Научная статья на тему 'Социализация бизнеса как закономерный процесс в развитии общества. Исторический обзор'

Социализация бизнеса как закономерный процесс в развитии общества. Исторический обзор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / УСТОЙЧИВОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Е.Б.

Дан анализ факторов, повлиявших на социализацию бизнеса в ХХ веке. Сделан вывод, что включение бизнеса в более широкую социальную среду носит закономерный характер. Социализация бизнеса, с одной стороны, связана с кардинальными изменениями внутри системы капиталистического производства, вызванными изменением в XX веке характера труда и формы собственности, с другой стороны, обусловлена социальными изменениями в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация бизнеса как закономерный процесс в развитии общества. Исторический обзор»

УДК 316.334.23

Е.Б. Боброва

СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Дан анализ факторов, повлиявших на социализацию бизнеса в ХХ веке. Сделан вывод, что включение бизнеса в более широкую социальную среду носит закономерный характер. Социализация бизнеса, с одной стороны, связана с кардинальными изменениями внутри системы капиталистического производства, вызванными изменением в XX веке характера труда и формы собственности, с другой стороны, обусловлена социальными изменениями в обществе.

Ключевые слова: социальный институт бизнеса, социализация бизнеса, капиталистическое производство, факторы производства, устойчивое динамическое равновесие, постиндустриальное общество, информационное общество, социальный договор, социальная ответственность бизнеса.

Формирование социальной ответственности бизнеса происходило в процессе его социализации - включения этого социального института в более широкую систему - общество, как адаптация бизнеса к меняющимся условиям, с одной стороны, а с другой - как регулирование деятельности бизнес-субъектов и бизнес-сообщества со стороны государства и других социальных групп и сообществ. Уровень развития этого института определяет содержание и форму национальной экономики. Роль социального института бизнеса является основополагающей и определяющей в обществе с рыночной экономикой, потому что этот институт связан с основной деятельностью человека -производственной и призван удовлетворять основные потребности человека в материальных и нематериальных благах.

Социализация бизнеса имеет объективное основание и связана, прежде всего, с кардинальными изменениями внутри системы капиталистического производства, вызванными изменением характера труда в XX веке. «В настоящее время экономическое развитие производства через повышение производительности труда требует изменений всех факторов производства - не только постоянного обновления средств производства посредством внедрения новых технологий, но и изменения места и роли работника (рабочей силы) в системе организации труда и распределения получаемого продукта.

© Боброва Е.Б., 2014

Боброва Елена Борисовна - ст. преподаватель кафедры иностранных языков и связей с общественностью, аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: elenabobrova@mail.ru.

В связи с этим происходит повышение роли человеческого фактора на производстве: для усиления трудовой мотивации появляются формы участия работников в управлении предприятием, развиваются формы самоуправления. Имеет место радикальное изменение социальной организации труда» [1, с. 42-43]. В настоящее время в экономиках развитых стран социальная составляющая в стоимости продукта превышает экономическую составляющую.

Социализация бизнеса непосредственно связана с социализацией собственности: бизнес был заинтересован в повышении мотивации работников к более качественному и производительному труду. Для этого капитал стал превращаться в акционерный, т.е. работники предприятия становились собственниками своего предприятия через участие в акционерном капитале. Собственность из частной стала превращаться в корпоративную.

Соотношение экономической свободы и государственного регулирования бизнеса менялось в историческом развитии. На начальном этапе развития капитализма бизнес стремился к достижению максимальной свободы, независимости от вмешательства государства и получению максимальной прибыли. Эта позиция нашла свое отражение в теории «laissez-faire» - принципе свободной конкуренции, послужившем краеугольным камнем рыночной экономики и свободного предпринимательского капитализма. При этом роль государства ограничивалось минимальным вмешательством в экономику и частную жизнь граждан. Соответственно, социальная ответственность определялась бизнесом в границах экономической выгоды. К концу XIX - началу XX века обострение противоречий рыночной экономики и вопиющие формы проявления власти монополистического капитала вызвали оппозиционную волну в экономической науке в противовес теории экономического либерализма. Наряду с этим выдвинулась проблема рабочего и социального законодательства, демократизации экономики и общественной жизни.

В политэкономии возникла оппозиция традиционной экономической философии и рыночным неоклассическим концепциям, связанная с усилением роли государства в регулировании экономики. Институционалисты (Т. Веблен, Торстейн, Дж. Коммонс, У. Митчелл) противопоставили неоклассической рыночной теории, где рынок предстает как универсальный и нейтральный механизм распределения ограниченных экономических ресурсов между альтернативными возможностями их использования, свои исследования рыночного механизма как социального института, характер функционирования которого отражает особенности экономической системы и который сам претерпевает изменения в ходе эволюции общества [2, с. 56]. В качестве основных институтов экономисты институционального течения определяли, во-первых, сам рыночный механизм, его специфику на определенном этапе развития общества и степень эффективности с точки зрения «общественного интереса»; во-вторых, крупную корпорацию как ключевое

звено экономической системы; в-третьих, государство с его социально-экономическими функциями. Государство предстало как важнейший элемент институциональной системы [3, с. 35].

На практике концепция государственного регулирования экономики нашла свое воплощение в программе «Нового курса» Ф. Рузвельта. Программа была разработана как ответ государства на последствия Великой депрессии в США в начале 30-х годов. На государственном уровне были заложены основы современного положения бизнеса в обществе, понимания его роли, гражданской ответственности и взаимоотношения с государством и обществом. Важным шагом на пути формирования новых принципов взаимоотношения бизнеса, государства и общества было принятие законов о прогрессивном подоходном налоге и социальном страховании. Прогрессивный подоходный налог был принят с формулировкой, что произведенное богатство в настоящее время не является продуктом труда одного человека, и прогрессивная ставка налогообложения позволит перераспределить доходы между всеми участниками производственных отношений. Социальное страхование предполагало выплату пенсий по старости и социальных пособий, установление минимальной заработной платы, часов труда и отдыха [4, с. 2]. Принятые государством меры нанесли мощный удар по власти олигархов и монополий, заложили основы будущего процветания Америки, предоставив всем гражданам страны равноправный доступ к национальному богатству, на практике реализовав принцип социальной справедливости.

В середине XX века стало актуальным удовлетворение не только материальных потребностей, но и потребностей в безопасной жизнедеятельности, социальных гарантиях, устойчивых рынках труда и капитала. Согласно Т. Парсонсу, общество как система не может устойчиво функционировать, если в способе ее социального бытия не предусмотрено решение определенных основополагающих проблем [5, с. 72]. Одним из условий сохранения параметров системы является внутреннее единство системы, которое должно обеспечиваться посредством усвоения элементами системы ее норм. Особенно в сохранении устойчивого динамического равновесия заинтересовано бизнес-сообщество и субъекты бизнеса. Компании осознали важность поддержания социальной стабильности для собственного развития внутри страны, а с формированием мировой экономической системы - и во всем мире. Поэтому к основной функции социального института бизнеса - осуществление хозяйственной деятельности, выпуск товаров и услуг добавилась еще одна -поддержание стабильности и устойчивости системы. В этом случае результатом хозяйственной деятельности становятся не только материальные блага, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом. Поэтому предприятия должны выделять ресурсы на поддержание стабильности и устойчивости системы. Таким обра-

зом, инвестиционный ресурс распадается на две части: одна часть этого ресурса направляется непосредственно на экономический рост предприятия, а вторая часть - на обеспечение социальной стабильности [6, с. 86]. К середине 50-х годов в США стало очевидно, что в целях успешного экономического развития система взаимоотношений между обществом и бизнесом должна быть интерпретирована как форма некоего социального договора с совокупностью писаных и неписаных правил и положений, регламентирующих поведение бизнес-сообщества. При этом предполагалось, что этот договор будет обладать симметричностью, так как социальное соглашение предполагало ряд обоюдных обязательств компаний и общества [7, с. 61]. С этого времени началось формирование социального института СОБ как системы взаимодействия бизнеса, государства и общества, основанного на формальных и неформальных правилах и договоренностях.

Социализация бизнеса, т.е. включение системы бизнеса в более широкую систему - общество, их взаимосвязь и взаимопроникновение определялась несколькими макроэкономическими тенденциями в XX веке. Одна из них это формирование мировой капиталистической экономики - единой мировой системы, вовлеченной в производство для продажи и обмена с целью получения прибыли, а не для обеспечения благосостояния народа. Конец XX -начало XXI века характеризуется переходом мировой экономики на постиндустриальную стадию развития (Д. Белл) [8, с. 57], которая определяется высоким уровнем развития науки и технологий. Это означает преобладание не производства, а сферы услуг, особенно информационных (более 40 % национального дохода развитых стран дает производство и использование информационных технологий) [9, с. 102]. В связи с чем сформировался новый ци-вилизационный тип социальной организации - постиндустриальное общество. Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе в роли таковых выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости.

Развитие информационных технологий привело к созданию единого мирового информационного пространства. Информация становится инструментом влияния на деятельность любых политических, экономических и общественных институтов и отдельных субъектов. «Знание и интерактивные коммуникации являются основными агентами преобразований не только в сфере собственно производства и обмена, но и в сфере социальных и политических изменений» [10, с. 67].

Другой процесс, характерный для конца XX - начала XXI века, - это глобализация. Глобализация мировой экономики - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер)

и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах общества. Бизнес как субъект социальных отношений наиболее оперативно реагирует на все глобальные изменения, находясь в авангарде изменяющихся социальных и экономических процессов, часто являясь их инициатором. В соответствии с процессами глобализации и информатизации мирового сообщества бизнес изменил парадигму своих взаимоотношений со всеми своими целевыми аудиториями, поставив во главу угла эффективные и экономичные коммуникации [11, с. 23].

Исторически соотношение частнокапиталистических и общественных интересов в деятельности компаний изменялась в сторону большей социализации бизнеса. «Взаимовлияние и взаимопроникновение бизнеса и общества возрастают на каждой более высокой цивилизационной фазе. Это определяет закономерность процесса постепенной социальной трансформации предпринимательства в институт, учитывающий общественные настроения и интересы в самом широком плане. Проблема социализации бизнеса - это проблема цивилизованного предпринимательства» [12, с. 57-68].

Экономическая эффективность лежит в основе успешной бизнес-деятельности. Успешная конкуренция предполагает минимизацию затрат, в том числе расходов на оплату труда и социальные программы. Однако переход к постиндустриальной стадии (интеллектуализация экономики, НТП, информатизация, а следовательно, возрастание роли фактора труда по отношению к капиталу) заставляет бизнес двигаться в сторону увеличения социальных затрат. Конкурентный механизм в большей степени становится социальным [13, с. 25]. Стратегия социальной ответственности является сутью новой логики действий, охватывающей сферу экономических, социальных и политических отношений. Мировая история в XX веке показала значимость социальной стабильности и преимущество эволюционных преобразований перед революционными. Наиболее дальновидная часть бизнеса и правящей элиты поняла, что возможно регулировать темпы экономического и социального развития, используя потенциальные возможности капитализма и социально ориентированной рыночной экономики. Постепенно начала формироваться «упреждающая стратегия», позволяющая путем компромиссов и социального партнерства избегать острых и опасных для экономического роста и сохранения конкурентоспособности коллизий. «Модель развития общества в XXI веке - это модель, обеспечивающая устойчивое экономическое и политическое развитие, социально ориентированная и социально ответственная. Развитие мира во многом зависит от того, насколько социально ответственны силы, задействованные в главных процессах, происходящих на международной сцене: от глобализации до жизнеобеспечения человека» [13, с. 30].

Переход к социальной модели поведения бизнеса обусловлен не только экономическими процессами и осознанием экономической целесообразности. Развитие социума привело к тому, что он стал активным существенным фактором трансформации бизнеса. Однако ведущую роль в повышении социальной активности бизнеса играет государство. Опыт экономического и социального развития индустриальных стран свидетельствует, что рыночная экономика принципиально не может существовать в чистом виде. Государство призвано формировать социально справедливые и взаимно ответственные отношения между всеми субъектами бизнеса как внутри деловой среды, так и за ее пределами. «Государство и бизнес являются самыми могущественными институтами индустриального и постиндустриального общества. В силу совокупности многообразных факторов в сложной сбалансированной системе интересов и взаимоотношений между государством и бизнесом действует своеобразная система сдержек и противовесов, которая не позволяет устанавливать единоличный контроль над обществом» [14, с. 527]. Концепция социальной ответственности бизнеса как раз и возникла как закономерное решение противостояния бизнеса и государства.

Список литературы

1. Слюсарянский М.А. Обобществление труда и социализация собственности // Современное российское общество: проблемы труда, социальной политики и образ жизни: сб. науч. ст. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 42-49.

2. Маркова А.Н. Современные экономические теории Запада. - М.: Фин-статинформ, 1996. - 215 с.

3. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 349 с.

4. American economy. - New York, 1998. - 190 р.

5. Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2002. - 281 с.

6. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования / О.В. Иншаков [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 178 с.

7. Деревянченко В.В. Инстуциализация социальной ответственности бизнеса в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - 25 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1999. - 478 с.

9. Маликова Н.Р. Методологическое основание социологического анализа мировой цивилизации // Российское общество в современных цивилизаци-онных процессах: материалы конф. - СПб., 2010. - С. 102-106.

10. Bell D. The Social Framework of the Information Society. - Oxford, 1980. - 347 p.

11. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт СНГ / под ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. - 182 с.

12. Люблинский В.В. Социальная ответственность предпринимателей и проблемы общества: опыт Западной Европы и России // Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества / под ред. М.В. Каргаловой. - М., 2002. - С. 57-68.

13. Туркин С. Социальные инвестиции в бизнесе. - М.: Русский университет, 2003. - 364 с.

14. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы / под ред. Н. Волгина, В.К. Егорова. - М.: Дашков и К°, 2004. - 1048 с.

Получено 30.04.2014

E.B. Bobrova

SOCIALIZATION OF BUSINESS AS A REGULAR PROCESS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY. HISTORICAL OVERVIEW

The article is devoted to the analysis of factors that influenced socialization of business in the 20th century. The conclusion is made that involvement of business in a broader social environment is natural. Socialization of business, on the one hand, is associated with the dramatic changes that have occurred within the system of capitalist production, caused by a change in the nature of work in the XX century and the form of ownership, and, on the other hand, resulted from social changes that have occurred within the society.

Keywords: social business institution, business socialization, capitalist production, factors of production, sustainable dynamic equilibrium, post-industrial society, information society, social contract, social responsibility of business.

Bobrova Elena Borisovna - Senior Lecturer, Dept. of Foreign Languages and PR, postgraduate of Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: elenabobrova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.