Научная статья на тему 'Практика социального воспитания: основные тенденции развития'

Практика социального воспитания: основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / SOCIAL EDUCATION / TENDENCIES OF SOCIAL EDUCATION DEVELOPMENT / SOCIAL EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович

Анализ практики социального воспитания предполагает выявление современной парадигмы этого процесса, то есть определение совокупности ценностей, методов, подходов, социально-педагогических средств, характерных для современного периода развития российского общества и отечественного образования. Семья сегодня, в первую очередь, обеспечивает первоначальное информирование о нормах отношений в социуме, формирует мотивацию использования опыта взрослых. Исследования показывают, что в ряде внешне благополучных семей снижается уровень воспитательного влияния на ребенка в силу изменения информационных источников познания мира. Социальное воспитание, согласно современным представлениям ученых и практиков, должно быть направленно на формирование готовности к самостоятельному экзистенциальному и социальному выбору, на саморазвитие воспитанника. При этом педагогическое сопровождение саморазвития предстает как главная целевая функция воспитательной деятельности, ориентированная на развитие субъектности и сохранение индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of practice of social education assumes revealing of a modern paradigm of this process, that is to define a set of values, methods, approaches, social and pedagogical means typical for the modern period of development of the Russian society and national education. The family first of all provides today initial informing on norms of relations in society, forms motivation to use adults’ experience. Researches show, that in some of externally successful families, the level of educational influence on the child decreases, owing to change of information sources of knowledge of the world. Social education in modern ideas of scientists and practicians should be directed to formation of readiness for the independent existential and social choice, to self-development of the pupil. At the same time pedagogical support of self-development is the main criterion function of educational activity focused on development of subjectivity and maintaining the identity.

Текст научной работы на тему «Практика социального воспитания: основные тенденции развития»

УДК 37

М. И. Рожков

Практика социального воспитания: основные тенденции развития

Статья подгнотовлена по результатам исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 160600287

Анализ практики социального воспитания предполагает выявление современной парадигмы этого процесса, то есть определение совокупности ценностей, методов, подходов, социально-педагогических средств, характерных для современного периода развития российского общества и отечественного образования. Семья сегодня, в первую очередь, обеспечивает первоначальное информирование о нормах отношений в социуме, формирует мотивацию использования опыта взрослых. Исследования показывают, что в ряде внешне благополучных семей снижается уровень воспитательного влияния на ребенка в силу изменения информационных источников познания мира. Социальное воспитание, согласно современным представлениям ученых и практиков, должно быть направленно на формирование готовности к самостоятельному экзистенциальному и социальному выбору, на саморазвитие воспитанника. При этом педагогическое сопровождение саморазвития предстает как главная целевая функция воспитательной деятельности, ориентированная на развитие субъектности и сохранение индивидуальности.

Ключевые слова: социальное воспитание, тенденции развития социального воспитания, социальное воспитание в образовательных организациях.

M. I. Rozhkov

Practice of Social Education: Main Tendencies of Development

The analysis of practice of social education assumes revealing of a modern paradigm of this process, that is to define a set of values, methods, approaches, social and pedagogical means typical for the modern period of development of the Russian society and national education. The family first of all provides today initial informing on norms of relations in society, forms motivation to use adults' experience. Researches show, that in some of externally successful families, the level of educational influence on the child decreases, owing to change of information sources of knowledge of the world. Social education in modern ideas of scientists and practicians should be directed to formation of readiness for the independent existential and social choice, to self-development of the pupil. At the same time pedagogical support of self-development is the main criterion function of educational activity focused on development of subjectivity and maintaining the identity

Keywords: social education, tendencies of social education development, social education in educational organizations.

Анализ практики современного социального воспитания предполагает познание структуры, элементов и функционирования этого процесса в различных условиях и образовательных организациях. Такой анализ должен включать осмысление опыта, определение трудностей, выявление тенденций развития, особенностей воспитательного процесса в различных образовательных организациях. При этом анализ практики социального воспитания предполагает выявление современной парадигмы этого процесса, то есть определение совокупности ценностей, методов, подходов, социально-педагогических средств, характерных для современного периода развития российского общества и отечественного образования. Это предполагает рассмотрение ее как относительно самостоятельного явления педагогической реальности, в то же время состоящего из элементов, соответствующих специфике решения данной проблемы в различных структурах воспитания и образования. Перед нами

стояла задача определить эффективность социального воспитания, особенности и тенденции его развития в социальном окружении ребенка, а также выявить новые задачи этого процесса.

Для анализа практики социального воспитания важно выделить критерии эффективности этого процесса. Мы исходили из того, что результатом социального воспитания является изменение социальности ребенка. Под социальностью мы понимаем реализуемую готовность человека к интеграции в существующую систему социальных отношений.

Указанные составляющие социальности понимаются нами следующим образом:

Социальная адаптированность — готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и их решению в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме, то есть способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и не только мобили-

© Рожков М. И., 2017

зовать свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка [1-13]. Одним из основных показателей социальной адаптированно-сти выступает способность использовать имеющийся социальный опыт в ситуациях социального выбора.

Социальная автономность - сохранение индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей, ориентация на них при совершении социального выбора, устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям. Социальная автономность представляет собой совокупность установок на себя, умение властвовать над собой, способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Процесс социальной автономиза-ции - это процесс индивидуального развития личности в рамках социальных общностей. Социальная автономность - это высший уровень сформиро-ванности индивидуальных социально ориентирующих качеств личности.

Социальная активность - активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие

На основе перечисленных критериев и показателей нами анализировалась практика влияния различных социальных институтов на формирование социальности детей и молодежи в современном мире.

и самореализация в возникающих трудных ситуациях, способность к самоопределению и расширению границ пространства собственной жизнедеятельности. Социальная активность характеризует социальную деятельность личности, выражает ее самостоятельную, индивидуальную позицию, субъектное отношение к деятельности.

Осознание ребенком содержания социальных ролей, носителем которых он является, и владение набором ролевых функций, что составляет условие успешной реализации в системе социальных отношений. Важным в этом случае представляется не только овладение социальной ролью, но и соответствующая половая идентичность и способность к половой дифференциации.

Способность к рефлексии - наличие умения анализировать полученную информацию и делать соответствующий прогноз на основе имеющегося вывода. Рефлексивная позиция определяет успешность совершения социального выбора, что, в свою очередь, обусловливает эффективность социального самоопределения личности.

На основе этих составляющих нами были разработаны критерии и показатели эффективности социального воспитания (Таблица 1).

Таблица 1

Анализ позволил выявить зависимости, характерные для современного семейного воспитания. Семьи по-разному реализуют задачи социального воспитания. Успешность воспитания в семье зависит от личностных ресурсов семьи, ее

Критерии и показатели эффективности социального воспитания

Составляющие социальности Критерии Показатели социальной воспитанности

Социальная активность Когнитивный 1. Информированность о возможностях самореализации в системе социальных отношений

Мотивационный 2. Наличие мотивации на активное участие в этих отношениях

Практически- действенный 3. Реализация поставленных целей

Социальная адаптивность Когнитивный 1. Знание норм отношений в социуме

Мотивационный 2. Наличие мотивации на использование опыта взрослых

Практически- действенный 3. Реальные действия, направленные на реализацию себя на основе существующих

Социальная автономность Когнитивный 1. Знание самого себя

Мотивационный 2. Стремление сохранить свою индивидуальность

Практически- действенный 3. Реальные действия, направленные на раскрытие своего потенциала

Способность к рефлексии Когнитивный 1. Понимание ситуации выбора и обоснованности своей позиции

Мотивационный 2. Стремление самостоятельно принять решение

Практически- действенный 3. Активность при отстаивании своей позиции

Адекватность реализации социальных ролей Когнитивный 1. Знание содержания своей роли

Мотивационный 2. Стремление соответствовать нормам ролевого поведения

Практически- действенный 3. Адекватное стремление к самореализации в данной роли

состава, увлечений, вкусов, отношений старших, взрослых и детей и др.

Именно семья сегодня, в первую очередь, обеспечивает первоначальное информирование о нормах отношений в социуме, формирует мотивацию использования опыта взрослых. Исследования показывают, что в ряде внешне благополучных семей снижается уровень воспитательного влияния на ребенка в силу изменения информационных источников познания мира. Информированность детей подчас опережает информированность родителей. Уже с самых ранних лет дети в качестве такого источника используют интернет, поэтому все более значимой становится педагогическая коррекция получаемой детьми информации. Субъектами такой коррекции могут быть как родители, так и педагоги.

К сожалению, в неблагополучных семьях, где самих родителей характеризует девиантное поведение, у ребенка формируются искаженные представления о нормах социальных отношений и далеко не гуманистическое отношение к окружающему миру

Социальное воспитание в школе является важнейшей составляющей педагогического процесса. Исследование, проводимое под нашим руководством, выявило наличие у учащихся личной позиции по социально-значимым вопросам, заинтересованность в личностном социальном росте и успешной самореализации. Результаты анкетирования показали недостаточное развитие у старшеклассников умений и навыков рефлексии, осмысления жизненных целей и перспектив. В связи с этим акценты в социальном воспитании школы должны быть сегодня ориентированы на формирование навыков социально значимого целеполагания, выстраивания временных перспектив, рефлексивного самовосприятия, проявления жизненной стойкости в решении проблем.

В связи с этим организация социального воспитания в школе должна осуществляется в ходе познавательно-ценностной, практико-ориентированной, социально-преобразующей деятельности.

В ходе познавательно-ценностной деятельности формируется понятийно-сущностный компонент; в ходе практико-ориентированной деятельности -практико-деятельностный компонент; в ходе социально-преобразующей деятельности - мотивацион-но-мировоззренческий и концептуальный компоненты социальной компетентности.

Эффективным педагогическим средством привлечения школьников к решению общественно значимых вопросов являются социально-ориентированные акции, целевыми ориентирами которых становятся привлечение общественного внимания к существующей социальной проблеме, изучение общественного мнения и отношения, со-

действие в формировании общественного сознания. Можно классифицировать несколько видов социальных акций: исследовательские (проведение опросов), рекламные, благотворительные, социально-педагогические, социально-профилактические, патриотические, трудовые. Субъектами социальной акции выступают сами подростки, которые инициируют, организуют и осуществляют социально-ориентированное воздействие. Объектами могут быть разные социальные группы населения, органы исполнительной и законодательной власти, жители конкретной территории.

По-прежнему важным фактором социального воспитания является практика взаимодействия семьи и образовательной организации, которое позволяет сформировать единое воспитательно-образовательное пространство.

Изучение практики взаимодействия образовательных организаций и семьи показывает, что в последнее время проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательных организаций обострилась.

Причины разногласий разнообразны:

— различия в понимании целей, содержания и форм организации педагогического процесса: школа, в первую очередь, реализует государственный образовательный стандарт, не совпадающий порой с образовательными запросами родителей; родители часто сосредоточены лишь на успеваемости детей, не уделяя должного внимания другим сторонам развития;

— различия в критериях оценки качества образования: педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересован успешности образовательного процесса в классе и школе в целом, родители - в успехах собственного ребенка;

— различия в правовых обязательствах: педагоги отчитываются перед государством и фактически - перед родителями, а родители, по сути, свободны от юридической и административной ответственности перед школой;

— различия в понимании продуктивных стилей сотрудничества: дидактизм, присущий значительной части педагогов, переносится ими и на общение с родителями (в том числе и старших по возрасту, имеющих более качественное образование и высокий социальный статус), что, безусловно, становится причиной межличностных конфликтов.

Анализ инновационного опыта ряда образовательных организаций Москвы, Ярославля, Костромы показывает, что эти разногласия вполне могут быть нивелированы специальной работой, проводимой педагогическими коллективами.

В этих образовательных организациях сформирован новый профессиональный менталитет педа-

гогов, которые реализуют комплекс новых функций по взаимодействию с родителями и семьей обучающихся:

— координационная функция, реализуемая как помощь в организации семейного досуга, в координации деятельности различных социальных институтов, участвующих в решении проблем семьи или конкретного ребенка в ней; информирование по вопросам обучения и воспитания школьника, его социальной защиты;

— консультационная функция, предусматривающая помощь семье в обучении и воспитании детей;

— социально-психологическая функция, включающая диагностику и поддержку, направленную на создание благоприятного психологического климата в семье в периоды кратковременных кризисов; правовая коррекция межличностных отношений в семье, где имеет место психологическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния;

— стимулирующая функция, способствующая профессиональному совершенствованию педагогов и повышению уровня педагогической культуры и компетентности родителей;

— управленческая функция, предусматривающая вовлечение делегированных представителей родительской общественности в управление школой, коллегиальное обсуждение и принятие решений по совершенствованию образования и воспитательной работы с детьми в условиях семьи и образовательного учреждения.

Особое внимание в этих образовательных организациях уделяется комплексной диагностике уровня социальности школьников. Для этого в школах создается рабочая группа из числа специалистов и компетентных представителей родительской общественности. Одновременно с этим классные руководители совместно со школьным психологом, социальным педагогом и медицинским работником составляют социально-демографические характеристики семей учащихся и социальный паспорт класса и школы в целом.

Обучающиеся, оказавшиеся в условиях единого педагогического пространства «семья - школа», созданного единомышленниками, действующими во взаимосвязи, являющимися преемниками в решениях и действиях, взаимодополняющими друг друга в воспитательной деятельности, попадут в более благоприятные условия для овладения позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, необходимыми для их самопознания, социального самоопределения и самореализации в обществе.

Анализ практики социального воспитания позволяет определить современную парадигму этого процесса, в которой отражается совокупность определенных представлений о данном явлении, которые принимаются и разделяются педагогическим сообществом:

1. Главной тенденцией в развитии социального воспитания детей и молодежи в современной педагогической практике является опора на субъектную позицию ребенка.

Социальное воспитание, в соответствии с современными представлениями ученых и практиков, должно быть направленно на формирование готовности к самостоятельному экзистенциальному и социальному выбору, на саморазвитие воспитанника. При этом педагогическое сопровождение саморазвития предстает как главная целевая функция воспитательной деятельности, ориентированная на развитие субъектности и сохранение индивидуальности.

В качестве одной из важнейших задач, обеспечивающих формирование социальности воспитанников, выступает развитие социальной активности, социального интеллекта, готовности к социальному творчеству (перечисленные качества относятся к лидерству как к одному из самых ярких проявлений социальной одаренности).

2. Образовательные организации, детские сообщества должны стать проводником и источником изменений в жизни общества, создавать условия для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры общения и диалога. Позиция сотрудничества, совместного с ребенком определения его собственных целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни, и есть предмет педагогической поддержки. Особое внимание должно быть уделено тем воспитанникам, которым необходима персонифицированная педагогическая поддержка.

3. Важной составляющей социального воспитания является формирование социальной ответственности, которая определяется как создание условий для реализации мотивации ответственного поведения и саморегуляции поступков на основе осознания их соответствия требованиям, предъявляемым обществом. Воспитание социальной ответственности предполагает создание условий, способствующих интериоризации молодыми людьми ценностей общества и их применению в качестве морально-нравственного регулятора в ситуации жизненного выбора. Оно представляет собой двухвекторное образование, направленное, с одной стороны, на

создание условий для расширения субъективного пространства экзистенциального выбора, опыта социальных отношений и конструктивного решения внутриличностных дилемм; с другой - на формирование социальных компетенций, организацию практики их применения в период узловых жизненных событий.

4. Социальное воспитание в новых условиях требует формирования у воспитанников готовности к жизни в сетевом обществе. Первым понятие сетевого общества ввел Мануэль Кастельс [4]. В его работах сформулирована теория, которая позволяет оценить фундаментальные последствия

воздействия революционного развития

информационных технологий, охватывающей все области человеческой деятельности, на современный мир В условиях сетевого общества передача информации осуществляется с помощью новых информационно-коммуникационных

технологий. В связи с развитием этих технологий и производством виртуальных продуктов-услуг создается и развивается глобальное информационно-сетевое пространство, которое обеспечивает эффективное взаимодействие между субъектами информационных обменов. Сегодня уже ясно, что интернет и сетевое взаимодействие существенно влияют на процесс формирования социальности воспитанников.

В эпоху сетевого общества человек будет развиваться в сторону персонализации собственного бытия и отчуждения или минимизации связей с социальным миром до физиологических потребностей. Это будет связано с эволюцией виртуальной коммуникации, которая с развитием будет только уменьшать роли социальной адаптации и самоопределения в реальности.

В сетевом обществе благодаря глобальной сети виртуальная реальность трансформируется как средство компьютерной симуляции социальной реальности, в которой происходит взаимодействие между виртуальными образами, симулирующими личность, а не самими людьми. В дальнейшем интернет сможет полностью заменить социальную реальность.

Библиографический список

1. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. М. Божович . - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Волохов, А. В., Рожков, М. И. Стратегия партнерства детских общественных организаций в интересах детей [Текст] / А. В. Волохов, М. И. Рожков. - М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 199 с.

3. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. - 158 с.

4. Кастельс, М. Власть коммуникации: учеб. Пособие [Текст] / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тыле-вич (под науч. ред. А. И. Черных). - М. : ГУ ВШЭ, 2016. - 563 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

6. Лаптева, С. В. Специфика и основные компоненты воспитательной деятельности в современном вузе [Текст] / С. В. Лаптева //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. -№ 1 (3). - С. 32-36.

7. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. -Ростов н/Д : Факел, 1996. - 512 с.

8. Рожков, М. И. Социальная педагогика [Текст] : учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - М. : Юрайт, 2017. -247 с.

9. Ромм, Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе [Текст] / Т. А. Ромм // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 26-31.

10. Сорочинская, Е. Н. Проблема совершенствования парадигмы социального воспитания [Текст] / Е. Н. Сорочинская // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 18-24.

11. Социальная педагогика [Текст] : монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М. : Владос, 2004. - 368 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]

13. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. -2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 272 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bozhovich, L. M. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Tekst] / L. M. Bozhovich . - M. : Pros-veshhenie, 1968. - 464 s.

2. Volohov, A. V., Rozhkov, M. I. Strategija partnerst-va detskih obshhestvennyh organizacij v interesah detej [Tekst] / A. V. Volohov, M. I. Rozhkov. - M. : Izd. centr «Akademija», 2003. - 199 s.

3. Vospitanie i strategija zhizni rebenka [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova. -M. : Nauchnaja biblioteka, 2016. - 158 s.

4. Kastel's, M. Vlast' kommunikacii: ucheb. Posobie [Tekst] / M. Kastel's ; per. s angl. N. M. Tylevich (pod nauch. red. A. I. Chernyh). - M. : GU VShJe, 2016. -563 s.

5. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lapteva, S. V Specifika i osnovnye komponenty vospitatel'noj dejatel'nosti v sovremennom vuze [Tekst] /

S. V Lapteva //Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2011. - № 1 (3). -S. 32-36.

7. Petrovskij, V. A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti [Tekst] / V A. Petrovskij. - Rostov n/D : Fakel, 1996. - 512 s.

8. Rozhkov, M. I. Social'naja pedagogika [Tekst] : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / M. I. Rozhkov, T. V. Makeeva. - M. : Jurajt, 2017. -247 s.

9. Romm, T. A. Strategicheskie orientiry social'nogo vospitanija v postindustrial'nom obshhestve [Tekst] / T. A. Romm // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2013. - № 2. - S. 26-31.

10. Sorochinskaja, E. N. Problema sovershenstvo-vanija paradigmy social'nogo vospitanija [Tekst] / E. N. Sorochinskaja // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2010. - № 1. - S. 18-24.

11. Social'naja pedagogika [Tekst] : monografija / pod red. V G. Bocharovoj. - M. : Vlados, 2004. - 368 s.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: [https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]

13. Shakurova, M. V. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / M. V. Shakurova. - 2-e izd., stereotip. - M. : Akademija, 2004. - 272 s.

Reference List

1. Bozhovich L. M. Personality and its formation at children's age. - M. : Prosveshchenie, 1968. - 464 p.

2. Volokhov A. V, Rozhkov M. I. The strategy of partnership of children's public organizations for the benefit of children. - M. : Publishing center «Akademiya», 2003. - 199 p.

3. Education and strategy of the child's life: the collective monograph / under the editorship of M. I. Rozhkov. - M. : Nauchnaya biblioteka, 2016. -158 p.

4. Castells M. Power of communication: textbook; translated from English by N. M. Tylevich (under scientific edition of A. I. Chernykh). - M. : GU VShE, 2016. -563 p.

5. Concept of children additional education development [An electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

6. Lapteva S. V. Specifics and the main components of educational activity in modern higher education institution // the Bulletin of Vyatka state humanitarian university. - 2011. - № 1 (3). - P. 32-36.

7. Petrovsky V A. Personality in psychology: subjectivity paradigm. - Rostov-on-Don : Fakel, 1996. - 512 p.

8. Rozhkov M. I. Social pedagogics: the textbook for the academic bachelor degree. - M. : Urite, 2017. - 247 p.

9. Romm T. A. Strategic reference points of social education in post-industrial society // Siberian pedagogical magazine. - 2013. - № 2. - P. 26-31.

10. Sorochinsk E. N. Problem of improvement of a social education paradigm // Pedagogical education in Russia. - 2010. - № 1. - P. 18-24.

11. Social pedagogics: the monograph / under the editorship of V. G. Bocharova. - M. : Vlados, 2004. - 368 p.

12. Federal state educational standard of preschool education [An electronic resource]. - Access mode: [https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]

13. Shakurova M. V. Methodics and technology of the social teacher's work: textbook for students of higher pedagogical institutions. - 2nd edition., stereotype. - M. : Akademiya, 2004. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.