Научная статья на тему 'Проблемы социальной трансформации человека в современном обществе'

Проблемы социальной трансформации человека в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4034
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL TRANSFORMATION / SOCIAL AND CULTURAL CHANGES / SOCIAL VALUES / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иноземцева Е. А.

В статье рассматривается проблема социокультурных изменений в современном обществе и связанная с ними социальная трансформация человека, изменение его социальных ценностей и ориентиров, проблема формирования социальной идентичности личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF A MODERN PERSON SOCIAL TRANSFORMATION

The problem of social and cultural changes in the modern society, person social transformation, changes of their social values and objectives are considered in the article

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной трансформации человека в современном обществе»

ББК 87.0

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Е.А. Иноземцева

В статье рассматривается проблема социокультурных изменений в современном обществе и связанная с ними социальная трансформация человека, изменение его социальных ценностей и ориентиров, проблема формирования социальной идентичности личности

Ключевые слова: социальная трансформация, социокультурные изменения, социальные ценности, социальная идентичность

Еще со времен античности проблемы бытия человека пытался решить не один ученый-мыслитель. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты и, прежде всего, Протагор, смело заявивший, что именно человек является «мерой всех вещей». Ф.М. Достоевский считал человека тайной, которую необходимо разгадывать каждому человеку в течение всей его жизни. И сегодня одной из важнейших тенденций развития современной философии, по-прежнему является большее внимание, к проблемам человека, его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рациональнопрактическим способом соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между миром и человеком, относится, прежде всего, внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. Одна из актуальная и важнейшая на сегодня проблема - влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап -становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к

Иноземцева Евгения Александровна - ВГТУ, канд. ист. наук, ст. преподаватель, тел. (473) 246-42-22

изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности. Суть рыночных отношений -экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, неврозы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей.

Социальные ценности могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых

идеологическими средствами и институтами.

В современном обществе сегодня происходят кардинальные изменения, связанные с усилением социокультурных трансформаций практически во всех сферах жизнедеятельности. Социокультурная трансформация - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени, изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях. Как следствие этих процессов перед человеком возникает проблема выбора социальных

ориентиров. Социокультурная трансформация затрагивает все общество в целом и каждый его институт в отдельности, особенно явно это отражается на стратификационной структуре. Трансформация общества перестраивает статусноролевые позиции, что заметно влияет на личностное содержание современного человека.

Становление личности связано, прежде всего, с формированием его социальной идентичности. В ситуации, когда на протяжении жизни даже одного поколения окружающий мир меняется очень быстро, казавшиеся ранее незыблемыми системы ценностей разрушаются, представления о смысле жизни и месте человека в социуме не разделяют даже близкие по возрасту поколения, не говоря уже о поколениях старших, проблема обретения идентичности стала одной из важнейших. С конца

XX века подобная ситуация актуализируется в исследованиях как западных, так и российских ученых, а также в художественных произведениях многих современных авторов. В последние годы появилось немало исследований философов, социологов и политологов, посвященных изучению проблем личности и формированию идентичности в современном обществе.

Социальная идентичность — это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества. Индивид может ориентироваться как на референтную или статусно более высокую группу, так и на более низкую. Современная социальная жизнь представляет человеку множество статусно-ролевых

возможностей, которые он пытается реализовать не только в сфере трудовой деятельности, но и в своей частной, повседневной жизни. Попытки реализации не всегда приводят к появлению новой устойчивой идентичности. Современная жизнь постоянно вносит свои коррективы в «правила игры», не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям.

Сегодня можно говорить об утрате «интеллектуального компаса» для «рядового человека» /5, с. 245/. При этом становится очевидным, что влияние на процесс идентификации может проявить себя одновременно и на уровне социальной идентификации (то есть при выборе группы принадлежности), и на уровне идентичности личностной (то есть при поиске индивидом собственной целостности и

тождественности).

Человек — существо коллективное, но

современный мир разрушает тягу к коллективизму как родовому свойству индивида. Постоянно растет стремление к индивидуализации личности, она

уходит от векового мы« к обретению

персонального, подлинного личностного «я». И соответственно человек становится более все более автономен по отношению к своей социальной среде, к ее жизненным ориентирам и нормативам и, следовательно, все более независим от них. Супериндустриализм требует и создает не

стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей, индивидуалов.

Резко падает зависимость личности от «предписанных» особенностями и условиями

рождения статусных характеристик —

имущественного и классового положения, пола, местожительства, конфессии и др. Резко возрастает значимость лично приобретаемых в ходе

социализации и, особенно, последующей реализации статусных позиций. Повышается

релятивность идентификационных процессов,

приобретаемые позиции также оказываются весьма относительными и ротационными. В динамическом мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. Наступает эпоха

нормализации неустойчивых социально-

идентификационных состояний личности, и процесс этот следует принимать как факт.

Поиски идентичности становятся самыми

актуальными, определяющими складывающуюся систему ценностей, требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру. Вместе с быстрыми и часто негативными изменениями в мире и обществе, расширением влияния и ростом возможностей средств массовой коммуникации человек чувствует неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису идентичности.

Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его кризисное состояние, является уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, современный человек чувствует потребность выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых условиях уже не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова пытается найти свое место в мире. Если до

XXI века можно было говорить о некой моноидентичности, то сегодня говорят уже не просто о формировании полиидентичности, но полиидентичности весьма неустойчивой. Также следует отметить, что такое состояние индивида особенно характерно для молодежи. Сегодня уже нельзя оставаться таким как ты был вчера, а завтра принесет тебе следующие изменения, к которым ты еще возможно не готов. Вопросы «кто я», «какой я» встают постоянно перед человеком, но сегодня времени на рефлексию своего состояния уже нет. Необходимо срочно меняться, выстраивать новую систему отношений, отвечать новым требованиям, соответствовать «духу времени».

Можно отметить две стороны процесса индивидуализации личности. Во-первых, это принципиально новая динамичность, мобильность и ротациональность современной общественной жизни, ее открытость глобальной информационно -коммуникативной экспансии, быстрые и

повседневные изменения в массовой культуре и как итог — релятивизм и неустойчивость основ

общественной жизни — социальноидентификационных процессов. Неопределенность наших дней является могущественной индивидуализирующей силой. Она разделяет, вместо того, чтобы соединять.

Этические, религиозные, социальные и другие факторы формирования идентичности по-прежнему актуальны, но они оказываются способными к быстрой трансформации под воздействием изменений в самом обществе, что отражается в ощущениях нестабильности самой жизни. Стоит ли определяться в своей идентичности, если завтра все измениться? Такая ситуация приводит к формированию негативной идентичности у некоторых людей, отстранению от активного участия в социальном взаимодействии, пассивности в самоопределении. В конечном счете, это становится проблемой и для самого общества.

Но не все индивиды отстраняются от общества и «уходят в себя». Значительная часть все-таки весьма активна, но эта активность особого рода, которая не может не настораживать. В последние годы в современном мире наблюдается взрывной рост эгоистического индивидуализма, эгоцентризма, что порождает негативные по своему содержанию и последствиям явления. Причем, по мнению западных исследователей, весомый вклад в эту «эгоизацию» общества вносит сегодня уже не только растущее влияние рыночных отношений в социальной сфере, но и успехи информационных технологий. Они вносят свой очевидный вклад в новую социальную ситуацию, порождая новое интерактивное одиночество. Оно складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернет-пространства, где живые социальные контакты заменяются

контактами виртуальными.

Новые информационные технологии начинают обладать все более мощной

индивидуализирующей силой и в общественной жизни, и в образе жизни отдельного человека. Новые технологии утверждают триумф

индивидуального над коллективным.

Персонифицированный «индивидуал», все менее идентифицирует себя с определенными группами и, соответственно, все более самостоятелен в своем образе жизни, поведении и мышлении. Индивидуализация личности неразрывно связана с ростом ее суверенитета, самостью, жизненной самодостаточностью, самоответственностью за себя и свою судьбу.

Все более привлекает к себе общественное внимание такое следствие растущего индивидуализма и эгоцентризма как ускоренный рост так или иначе выраженного отклоняющегося поведения, социальной девиации личности. Естественное для процессов индивидуализации и автономизации личности ослабление социального контроля, ее уход от жестких групповых норм поведения, растущая свобода выбора принимаемых решений, все это облегчает и лагализирует в сознании самого индивида переход и к таким

формам поведения, которые уже выходят за рамки допустимого в данном обществе и поэтому оцениваются этим обществом как аморальные, и даже социально неприемлемые.

Особая составляющая проблемы — трудности самоидентификации в связи с развивающимся процессом глобализации. Процессы глобализации оказывают сильное влияние не только на экономику, политику, культуру стран и народов, но и обуславливают существенные изменения в социальной идентичности. Эта проблема приводит к пониманию, насколько человек, социальные институты, явления и процессы в условиях глобализации меняют свою суть или сохраняют свою «самость».

Феномен кризиса социальной идентичности проявляется сегодня не только в том, что люди себя не соотносят ни с одной из социальных групп. В условиях глобализации усиливается чувство исторической, гражданской, социальной разобщенности, разрыва преемственности с традиционными устоями и ценностями, с традиционной структурой общества. Меняется состав релевантных групп. Те общественные институты, которые ранее занимали значительное место в системе ценностей и жизни каждого человека, теперь теряют свою значимость, видоизменяются (наглядный пример, семья, государство). С другой стороны, появляется множество новых, «глобальных» символов и ценностей, которые с помощью технологических средств коммуникации легко преодолевают национальные границы и позволяют каждому индивиду ощущать связь, как с близкими людьми, вне зависимости от их местонахождения, так и со всем остальным человечеством.

К тому же ускорение темпов технологических и социальных изменений, рост общей нестабильности привели к тому, что в современном обществе не происходит замена одних стабильных образцов и традиций другими, столь же стабильными. Можно фиксировать состояние постоянной социальной нестабильности, сомнения, множественности информационных потоков, контактов, вновь и вновь появляющихся интегративных социальных стандартов.

В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность как социальной, так и личной идентичности становятся закономерными. Приверженность человека к одной и той же социальной системе ценностей на протяжении всей жизни перестает быть эффективной в нестабильной среде, формирующейся в глобальном мире. Большое значение на современном этапе имеет способность быстро и безошибочно ориентироваться в происходящих процессах, вовремя перестраиваться в меняющихся обстоятельствах, разрывать старые связи, легко устанавливать новые контакты, что определяет, в том числе, и необходимость повышения гибкости процессов социальной идентификации.

Можно предположить, что именно эти процессы порождают так называемый кризис социальной идентичности, который по сути своей представляет собой скорее изменение схемы идентификации, ее механизмов, принципов, скорости, факторов. Особенно отчетливо данная тенденция проявляется в связи с усиливающимися процессами глобализации, информатизации и виртуализации. Когда географические,

национальные, политические границы ослабевают, а Интернет делает возможным коммуникацию и построение социальных сетей и сообществ не только и не столько по территориальному, национальному, языковому принципам, а на основе общих целей, интересов, возможностей и средств самовыражения.

Процессы глобализации способствуют распространению по всему миру элементов универсальной, интегративной модели

идентичности, основанной, по большей части, на западной модели, транслирующей ценности индивидуального, рационального, демократии, правового государства, частной собственности и власти капитала. Возникает вопрос о возможности утверждения некоторой «глобальной» модели коллективной идентичности, как продолжение и закономерный итог параллельного

сосуществования, взаимопроникновения отдельных элементов и практик различных моделей и типов социальной идентичности.

Нельзя не согласиться с З. Бауманом в том, что «проблема, мучающая людей на исходе века состоит не только в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее выбранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт» /3, с. 185/. Поэтому все новые и новые попытки индивида определиться со своей идентичностью приводят к тому, что в глобальном обществе уместнее говорить о процессе идентификации, «никогда не заканчивающейся, всегда незавершенной,

незаконченной, открытой в будущее

деятельностью, в которую все мы по необходимости или сознательно вовлечены» /3, с.

192/.

Воронежский государственный технический университет

В многочисленных характеристиках процесса глобализации обязательно подчеркивается, что

общество становится поликультурным. Последнее имеет непосредственное отношение к проблеме идентичности. Эту связь можно раскрыть при

помощи понятия «возможная идентичность», что предполагает умение личности вписаться не только в определенную группу или эпоху, но и рационально соотнести свое прошлое, настоящее и будущее, что представляет собой конкретизацию временной идентичности. В ситуации наступающей глобализации особое значение для личности

приобретает оценка ее прошлого и проектирование ею своей будущей идентичности. При

прогнозировании последней глобализация ставит ряд весьма трудных задач. Г лавная задача — выбор будущей группы принадлежности при учете глобальных изменений ситуаций и обстоятельств, в том числе изменений уровня значимости новых возникающих групп. И это с учетом того, что такое свойство глобального общества как поликультурность, делает вопрос об иерархии выбираемых в будущем групп идентификации особенно трудным.

Таким образом, необходимо отметить, что для успешного развития трансформационных процессов в современном обществе необходимо оптимальное сочетание вновь образующихся макросоциальных объединений и разнообразных социогрупповых идентичностей как привычных традиционных, так и внесенных на волне модернизации.

Литература

1. Андреева Г.М. Личность в поисках идентичности в глобальном мире / Г.М. Андреева // Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.

2. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе

идентичности в условиях социальных трансформаций / Г.М. Андреева // Вестник МГУ. 2011. № 6(20).

3. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. М., 2002.

4. Данилова Е.Г., Ядов В.А. Нестабильная

социальная идентичность как норма современного общества / Е.Г. Данилова, В.А. Ядов // Социологические исследования. 2004. № 10.

5. Штомпка П. Социология социальных

изменений / П. Штомпка. М., 1996.

PROBLEMS OF A MODERN PERSON SOCIAL TRANSFORMATION

E.A. Inozemtseva

The problem of social and cultural changes in the modern society, person social transformation, changes of their social values and objectives are considered in the article

Key words: social transformation, social and cultural changes, social values, social identity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.