Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДОУ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / АДАПТАЦИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / АУТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Печеных И.В., Суровцева Н.В.

В статье рассматривается влияние песочной терапии на развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Печеных И.В., Суровцева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДОУ»

классов», «Культура здоровья школьников 5-8 классов», «Культура здоровья школьников 9-11 классов» позволяет организовать в общеобразовательных учреждениях целенаправленную педагогическую деятельность как основу системы непрерывного здоровьеобучения по формированию культуры здоровья среди обучающихся 1-11 классов для укрепления и сохранения здоровья, способствует становлению обучающихся в культуре здоровья, подготовке их как «инженеров» собственного здоровья, воспитанию здорового подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - вуз): дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.01 / Абаскалова Надежда Павловна. - Новосибирск, 2001. - 367 с.

2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Научное обозрение. Педагогические науки.- 2016.- № 2 - С.5-24.

3.Валеомаршрут школьника / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2019. - 90 с.

4.Восемь правил и восемь друзей здоровья: учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2019. - 44 с.

5.Культура здоровья студентов/ И.В.Меньшов.Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ,2019. - 143 с.

6.Культура здоровья школьников 1-4 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021. - 124 с.

7.Культура здоровья школьников 5-8 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021. - 165 с.

8.Культура здоровья школьников 9-11 классов. И.В.Меньшов.Чита: 2021.-179 с.

©Меньшов И.В., 2021

УДК37

Печеных И.В.

заведующий МБДОУ д/с № 36 г. Белгорода,

Суровцева Н.В.,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 36 г. Белгорода, Россия

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДОУ

Аннотация

В статье рассматривается влияние песочной терапии на развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова:

песочная терапия, адаптация, расстройства аутистического спектра, аутизм.

Государственная политика на современном этапе ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, независимо от их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной, во-первых, в связи с увеличением численности данной категории, во-вторых появившимися возможностями для их адаптации в обществе и в-третьих, на решение данной проблемы указывает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройством аутистического спектра.

Нормотипичного ребенка современного поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если не заинтересовать. Для ребенка с РАС это является еще большей проблемой. Спектр интересов таких детей ограничен, а нежелательное поведение является помехой к успешному обучению

и воспитанию. Существует стереотип о том, что дети с РАС, все без исключения замкнутые, избегают контакта глаза в глаза, отстраненные, избегающие тактильных ощущений, пугаются громких звуков и музыки. Но, исходя из своих наблюдений, и опыта работы, можно с уверенностью сказать, что не все дети с РАС подходят под этот стереотип. Некоторые из них общительны, ищут зрительный контакт во время занятий и разговора, своим поведением показывают, что хотят тактильных ощущений, любят музыку и даже сами ее воспроизводят с помощью различных инструментов. Дети с РАС не безразличны к окружающему, воспринимая мир вокруг себя по-иному.

Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с РАС показывает, что только целенаправленное и организованное комплексное сопровождение позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС. Успех работы в любой из областей социальной адаптации зависит от правильной организации окружающей среды и наличия возможности взаимодействия с другими индивидами. Даже при сниженной коммуникативной мотивации и трудностях имитации, дети с РАС лучше включаются в овладение бытовыми навыками в коллективе сверстников. И, именно, песочная терапия позволяет постепенно и индивидуально дозированно вводить ребенка в ситуацию обучения, а так же осуществлять специальную поддержку детям (индивидуальная и при работе в группе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации.

Игра с песком - это естественное и доступное для каждого ребенка форма деятельности. Именно в песочнице ребенок может спонтанно выразить свои эмоции, чувства, отношения к людям и, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

Песочная терапия - это игра. Именно игра помогает детям учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.

Песочная терапия это мягкий и безопасный способ обращения с внутренним миром ребенка с аутизмом. Песочница - это небольшая «жизненная лаборатория», в которой существуют свои ограничения (размер песочницы, количество и качество миниатюрных фигурок, продолжительность занятия), свои свободы, а также личная ответственность того, кто создает «песочный мир», все это использовать.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

- во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

- во-вторых, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

- в-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию социальных и коммуникативных навыков ребенка.

Песочная терапия полезна для аутичных детей. Ребенок с аутизмом накапливает переживания и держит их в себе. Контакт с песком помогает снять напряжение и тревогу. Для аутичного ребенка это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики будет дополнительным позитивным эффектом для ребенка с аутизмом.

В коррекционной работе с применением песочной терапии все сложные навыки, которые важны для ребенка, необходимо разбить на мелкие блоки-действия, таким образом, каждый ребенок обучается отдельно каждому действию, затем все действия соединяются воедино. Правильные действия -закрепляются до автоматизма, неправильные - блокируются. В работе с детьми данной категории необходимо использовать подсказки и стимулы, не только положительные (то, что наиболее значимо для ребенка), но и отрицательные (когда ребенку упрощается задача, или разрешается не выполнять какое -либо действие).

Песочная терапия - это один из методов психотерапии. Способ общения с миром и самим собой, игры в песке снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, тем самым стабилизируя эмоциональное состояние детей.

Для детей с РАС песочная терапия это отличный способ выразить свои эмоции, переживания и страхи. Во время игр с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией.

Во время коррекционных занятий можно предложить детям:

- расставить заранее подготовленный набор фигурок в том порядке, который он считает нужным (набор фигурок и предметов отражает разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения и т.д.).

- найти спрятанные в песке сюрпризы (это могут быть различные маленькие предметы которые ребенок любит)

- нарисуй дорожку от домика в домик (используются миниатюры домов)

- песочный дождь (ребенок выставляет ладошку с широко раскрытыми пальцами и взрослый сыпет песок)

- узоры на песке (инструкция: «сделай как я», взрослый рисует на песке различные узоры и фигуры, ребенок рисует рядом)

На основе выше перечисленных заданий можно придумывать любые варианты игр и упражнений.

Стоит оговориться, что в начале занятий песочной терапией некоторые дети боятся прикоснуться к песку. На этом этапе необходимо поощрять ребенка за любое действие возле песочного стола (например: ребенок подошел к столу во время того, как взрослый его пересыпает, поощрение сопровождается словами: «Молодец, ты подошел к песку», «Умница, ты взял песок в руки», «Хорошо, ты рисуешь на песке»). Самым первым и важным шагом для детей стало прикоснуться к песку, постепенно преодолевая этот страх, они учились рисовать волны, пересыпать песок, прятать мелкие игрушки, которых дети боялись.

Песочная терапия помогает развить у детей познавательные способности, сенсорное восприятие, мелкую моторику, навыки ориентировки в малом пространстве, психические функции, скорректировать эмоционально-волевую сферу.

Песочная терапия дает реальные возможности для качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра, значительно помогает в развитии эмоциональной заинтересованности воспитанников в занятиях и не только облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться отличных и устойчивых результатов в работе с детьми с РАС.

Список использованной литературы:

1. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. Практическое руководство / Тристрам Смит; Пер.с англ. - М.:Оперант, 2015.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия.- СПб.; Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

©Печеных И.В., Суровцева Н.В., 2021

УДК37

Фатеева Т.Н.

старший воспитатель МАДОУ д/с №42 «Березка» Россия, г. Белгород

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

Аннотация

В статье рассматривается важность применение культурных практик при физическом развитии детей раннего дошкольного возраста. Содержит описание культурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.