Пляскина А.С., Сидорова Л.К.
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДС №74 «Земляничка»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ
Аннотация
В статье разрывается суть работы группы кратковременного пребывания детей для детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение данной категории детей в воспитательно-образовательное пространство детского дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, социальная интеграция, сопровождение, дошкольный возраст.
Key words: children with disabilities, social integration, accompaniment, pre-school age.
Согласно «Конвенции о правах ребёнка», дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учётом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети. Однако в современном мире многие дети с особенностями развития часто не находят своего места из-за психофизических отклонений.
В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи родителям, имеющих таких детей. Своевременное оказание необходимой психолого -медико - социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним важнейших звеньев в системе их реабилитации.
В нашем детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП создана группа кратковременного пребывания. Воспитанники этой группы не могут самостоятельно посещать основные группы детского сада по состоянию здоровья, поэтому для них создана специальная группа с трёх часовым пребыванием, где они находятся без родителей, в сопровождении воспитателя. Наши дети имеют ряд ряд социально-педагогических проблем:
• ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению;
• речь и неречевые средства общения используются детьми в неполном объёме;
• излишняя впечатлительность, тревожность;
• уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребёнка в общество.
Основным направлением нашей работы воспитателей и специалистов (учителей-логопедов, психолога, музыкального руководителя, физ. инструктора) в такой группе является оказание психолого - педагогической помощи и поддержки воспитанникам и родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии. На сегодняшний день группу посещают трое детей, которые имеют статус инвалида. Группа работает в будни: понедельник, среда, пятница с 10-00ч. до 13-00ч. Занятия в этой группе проводятся воспитателем, учителем - логопедом, педагогом психологом, специалистом ЛФК, дефектологом. Так же дети посещают музыкальные занятия, занятия по физической культуре.
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого - педагогическое сопровождение развития личности детей,
социальное сопровождение, с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Целью сопровождения является:
• получение ребёнком квалифицированной помощи специалистов-педагогов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации в социуме;
• включение ребёнка с ОВЗ в функциональную группу сверстников;
• социально-психологическое содействие семьям. Задачами сопровождения является:
• изучение личности ребёнка и его родителей;
• анализ мотивационно -потребносной сферы ребёнка и членов его семьи;
• формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
• развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевая регуляция поведения;
• формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов у детей;
• формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребёнка путём активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;
• развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьёй.
Основные этапы процесса психологического сопровождения.
1 ЭТАП
Диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
2 ЭТАП
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям детей с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение консультирование педагогов, работающих с детьми.
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Новый год», «8 Марта», «Дни рождения», «Осенний праздник»)
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учётом психофизических особенностей.
3 ЭТАП
Анализ эффективности процесса и сопровождения.
Принципы работы.
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи;
2. Гуманно - ориентированный - всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности-психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте воспитателя с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, муз. руководителем, родителями и т. д.
4. Принцип деятельного подхода-психолого-педагогическая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности ребёнка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребёнка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка-обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с детьми.
Игротерапия-занятия могут быть организованы незаметно для детей, посредством включения воспитателя в процесс игровой деятельности. Игра-это наиболее естественная форма жизнедеятельности детей, где формируется их активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки детей, формированию у них позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы детей.
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть и группа детей.
Релаксация-в зависимости от состояния детей используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия-занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика-включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Моё настроение», «Весёлый-грустный».
Арт-терапия-это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания детей. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями:
Консультирование-дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребёнка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Семинары-практикумы-где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Деловые игры.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своих детей, участвовать вместе с ними (мама рядом).
Организация работы с детьми-инвалидами предполагает с нашей стороны глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы дети хотели выразить себя, чтобы они чувствовали, что взрослые искренне интересуются им и его жизнью, сопереживают ему. Усиленная тренировка нарушений функций, попытки развивать возможности, которые ограничены дефектом развития, часто приводят к негативному отношению к
определённым видам деятельности и мы постоянно сталкиваемся с необходимостью искать новые формы и приёмы коррекционной работы.
На основе результатов обследования детей была составлена индивидуальная программа развития для каждого ребёнка, которая реализуется через все виды детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей с особенностями в развитии способствует выработке навыков коллективного взаимодействия.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям не стесняться своих детей, воспринимать их такими, какие они есть, помочь детям быть уверенными в себе, развивать их познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Литература:
¡.Калинина Р.Р. «Психолого - педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с.
2.Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию». М., Школа- Пресс,1998
3.Гарбер Е.И. О природе психики.-М.:Школоа-Пресс 1,2001
4.Баряева Л.Б., Вечканова О.П..Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», С-Петербург, изд-во «Детство-ПРЕСС»,2004