Научная статья на тему 'Социальный проект "мы вместе": опыт организации'

Социальный проект "мы вместе": опыт организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна, Ершова Елена Станиславовна, Ершова Софья Альбертовна

Цель исследования определить влияние социального проекта на вовлечённость студентов в учебный процесс и академическую успеваемость, выявить долгосрочные результаты участия студентов в социальном проекте. В ходе исследования применялись следующие процедуры и методы: авторами описан опыт организации социального проекта в вузе, который изначально возник как инициатива студентов, был поддержан коллективом педагогов и привёл к важным образовательным результатам. Применялся метод включённого наблюдения полными участниками образовательного процесса: педагогами и студентами. В результате исследования выявлено, что участие в социальном проекте повлияло на вовлечённость студентов в учебный процесс, способствовало повышению академической успеваемости, привело к важным долгосрочным результатам. Практической значимостью исследования является подтверждённое предположение о том, что участие студентов в социальном проекте, основанном на инициативе студентов, приводит к росту студенческой вовлечённости и академической успеваемости. Статья адресована педагогам, методистам, исследователям проблем организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна, Ершова Елена Станиславовна, Ершова Софья Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECT "WE ARE TOGETHER": EXPERIENCEOF THE ORGANIZATION

The aim of the research is to determine the impact of a social project on the involvement of students into the academic process and academic performance, to identify long-term outcomes of students' participation in the social project. The following methods and procedures of research were used: the experience of organizing a social project in a university is described, which initially emerged as an initiative of students, and then was supported by a team of educators and led to important educational results. The method of included monitoring by the full participants of the educational process: teachers and students was applied. It was revealed that the participation in the social project influenced the involvement of students into the educational process, contributed to the improvement of their academic achievement, led to important long-term results. The practical significance of the research is that the following assumption is confirmed: the participation of students in a social project based on the initiative of students leads to an increase in students’ involvement and academic achievement. The article is addressed to teachers, methodologists, researchers of the problems of higher education organization.

Текст научной работы на тему «Социальный проект "мы вместе": опыт организации»

УДК 378.147

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-23-28

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

Хапаева С.С., Ершова Е.С, Ершова СА.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Цель исследования - определить влияние социального проекта на вовлечённость студентов в учебный процесс и академическую успеваемость, выявить долгосрочные результаты участия студентов в социальном проекте. В ходе исследования применялись следующие процедуры и методы: авторами описан опыт организации социального проекта в вузе, который изначально возник как инициатива студентов, был поддержан коллективом педагогов и привёл к важным образовательным результатам. Применялся метод включённого наблюдения полными участниками образовательного процесса: педагогами и студентами. В результате исследования выявлено, что участие в социальном проекте повлияло на вовлечённость студентов в учебный процесс, способствовало повышению академической успеваемости, привело к важным долгосрочным результатам. Практической значимостью исследования является подтверждённое предположение о том, что участие студентов в социальном проекте, основанном на инициативе студентов, приводит к росту студенческой вовлечённости и академической успеваемости. Статья адресована педагогам, методистам, исследователям проблем организации высшего образования.

Ключевые слова: социальный проект, высшее образование, благотворительность, студенческая вовлечённость.

SOCIAL PROJECT "WE ARE TOGETHER": EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION

S. Khapaeva, E. Ershova, S. Ershova

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Abstract. The aim of the research is to determine the impact of a social project on the involvement of students into the academic process and academic performance, to identify long-term outcomes of students' participation in the social project. The following methods and procedures of research were used: the experience of organizing a social project in a university is described, which initially emerged as an initiative of students, and then was supported by a team of educators and led to important educational results. The method of included monitoring by the full participants of the educational process: teachers and students - was applied. It was revealed that the participation in the social project influenced the involvement of students into the educational

© CC BY Хапаева С.С., Ершова Е.С., Ершова С.А., 2018.

process, contributed to the improvement of their academic achievement, led to important long-term results. The practical significance of the research is that the following assumption is confirmed: the participation of students in a social project based on the initiative of students leads to an increase in students' involvement and academic achievement. The article is addressed to teachers, methodologists, researchers of the problems of higher education organization.

Key words: social project, higher education, charity, student's involvement.

Современные тенденции развития технологического образования связаны с переходом от репродуктивных к продуктивным образовательным технологиям [4, с. 30]. В этом контексте организация учебной деятельности будущих учителей должна быть «направлена на продуктивную учебную деятельность, обеспечивающую развитие познавательных и созидательных способностей личности и позволяющую сформировать профессиональную компетенцию будущих специалистов, придать процессу обучения личностный смысл и значимость, перенести акцент с обучения на учение» [1, с. 4].

Продуктивная деятельность студентов может проходить в рамках выполнения учебных заданий, но по-настоящему осмысленной и значимой она становится, если организована в рамках выполнения проектов социальных, творческих, исследовательских и др. [7, с. 21].

Участие в проектной деятельности (социальных проектах) будущих учителей технологии в процессе подготовки в вузе нацелено на совершенствование окружающего социума и помощи конкретным людям. Исследователи феномена социального проекта отмечают, что «социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [3, с.

6]. Проект реализуется через постановку целей и задач, создание проектной команды, планирование, разработку решений, организацию мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, а для нашего факультета особенно важна возможность создания в процессе проектной деятельности реального объекта с применением самого современного, а при возможности и инновационного оборудования [8, с. 59]. Таким проектом на факультете технологии и предпринимательства МГОУ стал проект «Мы вместе», который изначально возник как инициатива студентов, был поддержан коллективом педагогов и привёл к важным образовательным результатам.

Актуальность проекта обусловлена, с одной стороны, низкой мотивацией обучающихся вузов к посещению занятий и выполнению заданий преподавателей, не достаточной вовлечённостью студентов в учебный процесс, оторванностью педагогического процесса от реальной жизни и проблем молодёжи, а с другой стороны, необходимостью помощи детям и взрослым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [6].

«Цель проекта — объединение усилий студентов, стремящихся внести свой вклад в организацию помощи людям, попавшим в дорожно-транспортные происшествия» [5].

Задачи проекта:

- создание команды проекта, включающей преподавателей и студентов;

- организация совместной деятельности студентов и преподавателей по созданию изделий в рамках дисциплин, изучаемых в университете;

- организация благотворительной ярмарки для сбора средств на оплату реабилитации детей и взрослых, попавших в дорожно-транспортные происшествия;

- тиражирование идеи, вовлечение в благотворительную деятельность максимального количества участников.

В рамках подготовки бакалавров (заочного и очного отделения) факультета технологии и предпринимательства проходят занятия по дисциплинам технологической направленности. В процессе практических занятий студенты выполняют творческо-технологические задания по изготовлению различных изделий декоративно-прикладного искусства [2, с. 97]. Большое количество выполненных творческих работ не находит практического применения.

Идея проекта - организация благотворительной ярмарки, на которой можно было бы продать изделия и перечислить средства на лечение людей (детей и взрослых), пострадавших в ДТП. Идея возникла потому, что один из студентов университета, лично знакомый многим участникам проекта, в 2015 г. был сбит машиной и до сих пор нуждается в дорогостоящей реабилитации.

Для реализации проекта была сформирована команда и чётко распределены задачи. В команду были включены студенты и преподаватели факультета технологии и предпринимательства. Участники команды проекта занимались подготовкой материалов, созданием изделий, отбором выполненных изделий и их оценкой, организацией благотворительной ярмарки (опреде-

ление места проведения ярмарки, необходимого оборудования, подготовка рекламных мероприятий, подготовка концерта), подготовкой документов для перечисления собранных денежных средств, подготовкой отчётной документации.

«Реализация проекта основана на молодёжной самоорганизации, организации сотрудничества между преподавательским составом и студентами. Работа проходила при поддержке администрации факультета под руководством заместителя декана по воспитательной работе с опорой на студенческое самоуправление факультета технологии и предпринимательства» [5]. Первая ярмарка была организована 27 октября 2017 г., опыт был успешным, и к проекту подключились новые участники. Вторая ярмарка состоялась 30 марта 2018 г.

В процессе выполнения проекта проходил сбор данных методом включённого наблюдения и их анализ. Было отмечено повышение посещаемости занятий, повышение качества выполнения заданий и увеличение времени на консультации с преподавателем на тех дисциплинах, которые были связаны с реализацией проекта, что свидетельствовало о росте вовлечённости студентов в процесс обучения в университете. «Студенческая вовлечённость - это совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта» [9, с. 519].

Участие в проекте мотивировало студентов выполнять работы не только для получения оценки, но и для помощи другу, для участия в благотворительной деятельности. Участие в определении стоимости изделия и его

продаже способствовало получению дополнительных трудовых навыков, опыта предпринимательской деятельности. Сотрудничество преподавателей факультета на этапах выполнения проекта позволило установить межпредметные связи, формировать мета-предметные компетенции обучающихся. Праздничная атмосфера ярмарки, участие в общественно полезном общем деле способствовали сплочению коллектива факультета, сотрудничеству.

Проектная деятельность социальной направленности стала одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций будущего учителя технологии. Участие студентов в социальном проекте позволило им выйти на новый творческо-поисковый уровень, применить уже имеющиеся знания в новых ситуациях. К созданию изделий и их оценке были привлечены 80% студентов факультета, что способствовало формированию у них опыта предпринимательской деятельности, 18% студентов вошли в актив команды участвовали в проведении благотворительной ярмарки, в подготовке документов для перечисления собранных денежных средств, в подготовке отчётной документации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что практический опыт внедрения в процесс обучения на ФТП МГОУ социального проекта повышает эффективность учебного процесса. Предложенные методы привели к формированию у студентов профессиональных знаний, умений и навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Ребята смогли поучаствовать в полном цикле создания изделия: от идеи до создания готового продукта и продажи его на благотворительной ярмарке.

Долгосрочными результатами проекта стали:

- формирование у обучающихся профессиональных компетенций и опыта предпринимательской деятельности;

- формирование на факультете традиции организации благотворительных мероприятий;

- гуманизация отношений между преподавателями и студентами;

- вовлечение в благотворительную деятельность большего количества участников за счёт распространения опыта через Ассоциацию учителей технологии Московской области.

Статья поступила в редакцию 28.06.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Бжоско Е.Г., Петрова М.Н. Педагогические технологии формирования профессиональной иноязычной компетенции. Минск, 2012. 27 с.

2. Ершова Е.С. Инновационная деятельность как фактор формирования профессионального мастерства будущего педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 4. С. 97-102.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2003. 240 с.

4. Пестова И.В. Применение метода проектов в процессе подготовки будущего учителя технологии // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: теоретико-методические основы формирования аппарата научного исследования в профессиональном образовании, планирование экспериментальной работы. М., 2016. С. 30-32.

5. Студенты ФТП победили в конкурсе молодёжных авторских проектов социально-экономической направленности «Мой город - Москва» [Электронный ресурс]. URL: https://mgou.ru (дата обращения: 01.03.2018).

6. Третьяков П.И., Анисимова Л.Н., Савченко Е.А., Лавров Н.Н. Интегративные основы развития гуманистической образовательной среды // Педагогическое образование и наука. 2016. № 3. С. 41-47.

7. Хапаева С.С., Матвеева Н.С., Хаулин А.Н. Проектное управление в технологическом образовании // Сибирский учитель. 2017. № 3 (112). С. 21-23.

8. Хаулин А.Н., Корецкий М.Г. Опыт обучения студентов и учителей технологии работе на современном оборудовании // Школа и производство. 2017. № 5. С. 59-61.

9. Astin A. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40. No. 5. Р. 518-529.

1. Bzhosko E.G., Petrova M.N. Pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya professional'noi in-oyazychnoi kompetentsii [Pedagogical technology of formation of professional competence]. Minsk, 2012. 27 p.

2. Ershova E.S. [Innovative activity as the factor of formation of professional skills of a future teacher]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogi-ka [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 4, pp. 97-102.

3. Lukov V.A. Sotsial'noeproektirovanie [Social engineering]. Moscow, 2003. 240 p.

4. Pestova I.V. [Application of project method in the process of training future teachers of technology]. In: Povyshenie kachestva podgotovki kadrov v sovremennykh usloviyakh raz-vitiya obrazovaniya: teoretiko-metodicheskie osnovy formirovaniya apparata nauchnogo issle-dovaniya v professional'nom obrazovanii, planirovanie eksperimental'noi raboty [Improving the quality of personnel training in modern conditions of education development: theoretical-methodological bases of formation of the device research in vocational education, planning of experimental work]. Moscow, 2016, pp. 30-32.

5. Studenty FTP pobedili v konkurse molodezhnykh avtorskikh proektov sotsial'no-ekonomicheskoi napravlennosti «Moi gorod - Moskva» [Students of FTP won the contest of social-economic youth author projects "My city is Moscow"]. Available at: https://mgou.ru (accessed: 01.03.2018).

6. Tret'yakov P.I., Anisimova L.N., Savchenko E.A., Lavrov N.N. [Integrative framework for the development of the humanistic educational environment]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2016, no. 3, pp. 41-47.

7. Khapaeva S.S., Matveeva N.S., Khaulin A.N. [Project management in technology education]. In: Sibirskii uchitel' [Siberian teacher], 2017, no. 3 (112), pp. 21-23.

8. Khaulin A.N., Koretsky M.G. [The learning experience of students and teachers of technology working with modern equipment]. In: Shkola i proizvodstvo [School and production], 2017, no. 5, pp. 59-61.

9. Astin A. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education. In: Journal of College Student Development, 1999, vol. 40, no. 5, pp. 518-529.

Хапаева Светлана Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

ISSN 2072-8395

2018/№ 4

Ершова Елена Станиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Ершова Софья Альбертовна - студент факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Svetlana S. Khapaeva - PhD in Pedagogics, associate professor, associate professor at the department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Elena S. Ershova - PhD in Pedagogics, associate professor, associate professor at the department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Sof'ya A. Ershova - Student of the Technology and Entrepreneurship Faculty, Moscow Region State University;

e-mail: [email protected]

Хапаева С.С., Ершова Е.С., Ершова С.А. Социальный проект «Мы вместе»: опыт организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 23-28. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-4-23-28

Khapaeva S., Ershova E., Ershova S. Social Project "We are Together": Experience of the Organization. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, pp. 23-28.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-23-28

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.