Научная статья на тему 'Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста'

Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов Владимир Михайлович

Основой самоуправления является самоорганизация как качество коллективного взаимодействия. Она открывает перед обучающимися возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. За годы учебы подросткам важно побывать в самых разных ролях — организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, отделов, секторов, бригад. Только в таких ситуациях вырабатываются у них необходимые навыки социального взаимодействия: брать на себя ответственность, определенные обязательства и выполнять их, а с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста»

ВЫПУСКНИК И РЫНОК ТРУДА

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста

ЧЕРКАСОВ

Владимир Михайлович,

директор Миасского строительного техникума

Основой самоуправления является самоорганизация как качество коллективного взаимодействия. Она открывает перед обучающимися возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. За годы учебы подросткам важно побывать в самых разных ролях — организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, отделов, секторов, бригад. Только в таких ситуациях вырабатываются у них необходимые навыки социального взаимодействия: брать на себя ответственность, определенные обязательства и выполнять их, а с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои права.

Миасский строительный техникум образован в 1947 году как строительная школа ФЗО с контингентом 50-60 человек со сроком обучения от 5-10 месяцев по строительным специальностям: плотник, штукатур-маляр, каменщик. За время существования она прошла ряд преобразований: школа ФЗО; строительное училище № 49; ГПТУ№49; СГПТУ№49; ПУ №49, а с марта 2011 года - ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский строительный техникум». В настоящее в техникуме учится более 500 человек по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В условиях новой рыночной экономики строительная индустрия набирает, как говорится, обороты. Необходимо было пересмотреть стандарты и модули обучения, внедрить новые технологии управления учебно-воспитательным процессом. Это привело нас к необходимости создания органа ученического самоуправления, методологической основой которого является система детского самоуправления А. С. Макаренко.

Ученический парламент: цели, задачи, деятельность

В 2004 году впервые был избран Ученический парламент (УП). После многочисленных дебатов, споров было разработано положение об УП, которое включает в себя: общие положения, порядок формирования УП, взаимосвязи с другими органами самоуправления, задачи УП, функции УП, права УП, делопроизводство, заключительные положения.

Цель УП: развитие социальной активности учащихся, воспитание ответственности, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности.

Задачи УП:

- контроль посещаемости и успеваемости учащихся;

- активизация деятельности учебных групп;

- обучение планированию работы;

- осуществление контроля и анализ работы учебной группы и ее актива;

- формирование здоровых межличностных отношений.

Структура УП: высшим органом самоуправления является общее собрание обучающихся. Собирается оно 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. Постоянно действующим органом является Ученический парламент, избранный на общем собрании обучающихся.

Состоит УП из шести секторов: учебный сектор, производственный, спортивный, сек-

тор досуга, сектор информации и печати, социальный сектор. Во главе каждого сектора стоит ответственный из числа членов УП. Заседания УП проводятся ежемесячно. Учебная группа является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для реализации задач. Руководители секторов УП работают в каждой учебной группе, в итоге в каждой группе действует актив из 6 человек (ответственные за каждый сектор) плюс староста группы. Таким образом, около 30% обучающихся (168 чел.) практически задействованы в процессе самоуправления.

Приказом директора из числа педагогических работников утверждается координатор (взрослый советник) работы УП.

Рассмотрим работу одного из секторов УП -производственного. Основными направлениями его работы обозначены:

- контроль посещаемости и успеваемости на учебной и производственной практике;

- общественно полезный производительный труд;

- общественно полезный труд;

- труд по самообслуживанию.

С учетом указанных направлений разработан план сектора на учебный год:

Организация сельхозработ в СХПК «Чернов-ской» (сентябрь-октябрь).

Участие в акциях «Добрые дела» (в течение года):

- помощь ветеранам ВОВ и труда;

- изготовление инвентаря для детских площадок;

- изготовление мебели для учебных аудиторий;

- проведение ремонтных работ в обществе инвалидов;

- оказание помощи во внеурочное время по ремонту помещений общежития (в техникуме стало традиционным самообслуживание — подготовка здания техникума и общежития

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

ВЫПУСКНИК И РЫНОК ТРУДА

к новому учебному году. Благодаря этому администрация МСТ отказалась от необходимости привлечения к ремонту здания и аудиторий специалистов со стороны).

3. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства (январь-март).

(Весной 2014 года проведены внутритехни-кумовские конкурсы профессионального мастерства. Победители этих конкурсов вышли на областной, региональный и далее на федеральный уровень. Так, Кирилл Ведерников, студент гр. С-43, обучающийся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» стал победителем областного, а затем призером Всероссийского конкурса профессионального мастерства. Владимир Морозов, обучающийся по профессии «Мастер общестроительных работ», занял II место в региональном конкурсе профессионального мастерства в номинации «кирпичная кладка».)

В мае 2014 года на заседании педагогического совета была заслушана информация председателя УП о работе в целом. Получилась довольно-таки впечатляющая картина:

- проведена на высоком уровне акция «Мы против наркотиков», которая включила в себя не только плакаты и призывы, но и тесты, встречи с компетентными специалистами, презентации, работу с родителями. (Результаты акции отражены в конкурсной работе членов УП — Сергея Никишина и Богдана Тюменцева «Деятельность ученического самоуправления МСТ в профилактике наркомании», занявшей I место в ежегодной областной олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.);

- активизирована работа агитбригады;

- организован экологический десант;

- прошел цикл мероприятий по теме «Моя профессия», включивший конкурсы профессионального мастерства, СТЭМы, тематические подборки, викторины;

- налажена постоянная связь с детскими дошкольными учреждениями, ветеранами ВОВ и труда;

- организована действенная помощь в уборке сельхозпродукции;

- налажена связь с комитетом по делам молодежи и другими городскими общественными организациями;

- организуются военно-патриотические и спортивные мероприятия (за последние 10 лет наши команды спортсменов являются победителями городских и областных спартакиад);

- оказана помощь мастерам производственного обучения - кураторам учебных групп в индивидуальной работе с отдельными студентами;

- постоянно отслеживаются успеваемость и посещаемость.

Естественно, весь спектр проводимой УП работы ведется на демократической основе, в рамках требований федеральных образовательных стандартов и под корректным вниманием администрации техникума через куратора УП (старшего советника).

Зачем это надо?

Порой в мой адрес поступают упреки типа «Зачем тебе этот УП? Это лишняя обуза. Современная молодежь это не поймет!».

Действительно, на первых порах было нелегко, но сейчас я убежден, что привлечение подростков к управлению своими делами — это в определенном плане сила. С помощью этой силы в техникуме сложились замечательные традиции, например самообслуживание, волонтерство, обязательное участие в общественной жизни, проведение мероприятий при полном аншлаге. Кстати, мы при помощи мониторинга нашли показатель активности, он составляет у нас 7,8 - это значит, что каждый обучающийся выполнил без малого восемь активных поручений.

Нельзя не отметить мобильность организации проводимых мероприятий. Рабочие ячейки, или учебные группы, руководителями секторов оповещаются о предстоящих мероприятиях, где в установленные сроки отрабатывается вариант сценария. О степени готовности докладывается ответственному за тот или иной сектор. Так ребята приучаются к точному исполнению намеченного, ответственности за свои обязанности, ощущению важности своего труда. Каждое проводимое мероприятие анализируется на заседаниях УП и по результатам издается приказ директора.

Сегодня наш техникум — единственное образовательное учреждение в городе, готовящее строительные кадры. Профессия строителя популярна и востребована. 80% наших выпускников устраиваются на рабочие места по специальности. Растет рейтинг техникума, уже несколько лет мы не знаем проблем с комплектованием контингента на новый учебный год. Только наш техникум успешно выполняет социальный заказ города по обучению и воспитанию детей-сирот. Им у нас комфортно.

***

Более четверти века работаю в этом образовательном учреждении. С каждым годом явственно ощущаю прилив уверенности и гордости за свой техникум, за свой коллектив, который правильно определил и претворил в жизнь основную задачу - создание условий для развития творческой и конкурентоспособной личности.

Деятельность УП выгодно отличается мобильностью, небольшими финансовыми затратами, большим охватом учащихся и возможностью привлечь в свою работу педколлектив, родительский комитет, городские общественные организации. Значительно повысилась и успеваемость - на 20 %.

Наши выпускники не только хорошие специалисты, но и адаптированы к реальным условиям жизни. Не случайно они самые востребованные на рынке труда, их уважают, их ждут на стройках города, нас знают в городе и области.

Около 30 % обучающихся техникума практически задействованы в процессе самоуправления.

Деятельность ученического парламента выгодно отличается мобильностью, небольшими финансовыми затратами, большим охватом учащихся и возможностью привлечь в свою работу педколлектив, родительский комитет, городские общественные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.