Социальная адаптация молодых специалистов в школе: проблемы и перспективы
Ковалевская Мария Игоревна,
аспирант кафедры социологии управления МГУ имени Ломоносова
E-mail: romanenko-mariya22@yandex. ru
В данной статье обосновывается актуальность вопроса социальной адаптации молодых специалистов - выпускников педагогических Вузов, пришедших работать в школу учителем начальных классов. Раскрывается суть понятия «социальная» адаптация и его трактовка исследователями, занимавшихся данной проблематикой. Исследуются статистические показатели и выявляются современные детерминанты, снижающие кадровое наполнение молодыми специалистами общеобразовательных организаций. Исследование проводилось за счет опроса студентов МПГУ и МГПУ. С помощью него удалось выявить основные факторы, негативно влияющие на последующее трудоустройство выпускников педагогических Вузов. Предлагаются конкретные мероприятия, направленные на ускорение социальной адаптации молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность в школах. Выделяются основные элементы, необходимые для грамотной организации социальной адаптации молодых специалистов, такие как: составление индивидуального плана адаптации, знакомство с педагогическим коллективом, работа наставника и др.
Ключевые слова: социальная адаптация, образовательные организации, молодые специалисты.
ЕпСД
Актуальность настоящей статьи обусловлена современным состоянием системы среднего образования в России, острой нехваткой педагогов, в том числе и молодых специалистов, которые ежегодно, после окончания высшего учебного заведения педагогического профиля, приходят работать в школы, и уже на первом году своей педагогической деятельности сталкиваются с трудностями, которые в большинстве случаев меняют их внутреннее отношение к профессии учителя и побуждают на поиск своей самореализации на другом поприще. В качестве основных к тому причин выступает социальная адаптация молодых специалистов, которая затягивается во времени на длительный период, и зачастую не реализуются должным образом.
Основной причиной неэффективности адаптации молодого педагога к новым условиям его трудовой деятельности в школе выступает формальный подход администрации учебного заведения к данному вопросу. При разработке индивидуальных программ наставничества не учитываются индивидуальные особенности личности молодого специалиста, отсутствие у него первичных навыков ведения электронных журналов учета посещаемости и успеваемости учеников, составление планирующей и отчетной документации, особенности учащихся, с которыми предстоит работать педагогу.
Цель исследования: выявить актуальные проблемы реализации социальной адаптации начинающего учителя и предложить обоснованные варианты повышения ее эффективности.
Объект данного исследования образует педагогическая деятельность молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность в средней школе, испытывающие проблемы социальной адаптации к новым условиям своей коммуникации.
Методология исследования основана на использовании как общих методов научного познания, таких как анализ, синтез, обобщение, так и включает в себя использование специальных методов педагогики: статистический, наблюдение, анкетирование, моделирование.
Как гласит восточная мудрость, если ваши планы рассчитаны на один год - выращивайте рис, если на десятилетия - сажайте деревья, если на века - учите и воспитывайте детей (Конфуций).
Действительно, как повелось еще с давних времен, самыми востребованными профессиями, без
которых общество не может существовать, считались: медицина, правоохранительная служба и образование.
Современное образование отличается своей новизной, многогранностью и наукоемкостью. Пожалуй, самым значимым, фундаментальным этапом, на котором в обучаемого закладываются основы познания, формируется его личностное отношение к образованию, культура обучения, является начальная школа. С первого класса ребенок адаптируется к школьной программе, к режиму поведения, к педагогам и сверстникам. С каждым последующим годом обучаемый усваивает больший объем информации, социализируется и самореализуется.
Очевидно, что начальное и среднее образование в школе - это важнейшая и обязательная часть развития ребенка, без которой его дальнейшая жизнедеятельность не может иметь будущего. В этой связи нельзя не отметить роль педагогов, которые ежедневно отдают частику себя во благо развития подрастающего поколения: учитель не только поэтапно реализует учебную программу, но и проводит воспитательную работу с детьми с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Это позволяет расположить обучаемых к учителю, стимулировать их желание ходить в школу и получать знания, воспитывать детей в духе уважения к старшим, любви к Родине, поощрения доброты и милосердия.
Для того, чтобы все эти качества привить ребенку с первых лет обучения, необходимо приложить много усилий, терпения и профессионализма, который приобретается не сразу, а приходит лишь с опытом. Молодой специалист по окончании педагогического учебного заведения приходит работать в школу, с ученической скамьи которой встал сам лишь пять лет назад и выбрал для себя профессию учителя, самую благородную, трудную и признанную.
Молодой учитель, который только встал на свой педагогический путь, испытает множество трудностей, с которыми ему предстоит справиться. Первой из них будет являться его социальная адаптация к ученикам, коллегам, условиям педагогической деятельности. От того, насколько молодой и еще неопытный преподаватель сможет быстро и безболезненно адаптироваться к условиям своей новой трудовой деятельности в школе, зависит эффективность его работы, приобретение должной уверенности в себе, завоевание авторитета среди учащихся и педагогов школы.
Прежде чем перейти к вопросу о практических аспектах реализации социальной адаптации молодых специалистов в сфере образования, остановимся на доктринальном подходе к дефиниции исследуемого понятия.
Специалистами и учеными выработано множество альтернативных определений понятия «адаптации» применительно к молодым педагогам, при-
шедшим на работу в среднюю школу. Начнем с самого общения определения, которое содержится в толковом словаре С.И. Ожегова - это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [9].
По мнению Л.В. Орловой адаптация, в контексте профессиональной деятельности, выражается в «активном освоении требований профессии, выстраивании конструктивных взаимоотношений, достижении успехов в педагогической деятельности, удовлетворенности выбором профессии» [7].
Г.В. Безюлева рассматривая особенности адаптационного периода, определяет профессиональную адаптацию как «субъективно-опосредованный процесс развития личности, учитывающий индивидуальные особенности и интересы личности, определяющий смысловую направленность для развития профессиональных компетенций» [2].
Исследуя специфику социальной адаптации, С.М. Редлих приходит к выводу, что - это процесс и результат интенсивного приспособления к условиям внешней среды, приобщение к определенной деятельности, конкретной профессии [8].
В своем диссертационном исследовании А.И. Матвеева [4] предлагает следующее определение: «Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования - это сознательное прогнозирование адаптационной среды и изменение своей адаптивной деятельности, умение находить новые адаптационные стратегии, ведущие к гармонизации внешнего и внутреннего приспособления к соответствующей ролевой идентичности педагога».
Л.А. Овчинникова под профессиональной адаптацией молодых учителей понимает процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности молодого специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения» и предполагающего профессиональную социализацию личности через потребность к самореализации и самообразованию [6].
Учитывая вышеприведенные научные подходы к определению термина «адаптация» можем его сформулировать применительно к молодым специалистам в системе образования, как социально-педагогический процесс, направленные на полное приспособление начинающего педагога к реальным условиям проведения учебной, методической и воспитательной работы с учащимися, применительно к конкретному образовательному учреждению, с учетом индивидуальных особенностей как самого учителя, так и обучаемых.
Вопрос о социальной адаптации молодых специалистов далеко не праздный и его решение является предметом исследования многих ученых-педагогов, практических специалистов в сфере образования. Актуальность данного вопроса обусловлена практической ситуацией в российских
школах, которая сложилась в настоящее время. Выпускники педагогических высших учебных заведений неохотно идут работать в школы, а те, кто все же приходят, на первом году своей трудовой деятельности в качестве учителя начальных классов, под грузом учебной и методической работы, а также, не достигнув социальной адаптации, покидают школы и выбирают иные направления для своей реализации в жизни. Лишь немногим удается через десятилетия сохранить свое призвание «Учитель», несмотря на низкую (не соответствующую уровню ответственности и самореализации) заработную плату.
По словам специалистов, сегодня наблюдается проблема в том, чтобы не только привлечь выпускников педагогических Вузов на работу по специальности, а в том, чтобы их удержать на своих рабочих местах [1]. Так, после получения высшего педагогического образования, по данным статистики, каждый второй выпускник охотно идет в школу, с желанием передать свои полученные знания ученикам, самореализоваться и продолжить своей карьерный рост в качестве педагога. Однако, как свидетельствуют статистические цифры, после двух лет работы в начальной школе, почти три четверти молодых специалистов уходят из школ.
По мнению экспертов, оптимальное соотношение молодых специалистов с «коренными» педагогами школы должно колебаться в пределах от 10 до 25%, то есть фактически составлять четверть от общего числа учителей [10].
Анализируя эти цифры, мы соглашаемся с мнением Е.М. Федоровой и И.В. Веретенниковой, так как избыточное процентное соотношение молодых специалистов может привести невозможности оказания над ними шефства, снижению качества преподавания, дезорганизации учебного процесса. С другой стороны, если численность молодых специалистов не будет достигать указанных 10%, то станет остро ощущаться нехватка педагогических кадров в школах, утратится элемент новации (обновления) учебного процесса, так как каждый молодой специалист - это индивидуальная личность, обладающая своим потенциалом, желающая реализовать полученные знания и умения в Вузе, на практике.
Тем не менее, ситуация с молодыми специалистами в современных школах оставляет желать лучшего. Мы для наглядности свели статистические данные в диаграмму (рис. 1), в которой представили динамику присутствия молодых специалистов в школах города Москвы за последние три года (2021-2023).
Из данной диаграммы следует, что за последние три года присутствие молодых специалистов в школах города Москвы незначительно увеличивалось, и в процентном соотношении было зафиксировано следующими показателями: 2021 г. -4,6%, 2022 г. - 5,0%, 2023 г. - 5,3%.
РЧ
и ЯППЙ 1
Название диаграммы
Я
2021 год 2022 год 2023 год
■ число педагогов в школах 114706 121946 125077
■ число молодых молодыхспециалис тов в школах 5267 6081 6687
Рис. 1. Динамика изменения удельного веса молодых специалистов в школах города Москвы относительно общего числа педагогов (2021-2023)
Однако, желаемый минимальный десятипроцентный порог достигнут не был, и для реализации экспертных установок необходимо вдвое увеличить присутствие молодых специалистов в школах.
На следующей диаграмме (рис. 2) также предоставлены достаточно любопытные данные опроса, проведенные с учащимися Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Рис. 2. Факторы, негативно влияющие на последующее трудоустройство в школу выпускников педагогических Вузов
Пожалуй, социальная адаптация молодых специалистов - это приоритетное направление для администрации школы и всего ее педагогического коллектива.
Для того, чтобы выяснить, какие сложности приходится преодолевать вновь испеченным учителям, необходимо обратиться к эмпирическим исследованиям. Так, по данным И.Г. Ивлиевой, которые были получены посредством опроса молодых специалистов, ключевым фактором, препятствующим их скорейшей адаптации в стенах школ, выступает их профессиональная неуверенность, которая обусловлена началом их трудовой деятельности в качестве школьного учителя [3].
По мнению И.А. Матвеевой сложность социальной адаптации молодых специалистов заключается в кардинальной смене самого вида деятельности: фактически молодой учитель лишь недавно сам был обучаемым, а теперь ему предстоит обучать [5]. Неопытный молодой учитель, который недавно окончил высшее учебное заведение, в силу объективных причин не имеет возможности одномоментно приобрести умения и навыки опытного педагога, для этого необходимо время, терпение, усердие, и самое главное - желание.
Необходимо также отметить, что вопрос социальной адаптации для конкретно молодого специалиста реализуется по-своему. Было бы бессмысленно отрицать прямую зависимость между уровнем начальной подготовки начинающего педагога, которую он получил в стенах Вуза, и скоростью его полной адаптации к учебному процессу в школе в качестве учителя. Однако, в этой формуле есть и исключения, которые заключаются как в личностных особенностях педагога, так и в его способности сформировать социально-психологический климат внутри группы (класса) обучаемых им детей.
Для того, чтобы можно было эффективно ре-ализовывать социальную адаптацию молодых специалистов, начинающих свою трудовую деятельность в школах, следует в обязательном порядке предусмотреть выполнение следующих мероприятий и задач.
Во-первых, социальная адаптация, несмотря на прозрачность и неопределенность данного понятия, должна иметь четкое выражение в плане ее реализации. Этот план следует сформировать таким образом, чтобы каждый его этап был взаимосвязан с достижением конкретной задачи. В плане необходимо четко указать мероприятия, сроки и ответственных лиц, к числу которых следует отнести максимально возможное количество педагогов школы, включая руководящие кадры.
Во-вторых, для скорейшей адаптации молодого учителя его следует познакомить со всем педагогическим коллективом школы. При этом следует избегать формализма в данном вопросе и проводить знакомство одномоментно, в режиме общего собрания. Новый учитель сразу не сможет никого запомнить и в дальнейшем ему самому придется узнавать педагогический коллектив, но не каждый молодой педагог обладает необходимой коммуникацией и сможет без стеснения обратиться к старшему наставнику.
В этой связи считаем, что знакомство с педагогическим коллективом должно иметь личностно-целевую направленность, происходить на протяжении длительного времени, чтобы у молодого педагога была возможность поближе узнать каждого коллегу, пообщаться с ним, сблизиться.
В-третьих, для социальной адаптации молодого специалиста необходим наставник из числа опытных педагогов. Вообще, институт наставничества
известен отечественной педагогике еще с советских времен и до сих пор применяется в различных сферах трудовых отношений. Однако, зачастую он носит формальный характер и не имеет должной эффективности.
В этой связи считаем, что закрепление наставника за молодым специалистом - это не столько формальное издание соответствующего приказа и ведение дневника наставника, а скорее - процедура передачи своего профессионального опыта, а также поддержка начинающего педагога со стороны опытного и авторитетного преподавателя, задачей которого является - за непродолжительный промежуток времени максимально комфортно погрузить молодого преподавателя в учебный процесс, привить ему уверенность в собственных силах и возможностях и стать ему надежным товарищем на педагогической ниве.
В-четвертых, для скорейшей социальной адаптации молодого специалиста необходимо практиковать проведение открытых и показательных занятий, которые будут служить «лакмусовой бумажкой» его адаптированности к учебному процессу, а также примером должного (образцового) проведения уроков с детьми. Иными словами, молодой преподаватель сам проводит открытые уроки, а также регулярно присутствует на показательных занятиях опытных педагогов, где получает для себя бесценный опыт, который в последующем может сам реализовать в своей педагогической деятельности.
Очень важно, чтобы характер открытых занятий не имел карательную направленность. Наоборот, независимо от фактических результатов проведения молодым специалистом открытого урока, посетивший его педагог должен похвалить его, написать положительный отзыв, а на словах очень тактично указать на желаемые корректировки. Это позволит избежать ненужной на данном этапе педагогического взросления самокритики, позволит молодому специалисту морально самоутвердиться и приобрести необходимую мотивированность в своей дальнейшей профессии учителя.
В-пятых, важнейшим фактором для социальной адаптации молодого специалиста является его непосредственная связь со своими подопечными -учениками. Безусловно, разнится в возрасте более чем десять лет (в случае если молодой специалист - выпускник педагогического Вуза, который обучает детей начальных классов школы) дает возможность молодому педагогу управлять детьми как в физическом, так и в психологическом аспекте.
Однако, дети начальных классов школы, особенно пришедшие на учебу в первый класс, сами нуждаются в социальной адаптации и до тех пор, пока она не произойдет, они лишь только будут создавать дополнительные сложности для их учителя. Поэтому, для того чтобы взаимная адаптация учителя и его учеников прошла как можно
быстрее и эффективнее, следует создать внутри класса здоровый психологический климат, который будет стимулировать детей ходить в школу, делать уроки дома, быть активными на занятиях, охотно идти на контакт со своим учителем и пр.
Считаем, что для скорейшей социальной адаптации молодого специалиста к своим ученикам и их к нему, следует практиковать совместное внеаудиторное общение молодого преподавателя с детьми, в том числе, посредством проведения подвижных игр, посещений музеев и выставок, выходов на природу (в парки) и пр. Также считаем важным иметь с детьми тактильный контакт, посредством которого учащиеся в максимальной степени будут расположены к своему учителю. Например, это могут быть поощрительные поглаживания по голове, похлопывание по плечу, удержание за руку при перемещении по школе или вне ее, касания при подвижных играх и пр.
В-шестых, в качестве заключительного фактора скорейшей социальной адаптации молодого специалиста отметим роль участия родителей детей, обучающихся в школе. В век современных технологий, пожалуй, никто не обходится без социальных сетей, мобильных чатов, социальных групп и пр. Так, уже успешной практикой общения между учителем и родителями учащихся является использование специально созданных групп в мобильных мессенджерах, где между родителями и педагогами обсуждаются общие и частные во-просы,связанные с обучением.
В контексте нашего исследования, отметим, что поддержка родителями молодого преподавателя очень важна, также как и своевременная информация о любых проблемах и сложностях, которая поступает от молодого преподавателя к родителям (членам родительского комитета). Зачастую, молодой преподаватель видит в некоторых родителях того, кому можно рассказать о своих сложностях, даже попросить совет. Разумеется, это происходит в рамках индивидуальной переписки или личных бесед. Каждый молодой педагог нуждается в поддержке, только не каждый может поделиться своими тревогами и сложностями с кем-либо. Задача родителей - поддержать учителя своих детей, помочь ему разобраться в отдельных вопросах (как правило, организационного характера: дисциплина на уроках, внеклассная деятельность, организация школьных праздников и пр.).
Таким образом, в завершение данного исследования сделаем вывод об особой значимости грамотной организации социальной адаптации молодых специалистов, в основу которой должны быть заложены такие элементы, как: составление индивидуального плана адаптации, знакомство с педагогическим коллективом, работа наставника, проведение открытых и показательных занятий, связь с учениками и их родителями.
Исключительно при реализации указанных факторов появится возможность усиления адапти-рованности молодых специалистов к неожиданным для них реалиям педагогической деятельности в школе. Возможно, это также приведет к увеличению числа молодых специалистов в российских школах до тех идеальных пропорций, на которые указывают специалисты: 10-25%.
Литература
1. Аниканова В.Ю. Формы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях // Вестник магистратуры. 2022. № 12-2. С. 65.
2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - С. 66.
3. Ивлиева Г.Д. Методическая поддержка молодых учителей общеобразовательных учреждений нового вида как фактор их ускоренного профессионального становления: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - С. 66.
4. Матвеева А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования российского общества: дис. ... канд. соц. наук. -Екатеринбург, 2005. - С. 9.
5. Матвеева А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе общего образования в период становления цифровой экономики: монография. - Казань: Бук, 2018. - С 45.
6. Овчинникова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 354.
7. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2016. -С. 44.
8. Редлих С.М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя: специальность 13.00.01. «Общая педагогика»: дисс. канд. пед. наук. - М., 1999. - 360 с.
9. Толковый словарь русского языка /под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. - М., 1949. -С. 88.
10. Федорова Е.М., Веретенникова И.В. К вопросу о средствах профессиональной адаптации молодых педагогов // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4. С. 84.
SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS AT SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS
Kovalevskaya M.I.
Lomonosov Moscow State University
This article substantiates the relevance of the issue of social adaptation of young specialists - graduates of pedagogical universities
who came to work as a primary school teacher. The essence of the concept of "social" adaptation and its interpretation by researchers involved in this issue are revealed. Statistical indicators are investigated and modern determinants that reduce the staffing of young specialists in general education organizations are identified. The study was conducted by interviewing students of the Moscow State Pedagogical University and the Moscow City Pedagogical University. With the help of it, it was possible to identify the main factors that negatively affect the subsequent employment of graduates of pedagogical universities. Specific measures are proposed aimed at accelerating the social adaptation of young professionals starting their career in schools. The main elements necessary for the competent organization of social adaptation of young professionals are highlighted, such as: drawing up an individual adaptation plan, getting to know the pedagogical team, the work of a mentor, etc.
Keywords: social adaptation, educational organisations, young professionals.
References
1. Anikanova V. Yu. Forms of adaptation of young teachers in educational organizations // Bulletin of the Magistracy. 2022. No. 12-2. P. 65.
2. Bezyuleva G.V. Psychological and pedagogical support for professional adaptation of pupils and students: monograph. - M.:
NOU VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2008. -P. 66.
3. Ivlieva G.D. Methodological support for young teachers of new types of general educational institutions as a factor in their accelerated professional development: diss. ... Cand. Ped. Sciences. - M., 2007. - P. 66.
4. Matveeva A. I. Social adaptation of young specialists in the education system of Russian society: diss. ... Cand. Social Sciences. - Ekaterinburg, 2005. - P. 9.
5. Matveeva A. I. Social adaptation of young specialists in the general education system during the formation of the digital economy: monograph. - Kazan: Buk, 2018. - P. 45.
6. Ovchinnikova L.A. Psychological and pedagogical support for the process of adaptation of a young teacher to the conditions of professional activity // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020. Vol. 9. No. 2 (31). P. 354.
7. Regush L.A., Orlova A.V. Pedagogical psychology: textbook. manual. - St. Petersburg: Piter, 2016. - P. 44.
8. Redlich S.M. Pedagogical foundations of social and professional adaptation of a teacher: specialty 13.00.01. "General pedagogy": diss. cand. ped. sciences. - M., 1999. - P. 360.
9. Explanatory Dictionary of the Russian Language / edited by S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedov. - M., 1949. - P. 88.
10. Fedorova E.M., Veretennikova I.V. On the Means of Professional Adaptation of Young Teachers // Innovative Development of Professional Education. 2021. No. 4. P. 84.