Научная статья на тему 'Социализация личности в межнациональных браках'

Социализация личности в межнациональных браках Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
212
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОС / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джабер Хасан М.А.

В статье анализирует социализация личности в межнациональных семьях. Определяются основные проблемы развития личности в межнациональных (межэтнических) семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности в межнациональных браках»

только расширить словарный запас и совершенствовать произносительные навыки, но и прочно удержать в памяти грамматические конструкции, устойчивые речевые выражения.

В заключении хотелось бы отметить, что поскольку современное общество представляет собой великое множество культур, идея транскультура-лизма является основополагающей в формировании кросс-культурной грамотности и межкультурной компетентности в процессе обучения иностранному языку. Воспитание уважения и интереса к каждой отдельной культуре, стремление принять и понять культурное разнообразие как положительный фактор развития, при этом сохранив свою культурную самобытность - являются приоритетными для современного образования.

Список литературы:

1. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Е.Л. Головлева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 224 с. - (Высшее образование).

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 1998.

3. Нефёдов О.В. Обучение иностранному языку студентов билингвов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/?gws_rd= cr&ei=Ma1rVo24I4eNsgGUu7PYBw#newwindow=1&q= %D0.

4. Штрассер Герт Концепции понятия «культура»: подводные камни в идеологической паутине терминологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/kontseptsii-ponyatiya-kultura-podvodnye-kamni-v-ideologicheskoy-pautine-terminologii-1.

5. Welsh W. Was ist eigentlich Transkulturalitat? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&ved.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ БРАКАХ

© Джабер Хасан М.А.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье анализирует социализация личности в межнациональных семьях. Определяются основные проблемы развития личности в межнациональных (межэтнических) семьях.

Ключевые слова семья, личность, этнос, межнациональное взаимодействие.

* Аспирант кафедры Социальной и дифференциальной психологии.

Потребность в исследовании социализации личности возникает в силу ее значимости в процессах формирования этнической структуры общества и новых форм взаимодействия людей разных национальностей, новых типов социализации личности в условиях интеграции разных народов. Актуальность проблемы исследования - влияние межнациональных семей на социализацию личности в российском обществе обусловлена рядом противоречий, вызванных как трансформациями самого института семьи, так и процессами, связанными с изменениями межэтнических взаимодействий. Главным противоречием становится то, что этнические взаимодействия приобретают все большее значение, они могут быть как причиной нетерпимости, принимая форму межэтнической напряженности, так и способствовать интеграции многонациональных государств, что требует прежде всего создания в обществе атмосферы толерантности в сфере национальных отношений. Второе противоречие, актуализирующее исследовательскую проблематику, связано с тем, что проблема толерантного взаимодействия приобретает форму латентной или выраженной этнической напряженности. Нельзя считать решенной проблему толерантного взаимодействия народов, этнических общностей и групп и на постсоветском пространстве России. Противоречие, актуализирующее потребность в данном исследовании, заключается в использовании этнического фактора политической и экономической элитой не только различных национальных государств, но и внутри России для лоббирования собственных интересов и достижения своих целей. Для этого применяются, кроме уже существующих мифов и стереотипных представлений об особенностях тех или иных наций и их роли в развитии страны, порождаются новые, что приводит к латентной этнической напряженности, этноцентризму и в крайних случаях к ксенофобии и национализму.

Другие противоречия связаны с формированием этнической идентичности личности в межнациональной семье, процессами этнической самоидентификации и выстраивания на ее основе отношений с другими этносами. Указанные процессы постоянно усложняются и принимают новые формы в связи с ростом национального самосознания этносов, а также активизацией миграционных процессов и изменением этнического состава административных субъектов, регионов и отдельных территорий. Все это приводит к противоречивому отношению к этнодругим и требует целенаправленного изучения и практических действий по формированию толерантного взаимодействия между представителями различных этносов. На скорость развития таких процессов и формы их проявления оказывают влияние различные факторы толерантного или интолерантного взаимодействия, в том числе и межнациональные браки. Причем на различных уровнях общества и в конкретных территориях эти факторы проявляются по-разному, что требует уже

специального анализа в целях предупреждения их негативного воздействия. На микроуровне функционирования общества особое место в преодолении негативных для межнациональных взаимодействий процессов и формировании национальной толерантности принадлежит межнациональной семье, поскольку в ней уже в повседневном общении разноэтнических супругов, родителей и детей происходит первичная трансформация этнического самосознания личности, в результате которой закрепляется то положительное, что накоплено этносами в области традиций, обычаев, норм межэтнических отношений. В результате контактов и отношений семьи и ее отдельных членов с внешней социальной средой такие традиции и нормы поведения транслируются в другие этнические группы и становятся образцами для подражания. Слабо исследованными остаются именно межнациональные семьи и их возможности в формировании новых мировоззренческих установок и норм поведения во взаимодействии с этническими «другими».

Под этнической толерантностью нами понимается специфический вид социальной толерантности, формирующийся на основе этнической идентичности субъектов межэтнического взаимодействия (общество, этническая группа, личность) и проявляющийся в принятии этнодругого как своего, его социокультурных отличий на основе принципов уважения к их многообразию, доверия и равенства прав; межнациональная семья рассматривается как тип семейной организации, состоящей из супругов и / или родителей-детей и образованной на основе союза представителей разных этносов, народов или наций, к специфическим функциям которой относятся этносоциализация, а также воспроизводство и трансляции норм и образцов этнической толерантности в отношениях с этнодругими, формирующихся под влиянием превалирования либо относительного равенства проявления культуры тех этносов, к которым принадлежат члены семьи; выявлено два взаимосвязанных вектора влияния межнациональной семьи на состояние и характер этнической толерантности в современной России: первый направлен на этносоциализацию личности в таких семьях, второй - на передачу опыта этнической толерантности иным субъектам межэтнического взаимодействия.

Межнациональные семьи многообразны по своему этническому составу, количеству детей и поколений, проживающих вместе, но есть общие черты и характеристики, которые определяют влияние таких семей на формирование этнической социализации личности в современном обществе: все межнациональные семьи находятся на пересечении культур, что внутри семьи приводит к их (культур) тесному взаимодействию и даже изменению, которое чаще всего проявляется на бытовом уровне языковых практик, норм поведения и традиций; им присуща менее сложная, чем для гомогенных семей поколенческая структура; для взрослых и детей, как правило, характер-

но двуязычие, которое не обязательно связано с владением языком этносов родителей, поскольку одним из языков становится язык этнического большинства места жительства семьи; совместное проживание представителей разных этносов в одной семье и на одной территории влияет на изменение этнического самосознания, что отражается прежде всего на социальном поведении молодого поколения как личности: усваивая культуру разных этносов на уровне семьи и ее этнического окружения, молодая личность зачастую ориентируется и усваивает как культурные ценности этнического большинства, так и этносов своих родителей, становясь посредником в передаче этих ценностей. Можно выделить два вектора, которые характеризуют направленность влияния межнациональной семьи на состояние и характер этнической социализации личности в современной России. Первый, внутрисемейный вектор, определяется одной из специфических функций данного типа семей - этносоциализацией личности. С ней непосредственно связано формирование социализации личности как способа принятия этнодру-гого. Для межнациональных семей этносоциализация - необходимая функция, обеспечивающая их стабильность и оптимизирующая межличностные и межгрупповые коммуникации с внешней средой.

Агентами этносоциализации выступают семья, школа, СМИ, этнические общественные организации, которые в настоящее время активно функционируют как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Список литературы:

1. Дигурова М. Т. Влияние семьи на формирование личности в поликультурной среде // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. - 2012. -№ IV - С. 101-104.

2. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / Институт социологии РАН. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.