Научная статья на тему 'Социализация детей в условиях современной России'

Социализация детей в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
851
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ноготкова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация детей в условиях современной России»

4. Виленский М.Я., Авчинникова С.Д. Методологический анализ общего и особенного в понятии «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры 2004 г. №11.

5. Горносталев М.Д. Принципы формирования здорового образа жизни в условиях клуба по месту жительства; Вестник Омского университета. 0мск,2007.

6. Жуковин И.П. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы / /диагностика, коррекция, валеология в (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ 1999. С.54-59.

7. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. 184 с.

8. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни. М., 1977.

9. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента // Теория и практика физической культуры № 6 2005 г; Толкачев В.А. Организационно — методические основы формирования здорового образа жизни: На примере клуба «Оптималист»: Автореф. дис. ... кан. пед. наук в виде науч. докл. // Минск, 2001 и др.

10. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1992. 40 с.

11. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1996. 192 с.

12. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.

13. Макаревич Е.И. организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни: Дис. ... кан. пед. наук. М., 2000.- с. 180.

14. Педагогические проблемы валеологии. СПб. 1997.

15. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры . Ч2. Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. 182 с.

16. Толкачев В.А. Организационно-методические основы формирования здорового образа жизни: На примере клуба «Оптималист»: Автореф. дис. ... кан. пед. наук в виде науч. докл. // . Минск 2001, и др.

17. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 3-14.

М.П. Ноготкова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Социализация детей является процессом интегративным, она приобщает ребенка к миру социума, к его культурным нормам и идеалам, формирует их ценностные ориентации, помогает человеку приобрести определенные навыки социально значимого поведения, ощутить роль социального контроля, но, кроме того, социализация в детстве имеет дело с мотивацией поведения и формированием всей системы интересов и потребностей человека, его мировоззрения.

В условиях радикальных общественных перемен современной России трансформируются все нормы и ценности общества. Общественные идеалы утрачиваются или претерпевают коренные изменения, пересматриваются не только нормы жизни, но и все традиционные ценности, а новые условия бытия формируют и новые механизмы социализации, поэтому меняется реальное поведение людей. Сам процесс социализации неоднозначен, во время него возможны (и часты!) кризисы. Одни преодолеть удается, другие - нет. Зачастую социализация взрослых не бывает успешной, и особенно это чувствуется в транзитивном обществе. Но тяжелее всего этот процесс протекает в детской среде. Социологи отмечают, что в настоящее время можно уверенно говорить о ранней и ускоренной социализации детей и подростков (1).

За последние годы, связанные с пресловутым курсом либерально-рыночных реформ, наша страна понесла огромные потери во всех сферах бытия российского общества -территориальные, экономические, политические, военно-стратегические, нравственные и духовные. Однако, пожалуй, самой страшной потерей для российского общества стал коллосальный упадок, связанный с огромным ростом социального неравенства, которое привело к катастрофическому ухудшению социальной сферы, обеспечивавшей нормальное социальное воспроизводство населения страны. Детей в современной России стало существенно меньше, по сравнению с предыдущими годами, когда начиная с 60-х годов прошлого века в стране возобладала тенденция к малодетной семье. Это позволило известному специалисту по проблемам семьи профессору А.И. Антонову сделать вывод о

том, что в современной семье уже сложилось представление всего об одном желаемом ребенке и это стойкое представление современных российских семейных пар скорее всего не смогут преодолеть в течение ближайших трех-четырех десятилетий никакие широко разрекламированные общенациональные программы, призывающие к многодетности.

В современном мире количество детей в семье определяется не биологическими, конфессиональными, материально-экономическими факторами и политическими обстоятельствами, а в первую очередь желанием/нежеланием людей иметь детей, и это постоянно доказывает современная демография, которая цифрами и фактами иллюстрирует как первостепенную значимость для одних потребности в детях, так и нежелание у других нести ответственность за их жизнь и воспитание. Каждый из этих крайних мотивов существенно влияет на демографию, однако общее количество детей в современных развитых и развивающихся странах имеет склонность к уменьшению, поэтому первостепенной задачей любого здорового общества становится задача воспроизводства человеческого капитала, отвечающего все возрастающим требованиям современного информационного общества, которое вместе с тем является обществом риска и непредсказуемого стохастического развития.

Раз содержать ребенка в современной России объективно дороже, чем взрослого, реальной помощи от государства нет, воспитывать детей - труд неоплачиваемый, безвозмездный и тяжелый, то наши соотечественники выживают за счет детей, как уже родившихся, так и нерожденных, отложенных «до лучших времен». Основную цену за переход к иному общественному устройству, к иной - рыночной - экономике заплатили дети, которых стало существенно меньше. Родители современных детей - нынешние 2540-летние, в известной мере, были избалованы патерналистской политикой, характерной для СССР, и не были отягощены обязанностями.

Привыкнув к постоянной помощи от государства, россияне считали и продолжают считать, что государство обязано обеспечить их самих и их детей если не всем, то многим: бесплатным качественным образованием (причем не только основным, средним, но и высшим), медицинским обслуживанием, жильем, материальной помощью детям и т.д. Забывая порой о стоимости и ценности образования, медицины, жилья и т.п., можно превратиться в иждивенцев самих себя и (что самое печальное!) воспитать новые поколения иждивенцев.

Иждивенцы-родители, не задумываясь, подарили ребенку жизнь, а обеспечение своего ребенка всем необходимым возложили на государство. Это положение явилось отголоском жизни населения СССР во второй половине прошлого столетия, когда многие дети воспитывались в неполных семьях или в семьях с неродными отцом или матерью, когда появились так называемые «отказные» дети, оставленные матерями на попечение государству. Не имея положительного примера перед глазами, спокойно (если не сказать, равнодушно) относясь к разводу, не думая о травме, которую причиняют ребенку, пусть даже и маленькому, современные родители так же спокойно, как и предшествовавшие поколения, перестают заботиться о своих детях, не задумываясь о последствиях, живя «одним днем».

Реформирование в России не только обострило старые социальные проблемы, но и привело к возникновению новых, ранее неизвестных или забытых, которые затрагивают интересы детей. Во-первых, это - неуклонное снижение численности детей и подростков (35995007 чел. в 1989 году и 25628856 чел. в 2002 году) (2), снижение уровня жизни семей, имеющих несовершеннолетних детей, разница в величине прожиточного минимума между взрослым и ребенком (содержать ребенка семье объективно дороже, чем взрослых членов семьи!), а также многое другое привело к падению рождаемости, а значит, и к сокращению населения страны.

Еще одной значимой проблемой современности остается неуклонно высокое число детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них наибольшее количество - так называемые «социальные» сироты. В последние годы в России стало значительно увеличиваться «социальное» сиротство и появились его новые характеристики. Обнаруживается так называемое скрытое «социальное» сиротство, которое напрямую связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношений к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, что влечет за собой рост беспризорности огромного количества детей и подростков. Последствия «социального» сиротства очень тяжелы, особенно страшным является получение отрицательного социального опыта в период раннего и дошкольного детства, оно оказывает неизгладимое воздей-

ствие не только на здоровье, но и психику ребенка практически на всю жизнь.

В ситуациях острых социальных кризисов именно семья и только семья оказывается для ребенка ячейкой, где гарантируется его безопасность. Не менее значимы и другие социальные институты, в том числе государственная социальная политика. Ведь дети (а зачастую и не только они) не всегда могут верно сориентироваться в социальной действительности. В той противоречивой ситуации, в которой оказалось наше общество, пытающееся кардинально изменить базисные духовные основы бытия, особенно важно понять взаимное влияние традиционного, устойчивого и необходимости адекватной реакции на новации в жизни общества. Принятый 8 декабря 1995 года «Семейный Кодекс РФ» де-юре подтверждает приверженность российского государства к укреплению традиционных ценностей семейной жизни. Однако следует отметить, что в современном российском обществе на практике реально падает престиж семьи и брака, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается на положении детей и отношении к ним со стороны взрослого общества и государства.

Принижение роли семьи в воспитании будущего полноправного гражданина российского общества принесло и продолжает приносить большие потери, причем не только нравственного порядка, но и оборачивается потерями и издержками во всех сферах жизни как современной, так и будущей России, потому что дети начала XXI века в 2030 годы XXI века станут основной частью экономически и социально активного населения страны.

По сравнению с семьей, школа, как значимый институт социализации детей, в большей степени зависит от общества и государства, именно школа в первую очередь способствует (или препятствует) вхождению ребенка в гражданскую жизнь. Проблемы бесконечного реформирования системы образования привели к тому, что современная российская школа не выполняет в полной мере большинства своих функций: способствовать духовному формированию личности, создавать каждому необходимую базу знаний, обеспечивать потребность в учебе, а также обеспечивать возможности дальнейшего непрерывного образования. В современной России возникла проблема, казалось бы, давно забытая - дети вне образования. У современных образовательных учреждений появились новые «рыночные» возможности отчислять учащихся; ограничивать прием детей в 10-е классы; практически бесконтрольно увеличивать стоимость содержания детей в дошкольных учреждениях; бесконечно расширять диапазон платных услуг в учреждениях дополнительного образования и т.д.

Система образования занимает особое место в процессе социализации ребенка: начиная с дошкольного возраста и до окончания школы, ребенок находится в коллективе, зачастую резко отличающемся от семьи не только количественно, но и качественно. Он не единственный и неповторимый или один из нескольких (что гораздо реже) - в школе же он один из многих. Вместе с новым окружением, занятиями у ребенка появляются и новые возможности, и интересы, и привычки и т.д. Школа обязана не только дать определенный запас знаний, умений и навыков, но и подготовить человека к жизни в обществе. Одной из задач современной российской школы является формирование личности, способной не только безболезненно, но и комфортно интегрироваться в социальные институты, принимать участие в гражданских делах, в демократизации общества потому, что переход к новым, рыночным, отношениям требует принципиально иного типа личности, способной жить в качественно новой для России социально-экономической среде, и это в первую очередь касается именно детей.

В сознании современных детей, подростков и всей молодежи России уже четко прослеживается наличие понимания социальных различий, и это составляет не только особенность их ценностного сознания, но и определяет их стандарты поведения, формы общения, выбор друзей, а значит, и оказывает существенное влияние на формирование их жизненных планов и стратегий.

В начале XXI века уже на социальном старте российские подрастающие поколения в полной мере испытывают депривации, различаются системами духовных ценностей, образом и стилем жизни.

Мир детства является неотъемлемой частью культуры и образа жизни любого народа и всего человечества. Ребенок выступает как особый субъект многоплановых, разнохарактерных социокультурных отношений, в которых происходит социализация детей, их интеграция в общество, причем объективно ставят задачи и цели взаимодействия с ними взрослые поколения. Они направляют деятельность детей, развивая их общественно значи-

мый мир, потому что в возрасте детства человек не обладает самостоятельными свойствами самостабилизации и самоорганизации, не может жить и развиваться без соответствующей поддержки и коррекции, приспособиться к существующей социальной действительности и адаптироваться к сложившимся или динамично изменяющимся условиям внешнего окружения. Само существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил.

Детство - особый возрастной период в жизни человека, характеризующийся первичной, прежде всего, семейной социализацией. В более широком смысле детство можно определить как сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее с обществом в целом и с отдельными его элементами.

Примечания

1. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализаци-онная траектория // СОЦИС. 2003. № 1.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2003.

З.Г. Гаджиева

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

В настоящее время получила распространение трехчастная форма организации упражнений (в три этапа/блока), что значительно повышает эффективность процесса обучения ИЯ. Эта форма включает: подготовительный (pre-activity); исполнительный (while-activity) и итоговый (post-activity), этапы, блоки.

Данная структура, во-первых, не противоречит психологической закономерности, согласно которой овладение речевой деятельностью возможно только стадиальным путем: «от владения её основами - к совершенному владению» (169, с. 5), и, во-вторых, определяет виды, последовательность и преемственность упражнений.

Для формирования профессиональной компетентности могут использоваться известные в практике обучения упражнения: некоммуникативные, условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные упражнения (169, с. 55). Первые два типа часто объединяют в один блок подготовительных упражнений. Некоммуникативные упражнения включают в свой состав языковые упражнения и подготовительные тренировочные упражнения на автоматизацию языкового материала вне речевой деятельности (168, с. 61). Например: Open the brackets using the Passive Voice.

1. In every price range and every cuisine, countless restaurants around the world are independently (own) andoften owner-(operate). 2. The restaurant business (own) by those who want the risks and satisfactions of self-employment. 3. Millions of people throughout the world (employ) in the restaurant and catering industry... и т. д.

Различные методические школы по-разному подходят к решению проблемы последовательности упражнений.

Одни предлагают поэтапное овладение формой и содержанием учебного материала, т. е. на первом этапе предпочтение отдается системе некоммуникативных упражнений с целью формирования языковой компетенции, на втором - через систему условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений осваивается содержательная сторона коммуникации с целью развития коммуникативной компетенции. Другие считают, что языковые навыки должны формироваться параллельно с речевыми коммуникативными умениями в системе некоммуникативных, условно-коммуникативных и собственно-коммуникативных упражнений с учетом личности обучаемых и ситуативных моментов (6, с. 156-157).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.