курса английского языка. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 404 - 407.
5. Марон А.Е., Резинкина Л.В., Королева Е.Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности. Человек и образование. 2020; № 3 (64): 22 - 26.
6. Чикилева Л.С. Роль тьютора в выборе инструментов педагогического управления для организации самостоятельной работы по иностранному языку. Интеграция образования. 2019; Т. 23, № 3: 476 - 489.
7. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и образование. 2015; № 1 (42): 105 - 108.
References
1. Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Omarova Sh.A. Osobennosti proniknoveniya cifrovyh tehnologij v zhizn' pokoleniya Z: cennosti, povedencheskie patterny i potrebitel'skie privychki internet-pokoleniya. Gosudarstvennoe upravlenie. 'Elektronnyj vestnik. 2020; Vypusk № 83: 271 - 293.
2. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123 - 132.
3. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Pearson Education Limited, 2002.
4. Shirokih A.Yu. Lingvisticheskie i didakticheskie osobennosti razrabotki professional'no orientirovannogo kursa anglijskogo yazyka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 404 - 407.
5. Maron A.E., Rezinkina L.V., Koroleva E.G. Pedagog v prostranstve distancionnogo obucheniya: novye vozmozhnosti. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 3 (64): 22 - 26.
6. Chikileva L.S. Rol' t'yutora v vybore instrumentov pedagogicheskogo upravleniya dlya organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku. Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 3: 476 - 489.
7. Lebedeva M.B. Massovye otkrytye onlajn-kursy kak tendenciya razvitiya obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2015; № 1 (42): 105 - 108.
Статья поступила в редакцию 20.04.21
УДК 378.016
Dronov V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
(Saint Petersburg, Russia), E-mail: Е-mail: [email protected]
Rogozhina T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
(Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ASPECTS OF INVOLVEMENT IN THE STUDY OF A PHYSICS COURSE THROUGH PROJECT ACTIVITIES. The article attempts to analyze difficulties that arise in the teaching of natural sciences on the example of physics. The authors suggest ways to increase the level of training in physics by involving students through project activities. The analysis of the criteria of involvement in the study of the course with the help of project activities is carried out, the aspects of student involvement are analyzed. The authors provide quantitative and qualitative characteristics of engagement assessment, describe various ways of project activity, and consider what supra-professional skills that are responsible for the ability to solve various tasks, communication, and high productivity that are not related to a specific subject area (soft skills) can be developed. The study highlights the specifics of students' involvement in project activities during distance learning and the possibility of analyzing the digital footprint, and offers programs for joint project management.
Key words: engagement, project, experiment, flexible skills (soft skills), interdisciplinary skills, online tool, digital footprint.
В.М. Дронов, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Т.С. Рогожина, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье предпринята попытка проанализировать трудности, возникающие в преподавании естественнонаучных дисциплин на примере физики. Авторы предлагают способы повысить уровень подготовки по физике за счет вовлечения студентов в проектную деятельность. Проводится анализ критериев вовлечённости при изучении курса с помощью проектной деятельности, разбираются аспекты вовлечения студентов. Авторы приводят количественные и качественные характеристики оценки вовлеченности, описывают различные способы проектной деятельности, рассматривают, какие надпрофессиональные навыки, отвечающие за умение решать разнообразные задачи, коммуникацию и высокую производительность, не связанные с конкретной предметной областью (soft skills), можно развить. В исследовании отмечаются особенности вовлечения студентов в проектную деятельность в период дистанционного обучения и возможность анализа цифрового следа, предлагаются программы совместного ведения проектов.
Ключевые слова: вовлеченность, проект, эксперимент, гибкие навыки (soft skills), междисциплинарные навыки, онлайн-инструмент, цифровой след.
Для инженерных профессий фактором успешного становления специалистов является изучение общего (базового) курса физики. В целях повышения качества образования был проведён анализ недостатков в преподавании естественнонаучных дисциплин на примере физики, и сделана попытка выбрать способы, позволяющие студенту полноценно освоить курс.
Смыслом школьного обучения является получение базовых знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения в колледже или вузе. Пробел на любой из ступеней обучения приводит к появлению в последующем незнающего или обладающего неполными, фрагментарными знаниями неконкурентоспособного специалиста.
Современные школьники, как правило, не стремятся сдавать ЕГЭ по физике, а большее количество сдающих получают низкие баллы (средний тестовый балл за 2019 г - 54,4%, за 2020 г - 54,5%). Такая ситуация сложилась за счёт нескольких причин.
Одной из них является небольшое количество часов в изучении физики. Сейчас в большинстве школ два урока в неделю, а появление лицеев с углу-
бленным изучением физики, где с 10 класса может быть пять уроков в неделю, остается немногочисленным.
Недавние исследования [1] показали, что ещё одним фактором является так называемая приобретённая беспомощность при освоении физико-математических дисциплин. Указывается, что с определённого этапа в школе возникает устойчивый психологический барьер, не только препятствующий успешному усвоению физико-математических дисциплин, но и способствующий потере интереса учеников к этой области. При этом формируется установка на невозможность успешного понимания и овладения законами физики, как в школе, так и в дальнейшей учебе и жизни. Отсутствие мотивации во многом определяет неуспешность изучения дисциплины. Обучающиеся не видят способов использования физико-математических дисциплин в жизни и полагают отсутствие необходимости в них в последующем обучении и в будущей профессиональной деятельности.
Сейчас одним из критериев того, насколько студент погружен в изучение дисциплины, является вовлечённость [2; 3; 4]. Вовлечённость обучающегося