Научная статья на тему 'Социальная адаптация студента к условиям образовательной среды колледжа'

Социальная адаптация студента к условиям образовательной среды колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ADAPTATION / ACTIVITIES / STAKEHOLDERS-STI / TRAINING / VOCATIONAL GUIDANCE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизриева Альбина Рамазановна

В статье проведен анализ проблемы адаптации и к условиям образовательной среды как фактора подготовки к профессиональной деятельности, приведены данные экспериментального исследования условий социально-профессиональной адаптации учащихся автомобильно-дорожного колледжа в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation to the conditions of the student''s educational environment of the college

The article analyzes the problems of adaptation to the conditions of the educational environment as a factor in preparing for occupations, the data of experimental study of the conditions of social and professional adaptation of pupils Automobile and Road college in the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студента к условиям образовательной среды колледжа»

УДК 378 ББК 74.48

Хизриева Альбина Рамазановна

старший преподаватель кафедра гуманитарных дисциплин МФ МАДИ (ГТУ) г. Махачкала Khizriyev Albina Ramazanovna Senior lecturer Department of humanities MF MADI (STU)

Makhachkala gadjiev82@mail.ru

Социальная адаптация студента к условиям образовательной среды колледжа

Social adaptation to the conditions of the student's educational environment of

the college

В статье проведен анализ проблемы адаптации и к условиям образовательной среды как фактора подготовки к профессиональной деятельности, приведены данные экспериментального исследования условий социально-профессиональной адаптации учащихся автомобильно-дорожного колледжа в Республике Дагестан.

The article analyzes the problems of adaptation to the conditions of the educational environment as a factor in preparing for occupations, the data of experimental study of the conditions of social and professional adaptation of pupils Automobile and Road college in the Republic of Dagestan.

Ключевые слова: адаптация; деятельность; субъект деятельности; профессиональная подготовка; профориентационная работа.

Key words: adaptation; activities; stakeholders-sti; training; vocational guidance work.

Профессиональное образование, представляя собой систему формирования необходимых знаний, умений и навыков, а также профессиональных и личностных качеств специалиста, выступает средством адаптации, овладения нормами и функциям и профессиональной деятельности.

В связи с этим, социально-профессиональная адаптация представляется наиболее значимой, в значительной степени определяющей перспективы профессионального роста и самоопределения обучающихся.

Изучение условий социально-профессиональной адаптации через лонги-тюдное исследование предполагало диагностику профессиональной направлен-

ности абитуриентов; создание базы данных с целью выявления индивидуальной динамики продвижения; наблюдение за адаптацией в учебном процессе; мониторинг активности обучающихся в учебной и вне учебной деятельности; учет уровня активности личности с анализом динамики индивидуальных изменений, произошедших с учащимися [3].

Диагностика адекватности профессионального выбора студентов экспериментальной и контрольной групп определялась по степени соответствия видов профессиональной деятельности интересам, склонностям и индивидуальным особенностям личности, а также осознанности выбора профессиональной деятельности. Обобщенные результаты по данному критерию свидетельствуют о том, что правильный профессиональный выбор имеют 35% учащихся, в полнее определенные представления о требованиях, предъявляемых по выбранной специальности -25%, не полностью подходят для профессиональной деятельности -5,5%, не имеют представления о требованиях, предъявляемых по выбранной специальности -4,8 % поступающих.

По анкетным данным, полученным в результате эксперимента, интерес к изучаемым дисциплинам проявляют около половины опрошенных учащихся. При этом, на вопрос «Есть ли среди изучаемых предметы, которые Вам особо нравятся?» 46,7% респондентов отметили что их интересует три и больше предметов; 27,9% -отметили две дисциплины; 16,4% учащих сяинтересует-лишьоднадисциплина;7,9%отметили, что ни один предмет не вызывает у них интереса.

Констатирующий эксперимент позволил выделить проблему не достаточности мотивов обучения, слабости учебных возможностей и адаптивных способностей, на основе которых нами определены направления адаптационной работы.

Исследование уровня осознанности профессионального самоопределения, осуществлялось по ориентированности студента в избранной специальности. На вопрос, «В какой мере Вы знаете требования, предъявляемые специально-

стью?» студенты ответили что: очень хорошо -35%; довольно хорошо -25,8%; не очень хорошо -5,5%; практически не знаю- 4,8%.

На вопрос, «В какой мере Вы знаете свои способности и их соответствие специальности?» указал на то, что очень хорошо знают об этом-29% студентов; довольно хорошо-32%; не очень хорошо -7,7%; практически не знают -2,3% опрошенных.

На вопрос, «В какой мере Вы осведомлены о системе материального вознаграждения за работу?» студенты ответили, что: оченьхорошо-27,2%; довольно хорошо-23,8%; не очень хорошо-9,5%; практически не знаю -5,3%.

Сравнительный анализ, полученных в ходе опроса результатов показывает, что студенты имеют определенное представление о требованиях, предъявляемых к специальности, что явно недостаточно для успешной деятельности. В исследовании так же выяснялась степень влияния на выбор дальнейшего жизненного пути. (Табл.1)

Таблица 1.

Меня не Не Они без- Поступить Поступить

Варианты ответов волнует это знаю различны к на работу учиться дальше

мнение (%) (%) этому (%) (%) (%)

1 Мнение отца 7,7 9,6 1,6 6,6 55,5

2 Мнение матери 3,5 8,3 1,2 6,3 62,8

3 Мнение учителя 13,2 18,2 6,4 3,3 33,5

4 Мнение друзей 8,6 15,2 7,4 7,8 35,4

5 Мнение работников профконсультаций 17,1 20,2 6,3 3,8 20,4

Таким образом, студенты в своем выборе руководствовались в основном советами родителей, учитывали мнение друзей, а поссовету учителей поступили учиться 33,5% студентов. Меньше всего в своем выборе студенты руководствовались советами работников профессиональных консультаций, что указывает на пробелы в профориентационной работе, которая вообще образовательных школах еще не оказывает должного влияния на выбор специальности, соответствующей индивидуальным особенностями способностям личности.

Студентам предлагалось обосновать выбор Республиканского автомобильно-дорожного колледжа (РАДК) для продолжения образования, где ответы распределились следующим образом. Значительное число студентов поступило в колледж из-за интереса к специальности (28,2%); по совету матери (25,9%);отца (22,8%); учителя (10,2%); одноклассников (6,7%); классного руководителя и дирекции школы (9,2%); профессионального консультанта (10,2%). По мнению студентов, работа должна предоставить возможность для постоянного самосовершенствования (36,4%); заработка (54,3%); уважения знакомых и друзей (44,9%); высокого положения в обществе (44,3%); общения с людьми (42,4%); продвижения и служебного роста (37,2%); совершенствования знаний и умений по специальности (41%); относительной свободы в использовании рабочего времени(28,4%)ит.д.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать выводы о том, что выбор студентов связан с недостаточным уровнем подготовки, их индивидуально-психологическим и особенностями и другими факторами. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты не хотят проявлять инициативу, а предпочитают просто выполнять поставленные передними задачи, то есть становятся пассивным и деятелями.

Особое внимание в исследовании уделено изучению коммуникативной сферы, поскольку взаимодействие студента с социокультурной средой происходит посредством общения субъектов (студенты, преподаватели, сотрудники подразделений и администрации), а также их групп и коллективов [2].

При этом, ответы на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» показал, что 22,7% студентов предпочитают общаться с людьми любознательными и богатыми идеями; 49,3%- с общительными товарищами, скемможноразвлечь-ся;33,2% - с близкими и понимающими друзьями, кому можно и злить душу; 26,2%- с людьми, связанных с ним и по учебе, работе; 27,2%- студентов общаются в основном с людьми с которыми они беседуют о покупках, о повседнев-

ных новостях, о знакомых; 16,0%- с людьми, с которыми их отношения базируются на основе взаимных услуг (взаимопомощи в каких-либо делах ит.д.).

Значительным воспитательным потенциалом обладает свободное время, позволяющее ее определить содержание и степень развития интересов и потребностей, направленности личности студента. При этом, большинство студентов РАДК предпочитают проводить свободное время с друзьями (58,3%); слушать радио, смотреть телевизор и читать газеты (36,5%); посещать ночные клубы и дискотеки (13,4%); 13,8% опрошенных респондентов ходят в кино; (31,8%) занимаются физкультурой и спортом; общаются с любимым человеком (22,4%); выполняют общественную работу (14,8%); имеют какое-либо увлечение, хобби (33,2%).

В целом относительно содержания досуговой деятельности студентов РАДК можно сделать вывод о характерности развлекательной направленности досуговой деятельности, что связано со спецификой досуговых занятий, в основном восстанавливающего характера, с помощью которых удовлетворяются физические, психологические и духовные (прежде всего коммуникативные) потребности.

Коммерциализация культурно-досуговой деятельности влияет с его дня на образ и стереотипы студенческой культуры не в меньшей степени, чем другие агенты социализации - семья и система образования. В насчет учебного заведения культурно-досуговая деятельность сильно дифференцирована в зависимости от уровня материального достатка. Одни используют все возможности индустрии отдыха и развлечений, другим доступны лишь общение и просмотр телепередач; однако такие способы самореализации, как чтение, художественное творчество оказываются на периферии интерес о в большинства студентов. Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Молодежь ориентируется на профессии, которые могут способствовать получению высокого статуса в обществе и стремятся попасть в элитарные слои, связанные

с властью, ресурсами. Современная молодежь отдает предпочтение таким профессиям, как юрист, бизнесмен, врач, экономист, ученый, актер и другим. Практика показывает, что с поступлением выпускников школ в профессиональные образовательные учреждения процесс направленного формирования профессионального самоопределения заканчивается. Образовательные учреждения, произведя профориентационную работу и набрав абитуриентов, прекращают дальнейшую работу по развитию профессионального самоопределения учащихся. Этот процесс, безусловно, влияет на дальнейшее определение выпускников учреждений начального и среднего профессионального образова-ния[1].

Поддержка и помощь человеку нужна на всем протяжении профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации. В этой связи необходимо продолжение процесса профориентации в целях эффективности профессионального самоопределения и адаптации к трудовой деятельности учащихся на этапе профессионального образования.

Социальная и профессиональная адаптации должны рассматриваться с позиции оказания помощи учащимся в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе, стимулировании и проявления активности и удовлетворении потребности в самореализации.

Необходима единая система работы по разносторонней подготовке (соци-

о I и ч_*

альной, профессиональной, личностной) выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, осуществляемая в рамках образовательного учреждения и включающая процессы:

• восприятия учащимися условий обучения в профессиональном образовательном учреждении;

• развития личности средствами профессионально - трудовой деятельности;

• оптимизации регуляции общения, в хождения человека в коллектив и

принятую в нем систему отношений;

• раскрытия потенциальных возможностей и компенсаторных ресурсов обучающихся для усвоения учебного материала по предметам профессионального цикла;

• формирования свойств характера, ключевых навыков профессионального труда, характерных для работников данной профессии;

• приспособления к существующим в обществе требованиям, ценностям, нормам поведения.

Библиографический список

1. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.-448с.

2. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России.-2-еизд., стер.- Дубна: Феникс ,2005.-208с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. вузов/Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 2003.-512с.

Bibliography

1. The basic values of Russians: Social attitudes. Life strategies. Characters. Myths. T.H.: House of intellectual books, 2003.-448p.

2. Bulkin A.P. The socio-cultural dynamics of education-ния.ИсторическийопытРоссии.-2-eizd., Ster.- Dubna: Phoenix, 2005-208c.

3. Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies: Proc. for stud. Universities / Ed. S.A. Smirnov. T.H.: Academy, 2003-512s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.