1S3
СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ В РАМКАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)
А.Н. Старцева, студент А.С. Булекова, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24412/2411-0450-2022-6-2-183-185
Аннотация. В данной статье рассматривается роль России в международном сотрудничестве организации АТЭС в направлении торговли, нациолнальной экономической безопасности. Проведен анализ взаимной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассмотрены проблемы таможенного сотрудничества в рамках АТЭС и предложены направления их решения.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, таможенное сотрудничество, региональное развитие, таможенное администрирование.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) представляет собой региональный экономических форум, созданный в 1989 г. для поддержки растущей независимости Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В состав АТЭС входит 21 государство, стратегическая цель организации - обеспечение процветания жителей региона путем сбалансированного, всеобщего, устойчивого, инновационного и безопасного роста и путем интеграции экономик региона.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество гарантирует, что товары, услуги, инвестиции и люди могут легко перемещаться через границы. Страны-члены АТЭС способствуют таким отношениям путем ускорения таможенных процедур, улучшения национального бизнес-климата и установления согласованных правил и стандартов в регионе. Так, АТЭС инициировал координацию регулятивных систем группы как ключевой шаг к интеграции экономик АТР. Единый набор стандартов для всех экономик АТЭС упростит процедуры экспорта товаров.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество помогает всем резидентам АТР получать выгоды от растущей
экономики. Форум нацелен на то, чтобы позволить всем странам-членам работать с новыми вызовами благополучию региона, включая восстановление после стихийных бедствий, предотвращение пандемий, противодействие терроризму.
В структуре АТЭС вопросами, так или иначе затрагивающими таможенное сотрудничество занимаются следующие органы: Подкомитет по таможенным процедурам, Подкомитет по стандартам и соответствию, Группа доступа на секторальные рынки, Группа по услугам, Экспертная группа по правам интеллектуальной собственности, Управляющая группа по электронной коммерции, Диалог по автомобильной промышленности, Диалог по химической промышленности.
Основной стратегической целью АТЭС с момента ее создания была организация зоны свободной торговли в АТР. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество весьма далеко в настоящее время от реализации этой цели, поскольку имеются принципиальные противоречия между странами-членами АТЭС о характере и особенностях зоны свободной торговли.
Таблица 1. Анализ динамики товарооборота частного страндии АТЭС с будут Россией,
Страны 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к
2019 г. 2020 г.
Вьетнам 341,55 393,61 270,74 79,2 68,7
Гонконг 88,86 164,53 77,75 85 47,2
Индонезия 170,08 163,14 126,34 74,2 77,4
Китай 7 740,33 7 219,68 4 949,65 64 68,5
Таиланд 164,53 122,87 97,19 59 79
Малайзия 201,32 182,57 147,17 73,1 80,6
Мексика 179,8 149,95 179,8 100 120
Бруней 131,9 4 970,47 4 949,65 37,5 99,5
Папуа-Новая развития Гвинея 360,98 291,56 131,9 36,5 45,2
Перу 38 042,16 28 462,2 21936,72 57,6 57,6
Итого 56128,18 42120,58 32866,91 666,1 743,2
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что товарооборот стран АТЭС с Россией за анализируемый период уменьшился. Так, в 2021 году она составила 32866,91 млрд руб., что на 70,7% меньше по сравнению с 2019 г., и на 28,1% - по основе сравнению с 2020 г. На уменьшение товарооборота с Россией наибольшее влияние оказал Таиланд. В отчетном году товарооборот Гонконга составил 97,19 млрд.руб., что на 26,4% меньше по сравнению с прошлым годом и на 69,2% - по сравнению с базисным годом. Таким образом можно сделать вывод о том, что возможное сотрудничество России со странами АТЭС за прошедшие 3 года уменьшилось, данный показатель может быть вызван рядом веских причин, например текущая неоднозначная политическая ситуация в отношении России от других стран, рядом других причин.
Россия вступила в АТЭС в 1998 г. В первые годы деятельность России в АТЭС была малозаметной, по-видимому, серьезный экономический кризис и преодоление его последствий заставил Правительство России больше внимания уделять внутренним проблемам, чем работе во внешнеполитических ассоциациях. С начала 2000-х гг. участие России в деятельности АТЭС стало более заметным. Среди наиболее заметных инициатив АТЭС, принятых при содействии России, следует отметить согласование контртеррористической активности АТЭС с рекомендациями Совета безопасности ООН, создание механизма сотрудничества при чрезвычайных ситуациях, создание «Диалога по цветным металлам», а также шаги по формированию региональной валютно-финансовой системы. После саммита АТЭС 2012 г. Россия предложила программу регионального
взаимодействия по реализации трансграничных образовательных программ, которая включает разработку карты академической мобильности. Несмотря на отсутствие механизмов влияния форума на страны-члены АТЭС, что является основополагающим принципом АТЭС, форум сохраняет свою значимость как площадка для переговоров и установления общих интересов стран-членов АТЭС.
ФТС России в рамках своей компетенции участвует в заседаниях Подкомитета АТЭС по таможенным процедурам, Экспертной группы АТЭС по вопросам незаконной вырубки лесов и сопутствующей торговли и других мероприятиях.
Ключевым вопросом для ФТС России при взаимодействии с форумом АТЭС является развитие информационных технологий и создание единого информационного таможенного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
В рамках председательства Российской Федерации в форуме в 2012 году ФТС России была выдвинута инициатива по созданию единого информационного таможенного пространства. В целях реализации инициативы большое значение придается налаживанию электронного обмена данными, в первую очередь предварительной информацией с зарубежными таможенными администрациями.
Данное взаимодействие в рамках единого информационного пространства позволит осуществлять меры по профилактике недостоверного декларирования и занижения фактурной стоимости и, как следствие, увеличить поступление доходов в федеральный бюджет.
В настоящее время ФТС России прорабатывает в рамках форума АТЭС вопросы создания экспертной подгруппы для реше-
ния практических задач таможенного ад- сом остается отсутствие согласования министрирования между странами- между экономиками АТЭС в предоставле-участницами АТЭС, согласования проекта нии преференциального режима для това-единого протокола об обмене предвари- ров, перемещаемых через территории тре-тельной информацией о перемещаемых тьих стран. Обсуждаются единые меха-между странами-участницами АТЭС това- низмы определения страны происхожде-рах и транспортных средствах при транзи- ния и сертификации транзитных грузов, те, придания Российской таможенной ака- так как для создания облегченных условий демии статуса АТЭС. таможенного оформления необходимы бо-
В настоящее время взаимодействие та- лее единообразные транзитные правила моженных администраций стран АТЭС для международных торговых операторов. направлено на формулирование руково- Решение указанных вопросов позволит по-дящих принципов таможенного транзита в высить эффективность и безопасность рамках объединения. Актуальным вопро- международных цепей поставок.
Библиографический список
1. Аманжолов Ж.М. Форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества и его перспективы в сфере обеспечения региональной безопасности // Системы международной безопасности. - 2019. - №6. - С. 6-8.
2. Ахмедзянов Р.Р., Рыбаков Д.С. Современное состояние и перспективы развития торгового сотрудничества России и Китая // Modern Economy Success. - 2020. - № 6. -С. 116119.
3. Балашова К.С., Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // Modern Economy Success. - 2020. -№3. - С. 86-90.
4. Сафронов Б.В. Азиатско-тихоокеанский регион: история и развитие: Учебное пособие. - Гриф УМО В0,2022 - 20 с.
5. Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В. Международная торговля товарами и услугами: Учебное пособие. - Гриф УМО ВО, 2022. - 25 с.
6. Мигел А.А., Косихина О.П. Отмывание денег, нелегальные рынки, уход от налогов: старые реалии новой экономики // В сборнике: Политэкономические императивы развития: Монография / Ответст. редакторы М.Л. Альпидовская, Л.Г. Грязнова. - М., 2019. -С. 453-461.
CUSTOMS COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ASIAN PACIFIC
ECONOMIC COOPERATION (APEC)
A.N. Startseva, Student A.S. Bulekova, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. This article examines the role of Russia in the international cooperation of the APEC organization in the direction of trade, national economic security. An analysis of mutual trade with the countries of the Asia-Pacific region was carried out. The problems of customs cooperation within the framework of APEC are considered and directions for their solution are proposed.
Keywords: economic cooperation, customs cooperation, regional development, customs administration.