https ://doi.org/10.24158/tipor.2019.1.7 Kroshkina Maria Sergeevna
PhD student, Social Technologies Department, Lomonosov Moscow State University
УДК 316.614.032-053.5(470+571)"312" Крошкина Мария Сергеевна
аспирант кафедры социальных технологий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация:
Статья посвящена особенностям обучения младших школьников в контексте процесса социализации. Автором рассмотрены такие аспекты, как средства обучения, способы восприятия информации, формируемый тип мышления и общая модель обучения младшеклассников. Материалы статьи позволят глубже проникнуть в суть механизмов возникновения ценностных ориентаций младших школьников и разработать методики, необходимые для их корректировки. Новизна исследования заключается в анализе социализации в целом через призму одного из ее аспектов - обучения, а также в создании перечня особенностей обучения детей в условиях современных социокультурных изменений российского общества. В работе изложены основные результаты эмпирического исследования, проведенного среди учителей московской школы, обучающих школьников с 1-го по 4-й класс. В итоге получены содержательные данные, которые предоставляют возможности для более глубокого изучения представленной тематики.
Ключевые слова:
социализация, младшие школьники, учителя, российское общество, обучение, информационно-коммуникативные технологии, ценностные ориентации, мультимедийные средства, индивидуализм, социокультурные изменения.
SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
Summary:
The study discusses the details of the learning process of primary school students in the context of their socialization. The author considers such aspects as training aids, information perception methods, generated type of thinking, and general learning model of this category of students. The research allows teachers to examine thoroughly primary students' value development mechanisms and devise techniques to adjust them. The novelty of the study lies in the analysis of socialization from the learning perspective as well as the creation of a list of special learning aspects of children in the transforming social and cultural environment of modern Russia. The paper presents the main results of an empirical study conducted among primary teachers of the Moscow school. The research findings provide opportunities for a more in-depth consideration of the issue under review.
Keywords:
socialization, primary school students, teachers, Russian society, education, information and communication technology, values, multimedia, individualism, social and cultural changes.
Современное российское общество переживает глубокие социальные, культурные, политические и экономические перемены. Их значимость невозможно переоценить, поскольку они затрагивают все слои населения. Наиболее четко это можно проследить во всеобъемлющей переориентации социума на западную модель. Безусловно, в данном процессе есть плюсы, поскольку страна стремится выбрать самый эффективный тип политической и экономической системы. Однако при этом необходимо понимать, что подобные трансформации затрагивают всю ценностную структуру общества [1, с. 3].
Например, в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны произошел серьезный межпоколенческий сдвиг - переход от ценностей физической и экономической безопасности к ценностям свободы выбора, окружающей среды и гендерного равенства. Это в свою очередь привело к всплеску демократизации [2].
Человечество сейчас фактически становится свидетелем глобальной смены социокультурной парадигмы. Одним из существенных факторов, характеризующих социокультурные изменения в России, является использование новых информационных и коммуникативных технологий. В частности, это проявляется в разнонаправленности коммуникативных источников, делающих социальное и культурное пространство открытым для мирового сообщества [3, с. 3].
Интернет, плотно внедрившийся в повседневную жизнь человека, коренным образом изменил структуру информационного пространства. Безусловно, это оказало значительное влияние на ряд функций, которые ранее возлагались на библиотеки, выставки, музеи, вузы, образовательные курсы, средние и специальные образовательные учреждения [4, с. 6]. Уже длительное время мы можем наблюдать формирование виртуальных библиотек, магазинов, музеев, университетов и т. д. [5, с. 7]. Кроме того, становление постиндустриального этапа развития общества
автоматически поменяло роль и место инженерно-технической деятельности. Новейшие технологии успешно внедрены в практику производства [6, с. 10]. Современного человека невозможно представить как минимум без мобильного телефона и ноутбука.
Социокультурные изменения российского общества также отражаются на эмоциональном состоянии его членов. Учащение ритма жизни приводит к увеличению доли людей, находящихся в угнетенном состоянии, испытывающих тревогу, страх, подверженных депрессивным расстройствам и т. д. [7, с. 15].
Таким образом, вопрос формирования ценностных ориентаций в условиях современных социокультурных изменений российского общества чрезвычайно актуален. От того, какой системой ценностей обладают жители страны, зависит то, в каком направлении будет происходить ее развитие.
Важно понимать, что ценностные ориентации личности закладываются с самого детства. На их формирование, безусловно, оказывает влияние социализация как индикатор аксиологического потенциала современной начальной школы в России. Именно особенности этого процесса рассмотрены в рамках данной статьи. В связи с этим возникает следующий вопрос: каким образом социокультурные изменения в российском обществе воздействуют на социализацию младших школьников?
Необходимо заметить, что социализация многогранна и включает в себя такие субъекты, как учреждения, окружение и сверстники. Данный процесс является одним из ключевых у детей младшего школьного возраста. Поэтому совсем не удивительно, что он всегда находился в кругу внимания как отечественных авторов, так и зарубежных.
Однако в настоящей статье за основу взят подход В.И. Добренькова и А.И. Кравченко, в рамках которого под социализацией понимается «усвоение человеком самостоятельно или посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального положения в обществе» [8, с. 485]. Авторы подчеркивают, что социализация начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. Она характеризует переход человека из существа биологического в существо социальное.
Объектом настоящего исследования является социализация младших школьников. В качестве предмета выделен один аспект данного процесса - особенности обучения младшеклассников в условиях социокультурных изменений российского общества. В рамках статьи представлены результаты эмпирического исследования, целью которого послужил анализ процесса обучения детей в обозначенных условиях.
Следует отметить, что младший школьный возраст - это, условно говоря, искусственная категория, поскольку ее появление напрямую связано с формированием образовательной системы. Ввиду этого существует большое количество теоретических подходов к определению границ данного возраста, которые мы рассмотрели для его установления. Наиболее подходящей методикой является подход Ж. Пиаже, подразумевающий несколько стадий когнитивного развития: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. Младший школьный возраст в рамках указанной схемы вписывается в третью стадию - конкретных операций (от 7 до 11-12 лет) [9].
В настоящей статье упор сделан на обучение как на одну из основных составляющих процесса социализации в младшем возрасте. В данном контексте следует отметить, что изменение процесса обучения отражается и на законодательном уровне. Так, согласно коррективам, внесенным в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемой частью программы начиная с младших классов. В частности, наряду с традиционным письмом дети сразу начинают получать навык клавиатурного набора текстов. Вместе с традиционным освоением искусства предложено изучение современных форм (цифровых фотографий, мультипликации, видео).
Не стоит забывать, что в современной школе также активно используется проектный метод. При этом одним из основных средств реализации проектной методики являются именно информационно-коммуникативные технологии.
Для детального анализа особенностей социализации младших школьников в июле 2018 г. было проведено социологическое исследование, включавшее в себя 30 глубинных интервью с учителями, обучающими школьников с 1-го по 4-й класс. В выборку вошли 24 женщины и 6 мужчин. Возраст преподавателей - от 30 до 56 лет. Стаж работы - от 3 лет.
Согласно полученным результатам большинство учителей младших классов отметили, что внедрение новых информационных технологий в процесс обучения имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Преподаватели указывают, что цифровизация в значительной степени упрощает обучение и делает его более привлекательным для школьника. Однако наличие инновационных элементов заставляет ребенка «меньше думать», «расслабляет, не позволяет глубоко проникнуть в суть процесса и осознать важность обучения». «Дети сейчас, конечно,
очень современные. Уже в младших классах у многих есть мобильные телефоны. С одной стороны, это хорошо, ведь от развития никуда не деться. Но с другой - оградить их от ненужной информации становится практически невозможно» (Наталья Эдуардовна, 31 год).
В ходе исследования учителя младших классов подчеркнули, что процесс обучения младших школьников существенно изменился за последние 10 лет. В частности, они выделили совершенно иные представление и восприятие информации. В качестве основных причин выступает появление новых технологий, которые позволяют моментально найти необходимые сведения. При этом восприятие новых данных трансформировалось как следствие значительного ускорения темпов жизни, обусловившего формирование так называемого клипового мышления.
Однако учителя также отмечают, что, несмотря на отрицательные стороны, новые технологии существенно облегчают обучение. Большинство призналось, что в учебном процессе бессознательно ориентируются на наличие у ребенка компьютера и телефона. «Для того чтобы сделать домашнее задание, нужно прочитать информацию в интернете. Я никогда не спрашиваю у ребят, у всех ли есть компьютер, полагая, что у всех есть» (Алла Витальевна, 34 года).
Необходимо также было выявить основные характеристики преподавательской деятельности в настоящее время с точки зрения учителей. Результаты оказались интересными, поскольку большинство респондентов отметили, что в ходе педагогической деятельности «на детей остается мало времени». Значительный масштаб сопроводительной работы начинает вытеснять сам процесс обучения. «Мне нравится моя работа. В данном случае я имею в виду работу с детьми. Их обучение и воспитание. Однако сейчас я этому процессу уделяю меньше времени. Заполнение электронного журнала, проверка домашних заданий, организация различных конкурсов, подготовка отчетной документации - растущие объемы этих видов деятельности я начал замечать в последние 2 года» (Сергей Владимирович, 34 года).
Поскольку одна из задач интервью заключалась в рассмотрении процесса обучения через призму возможностей социализации в целом, учителям младших классов было предложено составить портрет современного младшего школьника. Большинство опрошенных, безусловно, особое внимание обратили на наличие у детей гаджетов: «Начиная с 4-го класса отсутствие мобильного телефона у ребенка считается странным. Они и свободное время по-другому проводят. На переменах то и дело можно увидеть, как они смотрят что-то в своих телефонах или на планшетах» (Ольга Константиновна, 56 лет).
Современный младший школьник, по мнению большинства респондентов, находится на несколько шагов впереди детей 2000-2010-х гг. Многие учителя отметили наличие в образовательном процессе предметов «Информатика» и «Английский язык», которых раньше не было. «Все это предназначено для того, чтобы ребенок развивался в несколько раз быстрее и имел возможность осваивать новые технологии. Ведь их появление нам, как правило, диктует Запад, поэтому изучение информатики и английского языка здесь вполне объяснимо» (Владимир Викторович, 37 лет).
Также в ходе интервью учителям младших классов было предложено дать оценку тому, как сегодняшние социокультурные изменения влияют на формирование ценностей младших школьников. Абсолютное большинство опрошенных ответили, что, безусловно, отмечаемые трансформации в значительной степени меняют ценностные ориентации детей. «Как бы это печально ни звучало, но для большинства школьников на первый план начинают выходить материальные ценности. Среди многих можно наблюдать соревнования "у кого дороже телефон, планшет и т. д."» (Александр Константинович, 30 лет).
Также с учителями обсуждались психологическое состояние младшеклассников в процессе обучения и то, какое внимание сейчас уделяется этому вопросу в московских школах. Большинство респондентов отметили, что в образовательных заведениях есть психолог. Данная проблема сегодня выходит на первый план. «Психолог необходим в процессе обучения. Особенно если речь идет о младших школьниках. У них только формируется познавательная деятельность, и в этом процессе очень важно выстроить правильные взаимоотношения с учителями и сверстниками» (Людмила Сергеевна, 40 лет).
Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что основными факторами, которые характеризуют обучение в младшей школе, выступают новые информационные технологии и повсеместная ориентация на Запад. Большинство опрошенных эти составляющие рассматривают в негативном контексте, однако осознают, что без инноваций представить обучение сегодня невозможно.
Всесторонний анализ позволил определить особенности социализации при обучении современного младшего школьника (таблице 1). В контексте изложенного можно говорить о том, что на сегодняшний день на формирование ценностных ориентаций детей большое влияние оказывает общество потребления, в рамках которого складывается полноценная личность. При этом увеличение разнообразия предметов выбора приводит к постоянной погоне за обновлениями. Кроме того, налицо стремление российского образования к индивидуалистической модели (ориентация на Запад).
Таблица 1 - Особенности социализации современного младшего школьника (на примере обучения)_
Признак Характеристика
Средства обучения Информационные технологии
Восприятие информации Через мультимедийные средства
Формируемый тип мышления Эпизодичное
Формируемый тип взаимоотношений со сверстниками Конкуренция
Модель обучения Ориентация на Запад
Формирование ценностных ориентаций В большей степени материальных
Темп жизни Выше среднего
Таким образом, процесс социализации младших школьников рассмотрен через призму такого аспекта социализации, как обучение. Сформирован перечень характеристик обучения младшеклассников в условиях современных социокультурных изменений российского общества. Исследование позволило получить содержательные результаты, которые могут послужить основой для дальнейшей научной разработки представленной тематики.
Ссылки:
1. Лаптев В.В. Социокультурные последствия социальных изменений в современной России. Казань, 2004.
2. Inglehart R.F., Welzel C. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge, 2005.
3. Фалин В.В. Социокультурный аспект изучения коммуникационных процессов в современном российском обществе. М., 2009. 180 с.
4. Скородумова О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. 435 с.
5. Там же. С. 7.
6. Там же. С. 10.
7. Бухтиярова Т.Н. Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений: в контексте неофрейдистской теории личности Карен Хорни : дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 237 с.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2009. 605 с.
9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. 528 с.
References:
Bukhtiyarova, TN 2006, The Behavior of the Russian Youth in the Conditions of Modern Sociocultural Changes: In the Context of Neo-Freidist Theory of Personality of Karen Horney, D.Phil. thesis, Moscow, 237 p., (in Russian). Dobrenkov, VI & Kravchenko, AI 2009, Sociology, Moscow, 605 p., (in Russian).
Falin, VV 2009, Sociocultural Aspect of the Study of Communication Processes in Modern Russian Society, Moscow, 180 p., (in Russian).
Inglehart, RF & Welzel, C 2005, Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence, Cambridge.
Laptev, VV 2004, Sociocultural Consequences of Social Change in Modern Russia, Kazan, (in Russian). Piaget, J 1994, The Child's Speech and Thinking, Moscow, (in Russian).
Skorodumova, OB 2004, Socio-Cultural Functions of the Internet and Features of Their Implementation in Modern Russia, D.Phil. thesis, Moscow, 435 p., (in Russian).