Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / подростки / социализация обучающихся / обучающиеся с различными образовательными потребностями / inclusive education / socialization of students / students with different educational needs / adolescents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимзянова Эльмира Шавкатовна, Миннибаев Эмиль Шарифович

В данной статье автор отразил результаты исследования значимой проблемы педагогического процесса по социализации учащихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в условиях инклюзии. Инклюзивное образование в современном мире является одной из наиболее перспективных форм обучения, так как данный тип учебного процесса предполагает собой организацию учебной и воспитательной деятельности, которая должна удовлетворять специальные образовательные требования каждого учащегося. В таком случае значительно увеличиваются возможности для более лучшей реализации процесса социализации обучающихся, способов их общения в социальной среде, также могут создаваться необходимые условия для того, чтобы любой ребенок входил в общество. В современных условиях с применением последних образовательных стандартов, в текущем исследовании выносятся следующие цели: выявление, обоснование и проверка комплекса педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода к процессу социализации обучающихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салимзянова Эльмира Шавкатовна, Миннибаев Эмиль Шарифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL NEEDS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

In this paper, the author reflected the results of a study of significant problems of the pedagogical process for the socialization of adolescent students with different educational needs in the context of inclusion. In the modern world, inclusive education is a promising form of education, since this educational process involves the or-ganization of educational and educational activities that meet the special educational requirements of each student. In this case, the opportunities for the socialization of students, the ways of their communication with society, are significantly increased, the necessary conditions are created for each child to enter society, and the necessary conditions are created for each child to enter society. In modern conditions, with the use of the latest educational standards, the following goals are put forward in the current study: identifying, substantiating and testing a set of pedagogical conditions based on a student-centered approach to the process of socialization of adolescent students with different educational needs within the framework of inclusive education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.1

Э.Ш. Салимзянова, Э.Ш. Миннибаев

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье автор отразил результаты исследования значимой проблемы педагогического процесса по социализации учащихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в условиях инклюзии. Инклюзивное образование в современном мире является одной из наиболее перспективных форм обучения, так как данный тип учебного процесса предполагает собой организацию учебной и воспитательной деятельности, которая должна удовлетворять специальные образовательные требования каждого учащегося. В таком случае значительно увеличиваются возможности для более лучшей реализации процесса социализации обучающихся, способов их общения в социальной среде, также могут создаваться необходимые условия для того, чтобы любой ребенок входил в общество. В современных условиях с применением последних образовательных стандартов, в текущем исследовании выносятся следующие цели: выявление, обоснование и проверка комплекса педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода к процессу социализации обучающихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, подростки, социализация обучающихся, обучающиеся с различными образовательными потребностями

Elmira Sh. Salimzyanova, Emil Sh. Minnibayev SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL NEEDS IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

In this paper, the author reflected the results of a study of significant problems of the pedagogical process for the socialization of adolescent students with different educational needs in the context of inclusion. In the modern world, inclusive education is a promising form of education, since this educational process involves the organization of educational and educational activities that meet the special educational requirements of each student. In this case, the opportunities for the socialization of students, the ways of their communication with society, are significantly increased, the necessary conditions are created for each child to enter society, and the necessary conditions are created for each child to enter society. In modern conditions, with the use of the latest educational standards, the following goals are put forward in the current study: identifying, substantiating and testing a set of pedagogical conditions based on a student-centered approach to the process of socialization of adolescent students with different educational needs within the framework of inclusive education.

Key words: inclusive education, socialization of students, students with different educational needs, adolescents

Введение

Формирование желаний и умений обучаться, развитие личности учащегося и его способностей, в целом, интерес к образованию -это то, на что направлена реализация новейшей качественной личностно-развивающей модели общеобразовательных организаций с условиями ФГОС в настоящее время. В рамках всех этих целей, вопрос организации процесса инклюзивного образования включает в себя взаимодействие двух условий обучения: организационные условия обучения (нормативно-правовая база, комплексная диагностика, поэтапное включение детей с ОВЗ в общеобразовательные организации) и педагогические условия обучения (создание адаптивной образовательной среды, психолого-медико-педагогическое сопровождение в процессе обучения, формирование инклюзивной культуры у всех членов этого процесса).

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования, целью которой является при-

общить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Учащиеся с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» учащихся [3, с. 365].

Целью нашего исследования является изучение комплекса педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода к социализации учащихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в инклюзивном образовании. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть особенности

процесса социализации подростков с различными образовательными потребностями в деятельности общеобразовательных организаций; выявить и теоретически обосновать все педагогические условия на основе лич-ностно-ориентированного подхода к социализации подростков с различными образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования; экспериментально проверить эффективность педагогических условий на основе личностно- ориентированного подхода к социализации подростков с различными образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главная проблема учащегося с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. В наши дни решение проблемы образования школьников подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья является актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения данного индивида в общество. Список трудностей имеют как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, который обнаруживается в разной степени выраженности [4, с. 131].

Материалы и методы

В проведении данной работы были использованы теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, диагностическим инструментарием послужили методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова; шкала социальной компетентности А.М.Прихожан; наблюдение; статистические методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Первым этапом исследования является оценка современного состояния выделенной проблематики, также на данном этапе разработана методологическая база. Во втором этапе осуществлен поиск и выбор диагностического инструментария с целью проведения и определения результата самого исследова-

ния, проведен формирующий и психолого-педагогические этапы эксперимента. Третьим этапом послужила обработка всех полученных ранее результатов исследования, произведена систематизация и обобщение результатов исследования, сформированы выводы по проведённой экспериментальной работе.

Литературный обзор

Изучение научной литературы по представленной тематике и выявленной проблеме исследования помогло выявить определенную категорию научных трудов, которые, в свою очередь, можно и нужно логически сепарировать на несколько групп. Первая группа представлена исследованиями ученых, которые в современной педагогической науке разрабатывают концептуальные основы инклюзивного образования (Л. Бартон, Дж. Деп-плер, Е.К. Сликер, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.). Во второй группе представлены труды авторов, раскрывающих вопросы технологии инклюзивного обучения (Д. Митчелл, М. Банерджи, Х. Гартнер, С.И. Ку-динов и др.). Третья группа включает в себя ряд ученых, исследования которых позволяют рассмотреть модели организации инклюзивного образования (Х.С. Замский, Д. Лернер, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Л.И. Солнцева и др.). В четвертую группу входят авторы, исследования которых посвящены менеджменту инклюзивного образования (Т. Бут, М. Эйнскоу, Д.В. Зайцев, Т.А. Пенина, Т.С. Морозова др.). Однако, сам проблемный вопрос об организационно-педагогическом обеспечении инклюзивного школьного образования, его отрицательные и положительные стороны, перспективы воздействия на образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение подростков с различными образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования не послужили непосредственным предметом исследования.

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждого обучающегося, в том числе и детей с различными образовательными потребностями, приобщить к основам культуры и цивилизации, сделать способным адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности участвовать в социальной деятельности. Проблемы и вопросы процесса социализации отражались в трудах следующих авторов: Б.Г. Берк-сон, О. Брим, М. Каплан, Д.Р. Келли, Г. Уолтер,

Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, В.А. Сухом-линский А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др. Тем не менее, проблемы социализации учащихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования все еще не являются предметом специального исследования.

Результаты

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района

Опираясь на предложенные выше аспекты (критерии и показатели), были определены уровни социализированности обучающихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями.

г. Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 15 обучающихся 7-8 классов.

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включила в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Выделены критерии и показатели социализированности обучающихся с различными образовательными потребностями (Таблица 1). В соответствии с ними подобран диагностический инструментарий: методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова, шкала социальной компетентности А.М. Прихожан, наблюдение.

Методика 1. Методика изучения социализированности личности обучающегося М.И. Рожкова. Результаты выявления уровня со-циализированности подростков с различными образовательными потребностями по методике 1 представлены в таблице 2.

Таблица 1

Критерии и показатели уровня социализированности подростков с различными образовательными __потребностями_

Критерии Показатели

Умение самостоятельно решать возникшие проблемы - способность самостоятельно решать возникшие проблемы; - имеется представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы

Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации - существует устойчивый интерес к чему-либо; - имеется представление о мере его реализации

Креативность - имеется творческий подход к своим планам, делам, общению; - имеется нестандартное решение ситуации.

Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям - наблюдается качественное выполнение заданий; - осознается ЗОЖ как приоритет; - присуще наличие помощи другим людям

Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) - наблюдается умение идти на контакт; - наблюдается умение понимать своих сверстников; - наблюдается умение понимать другого взрослого; - наблюдается умение вести конструктивный и логичный разговор

Умение сотрудничать в группе - наблюдается умение идти на контакт; - имеется восприятие других людей как реальных членов социальной группы; - наблюдается умение прислушиваться к окружающим людям; - наблюдается умение соглашаться с мнением других людей

Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности - имеется проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; - свойственно и наблюдается умение помочь другому человеку; - наблюдается умение оказывать помощь своевременно; - наблюдается способность оказывать помощь безвозмездно

Умение идти на компромисс - прослеживается умение уступать людям; - прослеживается умение соглашаться с другими людьми; - характерное наличие умения жертвовать своими желаниями ради других люде.

Знание своих прав и обязанностей - наблюдается умение применять знания на практике; - имеются разносторонние знания

__Таблица 2

группы Экспериментальная Контрольная

(в %/кол-во ч-к) (в %/кол-во ч-к)

уровни социаль- социальная автоном- нрав- социаль- социаль- автоном- нрав-

ная активность ность ствен- ная ная ность ствен-

адаптив- ность адаптив- актив- ность

ность ность ность

Высокий 57,2% 57,2% 57,2% 57,2% 7,1% 7,1% 7,1% 14,3%

(8) (8) (8) (8) (1) (1) (1) (2)

Средний 35,7% 35,7% 35,7% 35,7% 42,9% 14,3% 42,9% 50%

(5) (5) (5) (5) (6) (2) (6) (7)

Низкий 7,1% 7,1% 7,1% 7,1% 50% 78,6% 50% 35,7%

(1) (1) (1) (1) (7) (11) (7) (5)

В ходе проведённого исследования было выявлено: в экспериментальной группе выявлено 8 учащихся (57,2%) (испытуемые: 1,2,4,6,7,9,10,11), а в контрольной группе выявлен 1 обучающийся (7,1%) (испытуемый 9) с высоким уровнем социализированности. Этим обучающимся присущ высокий уровень социальной активности, им свойственно то, что они весьма хорошо адаптировались в окружающей социально-психологической обстановке, способны доводить любое начатое дело до логичного конца, также у них прослеживается оказание помощи и поддержки сверстникам, учителям и родителям или иным лицам старшего поколения, также имеются дружеские взаимоотношения между сверстниками. Средние показатели уровня социализированности были выявлены у 5 испытуемых (35,7%) экспериментальной группы (испытуемые: 3, 5, 8, 13, 14) и у 5 испытуемых (35,7%) контрольной группы (испытуе-

По результатам, указанным в сводной таблице, можно проиллюстрировать следующую сложившуюся ситуацию у обучающихся: в экспериментальной группе выявлено 8 учащихся (57,2%) (испытуемые: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11), а в контрольной группе выявлен 1 обучающийся (7,1%) (испытуемый: 9), у которых уровень социальной компетентности соответствует научно выявленной возрастной норме. Эти обучающиеся обладают уровнем сформированности самостоятельной активной и умственной деятельности, они также в

мые: 4, 5, 7, 11, 12). Эти обучающиеся имеют трудности в социальной адаптации, их социальная активность также находится на среднем уровне сформированности, нравственные ценности сформированы не до конца, присутствуют зависимость от других людей. И у 8 (57,2%) обучающихся в контрольной (испытуемые: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 13, 14), и у 1 ребенка (7,1%) в экспериментальной группе (испытуемый: 12) выявлен низкий уровень социали-зированности. Эти обучающиеся демонстрируют пороговый уровень сформированности нравственных норм и ценностей, они не проявляют никаких значимых признаков социальной активности, социальная адаптирован-ность находится на достаточном высоком уровне.

Методика 2. Шкала социальной компетентности А.М. Прихожан. Результаты по методике А.М. Прихожан представлены в таблице 3.

рамках их социальной сформированности достаточно самоуверенны, ответственно относятся к своим обязанностям, организованы, обладают развитыми навыками общения, проявляют устойчивый интерес к социальной жизни. В экспериментальной группе выявлено 5 обучающихся (35,7%) (испытуемые: 3, 5, 8, 13, 14), а в контрольной группе выявлено 6 (42,8%) (испытуемые: 4, 5, 7, 8, 11, 12) обучающихся с незначительным отклонением и задержкой в развитии социальной компетентности. Эти обучающиеся проявляют

Таблица 3

Коэффициент социальной компетентности Группы

экспериментальная контрольная

Соответствует норме 57,2% (8) 7,1% (1)

Незначительно отклоняется от норматива 35,7% (5) 42,8% (6)

Значительно отстает от норматива 7,1% (1) 50,1% (7)

весьма слабый интерес к социальной жизни, они слабо организованы, у них также мало развиты коммуникативные навыки, они открыто проявляются неуверенность в себе. Со значительным отставанием в развитии социальной компетентности выявлены 1 (7,1%) обучающийся (испытуемый: 12) в экспериментальной группе и 7 (50,1%) обучающихся контрольной группы (испытуемые: 1, 2, 3, 6, 10, 13, 14). У этих обучающихся практически полностью отсутствует интерес к социальной жизни, у них нет увлечений, они не организованы, не структурны в своем поведении, имеют значительные трудности в общении со сверстниками и окружающими, безответственно относятся к своим обязанностям, не уверены в себе.

Методика 3. «Наблюдение». В экспериментальной группе: у 8 обучающихся (57,2%) (испытуемые: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11) проявился достаточно устойчивый интерес и мотивированность к совместной учебной деятельности, умение уступать другим, умение самостоятельно решать свои проблемы, качественное выполнение заданий, умение легко налаживать контакт с окружающими. Эти обучающиеся проявляли бескорыстную доброту, заботу и внимание к сверстникам и более младшим, а также оказывали посильную помощь взрослым. У 5 испытуемых (35,7%) экспериментальной группы (испытуемые: 3, 5, 8, 13, 14) в результате наблюдения были отмечены не только наличие интереса к чему-либо материальному, но и интерес к иным происходящим процессам, но любой интерес быстро

угасал вне зависимости от происходящих условий. У представленных к исследованию обучающихся подросткового возраста имелись заметные, но незначительные трудности в налаживании контактов с окружающими, они инициативно оказывали помощь, но преследуя за этим корыстную и меркантильную цель — вознаграждение в обратную сторону, то есть что-либо взамен совершённым действиям (такой обман подразумевал собой, например: похвала, признания и т.д.). Только у 1 обучающегося (7,1%) экспериментальной группы наблюдалось отсутствие заинтересованности к чему-либо, также у него было замечено неумение использовать полученные знания и умения на практике, было выявлено и недостаточно развитое чувство сопереживания, заботы, милосердия к окружающим, неумение самостоятельно решать свои проблемы, отсутствие самостоятельности и прочие преграждающие конкретные типы действий и взаимодействия с социальным окружением данного обучающегося трудности.

В контрольной группе результаты остались статичными, по типу константы, по высокому уровню, снизилось количество учащихся с низким уровнем. Испытуемый 8 стал активнее принимать участие в мероприятиях, проще и легче мог выходить на контакт, поэтому смог перейти в группу со средними показателями.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:

Таблица 4

Уровни Группы

экспериментальная контрольная

Высокий 57,2% (8) 7,1% (1)

Средний 35,7% (5) 42,8% (6)

Низкий 7,1% (1) 50,1% (7)

Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики уровня социализированности подростков с различными образовательными потребностями на контрольном этапе эксперимента (общий по всем методикам)

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что социализация подростков с различными образовательными потребностями в экспериментальной группе претерпела значительные позитивные изменения, в то время как в контрольной группе социализация учащихся статично сохранилась на недостаточно высоком уровне и требует дальнейшего мониторинга и развития со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Обсуждение

Проведенное исследование является полноценной и логично выстроенной работой, базисом которой стали методические и научные наработки, методики и разработки, которые были исследованы и полностью переработаны, что помогло подвести тематику и проблематику исследования под современные сложности и актуальную обстановку реализуемого в наше время образовательного процесса. В данной работе представлена большая часть научных и методических видений различных исследователей зарубежной и отечественной педагогической науки, адаптированы научные труды ведущих специалистов инклюзивного образования, акцентирующих свое внимание на вопросах социализации учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. В ходе исследования были выявлены и экспериментально доказаны психолого-педагогические условия эффективного процесса социализации обучающихся подросткового возраста с различными образовательными потребностями в деятельности школьных детских организаций. Полученные материалы могут быть применены в практической деятельности педагогов образовательных организаций разного типа, работающих с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Заключение

Социализация подростков с различными образовательными потребностями в деятельности общеобразовательных организаций будет эффективной только тогда, когда будет задействована реализация условий, таких как: создание социализирующей среды,

активности учащихся с ООП в образовательной организации как особом социокультурном институте общества; включение несовершеннолетних в процесс самоуправления; активное задействие в групповых формах работы: КТД, игры (имитационные, ролевые, деловые), проблемные ситуации; непосредственное и активное вовлечение подростков в социально значимую разнообразную деятельность.

Результатами исследования на констатирующем этапе эксперимента послужили доказательства того, что социализация подростков находится на достаточно низком уровне: в экспериментальной и контрольной группах по 8 обучающихся (57,2%) имеют низкий уровень социализированности. Средний уровень социализированности был выявлен у 5 обучающихся (37,5%) как в контрольной, так и в экспериментальной группах, и по 1 обучающемуся (7,1%) с высоким уровнем социализи-рованности было выявлено в обеих группах.

На формирующем этапе проведенного эксперимента для достижения цели повышения уровня социализации подростков с различными образовательными потребностями были реализованы вышеуказанные психолого-педагогические условия, далее проведены все необходимые мероприятия для реализации контрольного эксперимента. По результатам вторичной диагностики, в экспериментальной группе была идентифицирована совершенно дифференцированная, но при этом положительная динамика: было выявлено системное увеличение количества обучающихся с высоким уровнем социализированности от одного человека (7,1%) до 8 (57,2%), уменьшение количества экспериментируемых с низким уровнем социализированности с 8 подопечных (57,2%), до 1-го (7,1%).

Подростки экспериментальной группы проиллюстрировали достаточно высокий уровень знаний своих прав и обязанностей, норм и правил общения и поведения в обществе, знаний личностных особенностей, способствующих достижению успеха. У многих испытуемых появилось стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, а также ценностное отношение не только к себе, но и к другим.

ориентированной на поддержку самоценной

Литература:

1. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. - 2017. - № 1. - С. 59-64.

2. Крючкова Л.Н. Организация мониторинга инклюзивного процесса в образовательной организации // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: сборник статей по результа-

там междунар. науч.-практ. конференции / Моск. гос. обл. гуманитар. ин-т. - Орехово-Зуево, 2015. - С. 1719.

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 71-78.

4. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачёва, Т.В. Фуряева. - М.: Академия, 2017. - 334 с.

5. Степанова О.А. Интегрированное и инклюзивное образование в России: итоги двух десятилетий // Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / под ред. А.А. Майера. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - С. 128-142.

6. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей школьного возраста в России // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 205-208.

7. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. - Москва : Инфра-М, 2016. - 144 с.

8. Шипицына Л.М. Специальная психология : учебник для студентов вузов. - Москва: Речь, 2013. - 253

с.

9. Шматко Н.Д., Красильникова О.А. Дети с нарушением слуха. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. - М.: Просвещение, 2019. - 80 с.

References:

1. Belenkova L.YU. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii // Integraciya obrazovaniya. - 2017. - № 1. - S. 59-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kryuchkova L.N. Organizaciya monitoringa inklyuzivnogo processa v obrazovatel'noj organizacii // Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya: sbornik statej po rezul'tatam mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii / Mosk. gos. obl. gumanitar. in-t. - Orekhovo-Zuevo, 2015. - S. 17-19.

3. Malofeev N.N., SHmatko N.D. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya // Defektologiya. - 2013. - № 1. - S. 71-78.

4. Nazarova N.M. Sravnitel'naya special'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya / N.M. Nazarova, E.N. Morgachyova, T.V. Furyaeva. - M.: Akademiya, 2017. - 334 s.

5. Stepanova O.A. Integrirovannoe i inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: itogi dvuh desyatiletij / / Aktual'nye problemy razvitiya rebenka v doshkol'nom i dopolnitel'nom obrazovanii / pod red. A.A. Majera. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 2013. - S. 128-142.

6. Tenkacheva T.R. Inklyuzivnoe obrazovanie detej shkol'nogo vozrasta v Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 1. - S. 205-208.

7. FGOS: Vyyavlenie osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej u shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / pod red. E.L. CHerkasovoj, E.N. Morgachyovoj. - Moskva : Infra-M, 2016. - 144 s.

8. SHipicyna L.M. Special'naya psihologiya : uchebnik dlya studentov vuzov. - Moskva: Rech', 2013. - 253 s.

9. SHmatko N.D., Krasil'nikova O.A. Deti s narusheniem sluha. Uchebnoe posobie. FGOS OVZ. - M.: Prosvesh-chenie, 2019. - 80 s.

УДК 355.233.231.1

Р.С. Наговицын, А.Д. Кривоногов

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Статья посвящена экспериментальной апробации использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта для эффективности гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры. В процессе занятий на дисциплинах «Физическая культура и спорт» и «Безопасность жизнедеятельности» были использованы веб-сайты в сети Интернет на основе искусственного интеллекта. В рамках исследовательской работы на этих сайтах студентам, участвующим в эксперименте, предлагалось создавать индивидуальный информационный контент гражданско-патриотического содержания. На основе матема-тико-статистической обработки результатов выявлено, что системное использование веб-сайтов на основе искусственного интеллекта достоверно эффективно для повышения у студентов уровня патриотизма и гражданственности.

Ключевые слова: веб-сайты, гражданственность, патриотизм, студенты, искусственный интеллект Roman S. Nagovitsyn, Artem D. Krivonogov CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CULTURE UNIVERSITY STUDENTS USING WEBSITES BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE

The article is devoted to the experimental testing of the use of websites based on artificial intelligence for the effectiveness of civil and patriotic education of students of the university of culture. In the process of studying in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.