УДК 316.614.6
Акимова Ирина Александровна
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Akimova Irina Aleksandrovna
PhD,
Assistant Professor of the Social and Cultural Sciences Department, Bauman Moscow State Technical University [email protected]
SOCIALIZATION AND FORMATION OF THE SOCIOCULTURAL IDENTITY OF YOUNG STUDENTS
Аннотация:
Социализация молодежи всегда стояла в центре внимания всего общества, но современные тенденции общественного развития наполняют этот процесс новым содержанием. Глобальные радикальные изменения, происходящие практически во всех сферах общества: экономике, политике, культуре и др., создают новые конфигурации процессов социализации и формирования социокультурной идентичности. Студенческая молодежь является особой социальнодемографической группой, и поэтому важную роль в ее социализации играет система высшего образования.
Ключевые слова:
социализация, ценностные ориентации, социокультурная идентичность, трансформация общества, неустойчивая идентичность, высшее образование.
Summary:
The society was always focused on the youth socialization, but the modern trends fill this process with a new content. The global radical changes occurring in all the social spheres: economy, policy, culture, etc., create new configurations of the socialization processes and sociocultural identity formation. The young students is a specific socio-demographic group, thus, the higher education system plays an important part in its socialization.
Keywords:
socialization, value orientations, sociocultural identity, transformations of society, unstable identity, higher education.
Важной задачей любого общества является воспроизводство социальности, а механизмом этого процесса является социализация, особенно важна социализация молодежи. Именно в молодости через усвоение системы ценностей и традиций происходит становление и закрепление социального в индивиде. Формируется желаемый для общества тип личности. Но формированием определенного типа личности не исчерпывается значение социализации. Для самого общества очень важно, чтобы молодежь, усваивая определенные стандарты поведения и мышления, не утратила присущий ей инновационный, креативный потенциал. Ведь именно это будет способствовать развитию самого общества.
Студенческая молодежь - это особая социально-демографическая группа, близкая по характеру деятельности, интересам, ориентации социальной группе интеллигенции, специалистов. Она находится в процессе становления социальной зрелости и ей присущи такие черты, как социальная мобильность, социальная активность, склонность к инновациям, повышенная адаптивная способность, потребность в самоидентификации и самореализации.
Главная практическая проблема социализации состоит в прогнозировании социального развития молодежи. Какие ценностные ориентации они предпочитают выбирать, что в их поведении может потенциально угрожать обществу, а что следует поддерживать как инновационное. Очень важна в этом процессе обоснованная позиция агентов социализации. Высшая школа -один из влиятельных агентов социализации. Именно в высшей школе личность получает профессиональные знания и во многом формирует свою социальную и культурную идентичность.
За последние годы в исследованиях, посвященных молодежи, особое внимание обращается на изменения системы ценностных ориентаций, жизненных целей и планов современного студенчества в направлении большей прагматизации, «приспособления» к условиям социальной среды. Меркантилизм и направленность на реализацию потребительского поведения становятся доминирующими у большей части студенческой молодежи под влиянием западных стандартов жизни, при этом высшее образование рассматривается большинством как средство материального и статусного самоопределения. Изменения в российском обществе, связанные с
общей экономической и социокультурной глобализацией, оказывают влияние и на процесс социализации молодого поколения.
Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной идентичности. Социокультурная идентичность - это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. Социокультурная идентичность - это представление индивида о самом себе как члене определенной социальной и культурной группы и тесно связано с одобрением и принятием тех ценностей, норм и идеалов, которые характерны для этой группы, когда принадлежность к той или иной социокультурной группе приобретает непосредственную эмоциональную значимость для самой личности.
Формирование идентичности является одним из механизмов социализации и аккультурации личности, когда ценности, нормы и идеалы определенных социокультурных групп, которым принадлежит или стремится принадлежать индивид, усваиваются как свои собственные. Это длительный и, к сожалению, не всегда регулируемый процесс, результаты которого могут не всегда удовлетворять конкретное общество.
Идентификационный механизм - это прежде всего оценка действующих обстоятельств жизни или конкретной ситуации, ставших для молодого человека проблематичными, неопределенными или неизвестными, то есть он соотносит их с некоторыми идеальными представлениями, задающими образ поведения должного или желаемого, возможного или уже произошедшего.
В современном многополярном и мультикультурном мире поиски личностью своей идентичности становятся самым актуальным требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру, требованием, определяющим складывающуюся систему ценностей.
В жизни современного российского общества происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием постиндустриальной трансформации практических всех сфер жизнедеятельности. Россия вступила на путь развития постиндустриального, информационного общества, и все негативные последствия этого пути, который развитые западные страны ощутили раньше, мы можем наблюдать сейчас. Постиндустриальная трансформация общества перестраивает и личностное содержание современного человека. «Было бы глупо полагать, что фундаментально изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность, или, точнее, социальный характер. Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем людей» [1, с. 601].
В ситуации, когда на протяжении жизни даже одного поколения окружающий мир меняется очень быстро, казавшиеся ранее незыблемыми системы ценностей разрушаются, представления о смысле жизни и месте человека в социуме не разделяют даже близкие по возрасту поколения, не говоря уже о поколениях старших («отцы и дети»), проблема обретения идентичности стала если не самой важной, то одной из важнейших.
Современная социальная жизнь предоставляет человеку множество статусно-ролевых возможностей, которые он пытается реализовать в своей частной, повседневной жизни. Попытки реализации не всегда приводят к проявлению новой устойчивой идентичности. Современная жизнь постоянно вносит свои коррективы в «правила игры», не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям. Неврозы, депрессии, деструктивное поведение - спутники жизни современного человека.
Человек существо коллективное, но современный мир разрушает тягу к коллективизму как родовому свойству индивида. Постоянно растет стремление к индивидуализации личности, она уходит от векового «мы» к обретению персонального, подлинного личностного «Я».
И соответственно человек становится все более автономен по отношению к своей социальной среде, к ее жизненным ориентирам и нормативам и, следовательно, все более независим от них. «Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей, индивидуалов, а не роботов» [2, с. 241]. Резко падает зависимость личности от «предписанных» особенностями и условиями рождения статусных характеристик - имущественного и классового положения, пола, местожительства, конфессии и др. И резко возрастает значимость лично приобретаемых в ходе социализации и особенно последующей ресоциализации статусных позиций. Повышается релятивность идентификационных процессов, приобретаемые позиции также оказываются весьма относительными и ротационными. Но не все индивиды отстраняются от общества и «уходят в себя». Значительная часть все-таки весьма активна, но эта активность особого рода, которая настораживает. За последнее время в современном мире наблюдается взрывной рост эгоистического индивидуализма, «эгоцентризма», что порождает негативные по своему содержанию и последствиям явления. Причем, по мнению западных исследователей, весомый вклад в эту «эгоизацию» общества вносит сегодня уже не только растущее влияние рыночных отношений в социальной сфере, но
и успехи информационных технологий. Они вносят свой очевидный вклад в новую социальную ситуацию (одиночество), порождая новое интерактивное одиночество. Оно складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир интернет-пространства, где живые социальные контакты заменяются контактами виртуальными.
Вместе с быстрыми и часто негативными изменениями в мире и обществе, расширением влияния и ростом возможностей средств массовой коммуникации человек чувствует неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису идентичности. Неустойчивые социально-идентификационные состояния личности становятся нормой бытия.
Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его кризисное состояние, является, как отмечает З. Бауман, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Это комбинация личностных переживаний «ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего «Я» и их продолжений: имущества, соседей, всего сообщества)» [3, с. 173].
Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой человек чувствует потребность постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых условиях уже не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни в этом быстро меняющемся обществе, и человек опять и опять пытается найти свое место в мире.
Важную роль в процессе социализации и идентификации молодого поколения играют средства массовой информации, но эта роль очень неоднозначна. С одной стороны, они (средства массовой коммуникации) открывают перед человеком широкие возможности приобщения к мировой информационной картине, опыт человека расширяется в глобальном масштабе. Никогда еще человеку не была доступна информация такого широкого уровня. С другой стороны, налицо способность средств массовой информации конструировать новую фрагментарную реальность, подчас очень далекую от истинной, создавая иллюзию участия и сопричастности к событиям и явлениям в мире и обществе, приводит к тому, что человек начинает мифологически воспринимать мир. Но миф способен как обогатить духовный мир человека, так и разрушить его. Мифология массового потребительства, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ, разрушает духовный мир личности.
Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность. Каждый раз пытаясь приспособиться к требованиям новой медийной реальности, человек чувствует потребность постоянно выстраивать свою идентичность, ощущать свое «Я». Но обретение стабильной идентичности уже не является законченным процессом, масс-медия «говорит», что этого недостаточно для жизни в современном, быстро меняющемся обществе, и человек опять и опять пытается найти свое место в мире. Если до середины XX в. еще можно было говорить о некой «моноидентичности» (хотя и достаточно условно), то сегодня это - «полиидентичность», но «полиидентичность» весьма неустойчивая, «лоскутная». Потеря стабильности, устойчивости бытия - диагноз нашего времени. Сегодня уже нельзя оставаться таким, каким ты был вчера, а завтра принесет тебе новые изменения, к которым ты, возможно, еще не готов. И прежде восторженное восхищение техническими возможностями средств массовой информации сменяется пессимистическими прогнозами на будущее человека как свободно мыслящего существа.
Процесс формирования социокультурной идентичности тесно связан с основными социальными институтами, и особую роль здесь играет система высшего образования. Но высшее образование - это образование специализированное, высокопрофессиональное, что откладывает определенный отпечаток и на формирование социокультурной идентичности будущего специалиста. Например, высшее техническое образование имеет свои особенности в деле формирования личности молодого человека.
Научно-техническая революция требует постоянного повышения квалификации инженера, необходимой для современного производства, а технологические новшества, разработанные современной наукой, все глубже внедряются в экономику и повседневную жизнь общества. И здесь возникает проблема гражданской и личной ответственности инженера за результаты своего труда, сознательного и гуманного отношения к окружающему миру. От современного инженера требуется не только квалифицированно применять свои знания и навыки, приобретенные в высшей школе, но и осуществлять культуротворческую деятельность, способствующую развитию как общества, так и самой личности. И здесь особая роль принадлежит высшей школе. Именно высшая школа готовит не только высококвалифицированные кадры специалистов, но и через блоки гуманитарного образования стремится сформировать целостную высо-
кокультурную личность. Одной из функций высшей школы является служение обществу. Несмотря на то, что высшая школа может не иметь особых возможностей для излечения болезней общества, но она лучше, чем любые другие социальные институты, оснащена и подготовлена для получения знаний, необходимых для решения многих проблем, и подготовки высокообразованных людей, призванных реализовать эти решения.
Задачей высшего технического образования является, прежде всего, подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, иногда их называют научно-технической элитой общества. Но, на наш взгляд, само состояние современного общества и место инженера в структуре этого общества требует все-таки нового осмысления. Значение глобализации и проблемы, связанные с нею, транзитивность общества, динамичность социальных процессов, усложнение взаимодействия в системе «общество - группа - личность», придает особое значение уровню преподавания социогуманитарных дисциплин в непрофильном, техническом вузе.
Высшая школа занимает стратегическую позицию в процессе формирования личности и оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения, как правило, еще не имеют сформировавшегося чувства нравственной и гражданской ответственности. И если задачей технических кафедр технического университета является формирование квалифицированного инженера, то задачей социо-гуманитарных - воспитание социально адаптированного и высококультурного специалиста, компетентного «общественного» человека (но не как дополнение к человеку «техническому», а как необходимую составляющую человека «социального» и «действующего») при общей задаче формирования творчески активной личности.
Это вызвано прежде всего тем, что остро встает вопрос о социальной адаптации молодого специалиста к работе в коллективе (иногда, виртуальном), необходимости иметь хотя бы начальные знания об управлении и взаимодействии субъектов социального процесса, ведь потенциально - они будущие руководители. Знать общие и специфические законы изменения и функционирования социальной реальности, значение и место инженера в современном обществе, закономерности и специфику социального поведения больших и малых общественных групп, уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы, а также социальные связи и отношения (и многое другое) - все это необходимо будущему специалисту постольку, поскольку технический университет выпускает не просто специалистов-инженеров, но и «общественного человека», высоко и широко образованного.
Поскольку система высшего образования формирует своего рода элиту общества, в данном случае техническую, то общество не может быть безразличным к тому, каков социокультурный потенциал будущего специалиста, каковы его ценности, идеалы и нормы, насколько они соответствуют требованиям общества и способны ли они служить общему развитию общества или будут это развитие тормозить.
Большое значение в процессе формирования социокультурной идентичности будущего инженера имеет и личностный фактор (педагоги, которые обучают конкретного индивида), и та социокультурная атмосфера, которая сложилась в каждом конкретном вузе. Но не менее важным фактором в этом процессе будет также понимание и выработка определенных программ формирования как специальных, так и гуманитарных компетенций будущего инженера. Именно такая общая программа может способствовать формированию настоящей элиты общества.
Ссылки:
1. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М., 2010.
2. Тоффлер Э. Футуршок / пер. с англ. М., 2002.
3. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ.; ред. Ю.В. Асачаков. СПб., 2008.