Научная статья на тему 'Особенности индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра на основе анализа работы реабилитационной программы «РАСтем вместе»'

Особенности индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра на основе анализа работы реабилитационной программы «РАСтем вместе» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / реабилитация / детский аутизм / расстройства аутистического спектра / psychology / rehabilitation / children's autism / autism spectrum disorders

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савина Надежда Юрьевна

В статье освещены аспекты организации, оснащения кабинета, этапов работы, наблюдаемой динамики и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в ходе индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, имеющими диагноз РАС. Дан краткий обзор реабилитационной программы «РАСтем вместе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савина Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INDIVIDUAL PSYCHO-CORRECTION SESSIONS WITH CHILDREN SUFFERING FROM AUTISM SPECTRUM DISORDERS BASED ON THE ANALYSIS OF THE REHABILITATION PROGRAM «GROWING UP TOGETHER»

The following article will cover aspects of the organization, equipment of the office, stages of work, observed dynamics and difficulties encountered in the course of individual psycho-correction sessions with children diagnosed with ASD. A brief overview of the rehabilitation program «Growing together» also given

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра на основе анализа работы реабилитационной программы «РАСтем вместе»»

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

Савина Надежда Юрьевна.

г. Екатеринбург, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», филиал «Детство», медицинский психолог, nadun-s@yandex.ru.

Актуальность. В статье освещены аспекты организации, оснащения кабинета, этапов работы, наблюдаемой динамики и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в ходе индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, имеющими диагноз РАС. Дан краткий обзор реабилитационной программы «РАСтем вместе».

Ключевые слова: психология, реабилитация, детский аутизм, расстройства аутистического спектра.

FEATURES OF INDIVIDUAL PSYCHO-CORRECTION SESSIONS WITH CHILDREN SUFFERING FROM AUTISM SPECTRUM DISORDERS BASED ON THE ANALYSIS OF THE REHABILITATION PROGRAM «GROWING UP

TOGETHER»

Savina Nadezda Yurievna.

Yekaterinburg, Sverdlovsk Region State Budgetary Healthcare Institution «Sverdlovsk Regional Clinical Psychiatric Hospital», branch childhood, medical psychologist, nadun-s@yandex.ru.

Abstract. The following article will cover aspects of the organization, equipment of the office, stages of work, observed dynamics and difficulties encountered in the course of individual psycho-correction sessions with children diagnosed with ASD. A brief overview of the rehabilitation program «Growing together» also given.

Key words: psychology, rehabilitation, children's autism, autism spectrum disorders.

На базе медицинского учреждения ГБУЗ СО «СОКПБ» города Екатеринбурга, филиал «Детство», 35-е отделение с октября 2018 года проводятся группы интенсивной реабилитационной помощи детям, страдающим расстройствами аутистического спектра (РАС) и их родителям «РАСтем вместе».

Данная группа набирается ежемесячно и состоит из 3-4-х детей близких по возрасту. Продолжительность программы две недели (10 рабочих дней) по 4-5 часов ежедневно. В программе участвует мультидисциплинарная бригада специалистов: психотерапевты, медицинские психологи, нейропсихологи, арт-

терапевт, логопеды, музыкальный работник и специалист по адаптивной физической культуре. Программа включает в себя три групповых занятия: нейропсихогическая группа, музыкальное занятие и занятие по адаптивной физической культуре. А также два индивидуальных занятия с психологом и логопедом. Продолжительность каждого занятия составляет 30-40 минут в зависимости от возраста и состояния пациенты, перерывы между занятиями на отдых 10-15 минут.

Помимо этого, во время прохождения детьми реабилитационной программы с родителями осуществляются занятия с психотерапевтом, психообразовательные занятия, психологическая коррекция и арт-терапия. На программу принимаются обследованные участковым психиатром дети с уже уточненным диагнозом и подобранной медикаментозной терапией. Медикаментозная терапия во время реабилитационной программы в отделении не проводится, при этом, родители продолжают в домашних условиях уже назначенную ранее терапию.

На данный момент были проведены 11 циклов данной программы, в которых приняли участие 40 детей и их родителей, что дало возможность оценить результаты проделанной работы.

В дальнейшей статье будут освещены аспекты организации, оснащения кабинета, этапов работы, наблюдаемой динамики и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в ходе индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми, имеющими диагноз РАС.

Данные дети, с которыми медицинскими психологами проводились индивидуальные психокоррекционные занятия, отличаются следующим рядом поведенческих и личностных особенностей:

1. Трудности установления продуктивного вербального и визуального контакта с ребенком (отсутствует зрительный контакт, данные дети часто повторяют заданный вопрос либо его часть (непосредственные эхолалии), многократно воспроизводят вне контекста ситуации услышанный ранее текст (отсроченные эхолалии), либо игнорируют обращенную к ним речь. Нарушена коммуникативная функция речи.

2. Стереотипность поведения и речи (речевые и моторные стереотипии -повторяющиеся движения).

3. Гипер либо гипочувствительность к различным сенсорным стимулам.

4. Повышенная личностная тревожность либо агрессивность, в том числе и аутоагрессия ребенка.

По тяжести психических нарушений, принятых детей с РАС можно условно разделить на две группы:

1. Низкофункциональные дети, у которых отсутствует речь, отмечаются элементы «полевого» поведения, выраженные агрессивные и аутоагрессивные тенденции, большое число аутостимуляций (моторные стереотипии), игра носит предметно-манипулятивный характер - 24 ребенка из 40-ка принятых на терапию детей.

2. Высокофункциональные дети с развернутой речью, но нарушенной коммуникативной функцией речи (непосредственные и отсроченные эхолалии, трудности понимания обращенной речи), отсутствием зрительного контакта,

несколько меньшим числом моторных и речевых стереотипий, зачатками сюжетно-ролевой игры (также типична «зацикленность» на одном сюжете, его многократное повторение, стереотипность игры) - 16 из 40-ка детей, принятых на терапию.

Была разработана специальная психокоррекционная программа по работе с данной группой пациентов, сочетающая в себе такие подходы как: сенсорная интеграция, игровая терапия, поведенческий анализ (АВА - терапия), песочная терапия, арт-терапия, нейропсихологическая коррекция, метод ВШИоогйше.

Для проведения данного вида занятий необходима специально оборудованная «сенсорная комната», включающая в себя такие элементы как:

- массажный коврик и массажная доска;

- песочница;

- большой фитбол;

- различные тактильные материалы: мягкие и жесткие валики, колючие и резиновые мячики, губки, прищепки, бинты, мягкие игрушки;

- материалы для арт-терапевтической деятельности: краски, кисти, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, масса для лепки, глина;

- дидактический материал: различные нейропсихологические графические пробы, пирамидка, предметные вкладки, мозайка, лото, набор предметных карточек;

- набор миниатюрных игрушек для песочницы;

- несколько наборов пальчиковых игрушек «семья» и «животные».

Этапы работы:

1. Этап ориентации ребенка в сенсорной комнате.

Попадая в такую насыщенную сенсорную среду, ребенок сам выбирает предпочитаемый для него вид деятельности, а психолог наблюдает за ним, отмечая предпочитаемые, отвергаемые и игнорируемые ребенком сенсорные стимулы. В дальнейшем, предпочитаемые ребенком предметы (например, колючий мячик, лазерная указка, мягкая игрушка) могут быть использованы в качестве поощрения при стимуляции ребенка к произвольной деятельности. Игнорируемые и отвергаемые сенсорные стимулы указывают на проблемные зоны в системе сенсорной интеграции ребенка и в дальнейшем, также прорабатываются в ходе занятий.

2. Этап адаптации и установления эмоционального контакта психолога с ребенком.

При первичной адаптации ребенка в «сенсорной комнате» психолог следует за ним, поддерживая, помогая, если ребенок нуждается в его помощи и комментируя действия ребенка. При этом, степень активности и вмешательства психолога возрастает по мере установления доверительного контакта между ребенком и специалистом. На данном этапе психолог может ввести ряд правил, если ребенок в достаточной мере понимает обращенную речь: не выбрасывать песок из песочницы, не брать в рот песок и игрушки, не причинять вред себе, специалисту и находящимся в кабинете предметам.

3. Этап терапевтической интервенции.

При установлении прочного контакта между психологом и ребенком психолог начинает мягко предлагать ребенку различные виды деятельности, направленные на развитие познавательных процессов (сортировка предметов по цветам и формам, называние, классификация их по категориям; различные графические задания, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; игры с правилами, такие как «светофор», «съедобное - не съедобное», «пол - нос -потолок» и т.п.), предлагает развитие сюжета игры ребенка, поощряя ребенка предпочитаемым сенсорным стимулом, выявленным на первом этапе ориентации в «сенсорной комнате» (иногда используется жетонная система, когда ребенок получает жетон (наклейку) после правильного выполнения каждого задания).

После прохождения данного цикла занятий отмечается следующая положительная динамика:

- удается установить эмоциональный контакт с ребенком;

- улучшается сенсорная интеграция;

- способствует развитию игры ребенка от предметно-манипулятивной сенсорной стереотипной игры до сюжетно-ролевого уровня игры;

- улучшаются коммуникативные навыки ребенка;

- снижается уровень личностной тревожности;

- снижаются агрессивные тенденции.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться при проведении индивидуальных психокоррекционных занятий для детей с РАС:

1. Необходимость организации специальной «сенсорной комнаты» для проведения подобного вида занятий, что требует переоборудования кабинета психолога перед началом занятия и после проведения занятия для возможности проведения в нем же психодиагностических приемов.

2. Потребность в сохранении постоянства окружающей среды у детей с РАС, что приводит к срыву адаптации при переезде в другой кабинет, перестановке мебели, наличия новой вещи либо отсутствия какого-либо элемента окружающей обстановки.

3. Неустойчивая динамика занятий, так как у детей с РАС отмечается гиперчувствительность на целый ряд внешних факторов (метеозависимость, смена курса медикаментозного лечения, взаимоотношения в социальной среде (семья, детский сад, школа).

Библиографический список:

1. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д.Г. Сергеева; предисл. М. Сандберга. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 304 с.

2. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм; пер. с анг. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 208 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 340 с.

4. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003. - 70 с.

5. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани; пер. с анг. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.

6. Сатмари П. Дети с аутизмом. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 224с.

7. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теренвинф, 2004. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.