. Прозоров, Р. М. Шамионов. Социализация личности
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
УДК 316.6: 371
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЁХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
В. В. Прозоров, Р. М. Шамионов
Прозоров Валерий Владимирович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики, научный руководитель Института филологии и журналистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: prozorov@sgu.ru
Шамионов Раиль Мунирович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: shamionov@mail.ru
Осуществлен междисциплинарный анализ проблемы социализации личности на основе обращения к учению о трёх родах словесного искусства - эпосе, лирике и драме. Предложена идея, в соответствии с которой социализация личности может рассматриваться как последовательное включение эпической, лирической и драматической составляющих освоения социального пространства. Раскрыты разные стороны процесса социализации личности сквозь призму взаимопроникновения трех антропологических доминант, которые в своей сложной совокупности способствуют конструированию, формированию и развитию человеческих субъектно-объектных связей и отношений в мире. Ключевые слова: личность, социализация, антропологические доминанты, эпос, лирика, драма.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-215-218
Междисциплинарный статус проблемы социализации личности
Социализация личности - это не только процесс усвоения социальных норм, ролей, установок путем включения в социальные связи, но и процесс их встраивания в целостную систему (структуру) личности, благодаря чему и происходит ее становление. В современных гуманитарных науках продолжается неустанный поиск бытийных характеристик личности, тех универсалий, тех значений, которые выработаны человечеством как ориентиры не только поступков человека и их оценки и переживаний, но и смысловых оснований бытия.
Известно, что во все времена имеются относительно устойчивые механизмы становления личности, обеспечивающие усвоение ею общественной информации о должном; они обеспечены не только культурой определенных сообществ, но и общечеловеческой историей взаимоотношений, закладываемой во всевозможные феномены современного для каждого индивида социального воздействия. В этом отношении сегодня требуется изучение (и отслеживание изменений) того социального содержания, которое встраивается в целостную
© Прозоров В. В., Шамионов Р. М., 22016
структуру личности; особенностей взаимосвязи внутри- и межфункциональных характеристик личности, их выстраивания в определенные цепочки и соотношения, то есть выявление поведения сложной многоуровневой системы.
Между тем различные феномены культуры не только несут в себе нормативные предписания и долженствования относительно бытия человека в обществе, но и отражают бытие во всех его ипостасях и в различных формах. Поэтому культурные феномены могут выступать и средством социализации личности в части трансляции моделей поведения, деятельности, переживания и отношения к миру, и сферой социализации наряду с деятельностью, общением и самосознанием, поскольку отражают различные стороны бытия (и, в некотором смысле, являются стороной бытия). Любой социальный объект приобретает психологическое значение для личности только в том случае, если он задействует ее, поэтому общественные явления становятся явлениями для личности в силу формирования отношения к ним, основанного на ценностях, нормах, установках, усвоенных личностью в процессе ее социализации. В связи с этим может представлять специальный интерес обращение к давно уже признанному классическим, известному с античных времен и восходящему к Аристотелю учению о трёх родах словесного искусства - эпосе, лирике и драме.
Сама концепция трёх родов словесного искусства значительно шире своего исходного, собственно эстетического смысла. Три литературных рода - это поистине универсальная триада, способная объяснить и особенности огромного словесно-текстового рельефа, и основные, ведущие речевые функции, и природу возрастной, постепенно возрастающей и усложняющейся психологии [1].
Ориентируясь, прежде всего, на гегелевское учение о трёх литературных родах, В. Г. Белинский в статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» так характеризует стихию эпического: «Начало эпоса есть всякое изречение, которое в сосредоточенной краткости схватывает в каком-либо данном предмете всю полноту того, что есть существенного в этом предмете, что составляет его сущность» [2, с. 32]. Если в эпосе субъект почти полностью поглощён предметом живописания, то «в лирике он не только переносит себя в предмет, растворяет, проникает его собою, но и изводит из своей внутренней глубины все те ощущения, которые пробудило в нём столкновение с предметом» [2, с. 45]. Драматическая же форма по природе своей диалогична, но «драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая приобресть друг над
другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда чрез это в споре высказываются их характеры, а конец спора ста-новит их в новые отношения друг к другу, - это уже своего рода драма. Но главное в драме - отсутствие длинных рассказов и чтоб каждое слово высказывалось в действии» [2, с. 62].
Эпическое начало сопряжено с нашей потребностью в разглядывании внешней по отношению к нам реальности, в наблюдении за ней, в постепенном, поэтапном её освоении и познании. Лирическая составляющая бытия обращает внимание на внутренний мир человека, на наше бескрайнее душевное пространство во всем его богатом и своевольном разнообразии. Драматическое начало повелевает сосредоточиться на характере взаимоотношений (диалогов, контактов, противоречивых связей) нашего внутреннего Я с бесконечной цепью Других Я.
Обращает на себя внимание, что три литературных рода, которыми с давних времен характеризуется всё неоглядное пространство художественной словесности, соответствуют давно уже отмеченной тройственной функции человеческого языка.
Давно уже замечено, что язык наш постоянно что-то называет, представляет, объявляет, описывает, объясняет. Эту речевую функцию обычно именуют репрезентативной, представительской. Одновременно язык наш нечто постоянно выражает, выявляя определённые чувства, переживания, состояния, отношения. Эта функция определяется как экспрессия. В то же самое время, наряду с репрезентацией и экспрессией, у языка есть ещё одна (третья) и не менее важная функция, заключающаяся в том, что, представляя что-то, выражая нечто, речь наша постоянно кому-то непременно адресована. Во всём разнообразии речевых ситуаций неизменно участвуют отправитель или субъект речевого акта и получатель или адресат речевого акта - партнёры по общению. Эта функция именуется апелляцией. Язык наш непрестанно что-то называет, одновременно, с разной мерой экспрессии, нечто выражает и неизбежно, всегда к кому-то обращён. Три литературных рода подобны тернарным универсальным речевым функциям.
Эпос нечто описывает, представляет некие более или менее значительные события. Эпос - наш кругозор, наше видение, ощущение и понимание окружающего нас мира. Лирика нечто эмоционально воплощает и выражает. Лирика позволяет нам глубже и пронзительнее понять нас самих. Драма - чреватый конфликтной напряжённостью контакт с другими «Я», наши (проверяемые на прочность и шаткость) мосты и мостки в мир других людей, трудное преодоление одиночества, нескончаемые поиски сеансов связи, накаленная атмосфера споров и ссор.
В. В. Прозоров, Р. М. Шамионов. Социализация личности
Антропологические доминанты социализации личности
Три литературных рода вполне естественно сопоставимы, на наш взгляд, и со сложнейшими законами саморазвития личности. По мере того, как растёт и углубляется личностное душевное пространство бытия каждого человека (с момента его появления на свет), обнаруживается возможность и необходимость говорить об эпической, лирической и драматической составляющих освоения этого пространства.
Вступающий в жизнь человек шаг за шагом оглядывает, обживает, осваивает мир, окружающий его и проникающий в него со всех сторон. Мир этот состоит из самых родных, близких, привычных и новых, не знакомых, не понятных ещё людей, предметов, явлений. Окружающие в меру своих способностей и возможностей поддерживают ребенка в постепенном, поэтапном, увлекательном и сложном освоении мира, помогают разумно одушевить его неохватную и всё разрастающуюся вселенную. Под влиянием взрослых, под воздействием их отношения к жизни малыш постепенно обретает всё большую самостоятельность. Он упорно обживает, испытывает, разгадывает, познаёт этот мир. С полным правом мы можем назвать эпическим с годами не прерывающийся, сопутствующий нам всю жизнь постоянный процесс трудного постижения окружающей реальности.
Обживая мир, ребенок обогащается собственным внутренним опытом. Психологи разных стран и эпох отмечают и описывают на разных этапах школьного возраста испытываемые подростками ощущения утраты любви окружающих, переживания, связанные с неудачами на всевозможных жизненных фронтах. Это и возможный (и реальный, и мнимый) неуспех в школе, в спорте, среди ровесников, в отношении со своими сверстниками противоположного пола. Это и известная беззащитность перед лицом чьей-то преднамеренной или невольной агрессии. Это может быть и неприязнь, исходящая от тех, к кому подросток испытывает положительные эмоции, и многое другое. Отсюда - почти неизбежный, по-разному обнаруживающий себя уход в собственное, защищающее от постороннего вторжения, суверенное «Я». Один малыш старшего дошкольного возраста, возвращаясь домой с прогулки во дворе и хорошо зная, что дома собралась шумная компания взрослых, говорит, обращаясь к сопровождающей его бабушке: «Ничего! Пусть они веселятся! А я сяду под столом и буду свои мысли думать!» Известно, что подросток начинает уже очень остро ощущать внутреннее право на самостоятельность. В нём постепенно, но отчетливо обнаруживаются максималистский подход к окружающим и повышенная ранимость от соприкосновения с отлаженным
миром взрослых. Его новая и всепоглощающая стихия - самоуглубленная рефлексия, стремление понять и согласить себя с неизбежными «окружающими» обстоятельствами. Известно, что частые спутники этих процессов - внешне не мотивированная вспыльчивость, грубость, резкость, обидчивость и т.п. В этот период взросления верх берет лирическая составляющая человеческого саморазвития. Лирическая характеристика так же, как и эпическая, остаётся с нами и в нас на всю оставшуюся жизнь. С годами она может видоизменяться, приходить в умаление или, напротив, выражаться в гипертрофированной форме. Но присутствие лирической составляющей в общем личностном самоопределении человека ощутимо постоянно.
Каждый из нас усердно осваивает собственное душевное пространство, собственное развивающееся «Я», но всё чаще посещают нас открытия и откровения, связанные с тем, что, оказывается, в этом мире рядом с нами живут, учатся, работают, страдают, радуются, пробуют найти себя другие. И каждый другой тоже имеет право на своё «Я». Наступает пора острого проявления драматической доминанты в саморазвитии личности. Обнаруживаются первые ростки диалогического сознания. Другие «Я» - это и сверстники обоего пола, и взрослые: родители, друзья семьи, учителя, соседи. Естественное сближение с другими «Я» - частые поводы для многочисленных трудноразрешимых конфликтов, выяснения отношений, споров, ссор и т. д. Источники и масштабы конфликтов далеко не всегда понятны подростку. Главное, что их «Я» во многих отношениях не похоже на моё «Я». И даже когда они правы, мне очень трудно даётся признание их правоты... Пройдут годы, но драматическая составляющая тоже всегда будет с нами и в нас, прорастёт основательно и крепко, по-разному сопутствуя нам всю жизнь.
Подчеркиваем: речь ни в коем случае не идет о линейно-последовательной смене основных фаз психологического становления личности. Мы говорим об их постепенном становлении и взаимопроникновении. Эпическая, лирическая и драматическая доминанты, последовательно формируясь в ребёнке и формируя существенные нравственные, эмоционально-интеллектуальные, психофизические характеристики, остаются (в разных соотношениях и пропорциях) важнейшими параметрами свободно развивающейся личности.
Три литературных рода - это, скорее всего, поистине универсальная триада. По-видимому, мы имеем право говорить о трёх взаимосвязанных ключевых параметрах, объясняющих наши всеобъемлющие возможности и готовности освоения действительности. Мы можем говорить о трёх антропологических доминантах, которые в своей сложной совокупности способствуют
Теоретико-методологпческпе подходы к исследованию развития психики
217
конструированию, формированию и развитию человеческих субъектно-объектных связей и отношений в нашем мире.
Эпическая доминанта - это главным образом сосредоточение человеческого познания на нечётко-множественной окружающей реальности, на её внешних очертаниях и глубинных явлениях, на мире вещественном и фантастическом, натуральном и мифологическом. Лирическая доминанта - более или менее стойкое фокусирование интереса главным образом на собственном «Я», на определенных и неожиданных объёмах своего бесконечного и чаще всего трудно поддающегося осознанию душевного пространства. Драматическая доминанта - прежде всего, переключение внимания на конфликтные процессы взаимодействия, диалогического контакта моего «Я» с любым другим «Я» этого многоголосого мира. Каждое из бытийных характеристик личности позволяет получать жизненно необходимую и в высшей степени полезную информацию о мире вне меня, о мире во мне, о мире между мной и другими субъектами жизни...
ни, благодаря которым может быть представлен одновременно во всех трех ипостасях. Поэтому освоение социального мира и утверждение себя в нем может быть представлено как поэтапное включение в различные ситуации, отражающиеся в антропологических доминантах (универсалиях). В этом смысле и результаты социализации личности (на каждом новом этапе - более сложнооргани-зованные) являются производными от взаимосвязи и взаимодействия соответствующих доминант.
Библиографический список
1. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М., 2012. 240 с.
2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1954. Т. 5. 862 с.
A Person's Socialization in the Light
of the Concepts of Three Anthropological Dominants
(Research Question Outline)
Valeriy V. Prozorov
Заключение
Постижение значений мира вне меня (и между другими), во мне и между мной и другими реализуется в контекстах названных доминант, которые могут быть представлены в различных продуктах культуры, но интериоризация которых создает базу для выстраивания их в целостные образы. Вполне очевидно, что целостность процесса и результатов социализации на разных этапах может быть обеспечена лишь единством формирования (каждому этапу соответствует определенный уровень сложности и обобщенности) этих ипостасей миропонимания и мироотно-шения, которые характеризуют складывающуюся картину мира личности. Иначе говоря, целостные картины мира, ограниченные возрастными, социально-территориальными, познавательными и другими возможностями индивида, тем не менее содержат те характеристики, которые обусловлены названными информационными доминантами, и регулируют ее поведение в различных сферах отношений (личности).
Наконец, в свете представлений об антропологических доминантах социализация предстает как процесс, разворачивающийся в их системе координат, где каждый элемент (социально-психологическая характеристика) личности (норма, ценность, ролевая позиция и т.п.) имеет три гра-
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: prozorov@sgu.ru
Rail M. Shamionov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: shamionov@mail.ru
A multidisciplinary analysis of a person's socialization has been performed based on the theory of three modes of oral tradition epic, lyric poetry, and drama. The paper proposes an idea that a person's socialization can be viewed as sequential inclusion of epic, lyric, and dramatic components of the exploration of social space. The paper clarifies different aspects of the process of a person's socialization through the prism of the convergence of three anthropological dominants, which in their complex combination contribute to the designing, formation, and development of human subject-object relations and relations in the world.
Key words: identity, socialization, anthropological dominants, epic, lyric poetry, drama.
References
1. Prozorov V. V. Vlast'i svoboda zhurnalistiki: ucheb. poso-bie (Power and freedom of journalism: training manual). 2-nd ed. Moscow, 2012. 240 р. (in Russian).
2. Belinskiy V. G. Poln. sobr. soch.: v 13 t. Complete works: in 13 vol.). Moscow, 1954. Vol. 5. 862 p. (in Russian).