Научная статья на тему 'Социальная адаптация сельских школьников к условиям обучения в вузе в процессе довузовской подготовки'

Социальная адаптация сельских школьников к условиям обучения в вузе в процессе довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Эльвира Петровна

Разработаны критерии (мотивационно-ценностный, практико-деятельностный, когнитивный, коммуникативный, саморегуляции) и показатели адаптированности сельских школьников к условиям обучения в негосударственном вузе (Чебоксарском кооперативном институте).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация сельских школьников к условиям обучения в вузе в процессе довузовской подготовки»

Э.Г1. Михайлова СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Преамбула. Разработаны критерии (мотивационно-ценностный, практико-деятелъностный, когнитивный, коммуникативный, саморегуляции) и показатели адаптированности сельских школьников к условиям обучения в негосударственном вузе (Чебоксарском кооперативном институте).

На современном рынке труда востребованы мобильные, многофункциональные специалисты, способные в кратчайшие сроки разрешить важные вопросы в той или иной деятельности. Подготовка спец иалиста начинается уже на школьной скамье. Вузы ведут усиленную профориентационную работу по привлечению потенциальных абитуриентов, открывают классы довузовской подготовки, которые помогают слушателям профессионально самоопределиться в процессе обучения. Целью нашего исследования является выявление уровней адаптированности слушателей довузовской подготовки к условиям обучения в вузе на данном этапе.

Довузовская подготовка как форма дополнительного образования, по мнению Д.Е. Филиппова, с нем мы согласны, есть «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся, поиску талантливой и одаренной молодежи» [6]. Поэтому мы считаем целесообразным довузовскую подготовку рассматривать в качестве педагогической системы, поскольку именно педагогическая система является одним из определений предмета педагогической науки [3].

Система довузовской подготовки (факультеты довузовской подготовки (ФДП), подготовительные курсы) за последние 15 лет получила очень мощное развитие. Условия конкурентной борьбы вынуждают вуз искать своего абитуриента, проводить профориентационную работу, гото-

вить к поступлению посредством обучения в вузе. Настоящая задача системы довузовской подготовки должна заключаться не только и даже не столько в подготовке к поступлению В вуз, СКОЛЬ' ко в подготовке к обучению в вузе, учитывая его профессиональные интересы.

Довузовская подготовка может «сгладить» разрыв школьного и вузовского обучения; создание соответствующих социально-педагогических условий для вхождения молодого человека в образовательное пространство вуза может способствовать успешному обучению (будучи студентом). Еще одна задача, штору ю может успешно решать система довузовской подготовки - это адаптация будущих студентов к условиям вузовкой системы, которая намного отличается от школьной. С первых дней обучения в вузе студент сталкивается с новой жесткой, динамичной системой, которая в меньшей степени направлена на конкретного человека (студента). Требуется определенное переходное время для перенастройки внутренней системы управления каждого студента в новых условиях.

Возникновение термина «адаптация» относится ею второй половине XVIII века и связано с именем немецкого физика X. Ауберта, который использовал его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражавшихся в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действия раздражителя.

В нашем исследовании основным является понятие «социальная адаптация» и рассмотрим этот термин более подробно. «Социальная адаптация» перемежается с такими определениями как «социализация» и «адаптация». Для понимания сущности процесса адаптации важным пред-

©Э.П. Михайлова, 2008

107

ставляется вопрос о связи понятий социальной адаптации и социализации. Д.А. Андреева считает, что понятия адаптации и социализации тесно взаимосвязаны между собой и характеризуют единый процесс взаимодействия личности и общества. Однако по своему содержанию понятия существенно различаются. Первое выражает приспособление человека к конкретным условиям деятельности, а второе отражает процесс становления личности[1,с. 66].

Некоторые исследователи считают, что понятие социализации шире понятия адаптации, социализация включает в себя адаптацию. А.Н. Сухов дает следующее определение социализации: «Социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит» [4]. Адаптацию А.Н. Сухов рассматривает и как составную часть социализации, и в качестве ее механизма, понимая под социальной адаптацией овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию [4].

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Процесс социальной адаптации двусторонний. С одной стороны, в нем участвуют дети (в нашем случае сельские школьники), или социализируемые (адаптируемые) субъекты, а с другой - педагоги, родители, группа, пространство вуза или социализирующие (адаптирующие) субъекты. Адаптации характерно выделение субъективирования социального опыта в качестве ведущего момента процесса. Таким образом, социальная адаптация сводится к выработке у школьника нормативно-поведенческих установок путем освоения им социальных норм, ценностей, элементов культуры и т.д. Выделение активной деятельности самих детей по освоению

богатств материальной и духовной культуры общества в качестве определяющего момента социальной адаптации прослеживается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Э.А. Домбровский, М. Драганов, Н.Е. Щуркова и др.).

Одним из факторов, влияющих на социализацию человека, является проживание формирующейся личности. Так, город по своей структуре более многосоциален и профессионален в сравнении с деревней (значит, большая неидентич-ность ценностных ориентаций и стилей жизни), более информационно лабилен (несколько «социальных миров» - лучшая ориентировка в окружающей жизни) [2]. Личность в городе более автономна в выборе. Однако, по-прежнему эффективным фактором социализации признается многими исследователями село. Например, М.П. Гурьянова в своей диссертационной работе на основе проведенного анализа делает вывод, что нынешняя сельская школа обладает большим воспитательным потенциалом благодаря сохранившимся народным традициям, общинному мировосприятию, трудолюбию сельчан, близости к природе, заботе сообщества о воспитании детей, формированию уважения к старшим, любви к родным местам.

Миллионы людей России являются выпускниками именно сельских школ, так как более 60% общеобразовательных учреждений находятся в сельской местности. Тысячи знаменитых людей являются выходцами из сельской местности, наверное, поэтому многих исследователей притягивает проблема приспособления сельских жителей к условиям города. На самом деле период социальной адаптации к получению высшего образования для представителей сельской молодежи осложнен необходимостью самостоятельного решения бытовых проблем, изменением среды общения и обитания, резким изменением языковой среды. Сельская среда намного отличается ог городской и соответственно адаптация сельских школьников к условиям обучения в вузе имеет свои особенности. Основной проблемой сельских школьников является недостаточное развитие образовательных навыков, небольшой словарный запас и относительно малая информированность в различных областях знаний. Но есть также и положительный момент, который отличает сельских школьников от городских - это трудолюбие, выносливость и физическое развитие.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

Различный уровень подготовки выпускников средних школ может привести к тому, что многие из них уже не могут претендовать на обучение в ведущих вузах страны. Их уровень подготовки существенно ниже требований ведущих вузов. Однако, введение в систему образования сдачу единого государственного экзамена выпускниками школ, результаты которых многие вузы России стали засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний в высшие учебные заведения, привело к тому что значительно увеличился контингент студентов в престижных вузах России из числа сельской молодежи. Например, в нашей республике из года в год заметно увеличивается количество сельской молодежи, поступивших в вузы - около 65 % выпускников школ 2007 года, а до начала эксперимента по ЕГЭ - было всего 45 %[5, с. 425].

При рассмотрении социальной адаптации сельских школьников можно выделить несколько характеристик отличающих социальную адаптацию сельских школьников от городских:

- уровень получения необходимых образовательных навыков в школе;

- различие языковой среды общения;

- в большей степени ощущение неуверенности и тревожности;

- инертность по отношению к учебе, в общении со сверстниками, в восприятии нового и т.д.

В довузовскую подготовку обращаются не самые сильные школьники, и целью их присут-

ствия в институте является получение дополнительных знаний по предметам вступительных испытаний (математика, русский язык, история России и иностранный язык). Многие слушатели (82,3%) удовлетворены обучением в центре довузовской подготовки и считают, что их знания по общеобразовательным предметам улучшились. В частности, в 2007 году 78% слушателей довузовской подготовки сдали единый государственный экзамен по общеобразовательным предметам вступительных испытаний на оценки «5» и «4», в 2006 году - 72%, в 2005 году - 71%, в 2004 году - 71 %, в 2003 году - 70%, в 2002 году -68%.

В процессе обучения в центре довузовской подготовки слушатели проходят тестирование по предметам вступительных испытаний. При завершении обучения они сдают выпускные испытания, результаты которых могут быть засчитаны в качестве вступительных в институт, при наличии результатов единого государственного экзамена. Полученные оценки на испытаниях - это результат обученности слушателей. В таблице 1 представлены коэффициенты обученности по математике слушателей довузовской подготовки в 2005 году и их в качестве студентов 1-го курса в 2006 году. В качестве сравнения мы взяли именно этот предмет, поскольку и в процессе довузовской подготовки, и в процессе обучения в институте формой контроля является экзамен и мы можем более точно определить обученность студентов,

Таблица 1

Сравнительный анализ обученности слушателей и студентов 1-го курса, окончивших довузовскую подготовку

№ п/п Предмет (дисциплина) Итоги 1-го полугодия Выпускные испытания Зимняя сессия Летняя сессия

'Лг Ле лг ле С-Лг С-Ле о„ С-Лг С-Л, 1 оп

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Математика 0,49 0,51 0,64 0,6 0,64 0,5 0,58 0,69 0,63 0,6

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Сопиокинетика, № 1, 2008

109

Лг - городские слушатели довузовской подготовки, Ле — сельские слушатели довузовской подготовки, С-Лг - городские студенты 1 курса, окончившие центр довузовской подготовки, С-Лс— сельские студенты 1 курса, окончившие центр довузовской подготовки, Оп - общий поток студентов 1 курса.

Коэффициент эффективности обученности мы определили, используя разработки В.П. Симонова. Из таблицы видно, что студенты 1 курса, окончившие центр довузовской подготовки, имеют более высокий коэффициент обученности. Интересным на наш взгляд оказалось то, что обученность сельских слушателей (обучение проходит в базовой школе на селе) по итогам тестирования 1-го семестра выше, чем у городских слушателей, которые проходят обучение в институте и занятия ведут преподаватели вузов. Объяснением тому является наличие в большей мере собранности и старательности у сельских слушателей, привычная коммуникативная среда, в отличие от городских слушателей, которым приходится общаться с новыми людьми. Однако, к концу7 обучения городские слушатели имеют более высокий уровень адаптированности к условиям обучения в вузе в отличие от сельских слушателей. Мы считаем, что сельский слушатель в процессе обучения в центре довузовской подготовки способен максимально адаптироваться к условиям обучения в вузе, если провести некоторые изменения в организации учебного процесса в период довузовской подготовки (например, проводить занятия по воскресным дням, для того, чтобы сельские слушатели смогли лично соприкоснуться с вузовской коммуникативной средой), ввести спецкурс, позволяющий слушателям предварительно принять на себя функции студента.

Для определения уровня адаптированности слушателей довузовской подготовки к условиям обучения в вузе мы определили критерии адаптированности: мотивационно-ценностный (показатели: осознание необходимости и возможности усвоения определенным количеством знаний для получения высшего профессионального образования, готовность выполнять требования высшего учебного заведения для получения образования, стремление стать специалистом и построить карьеру, убежденность в правильности профессионального выбора), практико-деятель-ностный (показатели: сформированы умения и навыки практической деятельности, умения пла-

нировать учебную и самостоятельную работу, умение учиться самостоятельно, желание участвовать в общественной жизни учебного заведения), когнитивный (показатели: сформирован-ность знаний по общеобразовательным предметам и умений как основы дальнейшего самостоятельного развития, знания по предметам дополнительного цикла, потребность самообразования), коммуникативный (показатели: сформиро-ванность коммуникативной культуры и культуры личностных отношений, удовлетворенность общением с сокурсниками, преподавателями, бесконфликтное поведение), саморегуляции (показатели: устойчивые волевые качества, способность к преодолению трудностей, уровень тревожности). Проверка уровня адаптированности проводилась нами по трем уровням: высокий, средний, низкий. Таким образом, мы получили следующие результаты (таблица 2).

Результат исследования показал, что коэффициент адаптированных сельских слушателей к условиям обучения в вузе к концу эксперимента более высокий в сравнении с началом эксперимента. Однако, в сравнении с городскими слушателями этот коэффициент практически по всем критериям более низкий. Можно сделать вывод о том, что городской социум более мобилен, у городских слушателей больше возможности посещать библиотеки, в отличие от сельских, которым помимо учебной деятельности приходится заниматься еще и сельским хозяйством. В любом случае обучение в центре довузовской подготовки занимает школьников, отвлекает от дурного влияния общества.

Библиографический список

1. АндрееваД.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: ученые записки. Вып. XIII Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества.

- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - С. 62-69.

2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003.-192 с.

3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. 2-е изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996. -604 с.

4. Социальная психология: учебное пособие

110

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, том 14

для вузов/под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. -М.: Академия, 2003 - 600 с.

5. Толстое И. С. Проблемы выпускников^об-щеобразовательных школ при профессиональном самоопределении / Н.С. Толстое, Э.П. Михайлова // Совершенствование подготовки кадров для системы потребительской кооперации на основе развития инноваций и качества. Материалы меж-

региональной научно-практической конференции, посвященный 45-летию Чебоксарского кооперативного института / 25-26 января 2007 г. / -Чебоксары: ЧКИРУК,2007.-С. 423^26.

6. Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования; Дис.. .канд. пед. наук-М., 2003. -206 с.

Таблица 2

Изменение уровней адаптированности слушателей довузовской подготовки в процессе обучения на начало и на конец эксперимента

Критерии Уровни На начало эксперимента На конец эксперимента

Г ородские слушатели Сельские слушатели Городские слушатели Сельские слушатели

1 2 3 4 5 6

Мотивационно- ценностный Высокий 0,73 0,70 0,83 0,79

Средний 0,24 0,24 0,16 0,18

Низкий 0,03 0,06 0,01 0,03

Практико- деятельностный Высокий 0,23 0,20 0,3 0,24

Средний 0,68 0,69 0,62 0,66

Низкий 0,09 0,11 0,08 0,1

Когнитивный Высокий 0,20 0,15 0,24 0,19

Средний 0,58 0,60 0,61 0,63

Низкий 0,22 0,25 0,15 0,18

Коммуникатив ный Высокий 0,50 0,48 0,63 0,55

Средний 0,42 0,40 0,32 0,36

Низкий 0,08 0,12 0,05 0,09

Саморегуляции Высокий 0,25 0,27 0,29 0,29

Средний 0,59 0,58 0,6 0,59

Низкий 0,16 0,15 0,11 0,12

Д.А. Ефремов К ОБОСНОВАНИЮ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППОЙ КАК КОЛЛЕКТИВОМ

Преамбула* В настоящее время стратегия в решении проблемы формирования студенческой группы как коллектива предполагает необходимость модернизации содержания педагогического управления процессами формирования организации и общности в рамках студенческой группы. Концептуальными основаниями модернизации должны стать конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия, базовые идеи теории групповой сплоченности.

©Д.А. Ефремов, 2008

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.