Научная статья на тему 'Социализация молодежи в современном обществе'

Социализация молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9625
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / процесс социализации молодежи / современное общество / социализация / социализирующий фактор

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнева М. К.

В статье процесс социализации молодежи рассматривается с точки зрения цели и назначения, определения смысловой составляющей данного процесса. Анализируя процесс вхождения молодого человека в общество, предпринимается попытка выявления социализирующих факторов в аспекте соотнесения трех взаимосвязанных процессов: социализация самоидентификация индивидуализация. Особое внимание уделяется рассмотрению социализации молодежи в условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of young people"s socialization considered in terms of function, purpose and sense of this process. The analysis undertaken in the article tries to discover socializing factors in the interrelated processes of socialization, identification and individuality formation. The main attention is focused on the socialization of young people in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Социализация молодежи в современном обществе»

М. К. Селезнева

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа представлена кафедрой философии.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор И. Б. Романенко

В статье процесс социализации молодежи рассматривается с точки зрения цели и назначения, определения смысловой составляющей данного процесса. Анализируя процесс вхождения молодого человека в общество, предпринимается попытка выявления социализирующих факторов в аспекте соотнесения трех взаимосвязанных процессов: социализация - самоидентифика-цня - индивидуализация. Особое внимание уделяется рассмотрению социализации молодежи в условиях современной России.

239

The article is devoted to the process of young people's socialization considered in terms of function, purpose and sense of this process. The analysis undertaken in the article tries to discover socializing factors in the interrelated processes of socialization, identification and individuality formation. The main attention is focused on the socialization of young people in the Russian society.

Социальное развитие личности осуществляется как процесс, направленный на одновременное развитие личностных качеств и освоение социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому социализация личности является частью целостного процесса ее становления как социального субъекта.

По мнению П. Сорокина, личность, общество и культура представляют собой неразрывное единство. Личность является субъектом взаимодействия, общество - совокупностью взаимодействующих субъектов, а культура совокупностью значений, ценностей и норм и т. д., которыми владеют взаимодействующие субъекты и которые объективируют и раскрывают эти значения. Фундаментальный синтез выше-обозначенных моментов позволяет рассматривать общество как единство культуры и социальности. Специфика социокультурного подхода в отношении социализации молодежи состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (тип отношений человека и общества, характер культуры, тип социальности) как-фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческого общества .

Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи данное взаимодействие выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности.

Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность

жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными и устоявшимися именно в данном сообществе. Иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно этого сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом.

Жизненный путь человека представляет собой историю формирования и развития его личности в определенном обществе. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Мерой субъектности определяется уровень социальной компетентности личности, ее основные характеристики социального мышления и ценностные параметры сознания.

Процесс социальной идентификации личности сравнивают с зеркалом, глядя в которое человек пытается узнать и познать самого себя. Потеря отражения и способности узнавать себя могут вести к возникновению чувства неуверенности, невротическим расстройствам, деструктивному поведению. Кардинальные институциональные изменения последнего десятилетия в России привели, как считает О. И. Карпухин, к «частичной деидентификации не только отдельных личностей, но и общества в целом... Резкий слом общественно-политической системы привел к существенным изменениям в социокультурной преемственности поколений. Такие важнейшие составляющие механизма преемственности, как образование и воспитание, за последнее время заметно потеснены в системе социализации молодежи институтами и ценнос-

Социализация молодежи в современном обществе

тями культуры массового общества»2. Самоцелью и смыслом человеческого бытия становится «приобщение к миру престижных и красивых вещей», т. е. престижное статусное потребление. Средство становится целью, отчуждая личность от мира духовных ценностей, деформируя саму структуру их освоения. Массовая культура оказалась в последние десятилетия XX столетия ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет как на культурную самоидентификацию молодежи, так и на социализацию индивида в целом.

Другой наиболее характерной особенностью современности является так называемый мировой или цивилизационный кризис идентичности, который сопровождается дезорганизацией больших сообществ и структур, культурной фрагментарностью, глобализацией мировых процессов, разрушением традиций, постмодернизацией. В России к этому перечню добавляются произошедшее в 80-90-е гг. XX в. разрушение старых идеологических установок.

Сознанию человека, как и его организму, свойственна потребность в гомеостазе, т. е. в достижении определенной гармонии с внешним миром, поэтому потребность в максимальном ограничении разлада между внутренней и внешней средой остается определяющей для личности. Несмотря на то что формы, содержание и способы социализации личности по мере исторического развития человечества непрерывно менялись, наполнялись новым содержанием, исследователями отмечается, что многовековой опыт существования россиян в крайне неблагоприятных для внутреннего мира человека условиях «выработал в их массовом сознании особую способность к достижению гомеостаза, особую приспособляемость к внешним обстоятельствам» , вышеобозначенный феномен является специфической особенностью процессов социализации молодежи в современном российском обществе.

Размышляя о человеке, Н. А. Бердяев указывал на основные, с его точки зрения,

пути, через которые социализируется личность. Среди них: вхождение в человечество через «национальную индивидуальность, как человека национального, а не отвлеченного» ; прохождение через «радикальные

изменения социальной жизни» и через изме-

„ 5

нение отношения к жизни космической ; проживание своей исторической судьбы как одновременно существа природного, социального и духовного; восприятие мира через призму системной иерархии ценностей.

В свете таких требований современный человек сталкивается с рядом трудностей. К ним следует, на наш взгляд, отнести все возрастающую скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей, которые усложняют возможность целостного понимания окружающего мира. Духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркан-тилизацией содержания жизни, гедонистической направленностью на получение удовольствий. Счастьем оказывается не жизнь в ее полноте, а некий фрагментарный набор ее свойств и качеств.

Воспроизводство новых поколений -это не только естественное продолжение рода, но и социальная смена одного поколения другим, причем каждое последующее поколение продолжает дело предшествующих через непосредственные контакты и семейный образ жизни. «Родители воспроизводят себя в детях физически и нравственно, т. е. индивид ассимилирует семейную 6

среду» , которая является главным источником социализации его на детско-подро-стковом этапе жизни.

Не вызывает сомнения, что успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом последняя должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Невыполнение хотя бы одного из условий социализации ведет к тому, что социализирующая функция семей в полной мере не реализуется, что, в свою очередь, ведет к росту деструктивных, де-виантных явлений в обществе.

Понятие «социализация» широко используется в работах зарубежных ученых, где оно рассматривается как двусторонний процесс, обусловливающий функционирование, с одной стороны, социальных групп и общностей, а с другой - личности как социального субъекта. Акцент в этом вопросе делается не только на социальном становлении личности, но и на формировании социальных групп, их стабильном существовании за счет приобщения новых членов к социальным нормам и ценностям этих групп.

Социокультурное становление молодежи происходит при одновременном взаимодействии различных социоприродных процессов и факторов. Так О. Н. Козлова в монографии «Введение в теорию воспитания» отмечает, что «динамика системы воспитания отражается в развитии трех процессов - социализации, самовоспитания

и профессионального педагогического воз-7

действия» . Далее подчеркивается, что процесс социализации определяется воздействием на индивида различных факторов социальной и природной среды: «Когда же говорим о социализации, то имеем в виду, что человек, и группы, как малые, так и большие, все человечество и культура в целом, и биосфера, и Космос формируют личность, воздействуют на человека не целенаправленно, не специально,только случайно (по видимости, а в сущности. - неизбежно и закономерно) оказываясь в поле зрения личности и отражаясь в ее душе»*. При этом важно отметить, что становление личности в процессах ее социализации и особенно самореализации происходит в единстве с природой как часть целостного процесса эволюции мироздания, а «поэтому самореализация каждого из нас, справедливо отмечает Ю. Д. Железное, возможна лишь через осознание и переживание своей личной причастности ко всей Вселенной, ее естественной Природе и одновременно включенности во вторую "природу", созданную Человеком на

протяжении всей истории его развития, -9

культуру» .

Таким образом, социализация может выступать либо как целостный процесс социального становления личности, включая целенаправленное педагогическое действие и неуправляемое воздействие факторов социальной среды, либо как один из элементов системы воспитания, охватывающей весь процесс становления личности (как социального, так и биосоциального), или же как самостоятельный фактор становления личности наряду с воспитанием и другими факторами.

В данной работе содержание термина «социализация» мы рассматриваем как процесс социального становления личности, освоения ею социальных ролей с учетом требований общества, социальной общности и соответствующей социально-возрастной группы, включающий целенаправленное педагогическое воздействие (воспитание), процесс самовоспитания молодого человека в соответствии с его интересами, смысложизненными целями и ценностями, включая профессиональную, гражданскую ориентацию и выбор, а также стихийное воздействие факторов социальной среды.

Все факторы социализации, так или иначе, воздействуют на процесс формирования личности, оказывая на него неоднозначное влияние. Нередко такое воздействие имеет противоречивый характер, поскольку каждый из социализирующих факторов имеет разнонаправленную социальную активность. В таком случае роль целенаправленных педагогических воздействий системы воспитания в процессе социализации состоит в том, чтобы усилить воздействие одних, положительных, факторов и ослабить влияние отрицательных, которые считаются таковыми с позиции социокультурных целевых установок формирования личности.

Общество всегда, так или иначе, стремится интегрировать личность и устранить неудобные для него индивидуальные проявления, сформировать необходимые личностные структуры, которые способствова-

Социализация молодежи в современном обществе

ли бы его стабильности и стратегическим целям развития.

Личность, в свою очередь, стремится выйти из-под слишком плотной опеки общества, стараясь сохранить себя как индивидуальность в процессе социализации. Как справедливо утверждает А. Г. Асмо-лов, «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, - может быть передано следующей формулой: "Индивидом рождаются.

Личностью становятся. Индивидуальность ,, 10 „

отстаивают » . С другой стороны, предоставление обществом возможностей для формирования индивидуальных особенностей личности повышает динамику развития общества, но это в ряде случаев дестабилизирует общество, нарушает системные

связи, ведет к понижению ресурса его жизнеспособное™.

Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод, что ставит человека перед необходимостью проявлять социальную активность в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но еще в большей степени к молодежи, о чем свидетельствуют данные многих социологических опросов. В этой связи оказывается важным, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия.

ПРИМЕЧАНИЯ

АФедотов А. С. Трансформация современной России: возможности и пределы // Власть. 2002. 25 декабря. № 12. С. 14-23.

Карпухин О. М. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. №12. С. 89-94.

3 -

Вайнштейн Г. И. Общественное сознание и институциональные перемены: В сб. Человек в переходном обществе. М., 1998.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 93.

Там же. С. 252.

Касьянов Н. Р. Семья и социализация индивида: Сб. статей. Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980. С. 42.

7

Козлова О. Н. Введение в теорию воспитания М., 1994. С. 107.

* Там же. С. 108.

" Железное Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МЕЭ-ПУ, 1988. С. 16.

Асмолов А. В. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.