obrazovanija detej: ucheb.-metod. posobie. M.: VLADOS, 2001.
4. Golovanov V.P. Metodika i tehnologija raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija: ucheb. posobie dlja stud. uchrezhd. sred. prof. obrazovanija. M.: VLADOS, 2004.
5. E.SLOVAR' - jelektronnye slovari // Novejshij filosofskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// eslovar.com.ua/noveyshiy_filosofskiy_slovar/page/ innovatsiya.482.
6. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. Pedago-gicheskoe tvorchestvo. M., 1990.
7. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r. (ljuboe izd.).
8. Kuz'mina N.V. Tvorcheskij potencial specialis-ta // Gumanizacija obrazovanija. 1995. № 1.
9. Martishina N.V. Stanovlenie i razvitie tvor-cheskogo potenciala pedagoga: modeli i tehnologii. M.: Izd. dom Ros. akad. obrazovanija; Mosk. psihol.-soc. in-t, 2006.
10. Obshhaja i professional'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud., obuch. po spec. «Profes-sional'noe obuchenie»: v 2 kn. / pod red. V.D. Si-monenko, M.V. Retivyh. Brjansk: Izd-vo Brjanskogo gos. un-ta, 2003. Kn. 1.
11. Pedagogika: uchebnik dlja stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovanija / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenina. 11-e izd., ster. M.: Akademija, 2012. (Ser. «Bakalavriat»).
12. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: Prikaz Mintruda Rossii №2 544n ot 18 okt. 2013 g. (ljuboe izd.).
13. Shhetinskaja A.I. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej: prioritet duhovnosti, zdorov'ja i tvorchestva: ucheb. posobie. Kazan', 2003.
Development of teacher's creative potential in the innovation space of an institution of additional education
There are given the scientific grounds for the notion "Innovation", "Creative potential". There are noted the conditions of efficiency of the forms of methodological support of teacher's professional skills in the innovation space of an institution of additional education.
Key words: creative potential, innovation space, teacher of additional education, forms of methodological support.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
Ю.Ф. ПОНЕДЕЛКО, В.В. АБРАУХОВА (Ростов-на-Дону)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СОБЫТИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИя
Представлены модель социализации на основе приобретения социального опыта, доступного детям дошкольного возраста; эмоционально-событийные технологии как особый технологический конструкт, состоящий из последовательных и взаимосвязанных модулей (событий); результаты опытно-экспериментальной работы на примере реализации разноплановых социальных проектов.
Ключевые слова: социализация, дополнительное образование, дети дошкольного возраста, эмоционально-событийные технологии, технологический конструкт, событие.
В Концепции развития дополнительного образования детей определена его миссия как открытого вариативного образования, способствующего творческому развитию и социальному самоопределению ребенка [4]. Отличительной чертой системы дополнительного образования является то, что ребенок проходит образовательный путь, который выстраивается с учетом его интересов и обеспечивает эффективную самореализацию в социальном пространстве.
Различные аспекты социализации в системе дополнительного образования детей рассматривали В.А. Карнаухов (педагогические условия), И.А. Маслова (социализация подростков в воспитательном пространстве), Н.Э. Политнева (социализация школьников в разновозрастных коллективах), В.В. Абраухо-ва (социализация детей и подростков в процессе формирования творческой направленности личности) и др.
Особый интерес для нашего исследования представляет работа Л.Г. Павловой, в которой исследуется социализация детей в учреждении дополнительного образования на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя. Автор разработала структурно-функциональную
О Понеделко Ю.Ф., Абраухова В.В., 2016
модель с целью актуализации субъектной позиции детей и расширения их социальных контактов. Опытно-экспериментальная деятельность, проведенная в рамках исследования, охватывает возрастную категорию детей раннего дошкольного возраста и была апробирована в негосударственных центрах дополнительного образования. Процесс социализации в данной работе определяется как обеспечение успешного протекания социальной адаптации и автономизации ребенка [7] .
Для нашего исследования актуальным является старший дошкольный возраст как важный этап становления и развития личности. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, на данном этапе происходит фактическое «очеловечивание» ребенка, т. е. он овладевает специфическими формами поведения и доступными видами продуктивной деятельности [6]. В этот период появляется определенный уровень активности, самостоятельности, творчества, накапливается опыт решения определенных умственных и практических задач.
кроме этого, развиваются социальные навыки: умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели. Вхождение в мир людей, взаимодействие с ними - это базисная составляющая социализации. Ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о социальном мире и активно ее усваивать. Задача взрослого - помогать ребенку оценивать события, явления, поступки, формировать отношение к ним и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Абрамян, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева рассматривается взаимосвязь личностного становления детей дошкольного возраста и эмоциональных переживаний при взаимодействии с социумом. Как отмечает С.А. Козлова, познание социальной действительности начинается с возникновения социальных чувств [3]. Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира и приводит к социальному развитию, к социализации. Важным фактором социально-эмоционального развития ребенка является общение со взрослыми, которое позволяет приобретать коммуникабельную гибкость мышления, что, в свою очередь, обеспечивает открытость к внешнему миру, а значит, и спо-
КИЕ НАУКИ -
собность познавать и открывать социальную действительность.
В.Т. Кудрявцева рассматривала общность «взрослый - ребенок» как полисубъект образовательного процесса, внутри которого устанавливаются полифонические отношения, подразумевающие совместную и равноправную универсализацию способностей ребенка и взрослого [5]. В связи с этим особое значение приобретает организация совместной творческой и познавательной деятельности детей и взрослых.
Эффективным средством для решения этой задачи, на наш взгляд, являются событийные технологии. Событийный подход разрабатывался в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И Слободчикова и др. в контексте организации образовательного процесса [8]. Основная идея этого подхода - в использовании особой педагогической технологии для организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности.
Система дополнительного образования обладает всеми средствами и возможностями для реализации событийного подхода. В дополнительном образовании, свободном от жестких рамок стандартов и обладающем широким спектром вариативных форм работы, участникам образовательного процесса предлагаются разнообразные и эмоционально насыщенные способы проживания собственной жизнедеятельности.
на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали выводы, что вопросы социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, категория которых, по статистическим данным, составляет треть контингента всех воспитанников, исследованы не были.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем социализацию как процесс приобретения индивидом определенного социального опыта. Именно виды социального опыта, доступные детям дошкольного возраста, и легли в основу предлагаемой модели социализации. Учитывая возрастные особенности и потребности детей старшего дошкольного возраста, мы выделили следующие векторные направляющие (см. рис. на с. 72) процесса социализации: это приобретение опыта в области эмоционального взаимодействия с социумом, совместной деятельности со значимым взрослым, межличностного взаимодействия, про-
Эмоционально-событийные технологии
игрывания и проживания социальной ситуации в игровой деятельности, продуктивной деятельности.
Механизмом реализации данной модели являются проективные эмоционально-событийные технологии, которые были разработаны и апробированы во Дворце творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону. Под событием мы понимаем момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно-ориентированная встреча Взрослого и Ребенка. События в образовательном процессе позволяют поставить яркие акценты, которые усиливают эмоциональную составляющую процесса социализации. Нами было выделено три вида событий, которые используются в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: событие-переживание, событие-осмысление, событие-сотворчество. Эмоционально-событийные технологии рассматриваются нами как особый технологический конструкт, состоящий из последовательных и взаимосвязанных модулей (событий), содержание которых наполняется в зависимости от поставленной задачи и потребностей ребенка. Связующими сегментами являются проекты, которые обеспечивают целостность и непрерывность технологии.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности мы разработали и реализовали следующие социальные проекты: «Академия удивительных наук», «Гордимся победой!», «Город любящих родителей», «Твори, выдумывай
и пробуй», «Ее величество Игра!», «Что такое доброта?» и др. В реализации проектов приняли участие 80 воспитанников детского объединения «Город Радости» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г. Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодёжи», их родители, 4 педагога дополнительного образования.
Рассмотрим использование эмоционально-событийных технологий на примере реализации двух разнонаправленных социальных проектов: «Академия удивительных наук» и «Гордимся победой!». Основная идея социального проекта «Академия удивительных наук» - сопровождение ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром, насыщение позитивной событийностью исследовательского пространства детей.
Задача первого модуля - через событие-переживание вызвать позитивные эмоции по отношению к процессу познания, именно эмоции радости и удивления лежат в основе такого качества, как любознательность. Для решения этой задачи мы использовали следующие формы: театрализованные представления, научные шоу, игровые программы. Встречи со сказочными героями, которые в игровой форме демонстрировали интересные физические и химические опыты, развивающие наблюдательность, логическое мышление и другие качества, необходимые исследователю, помогли нам ввести воспитанников в удивительный мир науки доступными для этого возраста способами, вызвать эмоциональный отклик на со-
бытие. Для того чтобы эмоциональный настрой приобрел устойчивость, мы предоставили возможность интерактивного включения в исследовательское пространство - попробовать проделать ряд интересных опытов и экспериментов самим.
Второй модуль проекта, содержащий события-осмысления, предполагал работу в исследовательских лабораториях, участие в исследовательских играх, встречи с учеными, посещение различных научных мероприятий (фестиваль науки, выставки, музеи). В этот период дети приобретают опыт ведения исследовательского поиска, знакомятся с мировыми открытиями, расширяют свой мировоззренческий багаж.
Реализация этого модуля включает еще одну очень важную задачу - определение направления, в котором дети будут приобретать опыт исследовательской деятельности. Особая роль здесь отводится педагогу: почувствовать, вовремя откликнуться на эмоциональный призыв ребенка, поддержать интерес к определенному предмету исследования (примеры направлений, самый непредсказуемый этап).
Третий модуль (событие-сотворчество) был направлен на приобретение опыта исследовательской деятельности и завершился ярким событием - конференцией «Я познаю мир». В этот период исследовательское пространство значительно расширилось, приобрело полисубъектную структуру «родители -дети - ребенок». Ребята совместно с родителями и педагогами выполняли исследовательские работы, заданные индивидуальным образовательным маршрутом. В ходе опытно-экспериментальной работы мы апробировали ряд методов и приемов организации такой деятельности: совместное творчество детей и родителей, наставничество старших воспитанников, работа по схемам при отдаленном наблюдении педагогов и др.
Проанализировав полученные результаты, мы можем констатировать, что:
1) для детей дошкольного возраста наиболее эффективной формой проведения конференции является реализация игровых исследовательских проектов;
2) в соответствии с возрастными особенностями ребенок дошкольного возраста способен к освоению и приобретению только определенного способа исследовательской деятельности (наблюдение, работа в определенном алгоритме, практическое экспериментирование), поэтому
КИЕ НАУКИ -
его работа представлена в виде целостной структуры научного исследования;
3) в этот период организация исследовательской деятельности наиболее эффективна через коллективно-творческие формы.
Патриотический проект «Гордимся победой!» был направлен на социально-эмоциональное развитие в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых. на первом этапе проекта мы наполнили образовательное пространство событиями-переживаниями. Первый модуль событийности позволил нам создать особый эмоциональный настрой детей, пробудить душевный отклик на исторические события. Для решения этой задачи мы использовали акции, ситуации «эмоционального взрыва» и «эмоционального заражения». Мы выстроили события в такой последовательности: от ситуации эмоционального заражения (прослушивание музыкальных произведений, просмотр фотографий военных лет, детские воспоминания педагога или родителей от общения с фронтовиками) до эмоционального взрыва, а затем и конкретной деятельности, в данном проекте это участие во Всероссийской акции «Читаем детям о войне». В ходе опытно-экспериментальной деятельности было выявлено, что предугадать момент эмоционального взрыва невозможно, педагог может только создавать воспитательные ситуации для этого. «Эмоциональный взрыв» детей и педагога может не совпасть по времени, хотя они и проживают один момент педагогической реальности.
на втором этапе реализации проекта мы использовали события-осмысления. Содержательный компонент этого модуля был наполнен следующими формами: экскурсии «Музеи - детям!», виртуальные прогулки по Ростову, совместные с родителями поисковые игры «По следам войны», спектакли, утренники «Благодарим, солдаты, Вас!», совместное чтение книг о войне, реализация образовательной подпрограммы «Страницы истории». Это период накопления знаний, опыта проживания нравственных ситуаций, соприкосновения с героизмом, подвигами других людей, расширения представлений о военном периоде истории нашей Родины.
Завершился проект событием-сотворчеством взрослых и детей - совместным созданием «Книги памяти (лица и события»). Дети, пройдя событийный ряд двух модулей, уже были готовы к определенным действиям, которые помогли почувствовать свою сопричастность
к этим великим событиям, межпоколенную связь.
В ходе реализации проекта «Гордимся победой» нами был выделен еще один модуль в конструкте данной технологии - последействие. После окончания проекта у детей стало проявляться устойчивое желание принести пользу другим людям, добавить свою победу к общей Большой Победе своих дедов. Нами была проведена акция «Здравствуйте!», в нашей аудитории появилась «Копилка добрых дел», на занятиях «Я познаю мир» возникла образовательная ситуация «Сохранение водных ресурсов», которая завершилась на детской исследовательской конференции «Я познаю мир», где воспитанники искали разные способы очистки воды и создавали собственные фильтры. Всё это способствовало развитию социальных чувств и социальной активности детей.
Возникновение последействия является рефлексивным этапом и доказывает качественную эффективность использования эмоционально-событийных технологий в социализации детей дошкольного возраста. Для отслеживания эффективности реализации эмоционально-событийных технологий в процессе социализации мы сопоставили векторные направляющие процесса социализации и технологический конструкт взаимосвязанных модулей в реализуемых проектах. Результаты приведены в таблице.
Анализ взаимосвязи компонентов векторных направляющих процесса социализации и технологического конструкта позволил нам сделать следующие выводы:
1. При реализации эмоционально-событийных технологий между взрослым и ребенком происходит обмен смыслами и возможностями, а это способствует «взаимоналожению»
Матричная структура социализации детей дошкольного возраста средствами эмоционально-событийных технологий
Векторные направляющие процесса социализации Технологический конструкт Проект «Академия удивительных наук» Проект «Гордимся победой!»
Эмоциональное взаимодействие с окружающим миром, опыт совместной деятельности со значимым взрослым Событие-переживание Целевой ориентир: эмоциональная настройка Содержательный компонент: научные шоу, театрализованные представления, игровые программы и др. Целевой ориентир: душевный отклик на историческое событие Содержательный компонет: акции, спектакли, экскурсии
Опыт проигрывания и проживания социальной ситуации в игре, опыт межличностного взаимодействия Событие-осмысление Целевой ориентир: освоение способов исследовательской деятельности Содержательный компонент: работа в интерактивной лаборатории, столкновение с исследовательской проблемой, освоение образовательного модуля «Я познаю мир», научно-познавательные программы Целевой ориентир: накопление знаний и приобретение опыта проживания нравственных ситуаций Содержательный компонент: освоение образовательного модуля «Страницы истории», поисковые игры, беседы, просмотр видеосюжетов, чтение литературы
Опыт совместной деятельности со значимым взрослым, опыт продуктивной деятельности Событие-сотворчество Целевой ориентир: приобретение опыта исследовательской деятельности Содержательный компонент: исследовательские проекты, детские исследовательские конференции Целевой ориентир: укрепление межпоколенных связей Содержательный ориентир: работа над созданием «Книги памяти», индивидуальные проекты
Опыт совместной деятельности со значимым взрослым, опыт продуктивной деятельности Последействие Самостоятельное участие в конкурсах, проектах, конференциях Акции, проект «Копилка добрых дел»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
зон их ближайшего развития. Обогащение созидательного потенциала ребенка становится условием духовного роста взрослого и наоборот. Благодаря этому между взрослым и ребенком устанавливается подлинная социально-творческая общность, способствующая безопасному вхождению в социум.
2. Использование эмоционально-событийных технологий в образовательной практике позволяет укрепить связи между поколениями в семье, создать условия для расширения коммуникативного пространства между родителями и детьми, обеспечить насыщенность эмоционально значимыми событиями и поступками не только социальной среды, но и их совместной жизни с близким взрослым.
Внедрение эмоционально-событийных технологий в образовательную практику является одним из условий эффективной социализации детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.
Список литературы
1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: монография. Ростов н/Д.: Fondation, 2011.
2. Карнаухов В.А. Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ульяновский гос. ун-т. Ульяновск, 2003.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.
4. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (любое изд.).
5. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО, 1997.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981.
7. Павлова Л.Г. Социализация детей раннего возраста на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караков-ского, Н.Л. Новиковой, Е.И. Соколовой. М.: Пед. об-во России,1999.
9. Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования детей: приоритет духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие. Казань, 2003.
dopolnitel'nogo obrazovanija: monografija. Rostov n/D.: Fondation, 2011.
2. Karnauhov V.A. Pedagogicheskie uslovija socializacii lichnosti v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija detej: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Ul'janovskij gos. un-t. Ul'janovsk, 2003.
3. Kozlova S.A. Teorija i metodika oznakomlenija doshkol'nikov s social'noj dejstvitel'nost'ju: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 1998.
4. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r (ljuboe izd.).
5. Kudrjavcev V.T. Smysl chelovecheskogo det-stva i psihicheskoe razvitie rebenka. M.: Izd-vo URAO, 1997.
6. Leont'ev A.N. Problemy razvitija psihiki. 4-e izd. M., 1981.
7. Pavlova L.G. Socializacija detej rannego vozrasta na osnove vzaimodejstvija pedagoga, rebenka i rodi-telja v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.
8. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: problemy i reshenija / pod red. V.A. Karakovskogo, N.L. Novikovoj, E.I. Sokolovoj. M.: Ped. ob-vo Rossii,1999.
9. Shhetinskaja A.I. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej: prioritet duhovnosti, zdorov'ja i tvorchestva: ucheb. posobie. Kazan', 2003.
Socialization of preschool children by means of emotional and eventful technologies in institutions of additional education
There is represented the model of socialization based on social experience of preschool children. There are described the emotional and eventful technologies as a special technological construct that consists of successive and interrelated modules (events). There are described the results of the experimental work by the example of implementation of diverse social projects.
Key words: socialization, additional education, preschool children, emotional and eventful technologies, technological construct, event.
1. Abrauhova V.V. Foimirovanie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti vospitannikov uchrezhdenij
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
as *