Социальная адаптация детей с признаками одаренности К. В. Сметанина
В статье рассматриваются особенности процесса социально-психологической адаптации и личностные особенности детей с признаками одаренности, которые затрудняют процесс адаптации и полноценную реализацию их творческих способностей.
Ключевые слова: дети с признаками одаренности, творческий потенциал, социально-психологическая адаптация, личностная дезадаптация, индивидуализация, психологические энергозатраты.
Social Adaptation of Children with Endowments Signs К. V. Smetanina
In the given article features of the process of social-psychological adaptation of children with endowments signs are considered. Personal features of children with signs of endowments which hinder the process of adaptation and high-grade realisation of their creative abilities.
Key words: children with endowments signs, creative potential, socially-psychological adaptation, personal deadaptation, individualization, psychological power inputs.
Анализируя теоретический материал по проблемам социально-психологической адаптации одаренных детей, многие авторы отмечают трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе развития. Многолетние наблюдения за развитием детей с незаурядными способностями (Н. С. Лей-тес, 1997; А. М. Матюшкин, 1989-1999; Дж. Фримен, 1996-1999; Э. Кларк, 1992 и др.), показали потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, в принятии и признании. Учет этих потребностей позволит одаренным детям полноценно развиваться и реализовывать свои способности.
Следует заметить, что в настоящей статье не случайно речь идет о детях с признаками одаренности. Каждый возрастной период в детстве представляет собой качественно своеобразную ступень развития умственной активности, поэтому иногда можно спутать проявление творческих способностей с возрастными особенностями, которые со временем угасают. Наблюдения Н. С. Лейтеса показали, что достоинства детского ума не являются чем-то одномерным, в своеобразии умственного развития одаренного ребенка всегда неразрывно присутствуют два плана: на время возникающие общие возрастные особенности и собственно индивидуальные предпосылки одаренности. Понятие «одаренные дети» следует относить к умственным преимуществам лишь на данном возрастном этапе и не воспринимать как точное указание на будущие успехи. Прогноз на развитие одаренности в детском возрасте не может быть абсолютно надеж-
ным в силу слитности ее возрастных и индивидуальных моментов [9].
Адаптацией (от лат. аdapte - 'приспособлять') называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, культурном, социальном). Адаптация соотносится с социализацией, с процессом взаимодействия с социальной средой, в результате чего индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает нормы, имеющие адаптивное значение [7].
Адаптация в контексте социализации рассматривается в концепции Т. Парсонса [5]. Согласно его теории, социализация индивида осуществляется путем использования трех основных механизмов: 1) познавательных механизмов; 2) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; 3) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Таким образом, можно говорить о том, что все механизмы, посредством которыми осуществляется процесс социализации личности, участвуют в процессах ее адаптации на всех этапах развития. Из данной теории следует, что адаптация носит приспособительный характер.
В настоящей работе мы склонны придерживаться концепций, в которых адаптация понимается как двухсторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Р. К. Мертон, Л. Филипс, А. А. Налчад-зян) [5; 6]. Адаптация и адаптированность - это
своего рода гибкость и эффективность при встрече с новыми условиями и способность придавать событиям желательное направление (Л. Филипс). В этой концепции заложена идея активности личности, творческого и преобразующего характера ее социальной деятельности, которая проявляется в способности личности использовать затруднительные ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний.
А. А. Налчадзян определил противоречивый характер взаимодействия социализации и социальной адаптации следующим образом: «личность может быть социализированной, но дезадаптированной», «... дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированное™» [6]. В работе мы частично подтвердили данное утверждение, экспериментальным путем и считаем, что личность может быть социализированной, но при этом иметь признаки социально-психологической дезадаптации. Подобная связь социализации и адаптации отражает взаимосвязи процесса адаптации и социализации детей с признаками одаренности.
Под социально-психологической дезадаптиро-ванностью понимается неспособность личности адаптироваться к своим собственным потребностям и притязаниям, внутреннее напряжение, возникающее из-за противоречий между требованиями, которые предъявляются к личности социальной средой, и собственной социальной ролью. Критерием адаптированности является состояние личности, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значимости. При этом в одной группе личность может быть хорошо адаптирована, а в другой быть дезадаптированной.
Дезадаптация приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами [7]. Дети с признаками одаренности могут испытывать трудности приспособления к существующим условиям и требованиям (социально одабривае-мым) в силу своих индивидуальных особенностей, абсолютное приспособление может привести к сужению возможностей самореализации их творческого потенциала. Адаптация путем преобразования среды также невозможна из-за су-
щественных препятствий.
По мнению Е. Н. Корнеевой, социальная адаптация не всегда полезна для сохранения индивидуальности, а действие в угоду собственному «Я» не всегда возможны для индивида. У процессов социализации и адаптации есть «цена», которую индивид «платит» за достижение большей или меньшей степени соответствия требованиям социального окружения. Социализация ребенка заключается не в увеличении меры его социальности, а в изменении форм его взаимодействия с социальным окружением и механизмов реализации этого взаимодействия [3].
Исследования и практический опыт подтверждают, что игнорирование запросов детей с признаками одаренности может тормозить раскрытие и развитие уже имеющегося потенциала и порождать разнообразные трудности в учении и личностном развитии, общении, поведении (А. М. Матюшкин, 1989-1999; Дж. Фримен, 1996-1999; Э. Кларк, 1992, 2000; К. А. Хеллер, 1999; Ф. Дж. Монкс, 1992 и др.) [9].
В своей работе для изучения социально-психологической адаптации детей с признаками одаренности мы использовали опросник, разработанный М. И. Рожковым и Е. Н. Корнеевой. Опросник направлен на изучение особенностей и уровня процесса социализации путем оценки трех основных показателей: активности, автономности, адаптивности, он позволяет оценить не только уровень адаптивности ребенка, но и «цену» психологических энергозатрат за достижения определенного уровня адаптивности. В работе использовались методы математической статистики: корреляционный, регрессионный анализ данных, и-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При обработке эмпирических данных применялась компьютерная программа «81ай8йса 5.5».
Исследование осуществлялось в 2007 г. на базе Городского центра анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» г. Ярославля и на общеобразовательной школе г. Ярославля. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 12-15 лет. Выборка составила 199 человек, из них: 1 группа - дети с признаками одаренности, обучающиеся в Городском центре анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» (50 девочек, 49 мальчиков); 2 группа -учащиеся общеобразовательной школы г. Ярославля (53 девочки, 47 мальчиков).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что детей с признаками одаренности нельзя
назвать дезадаптированными. Они имеют умеренный уровень активности X од =37, у их сверстников X шк =35, при и=3407; р=0,001, различия являются значимыми. «Цена» за достижение
данного уровня активности X од =14,11 у детей
с признаками одаренности и X шк = 15,30 у их сверстников, при и=3350; р=0,001, различия являются значимыми. Это говорит о том, что дети с признаками одаренности реализуют большую готовность производить общественно и личност-но значимые преобразования в сфере социальных отношений человека, материальной и духовной среде. Активность детей может выражаться в различных концепциях, в отстаивании своих интересов, взглядов критериев. Показатель активности тесно связан с поисковой активностью индивида, которая характерна для одаренных детей. Этот компонент свидетельствует о наличии познавательной мотивации, составляющей психологическую основу высокой исследовательской мотивации, которая выражается в любознательности. Доминирующая познавательная мотивация проявляется в более низких порогах к новизне ситуации. При этом обе группы детей имеют высокий показатель «цены» за данный уровень активности (под ценой мы понимаем меру затрат психологической энергии, необходимой для достижения того или иного уровня данного качества). «Цена» высока у обеих групп, но имеются значимые различия. Для учащихся общеобразовательной школы умеренный уровень активности сопряжен с большими энергозатратами. Можно предположить, что это связано с активностью, основанной на мотивации достижения, обеспечивающей ту степень и направленность активности, которая способствует в основном достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности или завершения деятельности, направленной на получение результата.
Дети с признаками одаренности X од =33,21
и их сверстники X шк =33,13 имеют умеренный уровень развития автономности, при и=4898, р=0,995, различия не являются значимыми. Показатель автономности характеризует уровень самостоятельности в процессе социализации. Таким образом, обе группы детей способны реализовать совокупность установок на себя, быть устойчивыми в поведении и в отношениях с другими, опираясь на соответствие представлений
личности о себе, своей самооценке. Способность к оценке обеспечивает способность самоконтроля и уверенности в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим самостоятельность, неконформность. «Цена» за уровень развития автономности высока: у детей с
признаками одаренности X од =15,08 и у учащихся общеобразовательной школы X шк = 14,47, при и=4138; р=0,056, различия не являются значимыми.
По шкале адаптивности дети с признаками
одаренности имеют X од =32,01, у их сверстников X шк =32,69, при и=4132; р=0,55, различия не являются значимыми. «Цена» за развитие данного уровня более высока у детей с признаками одаренности X од =16,08, у их сверстников
X шк =14,52, при и=3805; р=0,06, различия являются значимыми. Мы предполагаем, что умеренный уровень адаптивности у детей с признаками одаренности определяется умеренным развитием таких качеств, как активность и автономность, что, в свою очередь, обеспечивает способность ребенка активно приспосабливаться к условиям и требованиям социальной среды. Но следует заметить, что за умеренный уровень развития данного качества такие дети платят более высокую «цену», значит, для них этот процесс более энергозатратен, связан с психологическим напряжением, с возможным выходом на сомати-зацию.
В результате анализа средних значений показателей и значимых показателей активности, автономности, адаптивности и их «цены» за достижение данного уровня выраженности у детей с признаками одаренности и у их сверстников были выявлены значимые различия по такому показателю, как активность, и по «ценовому» показателю за достижение умеренного уровня адаптивности. Полученные результаты дают основание утверждать, что, несмотря на видимую успешность в процессе социально-психологической адаптации, дети с признаками одаренности испытывают затруднения психологического характера. Возникает неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям, внутреннее напряжение, объясняющееся противоречиями между требованиями, которые предъявляются к личности социальной средой, и ее собственной социальной ролью. В таком случае возникает повышенная психологическая на-
пряжённость, тревожность, происходит увеличение психологических энергозатрат с риском появления неадекватных защит, например, в виде ухода в деятельность, в избегания взаимодействия с окружающими, ухода в себя. Данный процесс не способствует нормальному протеканию социализации, отрицательно влияет на раскрытие, реализацию творческого потенциала, при этом появляется риск возникновения социально-психологической дезадаптации.
Библиографический список
1. Корнеева, Е. Н. Место адаптации в процессе социализации [Текст] / Е. Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник. - 2001. - № 3. - С. 53-57.
2. Корнеева, Е. Н. Психологические проблемы одаренности [Текст] / Е. Н. Корнеева. - Ярославль, 1998. - 45 с.
3. Корнеева, Е. Н. Социальное взаимодействие и механизмы становления личности [Текст] / Е. Н. Кор-неева // Ярославский педагогический вестник. - 2000. - № 3. - С. 67-76.
4. Матвеев, А. В. Психологические законы и закономерности [Текст] / А. В. Матвеев, Е. Н. Корнеева, Д. К. Болотцев. - Ярославль, 1998.
5. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р. К. Мертон // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 104-114.
6. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН Арм ССР, 1998. - 263 с.
7. Психология [Текст]: учебник для экон. вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.
- 672 с.
8. Учителю об одаренных детях [Текст] : пособие для учителя / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова.
- М.: Молодая гвардия, 1997. - 354 с.
9. Щелбанова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст]. - Е. И. Щел-банова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2004. - 368 с.