КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 355.233.231.1
Д. А. ГОРБАЧЁВА,
доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств И. В. КОТЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского высшего военного авиационного училища Д. М. КРЮКОВ,
военнослужащий Краснодарского филиала Высшей академии связи
Т. В. ПЕТРОВА,
преподаватель Краснодарского филиала Высшей академии связи
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением уровня социализации и патриотического воспитания студенческой молодёжи.
Ключевые слова: социализация, образовательный процесс, патриотическое воспитание, наглядная агитация.
UDK 355.233.231.1 D. A. GORBACHEVA,
doctor of Pedagogical sciences, professor of Krasnodar State University of Culture and Arts I. V. KOTENKO, candidate of Pedagogical sciences, associate professor of Krasnodar Higher Military Aviation School D. M. KRYUKOV,
soldier of Krasnodar branch of Higher Academy of Communication
T. V. PETROVA,
teacher of Krasnodar branch of Higher Academy of Communication
SOCIALIZATION AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF MODERN VISUAL AGITATION
The article discusses issues related to improvement of the level of socialization and Patriotic education of students.
Key words: socialization, educational process, students patriotic education, visual propaganda.
Потребность в социализации и патриотическом воспитании обучающихся средствами наглядной агитации обусловлена современными государственными интересами Российской Федерации, документами, разработанными на федеральном уровне, проектами стратегических реформ, отражёнными в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 год (2001-2005 и 2006-2010 г.)», в том числе Краснодарского края (закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ О патриотическом воспитании в Краснодарском крае) на ближайшее десятилетие [1].
Социализация и патриотическое воспитание обучающихся высшего учебного заведения - это способ воздействия на него различными средствами с целью формирования чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, уважения к государственным символам и истории страны, активной жизненной позиции. Для этого используются различные технические и информационные средства, к которым также относится наглядная агитация. Условно эти средства можно разделить на два вида - классические и современные. К первым относят
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (57), 2015
стенды; плакаты; стенную печать (стенная газета, сатирическая газета, фотогазета, боевой листок, молния); государственные символы (государственный флаг РФ; герб РФ; флаг субъекта РФ, герб субъекта РФ); геральдику Вооружённых сил РФ (боевое знамя, эмблемы вида, рода войск, эмблема высшего учебного заведения и т. д.); изображения руководителей государства, командования Вооружёнными силами РФ (президент РФ, министр обороны РФ, начальник Генерального штаба РФ); изобразительное искусство: картины и фотографии соответствующей тематики. Ко вторым - цифровые электронные стенды; электронную бегущую информационную строку; цифровые фоторамки; стенную печать с использованием программных средств обработки изображения и текста, таких как PhotoshopCS и CorelDraw.
Можно выделить общие требования, предъявляемые к средствам наглядной агитации: актуальность, типичность, привлекательность и эмоциональность художественного решения, понятная, образная трактовка темы, чётко определённая идея. Можно построить психолого-педагогическую агитацию на противопоставлении отрицательных и положительных действий, показом преимуществ правильного безопасного поведения. В этом контексте предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы (круг, квадрат, прямоугольник), изображения людей и животных, автомашин, оружия. Средства наглядной агитации работают эффективнее, если при воссоздании отдельных объектов или ситуаций присутствует сатира, юмор. Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.
Руководящие документы по воспитательной работе предъявляют свои требования к использованию наглядной агитации. В местах, определяемых руководством, оборудуются витрины (стенды) для газет. В наглядно-художественном оформлении гарнизонов, военных городков широко используются государственные символы России, символы Вооружённых Сил, видов и родов войск Вооруженных Сил, отражение боевых традиций, отечественной военной истории [2].
Если брать во внимание общетиповые правила, то очевидно, что для наглядной агитации существуют свои требования: газеты посвящаются учёбе, дисциплине, спорту, юбилейным и праздничным датам или историческим событиям. Заметки должны быть короткими, хорошо отредактированными, сообщаемые факты - точными и достоверными. Необходимо не только давать положительные примеры, но и отмечать обнаруженные недостатки [3].
К сожалению, руководящие документы по воспитательной работе содержат общие требования по использованию средств наглядной агитации, но не имеют конкретики. При этом они касаются только классических средств наглядной агитации и не внедряют современные. В результате патриотическое воспитание проводится без должной опоры на средства наглядной агитации, в том числе и ввиду отсутствия финансирования этой сферы, и становится менее эффективным. Между тем, в современных условиях актуальность патриотического воспитания приобретает особое значение по целому ряду причин:
- в настоящее время актуальна проблема развития личностных качеств в духе общероссийского военного менталитета, формирования патриотических чувств у обучающихся в вузах, выработка решений по завершению государственных реформ, включая Вооружённые Силы по направлению патриотического воспитания;
- патриотическое воспитание обучающихся с использованием средств наглядной агитации тесно связано с развитием Вооружённых сил Российской Федерации в ближайшие годы.
Социально-политические преобразования действительности закономерно выдвигают на передний план научных исследований комплексный анализ эффективных средств патриотического воспитания обучающихся, средств наглядной агитации нового поколения, что обусловлено в том числе и кризисом в социально-политических и нравственных сферах. В сложившейся ситуации возникла необходимость системного изучения современного гражданского сообщества с учётом его динамических функциональных взаимосвязей с окружающей средой и законов развивающегося информационного пространства, которое обладает необходимыми смыслообразующими ориентирами и оказывает социализирующее воздействие на будущих специалистов.
В этом контексте в качестве доминирующих выделяются положения о социализации как объективном и непрерывном историко-культурном процессе, сопутствующем становлению
цивилизации, и воспитании как осознанном специально организованном процессе, обеспечивающем развитие личности (Н. Д. Никандров, Г. Н. Филонов, И. В. Метлик, Л. В. Котенко).
С точки зрения государства, воспитание - это создание материальных и духовных условий для граждан России, обладающих научными знаниями, развитым личностным гуманистическим мировоззрением, нравственными, патриотическими качествами, подготовленных к жизни и труду в новых экономических и общественно-политических условиях. Программа социализации и патриотического воспитания нацелена на формирование таких личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, способность активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, готовность к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением безопасности государства. Данный процесс протекает во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех её этапах.
Согласно разработанной концепции Академии образования Российской Федерации, социализация и патриотическое воспитание представлены с двух сторон:
- как социально-педагогический процесс, который включает в себя реализацию поставленных государством целей развития личности в учебных образовательных учреждениях;
- как психолого-педагогические методики определения личного предпочтительного профиля восприятия окружающей информационной среды, как эффективного средства воздействия на личность обучающегося, отражающего всеобщность и предопределённость данного феномена в структуре общественной эволюции, а именно, каждое новое поколение социализируется и осваивает новые элементы патриотического воспитания, отражённые в информационном пространстве с новых позиций [4].
В этом ключе использование информационного пространства в качестве одного из средств воздействия предполагает его доступность на уровне макро- и микро социума, наличие обратной связи, наглядность, достоверность и своевременность. Однако есть и свои минусы: при низком уровне культуры, самосознания и духовности высока вероятность кризиса мировоззрения и морали, что сопровождается неверием в завтрашний день и собственные силы. В такой ситуации требуется совершенствование стиля и содержания педагогического воспитательно-образовательного процесса в вузах, модернизация системы отношений в коллективе и вне его, т. е. в общении с другими людьми.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, учебные заведения, имеющие профиль государственных учреждений, стремятся сохранять и развивать устойчивые прогрессивные традиции формирования гуманистического мировоззрения, патриотического воспитания; применять инновационные подходы, методы и средства патриотического воспитания, учитывая интересы и потребности будущих специалистов; развивать творческую деятельность у обучающихся, связывая её с производством, выполнением доступных проектов технологических процессов, включением в исследовательский поиск, используя опыт многих вузов России.
Важным условием успешного внедрения научных исследований в практику патриотического воспитания является помощь учёных-педагогов, психологов, социологов, филологов, разрабатывающих соответствующие научному исследованию концепции и программы.
Литература
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 года № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых силах Российской Федерации».
2. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях МО РФ. Указание статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 172/1/6423.
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации».
4. Ефимов Н. Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. М., 2006.
References
1. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federatsii ot 28 fevralya 2005 goda № 79 «O sovershenstvovanii vospitatel'noj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoy Federatsiy» [Order of
"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 2 (57), 2015
Minister of defence of Russian Federation from February 28, 2005 year № 79 «On the improvement of educational work in the armed forces of the Russian Federation»].
2. Osnovy organizatsii vospitatel'noj raboty v voenno-uchebnyh zavedeniyah MO RF. Ukazanie stats-sekretarya-zamestitelya Ministra oborony Rossijskoy Federatsiy ot 22 sentyabrya 2008 g. № 172/1/6423 [The bases for the Organization of educational work in the military educational institutions of MO RF. Specifying the State Secretary-Deputy Minister of Defense of the Russian Federation from September 22, 2008 №. 172/1/6423].
3. Prikaz Ministra oborony Rossiyskoy Federatsiy ot 11.03.2004 g. № 70 «Ob organah vospitatel'noy raboty Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federatsiy» [Order of the Minister of defence of the Russian Federation from 11.03.2004. № 70 «Educational work of the armed forces of the Russian Federation»].
4. Efimov N. N. Politiko-voennye aspekty natsional'noy bezopasnosti Rossiy [Politico-military aspects of Russia's national security]. M., 2006.
УДК 378 А. А. ГОРБАЧЁВ,
доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств М. А. МАНВЕЛЯН, аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств
В. В. ИВАНОВ, аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье отражаются принципы формирования организационно-управленческих компетенций в современных условиях. Раскрывается суть компетентностного подхода в контексте реальных запросов в экономике, образовании, социальной сфере. Определяются возможности и развития понимания компетенций, формируемых в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: самоорганизация личности, модель компетенций, кейс, тренинг.
UDK 378 A. A. GORBACHOV,
doctor of Pedagogical sciences, professor
of Krasnodar State University of Culture and Arts M. A. MANVELYAN, post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts
V. V. IVANOV, post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts
PEDAGOGICAL CONDITIONS STUDENTS ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL SKILLS FORMATION AT THE UNIVERSITY
Article reflects the principle of formation of organizational and managerial skills in modern conditions. Reveals the essence of the competency approach in the context of the real needs of the economy, education and social services. Establishes a framework in understanding the competencies generated in the learning process, as well as the pedagogical conditions necessary for this. Key words: personality self-organization, competency model, case, training.