Научная статья на тему 'Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства'

Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства»

ными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга». - [Электронный ресурс]. - URL: http: // base.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi?req=doc;base=SPB;n=125054 (14.11.2012)

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 г. N 666 // Российская газета. - 24 сентября 2008.

9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 480 с.

10. Одом, С. Дошкольное инклюзивное образование в США: обзор исследований с точки зрения экологических систем / С. Одом, Дж. Вит-цум // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. - Москва: ФОРУМ, 2012.

11. Шипицына, Л. М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицы-на // Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.

12. Численность инвалидов в России составила около 10% // RBK.RU:

еженед. интернет-издание, 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rbc.ru / rbcfreenews / 20101203174641.shtml - 15.04.2012.

(14.11.2012)

13. Дети-инвалиды: задача со многими неизвестными // СТАТИСТИ-КА.ру: официальный сайт Гомкостат, Ростат и государственные службы РФ: [Электронный ресурс]. - URL: http: // statistika.ru / zdr / 2007 / 12 / 12 / zdr_9933.htm (14.11.2012)

Р.Ю. Сергеева

Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства

Проблема гиперактивности детей является достаточно актуальной в современном обществе, где ритм жизни ускоряется с каждым днем. Все это приводит к переутомлениям, стрессам и психологическим проблемам. Особенно это пагубно сказывается на детской психике: сегодня среди детей распространено такое явление, как синдром гиперактивности.

Г иперактивность - расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Установлено, что от 3 до 5% или почти 2 миллиона детей страдают гиперактивностью [4].

Синдром гиперактивности был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году [3]. Выраженность гиперактивности среди

192

детей варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

С психолого-педагогической точки зрения дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка, и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Сегодня на практике получается так, что от 70 до 90% детей с синдромом дефицита внимания остаются вообще без всякого лечения [1]. Гиперактивность - неврологическо-поведенческое расстройство развития - начинается в детском возрасте и проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, повышенная активность и плохо управляемая импульсивность. Эти признаки появляются в очень раннем возрасте, поэтому дети с синдромом гиперактивности нуждаются не только в лечении, но и в социальной адаптации.

На сегодняшний день существует несколько концепций ведения детей с гиперактивностью. Так как медикаментозное лечение не только не дает положительного эффекта, но и может вызвать зависимость от лекарств, то следует уделить внимание немедикаментозным способам коррекции гиперактивных дошкольников [2]. Это такие методы, как нейроп-сихологический, синдромальный, бихевиоральная психотерапия, метод работы над личностью.

Нужно отметить, что в разных странах подходы к коррекции и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае.

В данном случае уместно будет упомянуть также об исцеляющей силе искусства, в том числе и хореографического искусства. Овладение хореографическим искусством в сочетании с психотерапевтическими приемами позволит детям, по мнению автора, не только развиваться физически, но и постепенно приобщаться к социальной среде. Необходимость выявления педагогических возможностей хореографического искусства в социальной адаптации гиперактивных дошкольников предопределила тему исследования.

В процессе преподавания танцев, автор не раз сталкивался с проблемой гиперактивности детей. Для педагога-хореографа в работе с такими детьми есть ряд объективных трудностей: у гиперактивных детей низкий уровень концентрации, поэтому они не могут сосредоточится на инструкции, пояснении, показе и повторении различных движений, с ними сложно установить контакт. Пытаясь решить данную проблему, автор занялась изучением синдрома гиперактивности детей дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение об использовании специфических средств искусства танца, чтобы заинтересованность детей и облегчить вос-

питательную работу. Это определило проблему исследования, которая заключается в противоречии между наличием большого потенциала хореографического искусства в процессе социальной адаптации и отсутствие его применения в практике работы с гиперактивными дошкольниками.

Автором было проведено исследование мнений родителей гиперактивных дошкольников о методах коррекции поведения, в ходе которого выяснилось, что родители неоднозначно относятся к существующим методам коррекции поведения. Некоторые родители, опасаясь ухудшения состояния детей, считают, что дома ребенок лучше адаптируется к социальной среде. Однако они полностью не отказываются от какого-либо лечения синдрома гиепрактивности. Опрошенные родители предпочитают немедикаментозные способы лечения, в основном терапевтические, игровые методы и применение различных видов искусства. Среди видов искусства родители выделяют хореографическое искусство и музыкальное, так как данные виды позволяют дать выход физической активности ребенка, но при этом они направляют ее в позитивное русло и имеют определенную цель - научиться танцевать, петь, т.д. Родители предпочитают методики коррекции гиперактивности средствами хореографического искусства в сочетании с психотерапевтическими упражнениями.

Автором был предложен проект программы по социальной адаптации гиперактивных дошкольников. Данная программа состоит из нескольких блоков: на первом месте - двигательная активность (хореография), затем - психотерапия (релаксационные методики) и психологопедагогическая коррекция.

Систематические занятия хореографией способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, хореография оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Средствами хореографического искусства можно добиться не только социализации обычных детей, но и социальной адаптации гиперактивных дошкольников. В сочетании с психологопедагогическими методами (тренингами), занятия хореографией способствуют направлению физической и психической активности детей в положительное русло. Ребенок учится контролировать свое тело, управлять своим поведением - расслабляться и успокаиваться, когда это нужно. Программа предусматривает различные релаксационные методики способствующие снятию напряжения, успокоению и умению контролировать свое тело.

Программа рассчитана на 2 года. По мере освоения блоков программы детьми, количество часов в блоках меняется. На начальном этапе преобладают занятия на расслабление, затем все больше внимания отво-

дится именно освоению танца. Блоки программы на 1-ом и 2-ом гадах одинаковы, но различно количество времени, отводимое на них.

На первом году занятий акцент делается на элементарные хореографические движения. Занятия помогают детям распределять свою энергию, концентрироваться на нужных вещах, т.к. хореографические занятия имеют четкую структуру, постепенно вовлекаясь в которую, дети подстраиваются под этот ритм, и, следовательно, усваивают необходимые образцы поведения. Психотерапевтические методики направлены на расслабление психики ребенка, а психолого-педагогическая коррекция направлена на выработку элементарных причинно-следственных установок у ребенка, т. е. на развитие понимания последствий их действий.

На втором году работы по программе педагог-хореограф развивает приобретенные навыки детей и формируют новые. На занятиях хореографией дети разучивают танцы, учатся связывать музыку и рисунок танца. Особое значение отводится психолого-педагогической коррекции, так как необходимо развить у ребенка понимание определенного поведения. Психолого-педагогическая коррекция предусматривает выработку особых форм поведения педагогов и родителей с гиперактивным дошкольником. Так как гиперактивные дети очень чувствительны к похвале, поэтому с ее помощью можно стимулировать их к изменению поведения.

После реализации авторской программы в 2010-2012 гг. было проведено исследование уровня социализации гиперактивных детей. Методом наблюдения изучалась способность гиперактивных детей концентрировать внимание на выполнении различных задач. Было выявлено, что гиперактивные дети стали лучше сосредоточиваться на прослушивании инструкций, проявлять сдержанность в выражении своих эмоций, взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, можно заключить, что разработанная программа коррекции поведения гиперактивных детей имеет положительные результаты.

Литература

1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Ленинград: Наука, 1988. - 270 с.

2. Гордин, Л.Ю. Методика педагогического воздействия / Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. - Москва: Просвещение, 1967. - 144 с.

3. Ильина, И. А. Общительность и темперамент у школьников / И. А. Ильина. - Пермь: Книжное издательство,1961. - 120 с.

4. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - Москва: Просвещение, 1984. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.