Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИУМ / ИНДИВИД / ПРОЦЕСС / Socialization / personality / social institution / educational environment / society / individual / process / personality development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева А.А.

В статье рассматривается социализация в качестве одного из ведущих факторов формирования личности. Показывается, что социализация не просто сумма внешних влияний, а формирующий личность целостный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF THE INDIVIDUAL IN HIS/HER LIFE

The article considers socialization as one of the leading factors in the formation of personality. It is shown that socialization is not simply the sum of external influences, and forming the personality of a holistic process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

некоторая свобода, правда, свобода, так сказать, негативная, то есть свобода бездействия.

Свобода отнюдь не означает безосновательности, беспричинности деятельности, поскольку для нас бесспорно, что протекание волевого поведения всецело направляется установкой. Следовательно, в данном смысле говорить о каком-либо индетерминизме никак нельзя; что же касается, в частности, волевого акта — момента принятия решения, во время которого происходит возникновение установки, то и этой установке не совсем чужда причинность. Мы знаем, что и она, подобно обычной установке, лежащей в основе импульсивного поведения, определена ситуацией. Разница лишь в том, что в одном случае это — актуальная ситуация, а во втором — воображаемая, мысленная. Однако в данном случае это не имеет никакого значения: ситуация, будь то актуальная или данная в представлении, выступает в роли причины возникновения установки. Лежащая в основе волевого поведения установка так же всецело детерминирована мысленной ситуацией, как и лежащая в основе импульсивного поведения установка — актуальной.

Использованные источники:

1.Ясперс К. истоки истории и ее цель.

2. А. Бергосоню два источника морали и религии.

3.Монтескье Ш. о духе законов.

4.Пастухова Л.С. О специфике человеческой свободы.

5.Ясперс К. смысл и назначение истории.

УДК 198.9

Алиева А. А. студент 4 курс психологический факультет

ДГУ г. Кизляр

Научный руководитель: Шуруха Т. А.

Alieva A.A. 4th year student psychology Department

DSU Kizlyar

Scientific director: Suruga T. A. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ SOCIAL ADAPTATION OF THE INDIVIDUAL IN HIS/HER LIFE Аннотация: В статье рассматривается социализация в качестве одного из ведущих факторов формирования личности. Показывается, что социализация не просто сумма внешних влияний, а формирующий личность целостный процесс.

Abstract: The article considers socialization as one of the leading factors in the formation of personality. It is shown that socialization is not simply the sum of external influences, and forming the personality of a holistic process.

Ключевые слова: Социализация, личность, социальный институт, образовательное пространство, социум, индивид, процесс, формирование личности.

Key words: Socialization, personality, social institution, educational environment, society, individual, process, personality development.

Быть человеком - это не только находиться в поле смысла, требующего осуществления, но еще и обращаться к ценностям, требующим реализации. Это значит жить в поле напряжения, возникающего между плюсами реальности и идеалов, требующих материализации. Человек живет идеалами и ценностями. Человеческое существование не аутентично, если оно не проживается как самотрансценденция . Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается не реализованным.

В последние десятилетия, в современном обществе, все чаше используется понятие человека как личность, т. е индивида имеющего свои нравы, стереотипы и положение в окружающей его среде. В психологической структуре личности В.Франкл выделяет особое «ноэтическое» измерение, в котором локализованы смыслы. Это измерение не сводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. Можно сказать о том, что в своей жизни человек, начиная с самого рождения, представляет собой личность, которая в ходе его социального развития проходит три основных этапа:

• Детство и юность

• Зрелость

• Старость

Детство и юность представляет собой тот период, в котором человек познает самого себя, проявляя адаптационные, индивидуационные и интеграционные свойства. Начиная с младенчества, до дошкольного возраста относится некритично по отношению к окружающей среде, проявляя способности подражать, развиваться, изучать окружающую его среду и принимать ее некритично. В школьном возрасте ребенок более чувствителен к переменам, особенно в юности, проявляет неприязнь к окружающему его обществу, пытаясь выделиться от других его сверстников, желая найти свой путь.

В зрелом возрасте человек уже является личностью с хорошо проявляющимися качествами. Ему характерна коррекция, а так же способность приспособления к социальным ролям. В этот период человек точно знает, чего он хочет и уверенно стремится к этому.

Старость является заключительным этапом саморазвития. Так же этот возраст можно назвать периодом хранения накопленного социального опыта и разделения его с подрастающим поколением.

Все эти периоды человек проводит в такой сфере, название которого Общество. Занимая в нем какое-либо место, находясь в определенной группе людей, которая в ходе его жизнедеятельности меняется. Социум является основным помощником развития человека. В детстве, под влиянием малой группы семья, которая тоже относится к социуму, ребенок начинает свое развитие. Вскоре, помимо семьи, он попадает в среднюю группу социума -это школа, где встречается с такими же как и он людьми. Именно там человек проявляет свои способности и различные качества, выбирает свой путь и цели.

Говоря о социализации личности можно сказать о нахождении человека в той или иной группе людей. Группа - это 2 или более людей, связанных одним видом деятельности. В обществе малой группой считают семью, которая, как было сказано выше, является начальным этапом социализации индивида. В дальнейшем индивид сталкивается с такими группами как одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, друзья и т.д., но бывают такие ситуации, когда человек меняет свой круг общения и ему приходиться вливаться в другую группу, принимая другие порядки и правила. Проявление тех ли иных способностей в рамках интересов группы выявляет в индивиде черты лидера, которым он и становится впоследствии. По статистике, не каждый способен стать лидером группы. Существуют так же люди, которые находятся на планке ниже лидера, а так же те, которые являются изгоями группы . Так же человек может быть отвергнут группой и исключен с нее поневоле. Для адаптации человека к группе необходима терпеливость, доброжелательность в поисках способа достижения единства усилия и задач совместных действий.

Проживая определенное время, человек сам того не осознавая принимает различные установки. Установка - частично неосознаваемая готовность к реагированию. Социальная установка - это способ реагирования на социальные объекты других людей, которые сформировались под влиянием общественного мнения или предшествующего своего опыта. Эти установки сопровождают нас в ходе всей нашей жизни. Хоть в большинстве случаев они бессмысленны и не всегда социально устойчиво соответствуют реальному поведению.

Таким образом, приходим к выводу, что мы часть общества. Мы непосредственно связаны с ним и имеем огромное влияние на формирование и его развитие. Невозможно сказать и о том, что мы сами в силах выбирать свое место в обществе, создавать свои группы малые и большие, быть частью всего того, что происходит вокруг. Находясь в обществе, мы должны стремиться в первую очередь быть самим собой и тем самым проявлять лучшие качества человека. Я считаю, что такими, какими будем мы, таким

же и станет наше общество, и главное в достижении этих целей -толерантность, терпение, мобильность и выносливость к изменениям вокруг.

Использованные источники: 1. Душков Б.А « Психология типов личности, Народов и эпох» Екатеринбург: Деловая книга, 2001-736с

УДК 159.9

Алиева М.А. студент 3 курс Филиал ДГУ г. Кизляр

Научный руководитель: Шарбузова Х.З, к.п.н.

доц.

Шуруха Т. А. старший преподаватель Alieva M.A. student 3rd year The DSU branch in the city of Kizlyar Research guidance: Sharbasova H. A., PhD.

associate Professor Shurukha T. A. senior lecturer

СТРАХ И РАДОСТЬ ОДИНОЧЕСТВ FEAR AND JOY OF SOLITUDE

Самая известная в жизни почти каждого человека, это чувство одиночества.

Человек остается совершенно один, со своими мыслями наедине, без друзей, без любимых, без родственников. Остаться без чужого внимания, без душевного сопереживания, без поддержки родных, без общественного признания и умереть безвестным и незамеченным — это ли не кошмар?

The most famous in the life of almost every person, this feeling of loneliness.

The person remains alone with his thoughts alone, without friends, without loved ones, without family. To stay with no one's attention, without emotional empathy, without the support of family, without public recognition, and to die unknown and unnoticed — is this not a nightmare?

Ключевые слова: страх, радость одиночество

Key words: fear, joy, loneliness

Общество которое нас окружает постоянно, делится на слои, и надо соответствовать ему, чтобы не остаться изгоем. Или общество заботится о том, чтобы проигравших не было, поощряя всеми возможными способами расширение и укрепление социальных контактов. Государственные, религиозные и профессиональные праздники, культурные мероприятия, спортивные олимпиады, социальные программы, телевидение, интернет — все, чтобы собрать людей вместе и создать иллюзию общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.