Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение молодых инвалидов'

Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение молодых инвалидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHO-PEDAGOGICAL AND LOGOPEDIC SUPPORT / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / A LOGOPEDIC TECHNOLOGY / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарова Валентина Александровна

В данной статье отражается актуальная проблема необходимости проведения коррекционной работы по совершенствованию речевых высказываний взрослых с нарушенным интеллектом. Автор выделяет несколько факторов, объясняющих актуальность затронутой в статье проблемы. Первый, значительная распространенность числа людей с ограниченными возможностями здоровья; второй, увеличение интереса к проблеме помощи взрослым людям с интеллектуальной недостаточностью; третий, изучение вопросов, связанных с возможностью интеграции и социализации этих людей. Подчеркивается проблема межличностного общения, несформированность потребности в общении, трудности установления социальных контактов, улучшение потенциальных возможностей для совершенствования речевых высказываний у взрослых с нарушенным интеллектом. Автор раскрывает задачи исследования, описывает определение уровня сформированности речевой коммуникации молодых инвалидов, обращает внимание на особенности и типичные проявления речевого недоразвития, определяет основные направления и содержание технологии логопедической работы по совершенствованию речевых высказываний. Успешность логопедической работы зависит от определенных условий, специальных методов, приемов и способов организации логопедических занятий, позволяющих не только повысить уровень речевой коммуникации, но, и, обеспечить эффективность реабилитационного процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жарова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical and Logopedic Support of Young Disabled People

The urgent problem of need to carry out correctional work on improvement of speech statements of adults with the broken intelligence is reflected in this article. The author allocates some factors explaining relevance of the issue touched in the article. The first, considerable prevalence of a number of physically disabled people; the second, increase in interest to the problem of help to adults with intellectual insufficiency; the third, study of questions connected with ability to integrate and socialization of these people. The problem of interpersonal communication, nonformation of need for communication, difficulty to establish social contacts, improvement of potential opportunities to improve speech statements of adults with the broken intelligence is emphasized. The author reveals research problems, describes determination of the level of speech communication formation of young disabled people, pays attention to features and typical manifestations of speech underdevelopment, and defines the main directions and the content of technology of logopedic work to improve speech statements. Success of the logopedic work depends on certain conditions, special methods, means and ways of organization of logopedic lessons allowing not only to increase the level of speech communication, but, also to provide efficiency of the rehabilitation process in general.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение молодых инвалидов»

УДК 376

В. А. Жарова

Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение молодых инвалидов

В данной статье отражается актуальная проблема необходимости проведения коррекционной работы по совершенствованию речевых высказываний взрослых с нарушенным интеллектом. Автор выделяет несколько факторов, объясняющих актуальность затронутой в статье проблемы. Первый, значительная распространенность числа людей с ограниченными возможностями здоровья; второй, увеличение интереса к проблеме помощи взрослым людям с интеллектуальной недостаточностью; третий, изучение вопросов, связанных с возможностью интеграции и социализации этих людей. Подчеркивается проблема межличностного общения, несформированность потребности в общении, трудности установления социальных контактов, улучшение потенциальных возможностей для совершенствования речевых высказываний у взрослых с нарушенным интеллектом. Автор раскрывает задачи исследования, описывает определение уровня сформированности речевой коммуникации молодых инвалидов, обращает внимание на особенности и типичные проявления речевого недоразвития, определяет основные направления и содержание технологии логопедической работы по совершенствованию речевых высказываний. Успешность логопедической работы зависит от определенных условий, специальных методов, приемов и способов организации логопедических занятий, позволяющих не только повысить уровень речевой коммуникации, но, и, обеспечить эффективность реабилитационного процесса в целом.

Ключевые слова: психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, инвалидность, адаптация, реабилитация, интеграция, логопедическая технология, формирование коммуникативных умений и навыков.

V. A. Zharova

Psycho-Pedagogical and Logopedic Support of Young Disabled People

The urgent problem of need to carry out correctional work on improvement of speech statements of adults with the broken intelligence is reflected in this article. The author allocates some factors explaining relevance of the issue touched in the article. The first, considerable prevalence of a number of physically disabled people; the second, increase in interest to the problem of help to adults with intellectual insufficiency; the third, study of questions connected with ability to integrate and socialization of these people. The problem of interpersonal communication, non- formation of need for communication, difficulty to establish social contacts, improvement of potential opportunities to improve speech statements of adults with the broken intelligence is emphasized. The author reveals research problems, describes determination of the level of speech communication formation of young disabled people, pays attention to features and typical manifestations of speech underdevelopment, and defines the main directions and the content of technology of logopedic work to improve speech statements. Success of the logopedic work depends on certain conditions, special methods, means and ways of organization of logopedic lessons allowing not only to increase the level of speech communication, but, also to provide efficiency of the rehabilitation process in general.

Keywords: psycho-pedagogical and Logopedic support, disability, adaptation, rehabilitation, integration, a logopedic technology, formation of communicative skills.

В современном мире вопрос инвалидности -это проблема не только одного отдельного человека, но и всего общества в целом. Это проблема отношения общества и государства к конкретному человеку с ограниченными возможностями здоровья, отношения к инвалидности как к социальному явлению, поддержки и социальной защиты инвалидов.

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Их численность ежегодно увеличивается в среднем на 10 %. По оценкам экспертов ООН, каждый десятый человек на нашей планете является инвалидом, один из 10 страдает от физических, умственных или сен-

сорных дефектов. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями здоровья. Частота нарушения познавательной деятельности в мире составляет 2,5-3 % от всех врожденных нарушений. Умственная отсталость легкой степени встречается в 87 % случаев, тяжелая и умеренная - в 13 % [7, С. 19]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2009 году насчитывалось 7 366 646 инвалидов, имеющих психические расстройства и расстройства поведения. В целом по стране умственная отсталость занимает второе место (32 %) среди всех психических заболеваний. В Ярославской области общий показатель заболе-

© Жарова В. А., 2014

ваемости психическими расстройствами в 2009 году был равен 3128 на 100 000 человек. Инвалидность вследствие психического заболевания занимает в нашей области 7-е место и составляет 3 % от общего числа людей, признанных инвалидами^, С. 3].

Помимо высокой распространенности, инвалидность вследствие психических заболеваний и умственной отсталости характеризуется еще рядом особенностей, касающихся степени тяжести, длительности, стабильности состояния. Ни при каком другом классе болезней не отмечается столь длительных сроков инвалидности. Для данной категории инвалидов характерны плохая социальная приспособляемость, слабость трудовых установок, отсутствие стойких трудовых навыков и, кроме того, практическая невозможность трудоустройства молодых инвалидов, сохранивших остаточную трудоспособность или частично восстановивших ее уровень, что объясняется малой заинтересованностью предприятий в приеме на работу таких людей, низкой толерантностью к ним общества, недоразвитостью эффективной социально-реабилитационной службы.

В то же время для современного мира характерно развитие процессов гуманизации социальных отношений, усиление внимания к вопросам интеграции лиц с различными нарушениями в общество. В нашей стране изучением вопросов, связанных с возможностью интеграции и социа-лиации этих людей в обществе занимаются такие ученые как А. Р. Маллер, Н. Н. Малофеев, В. Г. Петрова, Л. М. Шипицына, М. В. Данилина, Н. П. Вайзман и другие. Всеми авторами подчеркивается ограниченность социальных контактов людей с психофизическими нарушениями, т.к. лица, имеющие умеренную или тяжелую степень нарушения интеллекта, не работают, живут в семьях или в специальных учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития. Для них созданы отделения в психоневрологических больницах и психоневрологические интернатах для взрослых. Круг общения в данном случае ограничивается либо общением с ближайшими родственниками, либо с работниками учреждений и людьми, которые также проживают в этих учреждениях. При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения; несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контак-

тов; неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.

В рамках нашего исследования изучена проблема преодоления ограниченности круга межличностного взаимодействия, дефицита общения средствами социально- коммуникативного подхода к развитию речи. Изучение научных источников подтверждает недостаточную освещенность особенностей речи молодых людей с умеренной степенью умственной отсталости в разных ситуациях общения. Существует большое количество научных работ (Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, С.В. Комарова, В.В. Коркунов, В. И. Липакова, А. Р. Маллер, Е. А. Стребелева, Л. В. Шипицина, Г. В. Цикото и др.), посвященных изучению особенностей речи детей и подростков, имеющих легкую степень интеллектуальной недостаточности. Это объясняется тем, что вопросами оказания комплексной психолого-педагогической помощи таким детям в нашей стране ученые занимаются на протяжении достаточно длительного времени.

В нашей стране имеется широкая сеть специализированных школ, интернатов и других учреждений, накоплен большой опыт реабилитации и адаптации лиц с легкой степенью умственной отсталости, разрабатываются модели интегрированного обучения и воспитания.

Вопросы изучения возможностей речевого общения взрослых умственно отсталых молодых людей с умеренной степенью освещаются в редких публикациях сравнительно недавно [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8].

В связи с этим актуальным является определение содержания комплексной психолого-педагогической и логопедической помощи, необходимой взрослым людям с нарушенным интеллектом. В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

• изучить теоретико-методологические аспекты по проблеме исследования;

• экспериментальным путем выявить особенности речевых высказываний у лиц с интеллектуальной недостаточностью в различных ситуациях общения;

• разработать технологию совершенствования речевых высказываний у взрослых с нарушенным интеллектом;

• апробировать и экспериментальным путем доказать эффективность использования разработанной технологии совершенствования речевых высказываний в коррекционно-педагогическом процессе.

Экспериментальное исследование проводилось на базе реабилитационного отделения Красноперекопского психоневрологического интерната г. Ярославля. В эксперименте приняли участие 16 воспитанников интерната с преимущественно умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в возрасте от 18 до 29 лет. Для оценивания речевых высказываний нами были разработаны следующие показатели сфор-мированности речевой коммуникации молодых людей, принявших участие в эксперименте:

1 инициативность в общении;

2 умение поддержать диалог;

3 легкость контактирования;

4 умение задавать вопросы собеседнику;

5 высказывать свое мнение;

6 умение слушать собеседника;

7 умение вступать в диалог;

8 грамматическая правильность построения высказываний;

9 инициативность вопросов и сообщений;

10 реактивные высказывания;

11 адресованность речевых высказываний партнеру;

12 адекватность речевых высказываний и поведения в социальных ситуациях общения;

13 знание и своевременность использования этикетных речевых оборотов.

Данные показатели позволили выявить 4 критерия сформированности речевых высказываний молодых инвалидов:

1. способность к установлению контакта (1,3,8)

2. способность к осмысленному восприятию речи партнера ( слушание = аудирование)(2,6)

3. речевая активность (2,4,5,9,10)

4. адекватное ситуации использование речевых средств (8,11,12,13) Оценивание речевых высказываний с учетом выявленных критериев помогли нам в определении уровня сформиро-ванности речевой коммуникации молодых людей с интеллектуальной недостаточностью.

1 уровень - высокий. Испытуемые активны в общении, легко вступают в диалог, внимательно слушают собеседника, строят общение с учетом ситуации, точно и понятно отвечают на вопросы, ясно и последовательно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения. Их высказывания развернутые, с использованием предложений различных типов. Испытуемые самостоятельно задают вопросы, могут своевременно вступать в диалог и завершать его, количество грамматических ошибок незначительно.

2 уровень - выше среднего. Испытуемые самостоятельно вступают в диалог, внимательно слушают собеседника, умеют отвечать на вопросы, высказывания логичные и последовательные, но свои вопросы собеседнику задают редко, высказывают свое мнение, но не аргументируют его, в общении отмечаются незначительные паузы, в речи присутствуют грамматические ошибки, не влияющие на понимание речи окружающими.

3 уровень - средний. Участвуют в общении чаще по инициативе других, вступают в разговор при поддержке. Слушают собеседника невнимательно, не дослушивают вопрос до конца, перебивают собеседника, могут несвоевременно ответить на услышанную реплику, свое мнение высказывают редко, в своих ответах используют простые предложения, ответы однотипные. Грамматические ошибки затрудняют понимание речи окружающими.

4 уровень - низкий. В разговор вступают с большим трудом, отмечается нежелание идти на контакт, неумение поддерживать разговор, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, ответы однотипные, односложные, простые. Слушают невнимательно. Повторяют вопросы за экспериментатором. В речи присутствует множество грамматических ошибок, затрудняющих понимание речи.

Полученные данные позволяют говорить о том, что проявления речевого недоразвития взрослых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями разнородны по характеру и степени выраженности, но имеют также типичные, характерные для данной категории лиц:

1. Однотипность ответов, возвращение к сказанному ранее, повторение вопросов за собеседником;

2. Неумение дослушать вопрос до конца;

3. Отсутствие развернутости в высказываниях;

4. Нарушение последовательности при рассказывании о прошедших событиях (неверное установление временных границ события, возвращение к ранее сказанному);

5. Нечеткое, поверхностное понимание взаимосвязи явлений, процессов, событий;

6. Нарушение общей связности изложения мыслей;

7. Недостаточная выразительность речи (редкое использование образных средств языка, слов,

обозначающих качества предметов, и особенно людей).

Проведенный эксперимент позволил определить содержание технологии логопедической работы, направленной на устранение несовершенств речевых высказываний, на разработку дифференцированного подхода к коррекционной работе, учитывающего выявленные уровни речевой коммуникации.

Логопедическая технология совершенствования речевых высказываний представляет собой целенаправленный процесс обучения взрослых людей с нарушенным интеллектом, имеющий своей целью повышение уровня речевого развития молодого инвалида, обеспечивающего личностное развитие, необходимое для социальной адаптации в обществе. При разработке технологии нами учитывалась: во-первых, взаимосвязь между особенностями познавательной деятельности молодых инвалидов, их состоянием, спецификой языковых и речевых средств; во-вторых, выбор заданий и упражнений осуществлялся на основе общепедагогических и специальных принципов обучения; в-третьих, предусматривались различные варианты организации занятий, учитывающих пожелания людей по выбору тем занятий и партнеров для совместной деятельности.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации вне зависимости от того, протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными условиями являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, то есть тогда, когда человеку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным.

В связи с этим первым методическим условием совершенствования речевых высказываний является уточнение и обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Так создается конкретная основа для высказывания, а учитель-логопед получает возможность воздействовать на речь изучаемой категории людей. Второе методическое условие успешности работы по совершенствованию речевых высказываний - повышение заинтересованности человека в речевом высказывании. Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи, к нарушению тех внутренних устремлений, которые заставляют их поддержи-

вать общение, вызывают желание делиться своими впечатлениями. Повышение речевой мотивации достигается путем использования различных вспомогательных приемов, которые служат внешними побудительными средствами речи: видеоматериалы, компьютерные презентации, фотографии, наглядные пособия, вопросы учителя-учителя, увлекательная тема, интересные ситуации. И еще одно, не менее важное условие -обеспечение высказываний необходимыми языковыми средствами. Выполнение этого условия заключается в подготовительной работе, которая должна помочь взрослым людям овладеть нужным «строительным» материалом: словами, словосочетаниями, предложениями.

Основными направлениями логопедической работы в рамках разработанной нами технологии являются:

I. Формирование и совершенствование психологических предпосылок к обучению, мыслительных операций: функций активного внимания; наблюдательности; навыков и приемов самоконтроля: познавательной активности; произвольности общения и поведения.

II. Обогащение лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания; установление логики, точное, четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.

III. Формирование и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать собеседника, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия инструкциям; умение понять и принять задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно выполнять речевые действия и адекватно реагировать на контроль и оценки окружающих.

IV. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией; ответы на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии; употребление усвоенной терминологии в связных высказываниях; формирование умения коллективного обсуждения заданий.

В связи с тем, что отсутствие навыков межличностного общения и несформированность потребности в таком общении у воспитанников интерната, обусловлены ограниченностью соци-

альных контактов и недостатком знаний о жизни общества, разработанная нами логопедическая технология основана на расширении представлений и уточнении знаний молодых людей о нашем городе. Для изучения были выбраны следующие темы: «Улицы. Проспекты. Площади Ярославля», «Музеи. Театры. Кинотеатры», «Парки Ярославля» и «Транспорт».

Проведение занятий первого тематического блока «Улицы. Проспекты. Площади Ярославля», предполагало расширение знаний воспитанников интерната об улицах, проспектах и площадях родного города. На этих занятиях формировалось умение внимательно слушать и слышать собеседника, не переключаясь на посторонние воздействия; совершенствовалась способность четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбирать языковые средства для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Для поддержания интереса к последующим занятиям и создания разнообразных ситуаций общения мы использовали различные формы и методы проведения занятий, например - экскурсии «По улицам Ярославля», «Проспект В. И. Ленина», «Центральные площади Ярославля». В ходе экскурсий воспитанникам интерната предлагалось сфотографировать понравившиеся объекты, для создания тематической фотовыставки «Мой город».

Следующий блок тем был посвящен ярославским музеям, театрам, кинотеатрам. Целью занятий по данной теме являлось расширение знаний воспитанников интерната о возможностях проведения досуга в Ярославле, формирование коммуникативных навыков, необходимых для общения в театре, музее и кинотеатре. Первые занятия были направлены на актуализацию словаря по данной теме. Особым направлением работы было совершенствование этикетных речевых навыков, а также знакомство с правилами поведения в музеях, театрах и кинотеатрах. Для этого часть занятий мы проводили в форме сюжетно-ролевых игр, таких как «Мы в театре» и «Я - экскурсовод».

Последний блок тем носил название «Транспорт». Традиционно первые занятия посвящались актуализации и систематизации словаря по теме. Одним из эффективных методов работы, используемых на всех занятиях, является практическая деятельность. Воспитанники интерната охотно выполняли задания практического характера. Вид деятельности был связан с темой занятия, являлся ее завершением, итогом, наглядным

результатом. Особый интерес возник при изготовлении буклетов об улицах города, при создании макета площади Волкова, карты путешествий, театральных программок, киноафиш и рисунков-пейзажей, которые использовались на занятиях в качестве наглядного материала. Еще одним эффективным приемом обучения оказывается игра, но адаптированная к возрасту, состоянию интеллекта, что обеспечивает интерес, внимание к выполнению задания, а также служит средством контроля при изучении каждой темы. Для подведения итогов по каждому блоку тем нами были разработаны 4 игры с использованием информационных технологий. Так в программе Power Point были созданы игры «Что вы знаете о Ярославле?», «Музеи. Театры. Кинотеатры», «Парки Ярославля», «Транспорт», за основу которых был взят сюжет телевизионной игры «Своя игра». Основной процесс в игре- ответ на вопросы. Игроки должны догадаться, о чем идет речь в вопросе, и дать ответ. На наш взгляд, такая форма работы является весьма удачной, так как участники игры стоят перед необходимостью обсуждения каждого вопроса, нахождению и высказыванию единого мнения. Кроме того, в такой непринужденной обстановке появляется возможность коллективного взаимодействия, расширяется круг общения.

Основное внимание в работе мы уделяли закреплению употребления речевых образцов приветствия, прощания, обращения к человеку в различных ситуациях общения (общение с друзьями, с незнакомыми людьми, общение в театре, на выставке, в транспорте). Внимание акцентировалось на точности воспроизведения речевого материала, его соответствия ситуации общения. На всем протяжении коррекционной работы мы не упускали из внимания правила речевого этикета, напоминали и подсказывали уместные речевые формулировки, задавали вопросы о целесообразности использования того или иного высказывания в данной ситуации общения.

Мы считаем, что разработанная технология может быть использована специалистами разных профилей, работающими с молодыми людьми.

Применение технологии в коррекционном процессе, проводимом учреждением, оказалось достаточно эффективным, о чем свидетельствовали результаты контрольного эксперимента. На этапе контрольного эксперимента к высокому уровню развития изучаемых умений, не изменилось и составляет 12,5 %, однако количество людей, изначально отнесенных ко второму уровню,

выросло с 18,75 % до 37,5 %, то есть вдвое. К среднему уровню развития до формирующего эксперимента были отнесены 43,75 %, после проведения коррекционных мероприятий этот показатель снизился до 31,25 %. По сравнению с констатирующим экспериментом число людей, имеющих низкий уровень развития речевой коммуникации, сократилось с 25 % до 18,75 %.

Таким образом, проведение коррекционно-педагогической работы с людьми, имеющими нарушения интеллекта, позволяет повысить уровень развития их коммуникации и способствует эффективному протеканию реабилитационного процесса.

Библиографический список

1. Аугене, Д. Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. Й. Аугене // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 76-80.

2. Бараева, А. Н. Психические расстройства и расстройства поведения: современные особенности заболеваемости и инвалидности [Текст]: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / А. Н. Бараева// Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания; под ред. Л. М. Иванова. - Ярославль: Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, 2010. - 116 с.

3. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации [Текст] / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. П. Зарин. - Псков: ПОИПКРО, 1999. - 256 с.

4. Бгажнокова, И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] /И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. -№ 1. - с. 45-50.

5. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст]/ Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. -М.: Академия, 2002. - 345 с.

6. Дмитриева, Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Шестилетние дети: проблемы и исследования; под ред. У. В. Уль-енковой, Н. А. Цыпиной, Е. Е. Дмитриевой и др. - Н. Новгород, 1993. - 382 с.

7. Жарова, В. А. Актуальность проблемы оказания специальной помощи молодым людям с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / В.А. Жарова// Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания; ред. Л. М. Иванова. - Ярославль: Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, 2010. - 116 с.

8. Казанцева, Е. В. Повышение уровня речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Е. В. Казанцева //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - Екатеринбург, 2010. - № 2 (70) - 131 с.

9. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекцион-ных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 296 с.

10.Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь [Текст]: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. -4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Augene, D. J. Rechevoe obshhenie umstvenno otstalyh detej doshkol'nogo vozrasta i puti ego aktivizacii [Tekst] /D. J. Augene // Defektologija. - 1998. - № 5. - S. 76-80.

2. Baraeva, A. N. Psihicheskie rasstrojstva i rasstrojstva povedenija: sovremennye osobennosti zabolevaemosti i invalidnosti [Tekst]: sbornik materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii / A. N. Baraeva // Sovershenstvovanie kompleksnoj reabilitacii invalidov s intellektual'noj nedostatochnost'ju v uchrezhdenijah social'nogo obsluzhivanija; pod red. L. M. Ivanova.

- Jaroslavl' : Departement truda i social'noj podderzhki naselenija Jaroslavskoj oblasti, 2010. - 116 s.

3. Barjaeva, L. B. Obuchenie detej s vyrazhennym nedora-zvitiem intellekta: programmy, metodicheskie rekomen-dacii [Tekst] / L. B. Barjaeva, I. M. Bgazhnokova, D. I. Bojkov, A. P. Zarin. - Psko v: POIPKRO, 1999. - 256 s.

4. Bgazhnokova, I. M. Problemy i perspektivy razvitija korrekcionnoj pomoshhi detjam s intellektual'noj nedostato-chnost'ju [Tekst] / I. M. Bgazhnokova // Defektologija. - 1994.

- № 1. - s. 45-50.

5. Burmenskaja, G. V. Vozrastno-psihologicheskoe kon-sul'tirovanie. Problemy psihicheskogo razvitija detej [Tekst] / G. V. Burmenskaja, O. A. Karabanova, A. G. Liders. - M. : Akademija, 2002. - 345 s.

6. Dmitrieva, E. E. Osobennosti formirovanija kommu-nikativnoj dejatel'nosti u shestiletnih detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Tekst] / E. E. Dmitrieva // Shestiletnie deti: problemy i issledovanija; pod red. U. V. Ul'enkovoj, N. A. Cypinoj, E. E. Dmitrievoj i dr. - N. Novgorod, 1993. - 382 s.

7. Zharova, V. A. Aktual'nost' problemy okazanija spe-cial'noj pomoshhi molodym ljudjam s intellektual'noj nedostato-chnost'ju [Tekst]: sbornik materialov mezhregio-nal'noj nauchno-prakticheskoj konferencii / V.A. Zharova // Sovershenstvovanie kompleksnoj reabilitacii invalidov s intellektual'noj nedostato-chnost'ju v uchrezhdenijah soci-al'nogo obsluzhivanija; red. L. M. Ivanova. - Jaroslavl' : Departament truda i social'noj pod-derzhki naselenija Jaroslavskoj oblasti, 2010. - 116 s.

8. Kazanceva, E. V. Povyshenie urovnja rechevoj kommu-nikacii u detej s umerennoj i tjazheloj umstvennoj otsta-lost'ju [Tekst] / E. V. Kazanceva // Obrazovanie i nauka. Izvestija Ural'skogo otdelenija Rossijskoj akademii obrazovanija. -Ekaterinburg, 2010. - № 2 (70) - 131 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Lalaeva, R. I. Logopedicheskaja rabota v korrekcionnyh klassah [Tekst] / R. I. Lalaeva. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. - 296 s.

10.Korrekcionnaja pedagogika i special'naja psihologija: Slovar' [Tekst]: uchebnoe posobie / sost. N. V. Novo-torceva. -4-e izd., pererab. i dop. - SPb. : KARO, 2006. - 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.