Научная статья на тему 'Социализация детей «Группы риска»: проблемы и пути решения'

Социализация детей «Группы риска»: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1629
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК / CHILD / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СЕМЬЯ / FAMILY / "ГРУППА РИСКА" / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПЕДАГОГ / TEACHER / ГУМАННОСТЬ / HUMANITY / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / "GROUP OF RISK"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Мафенбеер Марина Валерьевна

В статье автором рассматривается общее понятие о детях «группы риска», поскольку предложенная тема является актуальной для современного развития общества и системы обучения. Одним из самых сложных направлений социально-педагогической деятельности является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. С детьми «группы риска» необходимо организовать усиленную работу для успешной социализации и вхождения их в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Мафенбеер Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN OF «GROUP OF RISK»: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In this article the author considers the general concept about children of «group of risk» because the offered subject is actual for modern development of society and system of training. One of the most difficult directions of social and pedagogical activity is social and pedagogical work with children who are allocated anyway in independent category, but call thus differently: difficult, difficult, pedagogically started, problem, deadapted, children with the deviating (deviant) behavior, children of group of risk, etc. With children of «group of risk» it is necessary to organize the strengthened work for successful socialization and to their entry into society.

Текст научной работы на тему «Социализация детей «Группы риска»: проблемы и пути решения»

УДК 376.6:316.614-053.6

Д. В. Лепешев, М. В. Мафенбеер, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье автором рассматривается общее понятие о детях «группы риска», поскольку предложенная тема является актуальной для современного развития общества и системы обучения. Одним из самых сложных направлений социально-педагогической деятельности является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. С детьми «группы риска» необходимо организовать усиленную работу для успешной социализации и вхождения их в общество.

Ключевые слова: ребёнок, социализация, семья, «группа риска», обучение, развитие, воспитание, адаптация, педагог, гуманность, детство, общество.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что экономические условия страны постоянно меняются. В настоящее время в некоторых семьях нет чёткого распределения социальных ролей. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе «ничьих». Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жёсткое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию ребёнка.

В связи с этим обратимся к относительно узкому, но тем не менее очень актуальному понятию: дети «группы риска», обозначение которого имеет ярко выраженный социальный характер. Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловленный сложностью и многогранностью этого явления.

Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий для полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность и т. п.

В современной системе образования должен быть определённый подход в обучении детей «группы риска». Для того, чтобы определить оптимальный путь обучения детей «группы риска», был проведён эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе проходило изучение личности детей «группы риска», которое включало в себя определение уровня самоуважения, самооценки, изучение их жизненных ценностей, определение потребностей детей.

Второй этап состоял в разработке плана комплексной реабилитации детей «группы риска».

На третьем этапе составили рекомендации по совершенствованию деятельности с детьми «группы риска».

Важным условием успешной социализации детей «группы риска» является изучение личности ребёнка. Данные изучения помогут при составлении индивидуальной программы социализации. Поэтому на первом этапе детям было предложено выполнить ряд заданий, который включал в себя методику Розенберга для определения уровня самоуважения подростка, методику изучения самооценки, методику для определения жизненных ценностей - ранжирование. Дети приняли очень активное участие в данном исследовании, проявили большой интерес к заданиям.

Для определения уровня самоуважения подросткам было предложено ответить на вопросы методики, которая состоит из 10 вопросов и 4 вариантов ответов: полностью согласен; согласен; не согласен; абсолютно не согласен.

Тестовый материал:

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворён собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность. 10. Иногда я думаю, что я во всём нехорош.

После обработки данных были выявлены следующие результаты: у 25 % испытуемых низкий уровень самоуважения, 75 % детей имеют адекватный уровень самоуважения.

□ Адекватный уровень самоуважения

□ Низкий уровень самоуважения

Рис. 1. Результаты методики Розенберга на констатирующем этапе экспериментальной работы

Выявление самооценки ставит перед ребёнком вопрос: к чему он пригоден, каковы его склонности и способности?

Далее детям было предложено расставить по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности и занятия. Результаты представлены в таблице.

Жизненные ценности детей «группы риска»

Место Значимые качества личности Значимые ценности Значимые занятия

1 Трудолюбие Честность Справедливость Друзья Семья Родина Общение с друзьями

2 Добрый Умный Труд Помощь по хозяйству

3 Верный Здоровье Игра с малышами

Дети категории риска не ценят такие качества личности, как весёлый, общительный, энергичный. Незначимыми для этих детей являются следующие ценности: знания, деньги, успех. Что касается денег, то у детей к ним крайне негативное отношение. Что касается занятий, то незначимыми для них являются: смотреть телевизор, слушать музыку, возиться с техникой.

Из данного исследования мы видим, что у детей «группы риска» есть проблемы, связанные с самооценкой и самоуважением. Педагогам, работающим с детьми «группы риска», необходимо выявлять данные проблемы и учитывать их при составлении как индивидуальной программы реабилитации, так и комплексной. Это будет способствовать успешности данного вида деятельности.

Оценив результаты проведённых методик, делаем вывод, что необходимо проводить работу по социализации детей «группы риска». Необходимо разработать программу по повышению эффективности социализации детей «группы риска».

Целью нашей программы является повышение эффективности процесса социализации детей из семей «группы риска». Цель конкретизирована в следующих задачах:

- разработка технологии социально-культурной деятельности образовательного учреждения с семьями «группы риска»;

- реализация совокупности различных форм и видов социально-культурной деятельности, направленных на развитие социальных качеств личности детей из семей «группы риска»;

- создание условий для повышения профессиональной направленности педагогов дошкольного образовательного учреждения на взаимодействие с семьями «группы риска»;

- повышение педагогической культуры родителей детей «группы риска».

Содержание программы раскрывается в трёх разделах:

1. Развитие социальных качеств дошкольников из семей «группы риска».

2. Повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями «группы риска».

3. Повышение педагогической культуры родителей детей «группы риска».

Содержание первого раздела программы позволяет осуществлять её дифференцированно и фронтально с учётом возрастных возможностей и интересов детей без нарушения организации их жизнедеятельности в течение всего дня во время пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

По окончании экспериментальной работы необходимо оценить уровень социализации детей теми же средствами, что были использованы в начале эксперимента.

Целью нашего исследования являлось составление успешной психолого-педагогической программы социализации детей «группы риска» в образовательном учреждении. Нами была сформулирована гипотеза: «Процесс социализации детей «группы риска» в образовательном учреждении будет успешным, если программа психолого-педагогического сопровождения будет основана на индивидуальных и личностных особенностях детей, которые относятся к «группе риска».

В процессе теоретического изучения и практического исследования данной проблемы нами была подтверждена предложенная гипотеза: индивидуальный подход позволяет глубже проникнуть в проблемные сферы детей «группы риска», выявить неосознаваемые или малоосознаваемые внут-риличностные и межличностные конфликты и противоречия, конкретизировать причины и предупредить закрепление деструктивных форм эмоциональных и поведенческих реакций.

На основе полученных сведений о жизни детей «группы риска» и их личностных особенностях разработаны практические рекомендации для оптимального психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.

1. Семья и профилактика молодёжной преступности: проблемы и механизмы решения / под ред. кандидата юридических наук Н. В. Румянцева, доктора психологических наук, профессора А. А. Реана. - М., 2012.

2. Фаттахова, Г. З. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе с детьми «группы риска» / Н. Ш. Валеева, Г. З. Фаттахова // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - №

□ Адекватный уровень самоуважения

□ Низкий уровень самоуважения

Рис. 2. Результаты методики Розенберга на контрольном этапе эксперимента

Библиографический список

5. - Ч. II. - С. 145-149.

3. Осмоловская, И. Как помочь детям «группы риска» адаптироваться к школе // Начальная школа. -2001. - № 12. - С. 55-57.

4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

5. Шульга, Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска / Т. Шульга // Социальная педагогика. -2005. - № 2. - С. 35-39.

D. V. Lepeshev, M. V. Mafenbeer Kokshetausky university of a name of Abay of Myrzakhmetov

SOCIALIZATION OF CHILDREN OF «GROUP OF RISK»: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In this article the author considers the general concept about children of «group of risk» because the offered subject is actual for modern development of society and system of training. One of the most difficult directions of social and pedagogical activity is social and pedagogical work with children who are allocated anyway in independent category, but call thus differently: difficult, difficult, pedagogically started, problem, deadapted, children with the deviating (deviant) behavior, children of group of risk, etc. With children of «group of risk» it is necessary to organize the strengthened work for successful socialization and to their entry into society.

Keywords: child, socialization, family, «group of risk», training, development, education, adaptation, teacher, humanity, childhood, society.

References

1. Sem'ja i profilaktika molodezhnoj prestupnosti: problemy i mehanizmy reshenija : pod red. kan-didata juridicheskih nauk N. V. Rumjanceva, doktora psihologicheskih nauk, professora A. A. Reana. - M., 2012.

2. Fattahova, G. Z. Professional'naja dejatel'nost' specialista po social'noj rabote s det'mi «gruppy riska» / N. Sh. Valeeva, G.Z. Fattahova // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. - 2008. - № 5. - Ch. II. - S. 145-149.

3. Osmolovskaja, I. Kak pomoch' detjam «gruppy riska» adaptirovat'sja k shkole//Nachal'naja shkola. - 2001.

- № 12. - S. 55-57.

4. Shakurova, M. V. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 2-e izd., stereotip. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. - 272 s.

5. Shul'ga, T. Smysl zhizni i cennosti detej gruppy riska / T. Shul'ga // Social'naja pedagogika. - 2005. - № 2.

- S. 35-39.

© Д. В. Лепешев, М. В. Мафенбеер, 2015

Авторы статьи - Дмитрий Владимирович Лепешев, кандидат педагогических наук, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан), e-mail: [email protected]

Марина Валерьевна Мафенбеер, магистрант, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан).

Рецензенты:

А. Н. Тесленко, доктор педагогических наук, профессор, Казахская государственная юридическая академия. С. А. Мурзина, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.