Научная статья на тему 'Социализация личности через студенческое самоуправление'

Социализация личности через студенческое самоуправление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности через студенческое самоуправление»

- То есть МГЕР можно назвать политической организацией?

- Не совсем так. Надо понимать, что наша организация имеет общественный, а не политический статус. Да, мы поддерживаем политику партии «Единая Россия» и правительства, но иногда можем и критиковать их. Наша главная задача - это формирование нового, социального и политически грамотного общества. Мы стараемся не навязывать молодым людям каких-то идей, а пытаемся научить их мыслить масштабно и грамотно, чтобы люди могли давать свою оценку происходящим событиям в мире и обществе.

- Насколько успешно проходит это обучение?

- Начинали мы с самых азов. Рассказывали о символике нашего государства, о Конституции РФ, об устройстве страны. Эти лекции вызывали живой интерес у молодежи. С одной стороны, это нас радует, с другой - несколько настораживает. В школах обучение по этим направлениям либо не ведется, либо ведется, но на очень слабом уровне. Мы пытаемся всячески компенсировать недостатки в этих знаниях. И уже то, что наши постоянные члены перешли от молчаливого слушания к участию в дискуссиях на глобальные проблемы - это большой успех.

- Сотрудничаете ли вы с другими отделениями МГЕР?

- Да, естественно. В основном, конечно, это наши коллеги из Кемерова. Ими проводятся семинары, школы актива и другие мероприятия, куда приглашаются

представители МГЕР со всей области. Кроме того, членам нашего отделения удалось побывать и на Всероссийских слетах «Бирюса» и «Байкал 2020». Это нас радует, ведь чувствуется, что наша деятельность действительно необходима и количество молодогвардейцев по всей стране неуклонно растет.

- Что бы ты пожелал молодому поколению?

- Хотелось бы пожелать сознательности, ведь именно нам в будущем управлять страной!

Интервью подготовила редактор газеты «Грани» Юргинского технологического института Томского политехнического университета Ю. В. ясюкевич

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Т. А. щербакова, зам. директора по УВР, Г. М. Шагабиева, воспитатель общежития ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж»

Под ученическим самоуправлением в большинстве литературных источников психолого-педагогической направленности понимается целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед образовательным учреждением. Проблема организации системы самоуправления в образовательных учреждениях, в том числе и в общежитии, всегда была актуальна. Организация самоуправления в общежитии является неотъемлемой частью воспитательной

программы нашего колледжа, формирования общественного мнения и сплочения коллектива. Объективно в этом заинтересована администрация общежития, так как органы самоуправления помогают ей решать многие вопросы. Принимая и реализуя управленческие решения вместе со студентами, взрослые приобретают в их лице мощную поддержку и могут проводить воспитательную политику более уверенно. Передавая часть своих функций студентам, мы к тому же создаем условия для приобретения ими организаторского и воспитательного опыта. Ребятам по душе освобождение от чрезмерной опеки и излишней регла-

ментации, что ограничивает их творческие возможности. Поэтому мы за делегирование части полномочий учащимся. Важно только четкое определение круга их обязанностей, предусматривающих ответственность перед товарищами, педагогами и всем коллективом. Таким образом, развитие самоуправления в ученическом коллективе - это динамическая система, где ядром является общая цель деятельности. ученическое самоуправление в общежитии представляет студенческий совет общежития, который взаимодействует с общим собранием. Общее собрание - коллективный орган ученического самоуправления, на котором присутствуют все учащиеся, проживающие в общежитии, а также заместитель по учебно-воспитательной работе, воспитатели, заведующая общежитием. Отчетно-выборное собрание проводим раз в год, в октябре, педагоги и учащиеся имеют равные права и высказывают свою точку зрения на любые вопросы жизни коллектива общежития, вносят предложения по существу обсуждаемых вопросов, заслушивают отчеты органов самоуправления или председателя совета общежития. Собрание анализирует ход выполнения принятых решений, оценивает работу студенческого совета, избирает новый состав совета общежития на новый учебный год, определяет перспективы развития коллектива. Принимая решения, органы самоуправления прислушиваются к мнению педагогов, а педагоги при принятии педагогического решения - к мнению ученического коллектива. Студенческий совет работает под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе и воспитателей общежития.

Таким образом, общее собрание способствует формированию общественного мнения, развитию чувства сопричастности к коллективным делам, ответственности за свои слова, дела, нетерпимости к пустословию.

В общежитии проживает 120 учащихся, из них 60 % - несовершеннолетние. Органы самоуправления, организуя свою работу, учитывают возрастные, личностные особенности учащихся, а также интересы образовательного учреждения.

Так как к управленческой деятельности привлекаются учащиеся, еще не достигшие социальной зрелости, не овладевшие необходимыми умениями и навыками, особое внимание мы уделяем педагогическому сопровождению ученического самоуправления и наставничеству.

Чтобы студенческий совет работал результативно, необходимо строить его деятельность на следующих принципах:

- принцип регулярной поочередной сменяемости выборного актива. Требует, чтобы все члены коллектива прошли школу управления и исполнительности, независимо от успеваемости, межличностных отношений, за-

нимаемого в коллективе положения. Выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению. Обеспечить регулярную сменяемость актива, бесспорно, нелегко, но с учетом опыта работы трудности можно преодолеть, если налажена система самоуправления.

Принцип конкретизации дела. Позволяет включать обучающихся в различные виды самоуправления. Таким образом, каждый может быть одновременно и организатором, и исполнителем, что позволяет избегать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства, зависти, зазнайства.

Принцип доброжелательной требовательности. Им умел пользоваться А. С. Макаренко, особенно необходим в организации деятельности самоуправления, т. е. доброжелательность всегда должна быть требовательна, как и требовательность всегда должна быть доброжелательна.

В деятельности ученического самоуправления мы используем такие методы:

- методы регулирования, которые способствуют выработке единых требований к учащимся, взаимодействию и сотрудничеству всех органов самоуправления, организации самообслуживания в коллективе;

- методы стимулирования, активизирующие учащихся на основе соревнования, здорового общественного мнения и поощрения, побуждающие их к активной творческой деятельности;

- методы контроля, которые предполагают анализ деятельности и оценку принятых и выполненных решений, сравнение, обобщение результатов деятельности всех органов самоуправления.

Вторая группа методов включает:

коллективные - общее собрание, ученическая конференция, соревнование, совместное принятие решений;

групповые - инструктаж, взаимодействие, общественное мнение, отчетность;

индивидуальные - разъяснение, самообслуживание, поощрение и побуждение, самоконтроль;

самоорганизацию - формирование мотивов и потребностей, анализ деятельности.

Во взаимодействии друг с другом все методы самоуправления дают нужные воспитательные результаты, что позволяет говорить об общих методических требованиях к построению системы самоуправления в общежитии в целом.

Сферы деятельности, которые мы предоставляем студентам общежития:

- досуг,

- общественная деятельность: пресс-конференции, встречи с выдающимися, интересными людьми, организация студенческих конференций,

- ученическая пресса: газета, радио, реклама,

- спортивные мероприятия,

- производственная деятельность (предлагается работа из Центра молодежи),

- волонтерское движение: работа с ветеранами войны и труда, экологические акции и т. п.),

- самообслуживание в общежитии, ремонт, уборка помещений и территории,

- поддержание правопорядка.

Для того чтобы эти идеи воплощались в реальную жизнь студентов, проживающих в общежитии, при совете общежития были созданы санитарная, оперативная, досуговая, спортивная службы, пресс-центр.

Приведем несколько примеров, как работают органы самоуправления в общежитии.

В начале учебного года возникает немало трудностей при формировании у студентов санитарно-гигиенической культуры, навыков самообслуживания, особенно у первокурсников. Чтобы приучить студентов к чистоте и порядку, создана санитарная служба. В конце сентября каждого года в общежитии санитарная тройка проводит «Неделю уюта». Главная задача на начальном этапе подготовки к «Неделе уюта» - это доведение до каждого проживающего в общежитии цели предстоящего мероприятия, проведение бесед, инструктажа об обязанностях по наведению порядка, чистоты и соблюдения санитарно-гигиенического режима.

В общежитии объявлен конкурс «Лучшая комната», который проводится 4 раза в год. Результаты контроля выставляются сантройкой на экране «Санитарное состояние комнат», оргкомитет подводит итоги, выявляет лучшие комнаты и на праздничном мероприятии победители поощряются призами, выделенными администрацией колледжа.

За соблюдением правил и норм поведения в общежитии, особенно в отношении курения в неположенных местах, употребления алкогольных напитков,

грубости и хамства к другим учащимся и работникам общежития, соблюдения режима дня, ответственность несет оперативная служба, работающая совместно с председателем совета общежития. Оперативная служба выявляет нарушителей правопорядка, ведет профилактическую работу, помогает отстающим в учебе студентам, она взаимодействует с пресс-центром, выпускающим газету «Наше мнение».

В общежитии в жизни студентов важное место занимает полноценный и содержательный досуг. Важно научить наших юношей и девушек не только хорошо учиться и работать, но и разумно проводить свое свободное время. Активной пропагандой спорта занимается организатор спортивной жизни общежития. Для занятий спортом в колледже есть все необходимые условия. Наши юноши увлечены футболом, волейболом, баскетболом, посещают тренажерный зал, секции рукопашного боя, борьбы. Девушки общежития увлекаются танцами, вокалом, изобразительным искусством. По желанию ребят организуем посещения бассейна «Садко». Ко Дню здоровья всегда проводим эстафеты-конкурсы. В конце мая организатор спортивной жизни совместно с другими членами совета общежития организует туристический поход, где разводится «Костер дружбы», печется картошка, исполняются песни под гитару.

Студенты общежития любят такие праздники, как День студента, Новый год, День влюбленных, День юмора и смеха, День 8 марта, День защитника Отечества, День Победы. Ко всем праздничным датам организаторы досуга совместно с редколлегией оформляют помещение, подбирают музыкальное сопровождение, чтобы подчеркнуть торжественность любого праздника.

Празднику День защитника Отечества была посвящена игра-конкурс «Наши солдатушки - бравы ребятушки». В ней проявились интеллектуальный потенциал юношей, их физические возможности. На развлекательной программе, посвященной 8 Марта, девушки продемонстрировали умение держаться перед публикой, артистизм, смекалку, эрудицию.

При подготовке и проведении мероприятий поощряем любую инициативу ребят. По нашему мнению, ученическое самоуправление - это не только деятельность его актива, а самое главное - участие в нем большинства ребят, интересная, увлекательная жизнь общежития. Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Только так складывается настоящее самоуправление.

В конце учебного года, анализируя работу студенческого совета общежития, можно проследить динамику повышения роли самоуправления на разных этапах развития коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.