Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова М.Г.

В данной статье раскрывается проблема включения детей с нарушением интеллекта в общественную систему. Становятся очевидными направления работы, в ходе реализации которых, дети с отклонениями в развитии смогут сориентироваться в социуме, иметь адекватные представления о социальном окружении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

This article reveals the problem of including children with intellectual disabilities in the social system. The directions of work are becoming obvious, during the implementation of which, children with developmental disabilities will be able to orient themselves in society, have adequate ideas about the social environment.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Халилова М.Г.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического институт», Дербент

Аннотация. В данной статье раскрывается проблема включения детей с нарушением интеллекта в общественную систему. Становятся очевидными направления работы, в ходе реализации которых, дети с отклонениями в развитии смогут сориентироваться в социуме, иметь адекватные представления о социальном окружении.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, интеграция, социализация.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Khalilova M.G.

PEI HE «Socio- pedagogical institute», Derbent

Annotation. This article reveals the problem of including children with intellectual disabilities in the social system. The directions of work are becoming obvious, during the implementation of which, children with developmental disabilities will be able to orient themselves in society, have adequate ideas about the social environment.

Keywords: intellectual disability, integration, socialization.

Процесс вхождения индивида в социальную среду начинается с появления его на свет и длится на протяжении всей жизни. В ходе социализации он перенимает накопленный человечеством социальный опыт в самых различных сферах жизнедеятельности, который в дальнейшем позволит ему решать определенные, жизненно важные социальные задачи.

Социализация - является процессом усвоения человеком знаний, форм поведения, социальных норм и ценностей, психологических установок, важных навыков, которые дадут ему возможность успешно функционировать в данном обществе [2].

Социализация детей с нарушениями интеллекта в общество происходит не как у их нормально развивающихся детей.

Имеющиеся недостатки зачастую влекут к нарушению связи с обществом, культурой, как источником развития, отмечаются затруднения в общении, самообслуживании, овладении в будущем профессиональными способностями, обучении. Исходя, из этого можно сделать вывод, что такие дети не в состоянии воспринимать социальные требования и нормы [4, с.35].

Включение таких детей в систему общественных отношений, освоение социального опыта, требует от общества дополнительных мер, усилий и средств (это могут быть специальные учебные заведения, специальные центры по реабилитации специальные программы, и т.д.). Но процесс разработки таких мер, должен базироваться на знании задач, закономерностей и всей сущности процесса социализации. Психологическая поддержка и педагогическая работа - есть самое основное, в чем нуждаются дети и подростки с нарушением интеллекта.

№1 (41), 2022 ВЕСТНИК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА_63

У детей, отстающих в развитии, обнаруживаются неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, отрицательное отношение к общественным поручениям. Без тщательной подготовки им нелегко вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому важна и необходима работа по социализации детей с нарушением интеллекта [1]. В эту работу входит несколько направлений. Нравственное направление:

- изучение основ коммуникация и поведения;

- налаживание отношений между учениками;

- обучение принципам сотрудничества, взаимопомощи;

- обучение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам, как на уроках, так и вне учебной деятельности;

- ознакомление с порядком общения на специальных мероприятиях, уроках;

- организация и проведение классных часов на темы, которые ознакомят с понятиями «хорошо», «плохо».

Экономическое направление:

- обучить, к бережному обращению к мебели, книгам, одежде;

- ознакомление с такими понятиями как: «стоимость», «цена», «деньги»;

- походы в магазины, рынки и т.д.;

- формирование норм, правил поведения в общественных местах;

- организация и проведение ролевых игр, которые связанны с покупками [3]. Патриотическое направление:

- обучение названия места жительства, страны, столицы;

- осознание себя как гражданина Российской Федерации;

- воспитание любви и уважения к родному дому, семье и родственникам;

- ознакомление с государственной символикой (гимн, герб, флаг);

- ознакомление с такими понятиями как «патриот», «гражданин» и т.д. Правовое направление:

- обучение принципам и правилам поведения;

- устранение воровства;

- заучивание назидательных сказок и рассказ;

- недопустимость попыток присвоения чужого имущества;

- изучение порядка поведения в транспорте, на улице и в школе;

- ознакомление с обязанностями и правилами ученика интерната. Эстетическое направление:

- посещение культурных мероприятий;

- ознакомление с основными видами творчества;

- участие в процессе украшения класса перед праздниками;

- ознакомление с некоторыми произведениями известных поэтов, писателей художников, композиторов.

Трудовое направление:

- освоение навыков приучения к дисциплине;

- правильное поведение во время урока и подготовки;

- чтение поучительных рассказов, сказок о роли труда в жизни человека;

- беседы родителей о своей профессиональной деятельности с детьми;

- обучение самообслуживанию, уход за растительностью;

- обучение изготовлению различных поделок из пластилина, бумаги, и других материалов [5, с.87].

Физическое направление:

- обучение основам гигиены;

- организация спортивных игр;

- проведение в распорядке дня закаливающих, гигиенических процедур.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что для благополучной

социализации необходимо расширять социальный и бытовой опыт детей с нарушениями интеллекта.

Предоставленную проблему можно решить средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся очень редко и с трудом могут применять в повседневной жизни знания, которые они получают на отдельных предметах. Поэтому в ходе обучения необходимо уделять основное внимание на востребованность теоретических знаний в повседневной жизни. И очень важно включать детей с нарушением интеллекта в процесс активной практической деятельности в процессе самого обучения.

Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.

Литература:

1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

2. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка. Экспериментальное исследование / Под ред. А.Р. Лурии. - Л., 1930.

3. Сараев С.Я. Исследование интеллектуальных функций у глухих школьников при помощи школы Векслера // Дефектология. - 1988. - № 6.

4. Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. - М., 1993.

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

References:

1. Piaget J. Psychology of intelligence. - St. Petersburg: Peter, 2003. - 192 p.

2. Speech and intelligence of a village, urban and street child. Experimental research / Edited by A.R. Luria. - L., 1930.

3. Saraev S.Ya. Research of intellectual functions in deaf schoolchildren with the help of the Wexler school // Defectology. - 1988. - No. 6.

4. Smirnova N.L. Research of implicit concepts of intelligence // Psychology of personality in conditions of social changes. - M., 1993.

5. Tikhomirova L.F. Formation and development of intellectual abilities of a child. Preschoolers. - M.: Rolf, 2000. - 142 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.