АТЭС в системе внешнеэкономических интересов России
Г.Н. Саришвили У ,
В последней четверти ушедшего века, когда стало очевидным, что Азиатско-тихоокеанский регион по темпам и структуре экономического роста превращается в ведущего участника глобального хозяйства, в Советском Союзе усилился позитивный интерес к развитию торгово-экономического взаимодействия как с отдельными странами этого региона, так и с региональными экономическими организациями.
В России в рамках стратегии активного участия в международных экономических отношениях этот интерес перерос в последовательные шаги по сближению с крупнейшей региональной организацией АТР - Межправительственным форумом «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Завязались контакты с рабочими группами Форума. Уже в 1994 г. российские представители приняли участие в министерской встрече в Осаке по вопросам малого и среднего бизнеса. В марте 1995 г. Правительство России направило в Секретариат АТЭС заявку на присоединение к этой организации.
Для выявления особенностей и оценки перспектив развития торгово-экономических отношений России с АТЭС следует, прежде всего, определить суть и реальные возможности данной организации.
Основные характеристики и направления деятельности АТЭС
Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 г. по инициативе Австралии с участием представителей 12 стран региона. Число его участников в дальнейшем постоянно возрастало, и в 1998 г. после вступления в АТЭС России, Вьетнама и Перу общее количество членов Форума достигло 21 страны и территории.
После этого было принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение АТЭС. Позже мораторий был продлен до 2010 г.
Во многом из-за участия в форуме Гонконга и Тайваня, не являющихся самостоятельными государствами, в официальных документах АТЭС всех его членов принято называть нейтральным термином «экономики». Их перечень демонстрирует чрезвычайное разнообразие демографического состава, социально-политического устройства, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей. Участниками АТЭС (в скобках год вступления) ныне являются Австралия (1989), Бруней (1989), Вьетнам (1998), Гонконг (1991), Индонезия (1989), Канада (1989), КНР (1991), Республика Корея (1989), Малайзия (1989), Мексика (1993), Новая Зеландия (1989), Папуа
- Новая Гвинея (1993), Перу (1998), Россия (1998), Сингапур (1989), США (1989), Таиланд (1989), Тайвань (1991), Филиппины (1989), Чили (1994), Япония (1989). Заинтересованность в присоединении к АТЭС после окончания моратория проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.
Совокупный экономический потенциал стран АТЭС позволяет рассматривать эту организацию как исключительно влиятельного субъекта международных экономических отношений, способного оказывать системное воздействие не только на региональные, но и на глобальные процессы. В этом уникальность АТЭС, обладающей «контрольным пакетом акций» мирового хозяйства.
В странах АТЭС в настоящее время проживает более 2,7 млрд человек и производится примерно 55% мирового ВВП. АТЭС пред-
ставляет собой самый динамичный регион планеты: среднегодовые темпы прироста ВВП стран - участниц Форума с момента его создания составили около 7% против 5% для всех других стран. Паритетный ВВП на душу населения в регионе АТЭС (около 15 тыс. долл. США) почти вдвое превышает аналогичный показатель для остальной части мира.1
Выступая в Хабаровске на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока РФ и сотрудничеству с АТР в начале июля 2010 г., Президент России Д.А. Медведев специально обратил внимание, что страны этого региона уверенно развиваются опережающими темпами. Даже в самый острый период глобального спада темпы прироста ВВП в АТР не опускались ниже 3,5%. Наиболее развитые национальные экономики раньше других преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами. По сути, отметил Президент, туда перемещается не только центр глобального экономического развития, но и, по многим вопросам, центр политического взаимодей-ствия.2
Высоким динамизмом характеризуется развитие внешнеторговых связей стран АТЭС: в частности, внешнеторговый оборот группировки вырос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. почти в 2,3 раза. При этом экспорт увеличился несколько больше импорта. Показательно, что сокращение внешней торговли АТЭС в кризис-
ном 2009 г. было менее выраженным, чем в других регионах. Удельный вес АТЭС в международной торговле колебался в истекшем десятилетии в пределах 44-49%, что позволяет говорить о Форуме как о крупнейшем в мире торговом блоке (см. таблицу 1). В 2009 г. суммарная стоимость экспортно-импортных операций 21 «экономики» АТЭС составила 11396 млрд долл. и оказалась почти на 23% больше, чем у 27 членов ЕС (9281 млрд долл.).
Согласно прогнозу ВТО, опубликованному в марте 2010 г., ожидается, что мировая торговля в 2010 г. увеличится на 9,5% по физическому объему, в том числе на 7% для развитых стран и на 11% - для развивающихся стран. Исходя из этого прогноза можно с уверенностью предположить, что в случае его подтверждения внешнеторговый оборот стран АТЭС может возрасти, как минимум, на 10%.
Ведущие торговые державы АТЭС - США, Китай, Япония, Канада и Республика Корея. В рекордном 2008 г. на эту пятерку пришлось 64,1% всей внешней торговли стран - участниц Форума и 28,5% мировой торговли. В 2009 г. их доля составила соответственно 64,3% и 29,2%, т.е. несмотря на кризис даже несколько повысилась. Далее в 2008 г. располагались Россия и Гонконг (по 5,3% торговли АТЭС), Сингапур (4,5%), Мексика (4,2%) и Тайвань (3,4%). В целом на десять перечисленных «экономик» падает более 2/3 внешней торговли Форума.
Таблица 1
Динамика внешней торговли стран АТЭС и их удельный вес в международной торговли
(млрд долл. США)
2GGG г. 2GG8г. 2GG9 г. 2GG8 г. к 2GGG г., % 2GG9 г.к 2GG8 г., %
Мировой товарооборот 13180,0 32590,0 25108,0 247,3 -23,0
Товарооборот АТЭС 6390,3 14484,9 11364,0 226,7 -21,9
Удельный вес АТЭС, в % 48,5 44,4 45,3 - -
Мировой экспорт 6456,0 16097,0 12461,0 249,3 -21,7
Экспорт АТЭС 3054,0 7066,3 5650,2 231,4 -20,0
Удельный вес АТЭС, в % 47,3 43,9 45,3 - -
Мировой импорт 6724,0 16493,0 12647,0 245,3 -23,3
Импорт АТЭС 3336,3 7418,6 5745,8 222,4 -22,5
Удельный вес АТЭС, в % 49,6 45,0 45,4 - -
Источник: Подсчитано по данным ВТО. World Trade 2009, Prospects of 2010.
В 2009 г. из-за существенного сокращения объемов внешней торговли доля России снизилась до 4,4%, в результате чего она переместилась с шестого на восьмое место по размерам экспортно-импортных операций.
Очень важный показатель для любого объединения - динамика и доля внутрирегиональной торговли в общем товарообороте. По расчетам австралийских экономистов, внутрирегиональная торговля стран АТЭС за 2006-
2008 гг. возросла на 22,5% и достигла 9,3 млрд долл. Товарообмен стран - участниц Форума с остальным миром за тот же период увеличился на 43% и составил 5 млрд долл. В итоге удельный вес внутрирегиональной торговли во всей внешней торговле стран АТЭС за три года снизился с 68,5% до 65%.3 Однако такое падение связано, главным образом, с естественной диверсификацией внешнеэкономических связей крупнейших развивающихся экономик АТЭС (прежде всего, Китая и Республики Корея), и в любом случае сложившийся уровень внутрирегиональной торговли в АТЭС не уступает, а в отдельные периоды даже превышает аналогичный показатель для Евросоюза - объединения, достигшего самых высоких ступеней экономической интеграции. В этом смысле АТЭС имеет хорошую материальную основу для развития и углубления экономического взаимодействия стран региона, в том числе в интеграционном формате.
Само название Форума отражает его приоритетную ориентацию на развитие регионального торгово-экономического сотрудничества и основное направление работы, которое в обобщенном виде сформулировано как содействие поддержанию устойчивого экономического роста стран-участниц, обеспечение позитивного эффекта от растущего экономического взаимодействия, включая поощрение обмена товарами, технологиями, услугами и капиталом, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение торговых барьеров. Своеобразный девиз АТЭС - продвиже -ние свободной торговли для процветания АТР.
Руководящими органами Форума выступают ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств, которые собираются с 1993 г., и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся от-
раслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания Старших должностных лиц.
Первая встреча лидеров стран АТЭС произошла в 1993 г. в США по предложению президента Б. Клинтона, который считал, что она может способствовать прогрессу многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда. В связи с этим на встрече, в частности, обсуждались вопросы снижения барьеров в торговле и трансграничных инвестициях.
Для координации деятельности Форума и выполнения административно-технических функций учрежден Секретариат Форума, расположенный в Сингапуре. Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС заняты более 50 структурных подразделений, включая различные комитеты, подкомитеты, рабочие группы и т.п. В целях повышения эффективности взаимодействия с деловыми кругами в ноябре 1995 г. Создан Деловой консультативный совет (ДКС), в состав которого входят по три представителя деловых кругов от каждого члена АТЭС. ДСК - единственная неправительственная организация, работа которой интегрирована в повестку встреч глав государств и правительств.
Работа АТЭС строится на основе ряда программных документов, главным из которых считается принятая в 1994 г. так называемая Богорская декларация. В ней поставлена цель
- добиться формирования в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности для развитых экономик к 2010 г., а для развивающихся - к 2020 г. Ради достижения задач, провозглашенных в декларации, работа АТЭС строится по трем основным направлениям: 1) либерализация торговли и инвестиций; 2) создание благоприятных условий для облегчения ведения бизнеса; 3) экономическое и техническое сотрудничество.
В ноябре 2008 г. на саммите в Лиме (Перу) участники АТЭС подтвердили свою приверженность Богорским целям и последовательной реализации согласованных шагов в области региональной экономической интеграции, включая дальнейшее изучение идеи создания Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) в качестве долгосрочного ориентира Форума.
Основными направлениями деятельности АТЭС в 2009 г. под председательством премьера Сингапура были названы ускорение либерализации торговли и инвестирования, содействие результативному завершению Дохийского раунда переговоров в ВТО, продвижение региональной экономической интеграции, создание благоприятной среды для предпринимательства и укрепление частно-государственного партнерства, структурная реформа, обеспечение транспортной безопасности и безопасности сети поставок, реформирование АТЭС.
На саммите в Сингапуре в ноябре 2009 г. страны - участницы в очередной раз подчеркнули важность продолжения исследовательской работы по АТЗСТ. Считая, что ее создание имеет значительные экономические преимущества, участники при этом признали наличие определенных вызовов в случае заключения такого соглашения. Должностным лицам поручено подготовить доклад о прогрессе в разработке возможных вариантов движения к АТЗСТ.
Участники Форума выразили намерение способствовать ускорению региональной экономической интеграции, акцентируя внимание на либерализации торговли «на границе», улучшении предпринимательского климата «в пределах национальных границ» и усилении интегрированности систем обеспечения торговых операций «через границы». Подтверждено, что наращивание способности осуществлять реформы, содействующие всеобъемлющему росту и усилению региональной экономической интеграции, остается ключевым приоритетом деятельности АТЭС.
В сингапурском Заявлении глав государств и правительств Форума отмечено, что «подход к региональной экономической интеграции будет носить более комплексный характер для того, чтобы он удовлетворял потребности деловых кругов и шел в ногу с тенденциями в трансграничной торговле и инвестициях». И далее указано, что участники АТЭС «будут комплексно подходить к построению модели экономической интеграции XXI века..., продолжать поиск конструкционных элементов для возможного создания в будущем АТЗСТ».4 Вслед за Сингапуром председательство в АТЭС перешло к Японии, затем председателями будут США (2011 г.), Россия (2012 г.) и Индонезия (2013 г.).
Очевидно, что интеграционная проблематика в обозримой перспективе сохранит свое центральное место в повестке АТЭС. Вместе с тем, также очевидно, что первоначально планировавшиеся сроки и формат интеграционных процессов требуют корректировки, причем весьма существенной, с учетом текущей торгово-политической практики стран - участниц АТЭС и происходящих системных изменений в мировой экономике. Для России, которой предстоит председательствовать в АТЭС в 2012 г., очень важно понимать, в каком направлении может эволюционировать интеграционная повестка Форума.
На сегодняшний день страны АТЭС являются, наряду с ЕС и ЕАСТ, наиболее последовательными проводниками политики конкурентной либерализации, заключающейся в опережающем (по отношению к конкурентам) формировании зон преференциального, интеграционного сотрудничества с собственным участием. По состоянию на середину 2010 г., каждая из стран - членов АТЭС в среднем заключила по 14 либерализационных и интеграционных соглашений в двустороннем или ином формате, в том числе Сингапур и Чили - по 31, Мексика - 24, США и Япония - по 21, Китай -17.5 Азиатские участники Форума в основном ориентируются на заключение именно региональных соглашений, покрывающих преимущественно Восточную и Юго-Восточную Азию, хотя отдельные государства, например Сингапур, широко практикуют и межрегиональные соглашения. В свою очередь американские участники Форума, поскольку изначально плотность региональных соглашений на американском континенте была выше, чем в Азии, в настоящее время акцент делают на межрегиональных соглашениях, охватывающих европейский, североафриканский и ближневосточный регионы, а также отдельных азиатских партнеров по АТЭС.
Необходимо отметить, что вплоть до последнего времени торгово-политическая активность по линии азиатские члены АТЭС - американские члены АТЭС оставалась достаточно низкой, за исключением, пожалуй, Чили и Сингапура, заключивших ряд межрегиональных соглашений с партнерами по АТЭС. В принципе большая часть торговли между странами - участницами Форума пока осуществляется в нелиберализованном формате: крупней-
шие государства АТЭС взаимодействуют друг с другом на основе РНБ, не имея соглашений
о свободной торговле, а тем более - соглашений об экономической интеграции (в толковании ВТО последние регулируют торговлю услугами, включая аспекты инвестиционной деятельности, перемещения физических лиц, др. вопросы). Не либерализована торговля между США и Китаем, США и Японией, Канадой и Китаем, Канадой и Японией, Китаем и Японией, Китаем и Республикой Корея. Т.е. в отличие, скажем, от Европы, где практически вся внутрирегиональная торговля осуществляется в беспошлинном режиме, и Америки, где, по оценкам, к 2013 г. 80% всей торговли будет вестись беспошлинно, степень либерализации взаимной торговли в АТЭС весьма невелика.
Безусловно, можно говорить о тенденции к росту числа либерализационных и интеграционных соглашений между членами АТЭС. Серьезные подвижки в этой области связаны с выходом АСЕАН как самостоятельного игрока на торгово-политическую сцену и формированием вокруг него зоны преференциального экономического сотрудничества с участием ведущих региональных держав - Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии (с которыми заключены соглашения о свободной торговле и экономической интеграции), а также со значительным предстоящим раскрытием экономики Республики Корея, которая уже подписала либерализационные соглашения с США и ведет переговоры по таким соглашениям с Японией, Канадой и Мексикой. Вместе с тем, преобладающий разновекторный характер торговой политики стран АТЭС, наряду с сохраняющимися во многих случаях принципиальными различиями в экономиках и интересах сторон, вряд ли позволяет говорить о возможности (и целесообразности) формирования вышеупомянутой Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли в обозримой перспективе. По нашему мнению, даже перспектива создания субрегиональной многосторонней зоны свободной торговли в формате «АСЕАН + Япония, Китай, Республика Корея» является крайне проблематичной при очень слабом развитии торгово-политического диалога в рамках «восточноазиатской тройки».
Из всего сказанного о торгово-политических процессах в АТЭС вытекает два основных вывода, имеющих значение и для России.
Первый вывод состоит в том, что в ближайшие годы, по-видимому, потребуется ощутимая корректировка Богорских целей АТЭС, чтобы увязать их с реальными процессами в региональной и мировой экономике и торговой политике. Это необходимо учитывать председательствующим в АТЭС странам, включая Россию. Какой именно формат дальнейшего сотрудничества удастся согласовать членам АТЭС пока сказать достаточно сложно, но, очевидно, следует сохранить интеграционный вектор развития группировки, придав ему более гибкий, рамочный характер.
Одним из решений может стать формат экономического пространства (общего экономического пространства), во главу угла ставящий гармонизацию норм и правил хозяйственного регулирования, наряду с мерами по либерализации взаимного торгово-экономического сотрудничества.6 Плюс указанного формата заключается в том, что он позволяет двигаться вперед по интеграционному пути избирательно, ставя, прежде всего, те задачи, которые представляют интерес для всех стран-уча-стниц, а потому могут быть решены на основе консенсуса. Рабочим ориентиром в данном случае может служить проект создания Общего экономического пространства России-ЕС, фокусирующий усилия на «интеграции через законодательство» и отдающий приоритет фактическим действиям, нежели формулированию конечной цели интеграции, пока еще совсем не очевидной. Еще одно преимущество рассматриваемого формата состоит в его потенциально позитивном воздействии на разноплановые либерализационные и интеграционные соглашения с участием членов АТЭС в плане повышения их совместимости и экономического эффекта для стран-участниц, снижения степени дискриминационности таких соглашений для третьих стран. В итоге в рамках крупнейшей мировой группировки будут созданы условия для последовательной регулятивной конвергенции национальных экономик, что, в свою очередь, станет важным импульсом для дальнейшего развития многосторонней системы регулирования международных экономических отношений.
Второй вывод заключается в том, что, независимо от конечных форматов и результатов региональной интеграции, зона взаимного преференциального сотрудничества в АТЭС будет постоянно расширяться, тем самым обрекая
не участвующие в ней страны на утрату важных преимуществ в конкурентной борьбе и возможностей, связанных с масштабной либерализацией и гармонизацией норм регулирования в ключевых сферах экономического взаимодействия.
Задачи и перспективы взаимодействия России с АТЭС
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г. была образована Межведомственная комиссия по делам Форума АТЭС, в первую очередь для решения вопросов дипломатического и политического обеспечения российской заявки и подготовки необходимых документов и справочных материалов для вступления в эту организацию.
В ноябре 1997 г. в Ванкувере на очередной, пятой, встрече лидеров АТЭС обсуждался вопрос о приеме новых членов. Благодаря поддержке Китая, США и Японии заявка России была удовлетворена. Для РФ и принятых вместе с ней Вьетнама и Перу был определен переходный период в один год, после чего они стали полноправными участниками Форума. Напомним, что после их принятия был объявлен мораторий на расширение АТЭС, который, возможно, будет вновь продлен.
Первым для нашей страны саммитом стала встреча лидеров АТЭС в Куала-Лумпуре в ноябре 1998 г. На следующей встрече в верхах в Окленде в 1999 г. российскую делегацию возглавлял Председатель Правительства В.В. Путин. Он же представлял Россию уже в качестве Президента на саммите в Брунее 1516 ноября 2000 г. В содержательных выступлениях на этой встрече, включая доклад перед деловой элитой стран АТЭС, В.В. Путин опирался на положения Концепции участия Российской Федерации в Форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», которая была подготовлена по его поручению и одобрена им 10 ноября 2000 г., т.е. буквально перед саммитом.7
Указанный документ был разработан в развитие Концепции внешней политики Российской Федерации, в которой подчеркивалось, что важное и возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. Отмеченное обусловлено прямой принадлеж-
ностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. В Концепции внешней политики ставилась задача сделать упор на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона, в том числе в форуме АТЭС.
Исходя из этого, Концепция участия РФ в АТЭС констатирует, что «Россия как евроазиатская держава стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества как в Европе, так и в Азии. В новых условиях рыночного развития и многополярного мира Россия призвана в полной мере выполнить свою «евразийскую миссию» и должна проводить активную политику на обоих направлениях. Соответственно, возникает стратегическая задача поднять уровень нашего политического и хозяйственного сотрудничества с регионом АТЭС до уровня, ранее достигнутого Россией в Европе, что, разумеется, потребует значительного времени и концентрированных уси-лий».8
В Концепции обозначены приоритетные сферы деятельности России на направлении АТЭС, предполагающие:
- последовательное наращивание объемов хозяйственного сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС, стимулирующее географическую диверсификацию внешнеэкономических связей РФ;
- активное использование импорта и привлечения иностранных инвестиций из стран АТЭС для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока;
- укрепление политического и дипломатического присутствия России в АТЭС;
- освоение техники участия в АТЭС, рабочих органах и проектах Форума на правительственном и неправительственном уровне;
- активизацию российского участия на ключевых направлениях деятельности Форума, в том числе в области энергетики, транспорта, связи, науки и техники, а также использования ресурсов Тихого океана;
- сбор, обобщение и адаптацию к российским условиям опыта, накопленного в странах АТЭС в деле государственного управления рыночной экономикой, проведения реформ.
Фактические результаты экономического взаимодействия России с АТЭС в истекшем десятилетии свидетельствуют о значимых успехах в реализации основных постулатов, изложенных в Концепции.
В первую очередь следует отметить сотрудничество в сфере энергетики. Так, с участием энергетических компаний стран АТЭС в рамках проекта «Сахалин-2» освоены производство и экспорт сжиженного природного газа. Запущена первая очередь ВСТО - нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, началось целенаправленное освоение нефтяных месторождений Восточной Сибири. В финансировании и техническом содействии сооруже -нию различных энергетических объектов на территории Сибири и Дальнего Востока РФ активно участвуют компании Китая, Японии, США, Республики Корея.
Расширяются связи в других сферах экономики. В частности, масштабное военно-техническое сотрудничество осуществляется не только с Китаем и Вьетнамом, но и налажено с Малайзией, что трудно было представить в советский период, а также с Индонезией, Таиландом, Перу и рядом других стран, входящих в АТЭС. Разнообразный торговый обмен ведется с Тайванем.
Вместе с тем, по ряду аспектов торговоэкономического сотрудничества, намеченных Концепцией, взаимная активность все еще остается ниже ожидаемой. Можно, например, назвать вопросы энергетической безопасности, транспортно-логистического обеспечения, промышленного строительства, развития отношений с малыми странами.
Главное же состоит в том, что многие сформулированные десять лет назад ориентиры работы на направлении АТЭС требуют уточнения и корректировки применительно к изменившейся внутрироссийской и мирохозяйственной ситуации; также назрела потребность в обосновании и постановке новых задач в данной области.
За истекшее десятилетие Россия значительно окрепла в экономическом и финансовом отношении, а потому значительно меньше нуждается в заемных средствах. Сегодня для нашей страны основной интерес представляют прямые инвестиции, причем инвестиции, сопровождающиеся притоком прогрессивного
оборудования, технологий и ноу-хау, передачей дефицитных для России компетенций. Взят курс на повышение эффективности ВЭД, совершенствование товарной структуры экспорта вплоть до принятия ограничительных мер в отношении вывоза необработанного сырья (например, круглого леса), экономически целесообразное импортозамещение (последнее неизбежно затронет развивающиеся страны АТЭС, являющиеся поставщиками многих видов низко- и среднетехнологичных товаров в РФ). Россия выступает в настоящее время в качестве крупного экспортера производительного капитала, а потому заинтересована в последовательном раскрытии рынков стран АТЭС для отечественных инвесторов, обеспечении эффективных гарантий трансграничной инвестиционной деятельности. В связи с активизацией инновационной деятельности и масштабными планами в этой области особое значение для России приобретают возможности приглашения на работу перспективных ученых и высококвалифицированных специалистов, что предполагает формирование благоприятных условий для свободного перемещения этой категории работников в рамках АТЭС.
На глобальном рынке значительно усилились геоэкономическое соперничество и конкуренция России с другими странами АТЭС. Это связано с повышением возможностей и конкурентоспособности самой России, а также с быстрым прогрессом развивающихся стран АТЭС, осваивающих рыночные ниши, которые раньше прочно занимала Россия (это и черные металлы, и базовые химикаты, и некоторые удобрения, и др.). В последние годы ведущие страны АТЭС существенно расширили свое присутствие в ресурсоизбыточных регионах мира, включая СНГ, что напрямую затрагивает интересы России.
Произошли коренные изменения на международной арене, приведшие к появлению новых центров силы и формированию новой архитектуры мирового хозяйства. В том числе заметно усилились позиции развивающихся экономик в АТЭС. Страны - участницы Форума сосредоточили львиную часть всего мирового потребления энергии и других первичных ресурсов, а потому этот регион стал ключевым для решения задач устойчивого и сбалансированного развития в глобальном масштабе. Соответственно, резко повысилась приоритетность
проблематики экономической и продовольственной безопасности. Последний кризис многократно усилил нестабильность развития мирового хозяйства и риски новых экономических потрясений, породил исключительно высокую волатильность финансовых и товарных рынков, что требует выработки эффективных многосторонних и региональных инструментов регулирования мирохозяйственных процессов.
Существенно поменялась глобальная торгово-политическая конфигурация, блоковый формат все более уступает место более гибким формам интеграции, регионализм как направление торговой политики приобрел качественно новые черты. Россия значительно активизировала свое участие в интеграционных процессах в СНГ, выдвинув ряд далеко идущих инициатив, стала членом Таможенного союза и формирует единое экономическое пространство с Белоруссией и Казахстаном. Фактически Россия является единственным участником АТЭС, передавшим значительную часть своих полномочий в сфере торговой политики на наднациональный уровень Таможенного союза, созданного со странами - не членами АТЭС.
Все сказанное побуждает нас вынести на общественное обсуждение вопрос о необходимости разработки новой Концепции участия России в АТЭС, учитывающей качественные изменения и структурные сдвиги в российской, региональной и мировой экономике. В основу нового документа необходимо положить тезис
об активном рыночном и торгово-политическом позиционировании России в регионе АТЭС, максимальном использовании потенциала группировки для содействия модернизации отечественной экономики и переводу ее на инновационный путь развития, решения вопросов комплексного и эффективного хозяйственного освоения богатых запасами разнообразных природных ресурсов районов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ.
Важный вклад в разработку новых подходов к развитию отношений России с АТЭС сделал Президент РФ Д.А. Медведев в уже упоминавшемся выше выступлении в Хабаровске во время его визита на Дальний Восток в начале июля 2010 г. Выделим принципиально важные для нас соображения Президента.
Во-первых, к развитию отношений России с АТР необходимо применить программный подход. В связи с этим Д.А. Медведев пору-
чил Правительству до конца 2010 г. представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций России в АТР, содержащую, в том числе прогноз долгосрочного развития российского Дальнего Востока с учетом потенциала восточных районов РФ и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено соглашениям о свободной торговле как действенному инструменту продвижения российских интересов на рынках стран АТР. К настоящему времени к России обратились несколько стран - участниц АТЭС с предложением заключить соглашения о свободной торговле. Среди них - Новая Зеландия, Республика Корея, Вьетнам, совместно с которыми проводится предварительное изучение вопросов целесообразности создания ЗСТ.
В-третьих, Президент сделал акцент на необходимости выстраивания новых производственных цепочек, запуска многосторонних проектов технологической кооперации со странами АТР в наукоемких областях, использования опыта партнеров по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию особых экономических зон.
В-четвертых, подчеркнута значимость комплексного, инновационно-ориентированного сотрудничества в энергетике, прежде всего, путем развития энергетической инфраструктуры, привлечения инвестиций стран АТР в нефтепереработку, нефтехимию, модернизацию портового хозяйства в дальневосточных регионах РФ.
В-пятых, ставится задача активизировать и более тесно координировать действия РФ в объединениях АТР - АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК.
АТЭС, безусловно, самая представительная и влиятельная организация в АТР, а потому все сказанное Президентом Д.А. Медведевым в отношении развития сотрудничества с АТР в первую очередь применимо к АТЭС.
АТЭС ныне выступает как одна из наиболее перспективных экономических организаций в мире, как уникальная для АТР многосторонняя структура равноправного диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества, как эффективный инструмент взаимодействия по решению актуальных региональных и общемировых проблем.
Многоплановое участие в работе АТЭС становится все более важным направлением внешней политики России. Исключительно важной задачей представляется создание благоприятных условий для того, чтобы с максимальной пользой использовать возможности Форума для действенного встраивания России в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции. Этому вопросу следует уделить особое внимание при определении основных тем для обсуждения на саммите 2012 года и расстановке акцентов в повестке дня российского председательства в АТЭС.
Тенденции и особенности взаимной торговли России со странами АТЭС
Концентрированным выражением состояния отношений России с АТЭС выступают показатели динамики, товарной структуры и географии экспортно-импортных операций, сложившиеся за последние десять лет (2000-2009 гг.).
Доля РФ во внутрирегиональной торговле пока невелика и в 2008 г. составила всего 1,8%. Однако высокие темпы расширения товарообо-
рота со странами АТЭС (увеличился более чем в 7 раз в 2008 г. против 2000 г.) позволяют с оптимизмом говорить о перспективах сотрудничества России с Форумом (см. таблицу 2).
Данные ФТС свидетельствуют, что развитие экспортно-импортных операций с АТЭС в наступившем веке опережает динамику торговли России с другими регионами. Тенденция эта достаточно устойчивая, что обеспечивает почти неуклонное повышение удельного веса АТЭС во внешнеторговом обороте России. Если в 2000 г. он составлял 16,1%, в 2005 г. -16,2%, то в 2009 г. достиг 20,7%.
Отмечая этот факт, необходимо, однако, помнить о существенном неравенстве партнеров России из АТЭС по объемам торговых операций, их динамике, товарному наполнению и другим показателям внешнеэкономических связей. Обусловлено это, прежде всего, значительными различиями между странами по уровню социально-экономического развития, масштабам хозяйственного потенциала, внешнеторговым возможностям и потребностям, наконец, по географическому положению и политическим отношениям с Россией.
Таблица 2
Товарооборот России со странами АТЭС (млн долл. США)
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2000 г., %
20 стран АТЭС, всего 20933,0 55230,7 75141,1 106677,8 149584,5 97242,8 464,5
в т.ч.:
Китай 6196,6 20312,3 28639,3 40319,5 55901,5 39509,0 637,6
США 7338,7 10886,6 15319,7 17804,8 27278,6 18392,7 250,6
Япония 3336,2 9573,8 12449,7 20380,6 29018,7 14515,6 435,1
Республика Корея 1330,9 6364,4 9301,4 15004,9 18305,9 10554,2 760,0
Сингапур 520,5 626,4 1226,4 1540,6 1645,1 2019,6 388,0
Тайвань 492,6 1930,0 1690,4 2122,8 2864,8 1712,5 347,6
Канада 281,7 716,9 1260,2 1561,1 2570,6 1706,4 605,8
Малайзия 388,3 823,1 1132,9 1917,3 2441,4 1632,6 420,4
Вьетнам 204,7 912,9 653,5 1092,5 1429,3 1561,8 763,0
Таиланд 170,4 998,6 906,3 1336,7 2719, 1369,8 803,9
Индонезия 108,1 551,6 607,2 916,3 1406,1 974,2 901,2
Гонконг 138,9 368,1 440,2 451,7 422,2 742,4 534,5
Австралия 177,6 280,4 624,2 698,0 1111,1 643,1 362,1
Мексика 156,3 295,3 432,8 697,2 1209,8 622,3 398,1
Филиппины 58,4 271,2 166,9 241,4 414,3 573,0 98,1
Источник: Подсчитано по данным ФТС России.
Такая разнородность нашла свое выражение в том, что за последние 20 лет в торговле России с АТЭС 85-88% приходилось лишь на четыре государства - Китай, США, Японию и Республику Корея. Внутри этой группы из года в год происходят подчас значительные изменения удельного веса каждого партнера.
Долгое время, вплоть до начала 2000-х годов, главным контрагентом России в АТЭС выступали США. Однако в наступившем веке российско-китайская торговля развивалась опережающими темпами, в результате чего уже к
2005 г. доля Китая возросла до 36,8%, а США
- снизилась до 19,7%. В последовавшие годы КНР уже не уступала первенства, и в 2009 г. ее доля в торговле России с АТЭС достигла 40,6%. США со второго места в 2007-2008 гг. были отодвинуты Японией, но в 2009 г. вновь вернулись на него. В целом за пятилетие 20052009 гг. удельный вес Китая составил 38,2%, Японии - 17,8%, США - 16,5% и Республики Корея - 12,3%. На всю четверку пришлось 84,8%, в том числе в 2008 г. - 87,2%, в 2009 г. -85,3% торговли России с АТЭС.
Таблица 3
Удельный вес основных партнеров в торговле России с АТЭС (в %)
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Товар ооборот
1. Китай 29,5 36,8 38,1 37,8 37,4 40,63
2. США 35,0 19,7 20,4 16,7 18,2 18,91
3. Япония 15,9 17,3 16,6 19,1 19,4 14,93
4. Р.Корея 6,3 11,5 12,4 14,1 12,2 10,85
5. Сингапур 2,5 1,1 1,6 1,4 1,1 2,08
6. Тайвань 2,3 3,5 2,2 2,0 1,9 1,76
7. Канада 1,3 1,3 1,7 1,5 1,7 1,75
8. Малайзия 1,8 1,5 1,5 1,8 1,6 1,68
9. Вьетнам 1,0 1,7 0,9 1,0 1,0 1,61
10. Таиланд 0,6 1,8 1,2 1,3 1,8 1,41
11. Индонезия 0,5 1,0 0,8 0,9 0,9 1,00
Экспорт
1. Китай 33,8 43,6 43,9 37,0 34,9 36,70
2. США 29,9 21,1 24,9 19,4 22,3 20,30
3. Япония 17,8 12,5 13,0 17,8 17,2 15,99
4. р. Корея 6,3 7,9 7,0 14,3 12,9 12,53
5. Сингапур 3,1 1,0 2,2 2,5 1,9 2,92
6. Вьетнам 1,1 2,5 0,8 1,3 1,0 1,91
7. Тайвань 2,6 4,8 2,6 2,1 1,7 1,74
8. Малайзия 1,9 0,5 0,7 1,0 0,8 1,09
9. Канада 0,6 0,7 1,0 0,8 1,6 1,08
10. Таиланд 0,5 1,8 1,0 0,8 2,0 0,97
11. Индонезия 0,2 0,7 0,5 0,6 1,0 0,74
Импорт
1. Китай 17,4 28,7 32,8 38,3 39,0 44,07
2. США 49,4 18,0 16,3 14,9 15,5 17,70
3. Япония 10,5 23,1 19,8 20,0 20,9 13,99
4. Республика Корея 6,6 15,8 17,2 13,9 11,8 9,39
5. Канада 3,5 2,0 2,3 1,9 1,8 2,35
6. Малайзия 1,6 2,7 2,3 2,3 2,2 2,19
7. Таиланд 1,6 1,8 1,4 1,6 1,7 1,80
8. Тайвань 1,6 1,9 1,9 1,9 2,1 1,78
9. Вьетнам 0,7 0,7 0,9 0,8 1,0 1,34
10. Сингапур 0,8 1,3 1,1 0,7 0,5 1,34
11. Индонезия 1,3 1,4 1,1 1,0 0,9 1,23
Источник: Подсчитано по данным ФТС России.
Шесть следующих партнеров, объем торговли с каждым из которых превышает 1 млрд долл., по значимости заметно уступают ведущей группе. За те же пять лет их доля в торговле с АТЭС составила 9,5%, в том числе Тайваня - 2,1%, Малайзии и Канады - по 1,6%, Таиланда и Сингапура - по 1,5%, Вьетнама - 1,2%. Их позиции из года в год также подвергаются некоторым подвижкам (например, в 2009 г. Сингапур опередил Тайвань и занял пятое место). Тем не менее серьезных изменений в этой группе стран ожидать не приходится: все они останутся партнерами второго порядка. Таким образом, на десятку перечисленных партнеров в сумме за 2005-2009 гг. пришлось 94,3%. Соот -ветственно на долю остальных стран - участниц АТЭС осталось менее 6% торговли России с регионом (см. таблицу 3).
Вместе с тем, можно констатировать, что в последнее время наблюдается, пока, правда, слабовыраженная, диверсификация географии внешнеторговых связей РФ за счет расширения обмена с такими партнерами из второй десятки, как Индонезия, Австралия, Гонконг и Мексика.
Для полноты картины отметим, что кризисные явления 2009 г. вызвали сокращение стоимости торговли России с АТЭС на 52,2 млрд долл., или на 35%, в том числе экспорта - на 25% и импорта - на 42%. Это сокращение, однако, оказалось меньше, чем во всей внешней торговле России, что обеспечило увеличение удельного веса АТЭС.
Существенное уменьшение закупок в странах региона, к сожалению, не смогло переломить негативную для России тенденцию роста отрицательного сальдо торгового баланса, которая проявилась во второй половине истекшего десятилетия. В предшествовавший период торговля России с АТЭС в целом складывалась с солидным положительным сальдо, которое за 1996-2005 гг. составило внушительную сумму в 73,7 млрд долл. Сформировалось оно в основном в торговле с Китаем.
Суммарный торговый дефицит за 2006-2009 гг. достиг 58,9 млрд долл., причем если в 2006 г. дефицит сложился в основном за счет торговли с Республикой Корея и Японией, то с 2007 г. он заметно увеличился, прежде всего, в торговле с Китаем (в 2007 г. - 8,5 млрд долл., 2008 г. - 13,6 млрд долл.). Устойчивое, но менее значительное отрицательное сальдо существу-
ет у России в торговле с Канадой, Малайзией, Таиландом, Индонезией, Австралией. Торговый баланс с США, Сингапуром, Вьетнамом, Гонконгом в отдельные годы складывается по-разному.
Ситуация последних лет, конечно, вызывает оправданное беспокойство. Для ее изменения необходимо, в первую очередь, уменьшить дефицит в торговле с Китаем и реализовать возможности наращивания запродаж как традиционных, прежде всего энергетических товаров, так и новой, в том числе высокотехнологичной продукции не только основным, но и второстепенным партнерам. Важной составляющей этой деятельности могло бы стать расширение участия отечественных компаний в международных тендерах, проводимых развивающимися странами АТЭС в сферах и секторах, где российские поставщики сохраняют конкурентоспособность и имеют возможность предложить передовые технические решения. В то же время результативное участие в тендерах требует целевой государственной финансовой поддержки, соответствующего организационного обеспечения, последовательных действий в плане политико-дипломатического лоббирования и сопровождения соответствующих проектов и сделок. Отдельные шаги по выстраиванию системы господдержки российских участников международных торгов и отечественного экспорта в целом предпринимаются, в том числе принято решение о создании Российского агентства страхования экспортных кредитов и инвестиций. Тем не менее, еще далеко не все задачи в рассматриваемой области решены, тогда как от этого во многом зависит продвижение российской продукции на рынки АТЭС.
Товарное наполнение торговли России с АТЭС предопределено, прежде всего, возможностями и потребностями отечественной экономики. Однако его особенности и изменения, происходящие в последние годы, во многом обусловлены спросом партнеров и их способностью удовлетворить запросы российских предприятий и организаций.
Товарная структура экспорта в АТЭС отличается от общероссийской, не говоря уже об экспорте в ЕС. Главное различие заключается в том, что, несмотря на заметное увеличение поставок в АТЭС топливно-энергетических товаров, они все еще занимают существенно
менее значимое место, чем в экспорте в ЕС. Объясняется это, в первую очередь, отсутствием до недавнего времени трубопроводной системы, идущей к тихоокеанскому побережью и в Китай, а также удаленностью российских морских нефтяных терминалов от портов основных потребителей в АТР.
В экспорте в АТЭС пока более высокий удельный вес имеют черные и цветные металлы, химическая продукция и, что представляется особенно важным, машины и оборудование. В то же время приводимый ниже анализ показывает, что товарная структура экспорта в АТЭС неуклонно сближается с показателями, характерными для европейского направления. Происходит это вследствие увеличения доли топливно-энергетических ресурсов и ос-
лабления позиций других товарных групп, главным образом машин и оборудования. Конкурировать на рынках промышленных товаров не только развитых, но и развивающихся стран региона российским продуцентам становится все труднее.
Еще в 2005 г. вывоз топливно-энергетических ресурсов обеспечил 8,1 млрд долл., т.е. лишь 27,2% экспорта в АТЭС. В 2008 г. их запродажи возросли в 3,7 раза до 30,2 млрд долл., соответственно доля в экспорте достигла 50,1%. В 2009 г. стоимость поставок из-за снижения цен и спроса уменьшилась на четверть
- до 22,4 млрд долл., но их доля в связи с общим сокращением экспорта осталась практически на уровне 2008 г. (49,3%) (см. таблицу
4).
Товарная структура экспорта России в страны АТЭС
Таблица 4
2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.
млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. %
Экспорт, всего 15536,8 100,0 29941,6 100,0 60344,8 100,0 45412,7 100,0
Гр- 01-24 Продовольственные товары и сельхозсырье 316,0 2,0 439,6 1,5 475,2 0,8 1875,2 4,1
Гр- 25-27 Минеральные продукты 1482,7 9,5 8436,0 28,2 31173,2 51,7 23198,7 51,1
Гр. 27 Топливно-энергетические товары 1413,5 9,1 8134,9 27,2 30238,8 50,1 22407,3 49,3
Гр. 28-40 Продукты химической промышленности, каучук 2341,5 15,1 3799,0 12,7 8148,6 13,5 4890,0 10,8
Гр. 41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 12,5 0,1 37,8 0,1 37,6 0,1 21,9 0,0
Гр- 44-49 Древесина и целлюлозно -бумажные изделия 1626,0 10,5 2997,5 10,0 4235,2 7,0 3309,1 7,3
Гр- 50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 142,4 0,9 71,9 0,2 27,4 0,0 18,9 0,0
Гр. 71 Драгоценные камни, металлы и изделия из них 1505,0 9,7 908,8 3,0 1685,1 2,8 809,1 1,8
Гр. 72-83 Металлы и изделия из них 5742,9 37,0 9401,0 31,4 11657,5 19,3 8080,5 17,8
Гр. 84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 1949,5 12,7 2947,5 9,8 2036,7 3,4 2878,8 6,3
Гр. 68-70 Другие товары 418,5 2,7 902,5 3,0 868,3 1,4 330,4 0,7
Источник: ФТС России.
Быстрое укрепление позиций энергоносителей в российском экспорте в АТЭС объясняется успешным выходом отечественных нефтегазовых компаний на рынки Китая, Японии и Республики Корея. Немаловажную роль сыграли и высокие цены на нефть, и сжиженный природный газ (СПГ). Сооружение нефтепровода ВСТО и увеличение производства СПГ на Сахалине будут способствовать дальнейшему повышению роли энергоносителей.
Это соответствует растущим потребностям наших ведущих партнеров в АТЭС, т.е. является вполне естественным развитием торговых отношений и в современных условиях не имеет экономически целесообразной альтернативы. Даже при успешном выполнении планов по развитию экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока налаживание производства конкурентоспособной машинотехнической и инновационной продукции для коренного облагораживания экспорта потребует значительного времени.
Другие изменения в товарной структуре экспорта носят во многом технический характер, так как вызваны увеличением удельного веса топливно-энергетических ресурсов. К примеру, стоимость экспорта находящихся ныне на втором месте металлов и изделий из них выросла с 9,4 млрд долл. в 2005 г. до 11,7 млрд долл. в 2008 г., но их доля при этом уменьшилась с 31,4% до 19,3%. Ведущее место в этой группе занимают черные металлы и алюминий. Дальнейшее расширение экспорта металлургической продукции в свете наращивания собственных возможностей развивающихся стран АТЭС в этой области (в первую очередь Китая) потребует серьезной работы по улучшению ее качественных и технических характеристик.
Третью позицию сохраняет продукция химической промышленности (11-13,5%) и, прежде всего, удобрения и продукты неорганической химии. Российские удобрения имеют достаточно устойчивый спрос (главным образом в КНР), но конъюнктура рынка подвержена существенным колебаниям.
Далее следуют древесина и целлюлознобумажные товары. Основу экспорта в этой группе традиционно составляют необработанная древесина и газетная бумага. В рассматриваемой отрасли возможны и необходимы глу-
бокие структурные изменения, позволяющие наладить производство и вывоз лесобумажной продукции более высоких переделов. Необходимы также решительные действия по пресечению незаконных вырубок и контрабандных поставок леса в КНР.
Значимость экспорта в АТЭС машин, оборудования в транспортных средств в наступившем веке неуклонно сокращалась (2005 г. -9,8%, 2008 г. - 3,4%). Однако в 2009 г., вопреки кризису, их поставки возросли на 41,3%, а удельный вес достиг 6,3%. Колебания поставок машинотехнической продукции в основном зависят от динамики военно-технического сотрудничества России со странами АТЭС. Стоимость экспорта машин и оборудования в 2009 г. достигла 2,86 млрд долл., в том числе 1,4 млрд долл., или 49% - поставки в КНР, 0,5 млрд долл. (17%) - в США, 0,3 млрд долл. (10,5%) - в Малайзию.
Экспорт России в АТЭС инновационной продукции в 2009 г., по оценке, достиг 5,4 млрд долл., или 21% всех зарубежных поставок данной группы товаров. Удельный вес этой продукции в суммарных российских поставках в страны региона составил 11,9%. Основными контрагентами выступают КНР (39%), США (37%), Республика Корея и Малайзия (по 6%).
По сравнению с экспортом, товарная структура импорта России из АТЭС значительно ближе к общероссийским показателям и формально имеет даже более прогрессивный характер (см. таблицу 5).
Исключительно высокий удельный вес в импорте имеют машины и оборудование: в 2005 г. - 63,1%, 2008 г. - 65,8% и даже в кризисном 2009 г. - 57,3%. По этому показателю АТЭС превосходит ЕС, не говоря уже о других регионах. Второе место делят продовольственные товары и химические продукты, на которые приходится по 8-10%. Однако против 2000 г. их доля существенно сократилась. Более прочные позиции, нежели в импорте из других стран, занимают текстильные изделия - обычно 5-7%, а в 2009 г. - почти 10%. В этом особая заслуга Китая - крупнейшего мирового поставщика одежды и тканей. Еще 5% падает на металлы и изделия из них.
Следует отметить, что закупки машин и оборудования в 2008 г. достигли 58,7 млрд долл. и по сравнению с 2005 г. увеличились в
3,7 раза. В 2009 г. они уменьшились почти вдвое, но, думается, это явление кратковременное, вызванное кризисом, и будет преодолено уже в ближайшем будущем. В импорте рассматриваемой группы товаров наиболее прочное положение занимают средства наземного транспорта (в 2008 г. - 44%), преимущественно легковые автомобили, а также электронное и электротехническое оборудование (25%),
главным образом бытовая техника и электроника, т.е. продукция потребительского назначения. Автомобили поступают в основном из Японии и Республики Корея, а в последние годы и из КНР, бытовая техника и электроника - из тех же стран, а также из Малайзии, Сингапура, Таиланда, ряда других членов АСЕАН, где действуют соответствующие лицензионные производства.
Таблица5
Товарная структура импорта России из стран АТЭС
2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.
млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Импорт, всего 5462,2 100,0 25289,1 100,0 89165,2 100,0 51830,1 100,0
Гр. 01-24 Продовольственные товары и сельхозсырье 1165,7 21,4 2643,9 10,5 6967,2 7,8 5276,5 10,2
Гр. 25-27 Минеральные продукты 128,1 2.3 234,6 0,9 1047,7 1,2 286,1 0,6
Гр. 27 Т опливно-энергетические товары 80,2 1,5 144,6 0,6 669,0 0,8 206,3 0,4
Гр. 28-40 Продукты химической промышленности, каучук 892,3 16,4 2540,1 10,0 7110,1 8,0 5338,9 10,3
Гр. 41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 35,5 0,7 95,1 0,4 546,0 0,6 438,3 0,8
Гр. 44-49 Древесина и целлюлознобумажные изделия 93,3 1,7 214,2 8,4 747,0 0,8 515,1 1,0
Гр. 50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 341,8 6,3 1236,9 4.9 6169,6 6,9 5101,3 9,8
Гр. 71 Драгоценные камни, металлы и изделия из них 2,3 0,0 48,3 0,2 212,3 0,2 141,5 0,3
Гр. 72-83 Металлы и изделия из них 199,6 3,7 1190,3 4,7 4370,5 4,9 2728,4 5,3
Гр. 84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 2351,9 43,1 15957,8 63,1 58662,7 65,8 29722,2 57,3
Гр. 68-70 Другие товары 245,6 4,5 1127,8 4,5 3331,7 3,7 2281,4 4,4
Источник: ФТС России.
Сложившаяся структура импорта в основном отвечает текущим потребностям и возможностям России и ее партнеров. В то же время ее ярко выраженная потребительская ориентация нуждается в корректировке за счет повышения в импорте доли современного технологического оборудования и технологий, необходимых для модернизации и диверсификации хозяйственных комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ, повышения эффективности базовых промышленных производств, увеличения закупок добывающего и
строительного оборудования, прогрессивных конструкционных изделий и материалов, в том числе для решения инфраструктурных задач.
По мере расширения в России совместного с компаниями стран АТЭС производства легковых автомобилей, некоторых видов бытовой техники и электроники их импорт из региона будет уменьшаться, но при этом возрастут закупки частей и комплектующих, поскольку, как показывает практика, процессы локализации в России протекают сложно и с большим отставанием от первоначально согласо-
ванных планов. Необходимо создать стимулы для налаживания совместных производств прежде всего в восточных районах страны, что будет способствовать сбалансированному развитию хозяйства этих районов и увеличению занятости, привлечению квалифицированных из специалистов стран АТЭС.
При определении объемов и номенклатуры импорта для удовлетворения потребностей экономики и населения Восточной Сибири и Дальнего Востока следует учитывать, что закупаемые в соседних странах АТЭС товары во многих случаях дешевле и лучше по качеству, чем поступающие из европейской части России, хотя бы из-за высоких транспортных расходов. В общероссийском масштабе рационализация импортного снабжения восточных районов РФ с учетом соотношения цена-качество будет иметь антиинфляционный эффект и улучшит условия торговли с внешним миром.
Постепенный выход мировой экономики из кризиса, приведший к оживлению международной торговли, не мог не отразиться позитивным образом на взаимной торговле России со странами АТЭС. Согласно данным ФТС за 5 месяцев 2010 г., по сравнению с тем же периодом
2009 г., товарооборот России со странами АТЭС увеличился почти в 1,5 раза, в том числе с Китаем - на 57%, Японией - на 42,6%, США - на 27%, Республикой Корея - на 78,9%. Тем самым удалось не только преодолеть спад 2009 г., но и приблизиться к рекордным уровням 2008 г.
В стратегическом плане в развитии торговых отношений России с АТЭС можно выделить четыре главных вызова для нашей страны, которые необходимо учитывать в практической работе и на которые предстоит найти адекватные ответы.
Первый вызов - это вызов, связанный с тенденцией к «утяжелению» товарной структуры экспорта РФ в АТЭС за счет роста поставок энергоносителей. Возникают риски повторения истории с Евросоюзом, куда мы вывозим практически только сырье и первичные полуфабрикаты, а экспорт машинотехнической продукции едва различим. Поэтому ключевым моментом взаимоотношений со странами АТЭС должна быть тесная увязка текущих поставок сырья со встречными инвестициями партнеров в развитие перерабатывающих производств на территории РФ.
Второй вызов обусловлен тем, что многие традиционные рынки сбыта российских товаров в развивающихся странах АТЭС сужаются либо вовсе перестают существовать по причине того, что эти страны сами осваивают выпуск ранее импортировавшейся из РФ продукции. Более того, эти же страны начинают выступать как конкуренты российских компаний на рынках третьих стран, включая СНГ. Здесь возможны два принципиальных решения. Одно из них предполагает расширение коммерческого присутствия в базовых отраслях промышленности развивающихся стран АТЭС, в том числе через создание совместных производств или приобретение долей в местных компаниях, другое - уход российских компаний в более высокие, технически сложные переделы продукции, где потенциальные конкуренты еще слабы и не располагают необходимыми компетенциями.
Третий вызов касается ориентированной на потребительский рынок структуры импорта РФ из АТЭС, что не способствует решению стратегической задачи модернизации отечественной экономики, сдерживает процессы импор-тозамещения и увеличивает дефицит внутренних источников хозяйственного роста. Понятно, что многие потребительские товары из стран АТЭС по соотношению цена-качество значительно превосходят российские и даже европейские. Но также ясно, что засилье импортной продукции, особенно в восточных районах РФ, значительно сужает возможности комплексного экономического развития, генерирования бюджетных доходов для решения приоритетных социально-экономических задач. Необходимо средствами внешнеторговой, налоговой политики стимулировать перенос производства товаров народного потребления на территорию РФ, одновременно добиваясь последовательного повышения его локализации. В настоящее время в Минэкономразвития России создана межведомственная рабочая группа, деятельность которой направлена на выработку мер, стимулирующих импортозамеще-ние, в том числе обсуждается вопрос о возможности применения офсетного механизма для поощрения локализации иностранных производств на территории РФ (офсетный механизм предполагает обременение иностранной компании, получающей крупные заказы, скажем, из России, обязательством вложить в экономику нашей страны в виде прямых инвести-
ций либо путем передачи технологий, ноу-хау, др.).
Четвертый вызов связан с быстрым ростом числа либерализационных и интеграционных соглашений, заключаемых странами АТЭС между собой и с третьими странами. Для ряда стран АТЭС, таких как Чили, Мексика, Канада, Сингапур, Австралия, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, большая часть их внутрирегиональной торговли уже осуществляется или будет в ближайшее время осуществляться в беспошлинном режиме. Иными словами, поставщики из России, не имеющей ни одного преференциального соглашения со странами АТЭС, будут чем дальше, тем больше терять конкурентоспособность на рынках членов группировки, по сравнению с компаниями из стран, пользующихся взаимными льготами по доступу на рынки. Решение данной задачи сегодня возможно только путем реализации единой торговой политики государств-участников Таможенного союза в отношении третьих стран, акцентирующей внимание на активном позиционировании нового объединения в международной торговой системе, в том числе путем заключения преференциальных торговых соглашений со странами АТЭС. Очень важно быстрее перейти к этой фазе деятельности ТС.
Перечисленные выше вызовы для России, проистекающие из развития торговых отношений со странами АТЭС, при всей их значимости и остроте, вполне преодолимы. Россия обладает огромным экономическим потенциалом, в раскрытии которого объективно очень заинтересованы страны АТЭС, а потому имеется благоприятная почва для принятия взаимовыгодных решений и совместного движения вперед по пути расширения и углубления регионального торгово-экономического сотрудничества.
Примечания:
1 APEC at a Glance, 2010. APEC Secretariat, February 2010, pp. 2, 5.
2 Официальный сайт Президента России (http:// www.kremlin.ru/transcripts/8234).
3 The APEC Region Trade and Investment 2009, p.120.
4 APEC Outcomes & Outlook 2009/2010. APEC Secretariat, February 2010, p7.
5 WTO Regional Trade Agreements Database (http:/ /rtais.wto.org).
6 Подробнее о создании и функционировании общих экономических пространств см. Долгов С.И. Общее экономическое пространство - новый интеграционный формат в условиях глобализации // Российский внешнеэкономический вестник, 2010, №9, сс.3-13.
7 Веремеев Н.В. Россия и форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (некоторые аспекты взаимодействия). Владивосток, 2002 г. (http: //www. chinaz one. ru/i/v/v 19. htm).
Библиография:
1. Иванов А.В. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества // Вестник МГИМО - Университета, №1 (10), 2010 г
2. Концепция участия Российской Федерации в Форуме «Азиатско -тихоокеанское экономическое сотрудничество» (http://www.economy.gov.ru/minec/ resources).
3. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации. - М.: Экономика, 2006. - 461 с.
4. Международная экономическая интеграция / учебное пособие под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - 430 с.
5. Таможенная статистика внешней торговли России в 2000-2009 гг
6. APEC at a Glance, 2010. APEC Secretariat, February 2010, 8 p.
7. APEC Outcomes & Outlook 2009/2010. APEC Secretariat, February 2010, 36 p.
8. The APEC Region Trade and Investment 2009. Department of Foreign Affairs and Trade (Australia), November 2009, 178 p.