5. Грицкевич, Т.И. Тенденции реформирования отечественного образования: мыслимое и действительное в реализации национального проекта [Текст] / Т.И. Грицкевич // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 189-196.
6. Далингер, В.А., Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности [Текст] /
B.А. Далингер, Н.В. Толпелкина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 263 с.
7. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - 192 с.
8. Иодко, А.Г. Формирование у учащихся исследовательской деятельности [Текст] / А.Г. Иодко. - Ростов н/Д : Феникс, 1983. - 217 с.
9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М. : Академия, 2000.
10. Конгресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://ageancient. info/?p=119.
11. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности [Текст] : публицист. ст. и заметки / А.В. Леонтович. - М., 2006.
12. Методические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования [Текст]. - М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования, 2005.
13. Новый энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Большая Российская энциклопедия : РИПОЛ классик, 2005. - 1456 с.
14. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов // Школьные технологии. - 2001. - № 5.
15. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авт.-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М. : Компания Спутник+, 2006.
16. Соколова, О.И. Исследовательская деятельность как главное направление совершенствования высшего образования [Текст] / О.И. Соколова // Исследовательская деятельность учащихся. - 1991. -№15.
17. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев,
C.М. Ковалев [и др.]. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 840 c.
УДК 378
Т.В. Кыштымова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских г. Шадринск
Профессиональное самоопределение молодежи в условиях культурно-
досуговой деятельности
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения учащихся, раскрываются возможности культурно-досуговой деятельности в профессиональном и личностном самоопределении.
Профессиональное самоопределение, профориентационная работа, культурно-досуговая деятельность, профессиональное информирование, консультирование, программа.
T. V. Kyshtymova, I.Yu.Blyasova, A.G. Maksimovskikh Shadrinsk
Professional self-determination of youth in the conditions of cultural
and leisure activity
In article the problem ofprofessional self-determination ofpupils is considered, possibilities of cultural and leisure activity in professional and personal self-determination reveal.
Keywords: professional self-determination, professional orientation work, cultural and leisure activity, professional informing, consultation, program.
Проблема профессионального самоопределения школьников становится одной из актуальных в силу того, что возрастают требования к профессиональной готовности личности. Работодатели предъявляют повышенные запросы к подготовке специалистов, их умению успешно адаптироваться к условиям различного рода нововведений в трудовой деятельности. Наличие конкуренции приводит к тому, что возможность получить стабильную и достаточно оплачиваемую работу могут лишь те специалисты, которые обладают высоким уровнем профессионализма, работают в соответствии со своим призванием. В сложившихся условиях крайне важным становится оказание помощи выпускникам школ в определении их работы, поиске той профессиональной области, в которой будущий специалист сможет трудиться с максимальной эффективностью. Поэтому совершенствование системы подготовки учащихся к выбору профессии следует рассматривать как социальный заказ общества образовательным учреждениям по организации помощи учащимся в их адаптации к новым изменившимся условиям рынка труда.
В свете вышесказанного немалое значение должно отводиться профессиональному самоопределению учащихся школ.
Цель профессионального самоопределения школьников заключается в формировании готовности самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего личностного и профессионального пути. Задачи видятся в информировании учащихся о мире профессий, проведение диагностики их склонностей, возможностей, оказание эмоциональной поддержки при выборе ими профессионального пути.
В качестве составных частей профориентационной работы в настоящее время выделяются:
- профессиональное информирование, которое состоит в предоставлении информации о содержании, условиях, организации обучения по конкретной профессии, требованиях к личности человека, его склонностям, возможностям, способностям. Так же профессиональное информирование включает в себя информацию о состоянии спроса, возможностях развития рынка труда. Результатом профессионального ориентирования становится обеспечение учащихся информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для профессионального самоопределения.
- профессиональное консультирование. Цель его заключается в том, чтобы помочь учащимся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. В процессе консультирования важно помочь осуществить выбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, сложившимися способностями, приобретенными знаниями и навыками;
- диагностика профессиональной ориентации и профессионального отбора. Цель её состоит в обосновании заключения по профессиональному выбору.
В работе со школьниками на первый план выступает не столько их готовность к выбранной работе, сколько прогнозирование личностной приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе [1, с. 305].
В качестве основных показателей эффективности профессионального самоопределения Е.А. Климов выделил:
- реальный выбор;
- успешность, реалистичность данного выбора;
- «психофизиологическая цена» за такую успешность;
- удовлетворенность учащихся совершенным выбором.
Реальная эффективность, по мнению автора, с чем трудно не согласиться, может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранном направлении [1, с. 306].
В тоже время, следует учесть мнение Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжникова, которые полагают, что показателем эффективности профконсультационной помощи должна стать активизация размышления и переживания подростка, т.е. такая помощь, которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы ученика.
Мобилизации внутренних ресурсов в профессиональном самоопределении старшеклассников во многом способствует культурно-досуговая деятельность, поскольку, учащиеся, занимающиеся разработкой и внедрением культурно-досуговых программ, могут не только определить и дифференцировать свои профессиональные планы, но и адаптироваться в молодежно-культурной среде, совершенствуя при этом свои коммуникативные умения, знания этикета деловых отношений, технологию самоопрезентации и самореализации. Вместе с тем, обеспечение взаимосвязи интересов и склонностей с ценностными ориентациями учащихся в процессе проведения досуговых программ способствовует развитию у них самостоятельности в приобретении знаний.
Учитывая вышесказанное, в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» совместно с образовательными учреждениями согласуются и в системе решаются задачи профессионального самоопределения средствами культурно-досуговой деятельности. В частности в вузе создана и внедряется программа «Кто мы и что можем!?» для учащихся школ города Шадринска и Шадринского района, Курганской области и других областей Зауралья. Программа направлена на активизацию профессионального самоопределения учащихся, развитие их творческой активности, интереса и осознанного выбора профессии.
Реализация программы осуществляется через включение старшеклассников в различные виды деятельности: познавательную, исполнительскую, творческую, коммуникативную, с использованием различных форм досуговой деятельности, ориентированных на расширение кругозора и развитие общей культуры учащихся, на стимулирование и на поиск новых форм творческого самовыражения, на овладение умениями создания и реализации индивидуальных творческих проектов.
Внимание обращается на активизацию внутренних ресурсов личности; обеспечение учащихся системой знаний о мире профессий; развитие интересов и склонностей старшеклассников в практической деятельности, приближенной к профессиональной; создание социально-педагогических условий для самопознания, жизненного и профессионального самоопределения.
Становление профессиональных планов старшеклассников в процессе социально-досуговой деятельности осуществляется благодаря обогащению содержания программы и мероприятий материалом с профориентационной направленностью, включающего определение внутренних возможностей личности старшеклассника; информацию о мире профессий и рынке труда; использование активных форм и методов профориентационной работы; совместную профориентационную деятельность с различными институтами социализации школьника.
В процессе проведения профориентационной работы разрабатываются и внедряются такие темы, как «Склонности и интересы в выборе профессии», «Способности и профессиональная пригодность», «Что я знаю о мире профессий», «Стратегия выбора профессии», «Перспективы профессионального старта», «Мой выбор, мое будущее», «Ошибки при выборе профессии, и что они за собой влекут» и др.
Эффективными в профориентационной работе оказались такие формы работы, как «Фестиваль профессий», научно-исследовательский проект «Шаг в будущее», интернет-олимпиады по различным предметам, профессиональная реклама и агитация, встречи школьников со специалистами различных профессий, «Профпробы», Фотоигра «Я б в учителя пошел, пусть меня научат», экскурсии школьников в учебные заведения, учебные фильмы, конференции, конкурсы, викторины, соревнования, круглые столы, дебаты, использование игровых и тренинговых ситуаций и др. Большое внимание, с нашей точки зрения, должно отводиться ценностно-нравственным профориентационным играм, а так же играм, в которых отрабатываются навыки принятия решений, играм-дискуссиям.
При работе с учащимися уделяется внимание проведению тренингов по таким темам как «Тайны собственного Я», «У меня все получится», «Личный профессиональный план», «Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции». Так же использовались такие формы работы, как квэсты, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссии, опросники и др.
Интересом у школьников пользуются фестивали творчества, дебаты на правовые темы, конкурсы научно-исследовательских проектов и др. Их проведение расширяет кругозор учащихся, формирует представления об особенностях той или иной профессии.
Основными показателями эффективности профессионального самоопределения являются: заинтересованность и потребность учащихся в самостоятельном и обоснованном выборе профессии, наличие информации о профессии и путях ее получения.
Для дальнейшего совершенствования работы в указанном направлении необходима:
- системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной работы;
- дальнейшее совершенствование содержания, форм, методов организации культурно-досуговой деятельности;
- стимулирование самостоятельной деятельности старшеклассников по профессиональному самоопределению, в том числе, и посредством культурно-досуговой деятельности;
- объединение усилий школы, вуза, семьи в организации и формировании у школьников навыков профессионального самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие для студентов / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2010. - С. 305-306.
2. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Л. : Лениздат, 1977. - 207 с.
3. Трифонова, О. М. Оптимизация профессионального самоопределения школьников в социально -культурных центрах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О.М. Трифонова. - Барнаул, 2006. - 188 с.
УДК 378
А.В. Паклина, г. Шадринск
Технологическая деятельность педагога профессиональной
школы
В статье рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему технологической деятельности педагога профессиональной школы; выделены компоненты, уровни, целевые ориентации педагогической технологии.
Педагогическая технология, технология обучения, целевые ориентации, технологическая деятельность, внутренние и внешние мотивы.
A. V. Paklina, Shadrinsk
The technological activities of the teacher professional schools
The article discusses the views of domestic and foreign scholars on the issue of technological activity of teachers of vocational schools; isolated components, levels, target orientation of educational technology.
Key words: Educational technology, technology training, target orientation, technological activities, internal and external motives.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы в большинстве случаев при начале изучения какого -либо курса, предмета.
2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. При введении технологии обучения это направление в работе педагога приобретает особенно важное значение, взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача педагога при внедрении