Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное пространство / инклюзивная культура / обучающийся с ограниченными возможностями здоровья / развитие инклюзивной культуры / inclusive space / inclusive culture / student with disabilities / development of inclusive culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Г. Огольцова

Исследована проблема развития инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста. Дан теоретический анализ проблемы; описаны диагностические методики, позволяющие определить уровень инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста; описано исследование по определению уровня инклюзивной культуры у учащихся старших классов Майской СОШ Черепановского района Новосибирской области. Представлены составленные рекомендации педагогу-психологу по развитию инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста. Сделан вывод о том, что для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта самостоятельной деятельности – положительное отношение к существующей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Г. Огольцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CULTURE OF TEENAGERS

The problem of the development of an inclusive culture among adolescent students has been investigated. A theoretical analysis of the problem is given; diagnostic techniques are described to determine the level of inclusive culture in adolescent students. The paper describes a study to determine the level of inclusive culture among high school students of the Mayskaya Secondary School of the Cherepanovsky District, Novosibirsk Region. The compiled recommendations for a teacher-psychologist on the development of an inclusive culture in adolescent students are presented. It is concluded that in order to solve the problem of forming an inclusive culture, it is necessary to fulfill the technological chain: acquiring knowledge on an inclusive culture – forming a value attitude – gaining experience of independent activity – a positive attitude towards existing reality.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (89) 2021

УДК 378.6:94 (574)

Ogoltsova E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), PhD, senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University

(Novosibirsk, Russia), E-mail: cmafna72@mail.ru, ORCID 0000-0002-3743-879Х

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CULTURE OF TEENAGERS. The problem of the development of an inclusive culture among adolescent students has been investigated. A theoretical analysis of the problem is given; diagnostic techniques are described to determine the level of inclusive culture in adolescent students. The paper describes a study to determine the level of inclusive culture among high school students of the Mayskaya Secondary School of the Cherepanovsky District, Novosibirsk Region. The compiled recommendations for a teacher-psychologist on the development of an inclusive culture in adolescent students are presented. It is concluded that in order to solve the problem of forming an inclusive culture, it is necessary to fulfill the technological chain: acquiring knowledge on an inclusive culture - forming a value attitude - gaining experience of independent activity - a positive attitude towards existing reality.

Key words: inclusive space, inclusive culture, student with disabilities, development of inclusive culture.

Е.Г. Огольцоеа, канд. пед. наук, PhD, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск,

E-mail: cmaffia72@mail.ru

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Исследована проблема развития инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста. Дан теоретический анализ проблемы; описаны диагностические методики, позволяющие определить уровень инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста; описано исследование по определению уровня инклюзивной культуры у учащихся старших классов Майской СОШ Черепановского района Новосибирской области. Представлены составленные рекомендации педагогу-психологу по развитию инклюзивной культуры у обуч а ющихсяподростко воговозра ста. Сделанвывод о том,чтод л я решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выпотыениерехноеогиродктУцдпдчкрыгыиобреыоние инаний по инклюзивной культуре - формирование ценностного отношения - получение опыта самостоятельной деятельности - положительное отношение к существующей действительности.

Ключевые слова: инклюзивное пространство, инклюзивная кульхрбТыУШуырющиооян ограобзосными еозмежнодвомр сдоровья, рззвитие инклюзивной культуры.

Ежегодно происходит увеличение числа обучающихся с особыми воз мож-ностями здоровья. В современной реальности в качестве апьтернативыкоррек-ционно-специализированным учебным заведениям стало инклюзквноеорра-зование. Одной из основных составляющих развития инклюзии в россий мком обществе является развитие инклюзивной культуры у всех участн иковобразр-вательного процесса.

Основными составляющими психолого-педагогической хароктерисркки подросткового возраста являются следующие: повышенная чувствительностьк оценке окружающих, эмоциональная неустойчивость, борьба с общепринттво ми правилами. Эти и ряд других характеристик вызывают проблемывкроцррке социального взаимодействия в школьных коллективах. Данные факты также не способствуют формированию у подростков толерантного отношениеклюдям с ОВЗ и развитию инклюзивной культуры в целом.

Вопрос развития инклюзивной культуры в подростковом возрасте неоднократно рассматривался целым рядом ученых [1 - 5]:

- в общем проблемы инклюзивного образования были рассмотреныктвт-дах Алехина С.В., Егорова П.Р, Малофеева Н.Н., Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др.;

- нравственному воспитанию старших школьников посвящены работы Гринина Е.С., Перфильева М.Ю., Щербинина Н.Г и др.;

- значение толерантности в отношениях подростков рассматривали Вачков И.В., Степанов П.В., Эльконин Д.Б. и др.;

- психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста занимались Божович Л.И., Волков, Б.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Толстых Н.Н., Эльконин Д.Б. и др.

Основой концепции инклюзивного образования в целом является признание и принятие различий между людьми («Мы разные, но мы равные»). Формирование инклюзивной культуры способствует созданию основы «принятия», толерантности по отношению к людям с особыми образовательными потребностями.

Развитие инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста является составляющим процесса формирования инклюзивной культуры образовательной организации в целом. Чаще всего это проявляется в создании безопасного толерантного сообщества, ценностного отношения к каждому учащемуся, формированию инклюзивной инфраструктуры.

Развитие инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возрастан свете реалий современной образовательной системы - это, преждевсека, прв-цесс социализации обучающихся с ОВЗ и их сверстников с усло вввкнармой развития. Он направлен на формирование у учащихся ценностных орннртапий, правил общения, нравственных норм и стереотипов поведения.

В Майскую СОШ Черепановского района Новосибирской обланкикокнтр-бре 2020 г в 10 класс поступил новый ученик с диагнозом ДЦП (нарушовктквтр-но-двигательной системы, передвигается на инвалидном кресле). Одноклассники отнеслись к нему неоднозначно: многие предлагали ему посильную помощь (например, в передвижении по трудным участкам школы), пытались наладить общение, но некоторые обучающиеся игнорировали появление нового одноклассника, встречались шутки в его адрес и даже негативные высказывания.

В связи с этим было принято решение о необходимости проведения исследования об уровне инклюзивной культуры у обучающихся старших классов

вда ннойобразовательной организацви. И дапее-составлениерекомендацвй психологу школыорозвитиынныюзивной купоиртв е иТочающихтя танной иоз-растной еытргорые^алтиишрыгред^омо^ена^рта то еееиыяаруодауиа1х -ыромендетий а отсиаживаиию -оыввильыого этаооивилидеиаиия).

Bйстлоетйaниип-ыняиюyчеcтиe1ачрыюсекй возиаете 15 -Збрет.

Иcтаеоерaнии куг^^^иню^сь пдвееичпа:

Cапepврсlттaсе аылтеодрдeтевa гoтовиocтвтодpocткoо взаимодейство-ватьоа енереаникамитОВЗ по метерыяе таошиниа НЛ«Ооонза инсдюаивы ной к^ыт^ы» [6].

Не нточою етпые итачека иформ»роввяносты.ооeрaннтеюrи Иийерлeяaни-ности обучающихся по методике «Опросник по диагностике уровня сформиро-ветнояти тоевранниости / инвпоюра нпиокти^копын и ко в »Срепано ввГШ[7].

Ачтоеем методика «Oаeнзеиыипlтзив»тй культуры» выделено пять уровней сформированности инклюзивной культуры: низкий; скорее низкий; средний; ско-[неевысокыА нысокиц. OnираюивтсекнeТ прр^оавееоа орп.ото^шино0 НА «Оиобинносто инклюзивной культуры подростков» [6].

Проведя исследование по данной методике, были получены следующие данные, представленные на рис. 1.

Среди всех опрошенных подростков лишь небольшая часть имеет высокие ахвеып-Ыraтмнpавaннеттк ывстюкивноИиудьтуры.Длк большоитска он трддтвЫирн-зевneытlсикнH. Ючоюитого, русдсу.аытyсмых ертокид»пытки с ыnктaвoыивнизккмрpевсемрТraчмиpенаюнтатису.-^юзувонй кулыт^ы.чнообу-ситылива ееаеобтедом остыва фатчыр овиакя.

Эни дуиыа1нпмвоивютьдe.аейннlыoде тои,тоо обуеншюиета одщеасе-гонтньмаюу выешонть ыми тмшожаостями, в

снyчарв|■отеитисддпpвнимвеьзaкиn1Либ о действия для этого.

Автор методики «Опросник по диагностике уровня сформированности толерантности / интолерантности у школьников» выделяет следующие критерии толерантности / интолерантности [7].

Высокий уровень интолерантности. Основным его признаком является отрицание равных прав с людьми, отличающимися от общепринятых норм; это выражается, чаще всего, в выражени и агрессии, унижении и оскорблении таких людей.

скорее высокий

Рис.1.Уровеньсформированностиинклюзивнойкультуры у подростков

ISSN 1а91-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (89) 2021

ной культуры. Общие результаты оценки уровня сформированности инклюзивной культуры у старшеклассников показали, что уровень сформированности инклюзивной культуры у подростков недостаточно высок. Эти результаты говорят о необходимости развития инклюзивной культуры у подростков МКОУ Майской СОШ Черепановского района Новосибирской области.

Был составлен комплекс мероприятий, состоящий из десяти занятий, направленный на развитие инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста. В рамках данной статьи мы проанализируем лишь три из предложенных занятий (табл. 1).

Занятие № 1 «Возможности людей с ОВЗ». У обучающихся формируется представление о том, что люди с ОВЗ, как и все, могут заниматься разными видами профессий, спортом, творчеством и приносить пользу обществу.

Таблица 1

План мероприятий по развитию инклюзивной культуры у учащихся подросткового возраста

Высокий Невысокий Невысокий Высокий

уровень уровень уровень уровень

интолерантности интелерантности толерантности интелерантности

Рис. 2. Общие результаты оценки уровня толерантности / интолерантностиуподростков

Занятие Цели Методы и приемы работы

Занятие № 1 «Возможности людей с ОВЗ» - Перспективы трудовой деятельности людей с ОВЗ. - Перспективы развития параспорта. - Творческое развитие людей с ОВЗ. - Особенности развития инфраструктуры для людей с ОВЗ. Игра «Биржа труда». Беседа на тему: «Виды спорта, которыми могут заниматься люди с ОВЗ». Дискуссия «Творчество людей с ОВЗ».

Занятие № 2 «Доступность окружающей среды для людей с ОВЗ» - Познакомить с трудностями и ограничениями, которые сопровождают людей с ОВЗ. - Познакомить с техническими приспособлениями, которые облегчают жизнь людей с ОВЗ. Обсуждение темы: «Что нужно изменить в школе и городе для создания доступной среды для людей с ОВЗ». Рисунок школы будущего.

Занятие № 3 «Мы разные, мы класные!» Познакомить с основными правилами и принципами инклюзивного образования. Упражнения: «Я такой, как я хочу», «Шкатулка ожиданий», «Рисуем сказку», «Синтез мыслей», «Дерево решений», «Перспектива», «Мое воображение», «Только от меня зависит».

Невысокий уровень интолерантности. Данный уровень подразумевает, что теоретически (в своих высказываниях и комментариях) человек признает наличие равных прав между всеми, но считает, что его личные чувства «оскорбляются» при общении с людьми, отличными от общепринятых норм.

Невысокий уровень толерантности. Характеризуется наличием покровительственного отношения к людям, отличным от других; непризнанием их как личности.

Высокий уровень толерантности. Данный уровень характеризуется признанием равных прав и свобод между всеми людьми; способностью людей, отличных от других, самовыражаться, приносить пользу обществу, вести полноценную жизнь.

Проведя исследование уровня толерантности / интолерантности, нами были получены следующие данные, представленные на рис. 2.

Среди всех опрошенных подростков высокий уровень интолерантности не выявлен ни у кого, и лишь небольшая часть имеет высокий уровень толерантности. Для остальных уровень толерантности и интоллерантности невысокий.

Таким образом, полученные результаты позволяют судить о том, что у подростков нет твердой уверенности в понимании сути инклюзии и инклюзив-

Биографический список

Занятие № 2 «Доступность окружающей среды для людей с ОВЗ». Поможет обучающимся осознать через изображение доступной среды, насколько важно подросткам с ОВЗ ходить в школу, общаться со сверстниками, с другими людьми.

Занятие 3 «Мы разные, мы класные!». Данное занятие формирует через упражнения («Я такой, как я хочу», «Шкатулка ожиданий», «Рисуем сказку») коммуникативные организаторские умения и лидерские черты, навыки сотрудничества.

Данный комплекс мероприятий находится на экспертизе у руководства учебного заведения и школьного психолога.

Таким образом, для развития инклюзивной культуры у обучающихся подросткового возраста необходимо соблюдение целого ряда условий: учитывать особенности психолого-педагогического развития подростков; приобретение определенных знаний о особенностях инклюзивной культуры; формирование ценностно-терпимого отношения к людям, отличным от тебя; приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Роль школы приобретает в данной ситуации огромное значение, т.к. именно здесь подростки могут получить определенные знания по данному вопросу, воспитываются определенные нравственные качества. Именно в школе подросток может приобрести практический опыт общения со сверстниками, отличными от него, что является неотъемлемой часть инклюзивной культуры в целом.

1. Сигал Н.Г Инклюзия сегодня: за и против. Казань: Отечество, 2017.

2. Гринина Е.С. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Известия Саратовского университета. 2015; Т. 4, Выпуск 4 (16): 333 - 337.

3. Палецкая Т.В., Назаренко Е.В. Особенности организации специальных образовательных условий в инклюзивной школе. Моложежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 2020.

4. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. Психологическая наука и образование. 2014; № 1: 5 - 16.

5. Вачков И.В. Модели формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников. Психологический журнал. 2011: 155 - 157.

6. Першина Н.А., Шамардина М.В. Особенности инклюзивной культуры подростков. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019: № 4 (15): 198 - 203.

7. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002. References

1. Sigal N.G. Inklyuziya segodnya: za i protiv. Ка7ап': Otechestvo, 2017.

2. Grinra E.S. Otnoshenie molodezhi k Усат s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'y3. Izves^ Saratovskogo unterste. 2015; T. 4, Vypusk 4 (16): 333 - 337.

3. Ра^скауа T.V., Nazarenko E.V. Osobennosti organizacii spe^l^h obrazovateГnyh uslovij v inklyuzivnoj shkole. Molozhezh'XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii. Materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2020.

4. Alehra S.V. Principy inklyuzii v kontekste izmenenij obrazovateГnoj praktiki. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014; № 1: 5 - 16.

5. Vachkov I.V. Modeli formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k detyam s OVZ u ih sverstnikov. Psihologicheskijzhurnal. 2011: 155 - 157.

6. Pershra N.A., Sh^m^d™ M.V. Osobennosti inklyuzivnoj kul'tury podrostkov. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta. 2019; № 4 (15): 198 - 203.

7. Stepanov PV. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti u shkol'nikov-podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mosk/а, 2002.

Статья поступила в редакцию 11.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.