Научная статья на тему 'Социальная адаптация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами физических упражнений ассоциативной направленности'

Социальная адаптация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами физических упражнений ассоциативной направленности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
630
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ АССОЦИАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ / PHYSICAL EXERCISES OF THE ASSOCIATIVE ORIENTATION / SOCIAL ADAPTATION / MENTAL DISORDERS / PSYCHO NEUROLOGIC DISPENSARY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эшкинина Ольга Николаевна, Шустова Елена Викторовна

Описана методика работы с лицами с ментальными нарушениями, разработанная и внедренная автором на базе психоневрологического интерната № 16 г. Москвы. В основу методики положены физические упражнения ассоциативной направленности, позволяющие повышать уровень социальной адаптации лиц, проживающих в данном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Эшкинина Ольга Николаевна, Шустова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of mentally retarded individuals by means of physical exercises of the associative orientation

The procedure of working with mentally deficient people elaborated and introduced by the author on base of Moscow psycho neurologic dispensary № 16 is described here. The main method used here is physical exercises of the associative orientation which permit to raise the social adaptation level of the individuals residing in this institution.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами физических упражнений ассоциативной направленности»

68

Труды молодых ученых

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АССОЦИАТИВНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

О.Н. ЭШКИНИНА, Е.В. ШУСТОВА, Московский государственный областной университет

Аннотация

Описана методика работы с лицами с ментальными нарушениями, разработанная и внедренная автором на базе психоневрологического интерната № 16 г. Москвы. В основу методики положены физические упражнения ассоциативной направленности, позволяющие повышать уровень социальной адаптации лиц, проживающих в данном учреждении.

Ключевые слова: физические упражнения ассоциативной направленности, социальная адаптация, ментальные нарушения, психоневрологический интернат.

Abstract

The procedure of working with mentally deficient people elaborated and introduced by the author on base of Moscow psycho neurologic dispensary № 16 is described here. The main method used here is physical exercises of the associative orientation which permit to raise the social adaptation level of the individuals residing in this institution.

Key words: physical exercises of the associative orientation, social adaptation, mental disorders, psycho neurologic dispensary.

Введение

Одним из наиболее важных проявлений заботы нашего государства о людях с ограниченными возможностями или попавших в сложную жизненную ситуацию является их социальная адаптация [6]. Основными ее принципами являются: как можно более раннее начало осуществления способствующих социальной адаптации мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. К таким мероприятиям относятся: трудотерапия, социокультурные (арт-терапия, библиотерапия, театротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия), а также спортивно-оздоровительные технологии. Они способствуют развитию познавательной активности, трудовой реабилитации, патриотическому, эстетическому и экологическому воспитанию, а также нравственному и физическому развитию [5]. Многими исследователями показано, что люди с нарушением интеллекта, будучи взрослыми, постоянно нуждаются во вспомогательном образовании и развитии [4, 7]. В случае его отсутствия не только не происходит формирование новых умений и навыков, но и теряются ранее приобретенные. Развитие объекта осуществляется во времени, в течение которого он сохраняется как целое, тогда как его структура преобразуется, и это время должно быть непрерывным и постоянным. Следуя этим требованиям, социально адаптируемый «особый» объект можно развивать или хотя бы удерживать некоторое время на уже достигнутом уровне развития. Кроме этого сложность сочетаний соматических заболеваний и психической патологии значительно ограничивают физическую активность и, как следствие этого, социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями.

Решению данных задач помогают занятия адаптивной физической культурой и спортом с людьми, имеющи-

ми ментальные нарушения. У них повышается запас двигательных умений и навыков, укрепляется здоровье, улучшается эмоциональное состояние, повышаются психофизические возможности и социальная активность. Имеется предположение, что этот процесс будет идти быстрее и продуктивнее, если внедрить в занятия физическими упражнениями вспомогательную, образовательную, развивающую и социализирующую методику, что и явилось целью исследования.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 42 чел., постоянно проживающих в психоневрологическом интернате № 16 г. Москвы, со средней степенью умственной отсталости, из реабилитационного отделения, в возрасте от 18 до 25 лет. Были сформированы две группы: контрольная (n = 21) и экспериментальная (n = 21). Занятия проводились одни и те же, три раза в неделю, в первой половине дня по одному часу, но на занятиях в экспериментальной группе физические упражнения имели ассоциативный окрас (направленность).

При разработке экспериментальной методики мы опирались на исследования об «экспериментировании с жизненными ролями»: принимая на себя роль, человек выбирает способ существования и ведет себя в соответствии с требованиями роли. Когда человек самоопределяется, пережитые формы не исчезают, а существуют в виде «эскизов». В слабоструктурированных ситуациях эти «эскизы» могут способствовать выживанию [1]. Введение термина «адаптивный потенциал» представило собой совокупность свойств, которые существуют в скрытом виде и «задействуются» в ходе адаптации [3]. Недостаточность арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта может служить причиной развития реакций напряжения или стресса -

<&

ФНЦ ВНИИФК

Труды молодых ученых

69

основных адаптационных механизмов [2]. На основании этих мнений, применительно к нашим испытуемым, можно предположить, что социальная адаптация зависит от количества зафиксированных в памяти индивида системных форм, отражающих жизненный опыт личности, который у наших подопечных очень скудный. Чем разнообразнее их репертуар, тем выше ресурс личности, тем выше эффективность адаптации в социуме.

В ходе эксперимента мы длительное время наблюдали за проживающими в психоневрологическом интернате. В процессе педагогического наблюдения было обнаружено, что они немного лучше воспринимают и выполняют задания, если их ассоциировать с уже известными жизненно-бытовыми действиями, которые, в одних случаях, неоднократно ими проделывались, а в других, - они были лишены этой возможности, но знали об их существовании. Так возникла идея переноса действий, взятых из социально-бытового опыта наших подопечных, на двигательные действия и физические упражнения. Нами были выдвинуты предположения о том, что занятия физическими упражнениями позволят социально адаптировать и интегрировать в общество исследуемый контингент. Была разработана методика выполнения физических упражнений с ассоциативной направленностью. Для выявления уровня социальнобытовой активности, являющейся составной частью социальной адаптации, использовали реабилитационные карты, разработанные В.М. Розенцвайгом [5]. В них представлены социально-психологические критерии: отношение к окружающей среде, степень контактности, степень способности к самообслуживанию, степень способности использования своих знаний и опыта, степень

способности к целенаправленной деятельности, определяющие уровень социально-бытовой адаптации (уровень активности). Всего выделяются три уровня активности: низкий, средний, высокий, а также определяется динамика уровня активности на протяжении пяти лет в баллах. Для каждого уровня активности в реабилитационной карте представлена программа реабилитации для наших испытуемых, в состав которой наряду с адекватно подобранной медикаментозной терапией; закреплением и расширением ранее полученных бытовых, культурных и трудовых навыков; обучением профессиональным навыкам; обучением коммуникативным навыкам, поведению вне интерната; обучением и подготовке к полному самообслуживанию входит вовлечение в кружковую и спортивно-массовую работу, и в частности занятия физическими упражнениями с ассоциативной направленностью. Ежегодно заполнение данных карт осуществляла специально созданная комиссия реабилитационного отделения психоневрологического интерната, состоящая из представителей медицинской, педагогической и социальной служб данного учреждения.

Результаты исследования

Определение достоверности различий испытуемых контрольной и экспериментальной групп по уровню их социальной активности мы рассчитывали по критерию х2 . Результаты исследования показали, что в начале исследования достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по показателям уровня социальной активности выявлено не было (см. таблицу).

Уровень социальной активности экспериментальной и контрольной групп

в период исследования

Группы 2008 2012

Уровни активности р Уровни активности р

высокий средний низкий высокий средний низкий

Контрольная (n = 21) 11 7 3 > 0,05 11 3 7 < 0,05

Экспериментальная (n = 21) 10 9 2 18 2 1

Занятия физическими упражнениями ассоциативной направленности в значительной степени изменили ситуацию. Результаты сравнительного анализа после завершения эксперимента свидетельствуют, что после внедрения упражнений ассоциативной направленности на занятиях адаптивной физической культурой уровень социальной активности многих участников экспериментальной группы повысился. Так, уровень социальной активности со среднего на высокий подняли 8 участников, с низкого на средний - 1 участник. После завершения исследования нами было выявлено следующее: динамика уровня социальной активности в экспериментальной группе имела положительную тенденцию на протяжении пяти лет наблюдений. В контрольной группе после первого года эксперимента наблюдалась положительная дина-

мика, а со второго - отрицательная. На наш взгляд, это объясняется потерей интереса у подопечных к занятиям, неустойчивым отношением к ним, частыми пропусками, отсутствием мотивированности и, как следствие, уклонением от физических нагрузок. Использование на занятиях в экспериментальной группе тех же физических упражнений, что и в контрольной, но имеющих ассоциативную направленность, способствует положительному устойчивому отношению к ним.

Заключение

Экспериментальная методика применения физических упражнений с ассоциативной направленностью на занятиях адаптивной физической культурой с лицами, проживающими в психоневрологическом интернате,

ФНЦ ВНИИФК

70

Труды молодых ученых

повышает уровень их социальной активности и, как следствие, уровень социальной адаптации, о чем свидетельствует трудоустройство наших подопечных на работу в штат интерната, а также за его пределами на

должности санитаров, дворников, грузчиков, лечебнопрофилактические мастерские, а также поступление на учебу в Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх».

Литература

1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 60-71.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л., 1988. -270 с.

3. Корель Л.В. Женщины на крутых виражах реформ/ Л.В. Корель // Вестник Балтийской педагогической академии. - 1995. - № 6. - С. 143-159.

4. Маллер А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интел-

лекта / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

5. Розенцвайг В.М. Вопросы адаптации, социализации и интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в системе учреждений социального обслуживания и в обществе / В.М. Розенцвайг. - М., 2010. - 159 с.

6. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 240 с.

7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитании / О. Шпек. - М.: Академия, 2003. - 432 с.

References

1. Antsyferova L.I. The late period of human life: types of aging and possibility of forward development of the person / L.I. Atsyferova // Psychological Journal. - 1996. -№ 6. - P. 60-71.

2. Berezin F.B. Psychic and Psycho-Physiological Adaptation of the Human / F.B. Berezin. - L., 1988. - 270 p.

3. Korel L.V. Women on the steep turns of reforms / L.V. Korel //Bulletin of Baltic Pedagogical Academy. -1995. - № 6. - P. 143-159.

4. Maller A.R. Instruction, education and labor activities of profoundly mentally retarded children / A.R. Maller, G.V. Tsykoto. - M.: Pedagogics, 1988. - 128 p.

5. Rozentsvaig V.M. Questions of adaptation, socialization and integration of young handicapped people in the system of social services and society / V.M. Rozentsvaig. - M., 2010. - 159 p.

6. Holostova E.I. Social work with disabled people: Study-guide /E.I. Holostova. - M.: Trade publishing corporation “Dashkov and Co“, 2006. - 240 p.

7. Shpek O. People with mental retardation: instruction and education / O. Shpek. - M.: Academy, 2003. - 432 p.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.