Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ'

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
Кризис личности / удовлетворение потребностей / самоутверждение / фрустрация / идентичность личности / экзистенциональная деприваця / Personality crisis / satisfaction of needs / self-affirmation / frustration / identity of the individual / existential deprivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штык К.С.

Прослеживание возрастных кризисов личности в онтогенезе. Чем характерны периоды кризиса личности. Возможные исходы окончания кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE CRISES OF PERSONALITY

Tracing age crises of personality in ontogenesis. What characterizes the periods of crisis of the individual. Possible outcomes of the end of the crisis.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ»

Штык К. С. студент 4 курса психологический факультет научный руководитель: Шарбузова Х. А., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Шуруха Т.А.

стпреподаватель ДГУ

филиал г. Кизляр ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Прослеживание возрастных кризисов личности в онтогенезе. Чем характерны периоды кризиса личности. Возможные исходы окончания кризиса.

Ключевые слова: Кризис личности, удовлетворение потребностей, самоутверждение, фрустрация, идентичность личности,

экзистенциональная деприваця.

Shtyk K. S.

a fourth-year student of psychological faculty

Scientific adviser: Ph. D. Associate Professor Sharbuzova H.A.

Art.Teacher Shurukha T. A.

Branch of the DSU, Kizlyar AGE CRISES OF PERSONALITY.

Abstract: Tracing age crises of personality in ontogenesis. What characterizes the periods of crisis of the individual. Possible outcomes of the end of the crisis.

Key words: Personality crisis, satisfaction of needs, self-affirmation, frustration, identity of the individual, existential deprivation.

Каждый человек на протяжении всего жизненного цикла испытывает ряд неблагоприятных ситуаций, которые травмируют жизненные смыслы. Эти ситуации определяются как критические и способствуют возникновению личностных кризисов. Другими словами, личностный кризис- это специфические психологические переживания человека, который находится в критической ситуации. Ситуация, в свою очередь, связана не только с внешними событиями, происходящими в жизни человека, но и внутренними. То есть является процессом интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает

восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Эти кризисы помогают переосмыслить определенный отрезок жизненного пути и вынести для себя некоторые выводы, способствующие в построении определенной модели поведения в дальнейшем. Другими словами, исход очередного кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные потребности ребенка человеком, который за ним ухаживает. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот,-недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения. Например, с приучением ребенка контролировать естественные отправления. Если родители помогают ему в этом вопросе деликатно, ребенок получает опыт автономии. Напротив, строгий и непоследовательный внешний контроль приводит к развитию стыда и сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис- это период становления личности. В этом возрасте у ребенка происходит самоутверждение личности. Если его поддерживают в реализации свои планов, то это способствует развитию у ребенка чувства инициативы. В противном случае, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы и принятых методов воспитания, царящих в школе, у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив чувство неполноценности в своих возможностях и собственного статуса среди сверстников.

Пятый кризис переживают подростки в поисках своей идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Формирование идентичности предполагает принятие подростком системы ценностей, которая существует в обществе. В случае отсутствия достойной целостной системы высших ценностей (депривации) происходят экзистенциальные фрустрации (смысложизненные травмирования) человека любого возраста. В подростковом же возрасте экзистенциальный кризис может привести к неврозам, депрессиям, алкоголизму, наркомании и даже к суициду. Другой вариант- нежелание решать экзистенциальные проблемы, бегство от них («диффузия идентичности «, по Э. Эриксону) проявляется в инфантилизме.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском человека, с которым ему предстоит совершать цикл «работа-рождение детей- отдых», а также обеспечить правильное развитие свои детям. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его

замыкании на самом себе.

Основной задачей в этот период, по Э. Эриксону, является обучение общению с людьми, построению близких отношений, при этом сохраняя свою идентичность. Иногда желание оградить «свою территорию» приводит к избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, социальной изоляции и экзистенциального вакуума.

Иногда его называют кризисом 30 лет или кризисом смысла жизни. Фактически это первый период, когда человек задается вопросом о правильности своего существования, а именно: соответствует ли его жизнь его сущностным мотивам? И если не находит положительного ответа либо эти мотивы не определены, возникает глубинное чувство утраты смысла жизни, проявляющееся в ощущении пустоты и горечи.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), которое выражается в «заинтересованности воспитания следующего поколения». Этот период жизни отличается созидательностью и высокой продуктивностью в различных областях жизнедеятельности человека.

Кризис «середины жизни» считается одним из самых ярких и значимых. Человек оценивает свою жизнь на предмет того, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особо остро возникают экзистенциальные проблемы. В этот период некоторые пробуют «начать жить заново», для того, чтобы обрести новые смыслы и выйти из состояния экзистенциальной депривации. Люди данного возраста подвержены неврозам, депрессиям и т. д.

Восьмой кризис переживается во время старения. Человек подводит итоги своего жизненного пути, параллельно осознавая то, что начать жизнь заново или вернуться в прошлое, чтобы что- то изменить, невозможно.

Подводя итоги, хочется отметить, что при завершении какого бы то ни было кризиса, человек становится «умудренным опытом». Я считаю, что личность формируется только через опыт кризиса. Ценность людей, преодолевших глубокий кризис, очень велика не только для духовной, но и социальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух небитых дают». Часто опыт переживания личностного кризиса является бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. К сожалению многие переживают кризис, но мудрости достигают единицы.

Какое же значение для нас имеет личностный кризис?

Я думаю, что кризисы являются эволюционным вызовом человечеству. Это сильнейшее переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал.

Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и

человечества.

В заключение стоит отметить, что в этой сфере еще очень много направлений для исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день- одна из самых актуальных проблем психологии.

Использованные источники:

1. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Центрполиграф, 2003.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Российское педагогическое агентство, 2004.

3. Андреева И. Н. Основы психологии и педагогики /Новополоцк: ПГУ,2010.

4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Харвест, 2007.

УДК 159.9

Ягубова Л. А. студент 3 курса ДГУ

филиал в г. Кизляр научный руководитель: Шарбузова Х.З., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Халилова А.А.

старший преподаватель ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Женская преступность одна из самых больших показателей в России, особенно в наше время. Существуют два показателя женской преступности: широком и узком формате.

Аннотация. В статье анализируется криминологическая характеристика женской преступности, причины и предупреждение женской преступности.

Ключевые слова: Женская преступность, характеристика, предупреждение, профилактика.

UDK 159.9

Yagubowa L.A. 3rd year student The DSU branch in the city of Kizlyar Research guidance PhD associate Professor Sharbasova H. A.

Senior lecturer Khalilova A. А. FEMALE CRIME... Female crime is one of the biggest indicators in Russia, especially in our time. There are two indicators of women's crime, the wide and narrow format.

Annotation. The article analyzes the criminological characteristics of female crime, the causes and prevention offemale crime.

Keywords: Female crime, characteristics, prevention, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.