Научная статья на тему 'Социализация детей: опыт региональных стажировочных площадок'

Социализация детей: опыт региональных стажировочных площадок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / INTERNSHIP / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова И.А.

В статье рассматрива­ется опыт ряда стажировочных площадок российских регионов, связанных с социализацией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of children: the experience of regional internship Area Dock

This article discusses the experience of several Russian regions interns ship sites associated with the socialization of children.

Текст научной работы на тему «Социализация детей: опыт региональных стажировочных площадок»

И.А. Шаповалова доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО*

Социализация детей: опыт региональных стажировочных площадок

Полноценность и самоценность детства, социальные гарантии успешного развития ребенка, имеющего благоприятные перспективы взросления и достойной жизни человека в будущем, рассматриваются сегодня как обязательное условие позитивного развития общества и государства.

В связи с этим формирование отечественной системы успешной социализации детей справедливо включено в систему стратегических приоритетов социальной и демографической политики РФ, государственной политики в сфере образования.

Президентом России и Правительством Российской Федерации поставлены задачи обеспечения безопасности детей, задачи по формированию современной инфраструктуры детства и по созданию условий для развития ребенка, его реабилитации, социальной адаптации, интеграции в общество.

Очевидна стратегическая значимость ФЦПРО, мероприятий Программы (на 2011-2012 гг.) по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей». На основании

* scobi44@gmail.com

Приказа МОиН РФ № 2184 от 4 августа 2011 г. «Об утверждении перечня субъектов РФ - победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий на поддержку реализации в 2011-2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлениям «достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» по направлению «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» действует 32 площадки в 25 регионах РФ, в том числе: по проблемам социализации детей с ОВЗ и инвалидов - 14 площадок, по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 4 площадки; 4 площадки - по проблемам формирования у детей здорового образа жизни, 5 - по развитию детского технического творчества, 4 - по вопросам оптимизации деятельности психолого-педагогической и медико-социальной службы региона.

Деятельность всех стажировочных площадок объединяют ориентиры на распространение актуально значимого опыта успешной социализации детей через: разнообразие содержания, форм, методик и технологий развития, обучения и воспитания (как следствие свободного творчества педагогов); индивидуализацию методик обучения, воспитания и развития детей (как необходимое условие удовлетворения потребностей государства, общества, личности); реализацию воспитательной функции деятельностного обучения и гуманистических функций учебного материала; консолидацию сил государства и общества по защите ребенка.

Процесс исполнения обязательств регионов в части «деятельность стажировочных площадок по распространению современных моделей успешной социализации детей» является управляемым и системно контролируемым. На первом этапе (организационном) проведена экспертиза (оценка) региональных моделей успешной социализации детей.

Структурно-содержательной и функционально-

ориентированной целостностью характеризуется деятельность двух стажировочных площадок Тамбовской области, что четко отражено в соответствующих моделях и организационных схемах (см. рис.1)

Модель межведомственного взаимодействия

Актуально значимый опыт Тамбовской области по разработке современных моделей успешной социализации детей широко представлен в открытой печати (отраслевые

журналы, монографии, сборники статей, материалы научно-практических конференций и др.), в Интернете.

Логика инновационного подхода к решению проблем социализации детей с ОВЗ, детей -инвалидов, детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, объединяет деятельность стажировочных и базовых площадок Тамбовской области. Например, апробирована «Модель образовательной системы МОУ сОш № 5 им. Ю.А. Гагарина».

Актуальная значимость опыта этой школы подтверждается ее особой ролью в социокультурной жизни г. Тамбова (рис.2 )

Взаимодействие школы и обра ¡она телни^ш среде города

«1<1|<1Ш1Ь'и.>. «с Ра •«•).! '.О'.ЫГГ; он цюр.-п цчфч. ч'! 1 ■■ -1 ,>> г>1 ; -1 -. и-н г ' и;).

'■, ЦМЖОГЧ"! <• ¡Н»|||» >Н !ч"ч

"Шдаьи^лии'!: С»(Ч'1 пиная :»«г> чш.тпя 'Очи»«»*,, |.

гзшаммит ку.-тшиш

I 1.,К1|-|Ц.дч<Ч*ф$ яуагн, ¡¿.¡Ч'ШШан ^Ц'Ь^И'л .'¡Ч'\та'1ИЧ|-£г}и!И гг.щ:

Ш"|'.Ч».ЦЧ1кфС.<.М'"'| <1 >..■! ф1Ггл(*м<Ш1Ш

N 'I'" ■»г.&'Яы

1 и 'Л. I к Г-К XI ^»тил и,

«ки^чу'илупии.^чехии.'!«"'!!!'! МиУООН Шаг

На стажировочных площадках тамбовской области последовательно и в достаточно полном объеме реализуются новые технологии методической работы в учреждениях образования; обеспечивается технологичность

деятельности коррекционной психолого-педагогической службы школы. (рис. 3).

МБОУ СОШ №5 им. Ю.А. Гагарина имеет опыт реализации проекта "Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов", является стажировочной площадкой области.

Следует отметить высокую активность стажировочных площадок Тамбовской области по укреплению связей с общественностью, по эффективному использованию в своей деятельности ресурсов СМИ.

Особое место в деятельности стажировочных и базовых площадок Тамбовской области занимает работа по оказанию профилактической услуги «Социальная гостиная» (в рамках реализации областной программы «Право ребенка на семью» на 2010-2013 годы).

Поясним, социальная гостиная для детей группы риска -профессиональное объединение психологов, социальных педагогов, воспитателей и классных руководителей, главной целью функционирования которого является обеспечение

педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, для развития творческих способностей и склонностей личности, для создания развивающей, психологически комфортной среды. Социальная гостиная работает в тесном контакте со школьным управляющим Советом, педагогическим Советом, Советом профилактики, методическими объединениями классных руководителей и педагогов дополнительного образования, медицинскими работниками, а также родителями или лицами, их замещающими, с органами опеки и попечительства, подразделением по делам несовершеннолетних, представителями 76 общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков.

Работа стажировочных площадок Чувашской республики (три), Кабардино-Балкарской республики (одна), Ставропольского (одна) и Краснодарского (одна) краев ориентирована на достижение особо значимых социальных эффектов.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ОВЗ в Чувашской республике являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ОВЗ на получение образования, развитие интегрированного образования.

Более 6 тысяч детей Чувашии ежегодно проходят через систему психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность комиссий направлена на комплексную динамическую диагностику развития детей (от рождения до 18 лет) своевременное выявление отклонений в развитии, влияющих на социальную адаптацию детей; определение специальных образовательных потребностей ребенка с

нарушениями в развитии; определение специальных условий получения образования детьми с ОВЗ; определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи; оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

При обучении детей с ОВЗ большое внимание уделяется организации трудового обучения (по профилям - швейное, столярное, слесарное, обувное, штукатурно-малярное, токарное дело, резьба по дереву, лозоплетение, ткачество, вязание, сельскохозяйственный труд).

Значительным ресурсом успешной социализации детей в Чувашской республике является предпрофильная подготовка и профессиональное образование. Важным при обучении детей -инвалидов признается учет перспективы их занятости. Так, в 2010 году рабочую квалификацию получили 162 инвалида, из них трудоустроены 59,8%; 13,6 % продолжили учебу на других уровнях профессионального образования. В вузах Чувашии обучается 125 детей-инвалидов.

Успешность социализации детей с ОВЗ и детей -инвалидов, в том числе их трудоустройство, во многом определяется качеством работы ППМС - центров. Основными направлениями деятельности ППМС (стажировочных площадок) признаны: раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; сопровождение индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ; профилактика школьной дезадаптации; сопровождение детей группы риска; формирование здорового образа жизни; профилактика зависимостей; оказание методической помощи службам сопровождения образовательных учреждений.

В развитие интегрированных и инклюзивных образовательных моделей Чувашской республики ощутимый вклад вносит проектная деятельность: участие в проекте «Дети с особыми потребностями: интеграция в общество средствами арт- и музеетерапии»; работа в проекте «Мир один на всех»; реализация проекта «Мой маленький мир: создание мобильных мастерских для детей, имеющих сложный дефект и находящихся вне зоны традиционного специального образования».

Целенаправленность деятельности стажировочной площадки Чувашской Республики позволяет создавать условия для социальной реабилитации детей-инвалидов посредством включения их в посильную профессионально-трудовую деятельность и внедрение гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. Такой социальный эффект усиливается развитием волонтерского движения по направлению - социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, находящихся вне зоны традиционного специального образовательного пространства.(4)

Стажировочная площадка Ставропольского края располагает уникальным региональным опытом, сформировавшимся как в самом образовательном учреждении, так и в других учреждениях, получивших на Ставрополье статус стажерской площадки. Заслуживает внимания ориентация края на необходимость создавать условия для развития профессиональных компетенций у педагогов специальной (коррекционной) школы и классов коррекционно-развивающего обучения. Деятельность стажерской площадки края предопределила основные направления работы региональной стажировочной площадки: создание единого профессионального пространства для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; формирование системного взгляда на деятельность учителя, четкое определение

технологий работы по планированию, по уточнению учебного содержания, конструированию оценочной деятельности с использованием диагностических, коррекционных, просветительских и консультационных техник; внешняя супервизия и профессиональная поддержка учителей с целью выработки адекватной самооценки, определения собственных сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности и развития умения эффективно использовать личностные и профессиональные ресурсы, определения собственного стиля.

Опыт Ставропольского края по решению проблем психолого-педагогического сопровождения процессов социализации детей широко представлен в печати .

Обобщение выводов экспертных заключений о деятельности стажировочных площадок (сентябрь-ноябрь 2011г.) дает основание для утверждения того, что распространение современных моделей успешной социализации детей будет способствовать достижению таких социальных эффектов, как: повышение уровня доступности качественного общего образования, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ и детей -инвалидов; повышение уровня их социальной адаптации; увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием, в том числе с использованием ИКТ-технологий; увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование без отрыва от семьи; увеличение количества семей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих качественную психолого-педагогическую поддержку; формирование в обществе толерантного отношения к инвалидам; повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение уровня доступности программ профессиональной подготовки для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ОВЗ и детей -инвалидов.

Не вызывает сомнения также и то, что деятельность стажировочных площадок по распространению моделей успешной социализации детей окажет положительное влияние на консолидацию сил общества для поддержки и защиты Детства. Особую миссию в данном случае выполняют стажировочные площадки, транслирующие такой опыт в Ульяновской, Тамбовской областях, в Республике Татарстан, в Мордовской, Кабардино-Балкарской республиках, в Краснодарском и Ставропольском краях. Так, стажировочная площадка Ульяновской области сотрудничает с храмовым комплексом села Арское (православный реабилитационный центр), площадки Республики Татарстан - с музейными комплексами Казанского Кремля и города Болгар. Например, по проблемам духовного воспитания с храмовым комплексом Арский (настоятель о. Алексей Корми-шин) сотрудничают педагоги, социальные работники, психологи, дефектологи: здесь действует церковноприходская школа, оказывается помощь детским домам, интернатам, общественным организациям инвалидов. Традиционно на базе комплекса работает летний международный православный лагерь, проводится Областной Рождественский фестиваль «Возродим Русь Святую!».

Деятельность стажировочных площадок формирует новое качество образовательного пространства региона, новое качество информационно-образовательной среды учреждения, являющегося либо стажировочной площадкой, либо его базовой площадкой. Так, происходит активный процесс межведомственного взаимодействия региональных систем образования, здравоохранения, социальной защиты, внутриведомственного - органов управления образованием, классических университетов, педагогических вузов и

колледжей, учреждений последипломного и педагогического образования, учреждений дополнительного образования детей, центров дистанционного обучения детей -инвалидов, центров дистанционного образования педагогов, учреждений начального и среднего профессионального образования.

Очевидно влияние стажировочных площадок на мотивацию межрегионального сотрудничества,

взаимодействия регионов на всероссийском уровне. Эксперты подтверждают выводы о социальной значимости деятельности стажировочных площадок:

- оптимизируется процесс освоения регионами трудоемкой сферы технического творчества детей - авиамоделирование, ракетокосмическое моделирования, автомоделирование. На этом фоне высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие развитие техносферы региона, переживают свою востребованность, «ищут» достойных преемников-последователей, нередко способствуют возвращению специалистов в систему образования (из числа ушедших в другие сферы профессиональной деятельности в 90-ые годы) ХХ века;

- расширяются возможности внедрения опыта специалистов сферы «робототехника», «радиотехническое творчество», «судомоделирование» и др., чему во многом способствует деятельность стажировочной площадки (и ее базовых площадок) Ульяновской области (в г. Ульяновске ОГО УДОД областной Дворец детского творчества 31 октября - 3 ноября провел международный форум «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества как ресурс инновационного образования»);

- стажировочные площадки, созданные на базе УДОД, выявляют новые формы работы с родителями (населением) по разъяснению государственной политики в сфере образования. Так, в Республике Татарстан проводятся зо-

нальные семинары «Возможности муниципальных учреждений дополнительного образования в формировании и развитии ключевых компетенций» (в связи с переходом на ФГОС);

- деятельность УДОД (стажировочных площадок) способствует формированию и укреплению взаимного интереса родителей и детей (членов семьи) к совместной творческой деятельности (конструкторской, художественно-эстетической и т.п.), что позитивно влияет на развитие в семье культуры досуга (как фактора здорового образа жизни). Пример: в Республике Татарстан проводятся семинары-практикумы «Декоративное прикладное творчество как средство семейного воспитания», «Декоративное прикладное творчество как средство эстетического и толерантного воспитания» и др.;

- создаются возможности для обеспечения условий профессионального образования и трудоустройства детей-инвалидов, детей-сирот (Чувашская Республика, Республика Мордовия);

- расширяются сферы взаимодействия общественности (а также депутатов разного уровня) с учреждениями для детей-инвалидов, детей-сирот (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Краснодарский край и др.). Среда этих учреждений насыщена условиями, позволяющими детям идентифицировать себя с личностью «безграничных» возможностей (дети-инвалиды), с личностью человека -члена семьи (дети-сироты), с личностью гражданина, специалиста-профессионала;

- средствами стажировочной площадки эффективно формируется позитивный образ человека, людей, кампаний, организаций и т.п., проявляющих заботу, конструктивную благотворительность, действенное милосердие через

включение детей-сирот, детей-инвалидов в актуальные социальные процессы (в том числе бытовые);

- стажировочные площадки распространяют опыт снижения (минимизации) порога бюрократизма и формализма в решении проблем социализации детей.

По-особому значимо сегодня использование эффективного ресурса стажировочных площадок, обеспечивающих организованное сотрудничество детей в сфере технического творчества, другими словами, обеспечивающих формирование будущей инженерно-технической, интеллектуальной элиты России. Сфера детского технического творчества широко представлена в Республике Татарстан, в Ульяновской области. В этих регионах дети занимаются техническим творчеством по следующим направлениям: авиамоделизм, радиоконструирование и электроника, автоконструирование, судомоделирование, фотовидеотворчество, мультстудии, картинг, железнодорожный моделизм, автомодельный спорт, компьютерное конструирование, технический дизайн, робототехника, искусство ручного переплета, декоративно-прикладное творчество, конструирование и моделирование швейных изделий и т.д.

Впечатляют масштабы сетевой поддержки стажировочной площадки Республики Татарстан: МОУ ДОД «Станция юных техников» г. Альметьевска; МОУ ДОД «Центр детского технического творчества «Факел» Вахитовского района г. Казани; МОУ ДОД «Центр детского технического творчества им. В.П. Чкалова» г. Казани; МАОУ ДОД «Городской дворец творчества детей и молодежи № 1» г. Набережные Челны; МАОУ ДОД «Центр детского технического творчества № 5» г. Набережные Челны; МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан; МОУ ДОД

«Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х. Садыкова» г. Нижнекамска.

Масштабно и конкретно сформулированы цели и задачи деятельности стажировочной площадки на базе «Республиканского центра внешкольной работы - ГАОУ ДОД РЦВР».

Основная цель такой деятельности - создание условий и механизмов устойчивого развития дополнительного образования детей технической направленности в Республике Татарстан и формирования будущей инженерной элиты Республики Татарстан. При этом задачи ориентируют учреждения образования на: внедрение новых видов детского технического творчества в образовательное пространство Республики Татарстан; развитие техносферы учреждений дополнительного образования детей и подростков, развивающих мотивацию к инженерно-технической и конструкторской деятельности, медиа и информационным технологиям через систему грантовой поддержки; стимулирование деятельности лучших педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности; популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи; вовлечение предприятий Республики Татарстан в процесс формирования и оснащения сети научно-технического творчества детей.

Практико-ориентированные прогнозы содержат представления об основных результатах реализации модели стажиро-вочной площадки Республики Татарстан - по этапам. Например, на втором этапе (деятельностном) предполагается создание инфраструктуры базовой площадки, оптимизация ресурсов - материально-технических, кадровых, информационных, финансовых; организации взаимодействия базовой площадки с органами государственной и муниципальной власти, общественными

организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешного развития техносферы в учреждениях дополнительного образования детей.

Эффективность деятельности стажировочной площадки подчеркивается и другими ожидаемыми результатами: создание ресурсных центров для эффективного использования оборудования и станочного парка в системе дополнительного образования детей в условиях муниципального образования;

использование кумулятивных процессов накопления информации в организации системы повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования технического профиля; создания банка информационного обеспечения учреждений

дополнительного образования по распространению передового опыта в развитии детского технического творчества.

Масштабность целей и задач деятельности стажировочной площадки Республики Татарстан соотносится логично с оценкой социального эффекта от внедрения модели успешной социализации детей: создание инженерного потенциала для экономики государства, осуществляющего модернизацию.

Аналогичны масштабы деятельности стажировочных площадок по развитию технического творчества учащихся в Ульяновской области.(7)

Важным событием в развитии отечественной системы социализации детей средствами технического творчества является создание в Ульяновской области Детской Ядерной Академии (г. Димитровград), являющейся структурным подразделением стажировочной площадки (Ульяновский областной дворец детского творчества).

Детская Ядерная Академия создает условия для формирования мировоззрения юношества,

ориентированного на освоение фундаментальных наук, на технологическое и промышленное освоение наукоемкого продукта.

Задачи Академии сформулированы следующим образом: углубленная подготовка обучающихся в области физико-математических, естественно - научных, информационных наук; оптимальное развитие личности ребенка: интеллекта, творческих (изобретательских) способностей,

познавательной активности, логического мышления; привлечение средних и старших школьников к выполнению научно-исследовательских проектов при активном участии профессорско-преподавательского состава.

Анализ деятельности стажировочных площадок показывает необходимость дальнейшего

совершенствования нормативно-правовой базы регионов для создания условий успешной социализации детей, для развития социальной инфраструктуры Детства, укрепления взаимодействия государственных и общественных институтов в процессе выстраивания полноценной системы зашиты детей.

Обобщение выводов и предложений, содержащихся в экспертных заключениях по оценке моделей успешной социализации детей, подтверждает актуальную значимость работы стажировочных площадок, диссеминирующих уникальный опыт регионов по профессиональному развитию специалистов, работающих в интересах успешной социализации детей: учителей, психологов, социальных педагогов, дефектологов, работников детских садов, специалистов учреждений профессионального образования, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов.

По-особому ценным для распространения на всей территории РФ признается опыт регионов, реализующих идеи культуры мира, культуры достоинства, принципы педагогики поддержки, традиции действенной

благотворительности, активного милосердия для формирования базовых условий успешной социализации детей. Важным представляется то, что стажировочные площадки формируют новые позитивные качества образовательного пространства региона через утверждение этических норм гуманного, уважительного отношения к Ребенку и его правам, к перспективам его успешной жизни как Личности -в семье, в обществе, в государстве, в мире.

Шаповалова И.А. Социализация детей: опыт региональных стажировочных площадок. В статье рассматривается опыт ряда стажировочных площадок российских регионов, связанных с социализацией детей.

Ключевые слова: социализация, стажировочная площадка, российское общество.

Shpovalova I.A. Socialization of children: the experience of regional internship Area Dock. This article discusses the experience of several Russian regions interns ship sites associated with the socialization of children.

Key words: socialization, internship, the Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.