Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в вузе'

Педагогические условия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / КЕЙС / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Манвелян Мхитар Артурович, Иванов Валерий Валерьевич

В статье отражаются принципы формирования организационно-управленческих компетенций в современных условиях. Раскрывается суть компетентностного подхода в контексте реальных запросов в экономике, образовании, социальной сферы. Определяются возможности и развития понимании компетенций, формируемых в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Манвелян Мхитар Артурович, Иванов Валерий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в вузе»

"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 2 (57), 2015

Minister of defence of Russian Federation from February 28, 2005 year № 79 «On the improvement of educational work in the armed forces of the Russian Federation»].

2. Osnovy organizatsii vospitatel'noj raboty v voenno-uchebnyh zavedeniyah MO RF. Ukazanie stats-sekretarya-zamestitelya Ministra oborony Rossijskoy Federatsiy ot 22 sentyabrya 2008 g. № 172/1/6423 [The bases for the Organization of educational work in the military educational institutions of MO RF. Specifying the State Secretary-Deputy Minister of Defense of the Russian Federation from September 22, 2008 №. 172/1/6423].

3. Prikaz Ministra oborony Rossiyskoy Federatsiy ot 11.03.2004 g. № 70 «Ob organah vospitatel'noy raboty Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federatsiy» [Order of the Minister of defence of the Russian Federation from 11.03.2004. № 70 «Educational work of the armed forces of the Russian Federation»].

4. Efimov N. N. Politiko-voennye aspekty natsional'noy bezopasnosti Rossiy [Politico-military aspects of Russia's national security]. M., 2006.

УДК 378 А. А. ГОРБАЧЁВ,

доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств М. А. МАНВЕЛЯН, аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

В. В. ИВАНОВ, аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье отражаются принципы формирования организационно-управленческих компетенций в современных условиях. Раскрывается суть компетентностного подхода в контексте реальных запросов в экономике, образовании, социальной сфере. Определяются возможности и развития понимания компетенций, формируемых в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: самоорганизация личности, модель компетенций, кейс, тренинг.

UDK 378 A. A. GORBACHOV,

doctor of Pedagogical sciences, professor

of Krasnodar State University of Culture and Arts M. A. MANVELYAN, post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts

V. V. IVANOV, post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts

PEDAGOGICAL CONDITIONS STUDENTS ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL SKILLS FORMATION AT THE UNIVERSITY

Article reflects the principle of formation of organizational and managerial skills in modern conditions. Reveals the essence of the competency approach in the context of the real needs of the economy, education and social services. Establishes a framework in understanding the competencies generated in the learning process, as well as the pedagogical conditions necessary for this. Key words: personality self-organization, competency model, case, training.

№ 2 (57), 2015

"Культура и образование"

Во многих развитых странах наблюдается интенсивный процесс подготовки студентов (специалистов) на разных уровнях через всю систему образования. Данный подход позволяет нивелировать несоответствие между уровнем развития новой экономики и подготовкой квалифицированных специалистов.

В связи с изменением экономических и социальных условий, с переменами, происходящими в сфере образования, а также с усложнением мира профессий аспекты профессионального выбора становятся вновь актуальными. Реальность показывает, что, как правило, лишь к выпускному курсу профессионального образовательного учреждения у студентов складывается профессиональное самосознание, а для многих выпускников поиск своего места в мире профессий продолжается долго после окончания профессионального учебного заведения [1].

По мере того как видоизменяются цели и специфика профессионального ориентира, на которую влияют различные внешние и внутренние факторы, развивается рабочая модель компетенций и их профили. Структура организационных и управленческих компетенций, формируемых в рамках высшего профессионального образования у студентов-менеджеров в вузе, должна быть ясной и логичной: необходимо исключить любые случаи смыслового дублирования и противоречий. Считается, что, обучаясь, будущий специалист должен получить теоретические знания, умение решать задачи на основе этих знаний и иметь навыки решать эти задачи оперативно. Это оправдывает себя в условиях теоретического видения проблемы, но в современных условиях следует учитывать инновационный вектор образования: для успешной работы нужны профессионально ориентированные компетенции, которые первоначально формируются в вузе [1].

Организационно-управленческие компетенции выступают как совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков и качеств личности, как готовность к выполнению управленческих функций, принятию обоснованных управленческих решений при руководстве деятельностью других людей. Формирование и развитие этих качеств «происходит в течение всей профессиональной жизни» специалиста [2].

Важнейшим в современной педагогике становится поиск ответа на вопрос: каких компетенций не хватает сегодняшнему молодому специалисту (выпускнику вуза) для успешной работы?

Наши исследования показывают, что формирование организационных и управленческих компетенций возможно при готовности трудиться, внимательно и добросовестно относиться к делу, стремится достичь реального результата, при этом адекватно оценивая собственные способности и их стоимость на рынке труда. Нередко работодатели в СМИ в качестве негативных, «модных» течений указывают проблемы, связанные с отсутствием самокритичного отношения к себе: большие амбиции и требование высокой оплаты на фоне некомпетентности и отсутствия опыта [3].

Многочисленные опросы показывают, что в качестве основных позитивных характеристик выпускников вузов можно выделить: пунктуальность, способность к стратегическому планированию работы и досугового времени. В большем дефиците находятся навыки целесообразной самоорганизации: пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их. Люди, обладающие организационными или управленческими компетенциями, - деятельные субъекты, целеустремлённые, действующие в рамках определённого когнитивного и социального контекста.

Компетенции описывают виды деятельности, которые определены ролью, функцией или конкретной задачей. В их основе лежит связь между умениями и моделью представления знаний. Эта связь позволяет избежать разрыва между знанием «что» и знанием «как». Исследования, направленные на выявления принципов формирования организационных и управленческих компетенций, необходимо ориентировать на анализ проблем совершенствования учебного процесса. Имеется в виду активизация субъекта обучения, увеличение доли его самостоятельности в овладении профессиональной деятельностью. Одним из эффективных направлений такой практико-ориентированной подготовки в аспекте аудиторных занятий является использование проблемных занятий: дискуссий, семинаров, «кейсов», психолого-педагогических

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (57), 2015

тренингов. Подобные занятия играют важную роль при формировании правильной психологической мотивации, адаптации к учебному процессу, при организации работы с молодёжью. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения своих эмоций и понимания состояния окружающих, самопознания и самопринятия тактического и стратегического решения. Главной целью любого педагога становится повышение профессиональной компетентности студентов, она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение личности в общении, с расширением перцептивных способностей человека и культурно-созидательной коррекцией системы отношений личности.

Применение практико-ориентированной методики проведения занятий в процессе подготовки специалистов осуществляется с учётом общих принципов педагогического процесса; такие занятия проходят в психологически комфортной среде, и у студентов есть возможность проявлять активность, на практике отрабатывать изучаемый материал, формировать и развивать навыки общения, самопознания, рефлексии и самооценки. Чтобы формирование компетенций было успешным, нужно знать особенности организации этого процесса, и здесь большое значение играет профессиограмма специальности, где прописаны навыки и умения, которые необходимы студенту для успешной профессиональной деятельности [4].

Опыт проведения занятий на разных курсах показывает: в отличие от традиционных лекций, основными элементами проблемных занятий и «кейсов» должны быть деловые игры, направленные на освоение необходимых компетенций, включая коммуникативные умения и умение представлять личные и профессиональные качества будущего специалиста. Студентам даётся общая схема ситуации, затем предлагается составить собственный портрет-самопрезентацию, определить профессиональную сферу деятельности, в которой они смогут достичь наилучших результатов, затем проводится самооценка и анализ выступлений каждого студента. Главная цель всех практически-ориентированных методик заключается в формировании профессионального самоопределения и ключевого видения стратегических задач на ступени профессиональной подготовки.

Другой, не менее важной стороной становления специалиста является понимание образа «Я»: на этапе профессиональной подготовки особенно важно сформировать коммуникативные умения и умение самостоятельно учиться. Это своего рода поведенческая инженерия, которая требует индивидуального подхода, учитывает стиль обучения каждого студента, отличается интенсивностью: усилия педагогов бесплодны, если человек не стремится к самосовершенствованию. Во время занятий важно моделировать профессиональные ситуации, предоставлять возможность каждому на практике проверить свои способности. Одна из технологий, обеспечивающая формирование профессионального самоопределения, - кейсово-про-блемная. Педагогу следует строить целостную дуальную модель системы высшего профессионального образования (с обратной связью) в рамках обучения в вузе.

На основе изучения данных можно сделать выводы:

- рынок труда нуждается в качественно новом трудоспособном человеке - в работнике с правильно сформированной профессиональной компетенцией. Рамки «качества» следует определять с принятием федеральных государственных образовательных стандартов четвёртого поколения;

- особенное значение приобретает создание инновационной системы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, целенаправленное построение системы действий, ориентированной на получение прогнозируемого результата, в том числе формирование профессиональных организационно-управленческих компетенций выпускников;

- организационно-управленческие компетенции, формируемые в вузе, следует базировать на психологии личности и практико-ориентированных форм обучения, включая интерактивные, для того, чтобы модель компетенций и составленные на её основе профили могли стать основой всей системы профессионального образования.

Таким образом, организационные и управленческие компетенции, как более узкие, должны затрагивать конкретную специфику того или иного направления. Они должны излагаться

№ 2 (57), 2015

"Культура и образование"

З9

ясным и доступным языком, который исключает разночтения и не содержит абстрактных моделей поведения в контексте проектного мышления. В этом случае подготовка специалистов в рамках высшего профессионального образования будет наиболее успешной.

Литература

1. Беликов В. А. Профессиональное образование. Методология деятельности. М., 2009. C. 98-124.

2. Никитина Л. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 126.

3. Мартыненко О. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 86-91.

4. Челышкова М. Б., Звонников, В. И., Давыдова О. В. Оценивание компетенций в образовании. М., 2011. С. 78.

5. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. М., 2010.

References

1. Belikov V. A. Professionale obrazovanie. Metodologiya deytelnosty [Vocational education. Methodology activities]. M., 2009. S. 98-124.

2. Nikitina L. Tehnologiya formirovaniya professionalnoy deyatelnosty [Technology of formation of professional competence] // Vysshee obrazovanie v Rossiy. 2006. № 9. S. 126.

3. Martynenko O. Formirovanie I ocenka professionalnyh kompetenciy menedgerov v uchebnom processe [Formation and evaluation of professional competencies of managers in the learning process] // Vysshee obrazovanie v Rossiy. 2007. № 9. S. 86-91.

4. Chelyshkova M. B., Zvonnikov V. I., Davydova O. V. Otcenivanie kompetenciy v obrazovaniy [Assessing competencies in education]. M., 2011. S. 78.

5. Belikov V. A. Obrazovanie. Deyatelnost'. Lichnost' [Education. Activities. Personality]: monogr. M., 2010.

САЁ 008 Н. Ю. БУРЯК,

кандидат культурологии, доцент Академиии маркетинга и социально-информационных технологий

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается изменившаяся образовательная парадигма, которая выдвинула студента в ранг субъекта учебной деятельности и межкультурной коммуникации и сориентировала весь учебный процесс на развитии культуры языковой личности, когнитивных способностей и личностных качеств студента, которые, прежде всего, проявляются в языке.

Ключевые слова: языковая личность, поликультурное образовательное пространство, коммуникация, когнитивный подход.

UDK 008 N. YU. BOURIAK

candidate of Culturology, associate professor of Academy of Marketing and Social Technologies

DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE PERSONALITY'S CULTURE IN PROFESSIONAL EDUCATION

Article discusses the changed educational paradigm, which nominated the student in the rank of the subject of educational activity and cross-cultural communication, and oriented all educational process on development of the language person culture, cognitive abilities and personal qualities of the student that are primarily manifested in translation activity.

Key words: language personality, policultural educational environment, motivation, communication, cognitive approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.