Научная статья на тему 'Сотрудничество стран СНГ в области фундаментальной науки'

Сотрудничество стран СНГ в области фундаментальной науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАНЫ СНГ / ОБЛАСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименко В. А.

Обосновывается необходимость углубления сотрудничества в области фундаментальной науки в условиях развития экономик Содружества Независимых Государств по инновационному пути. Рассматриваются роль и основные направления деятельности Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки по формированию общего научного и инновационного пространства стран СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of deepening the collaboration in the sphere of fundamental science within the development of economics of the CIS in the innovative way is settled. The role and the major directions of the actions of the Committee of collaboration in the sphere of fundamental science in the development of the general science and innovation space in the CIS countries are studied.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество стран СНГ в области фундаментальной науки»

УДК 33.316.334.37

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ В ОБЛАСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

В.А. КЛИМЕНКО, д.с.н., профессор Белорусского национального технического университета, консультант Исполнительного комитета СНГ, г. Минск

Аннотация

Обосновывается необходимость углубления сотрудничества в области фундаментальной науки в условиях развития экономик Содружества Независимых Государств по инновационному пути. Рассматриваются роль и основные направления деятельности Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки по формированию общего научного и инновационного пространства стран СНГ

Abstract

The necessity of deepening the collaboration in the sphere offundamental science within the development of economics of the CIS in the innovative way is settled. The role and the major directions of the actions of the Committee of collaboration in the sphere of fundamental science in the development of the general science and innovation space in the CIS countries are studied.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях становления экономики знаний, формирования инновационного общества ключевая роль отводится знаниям, информации, инновациям. И в этом аспекте особая роль отводится науке, прежде всего, фундаментальной. Она становится базовым фактором развития любого государства, как основа генерирования новых знаний и инноваций, без которых невозможно представить развитие страны по инновационному пути. Исходя из этого, актуальным становится тесное сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области фундаментальной науки, объединение усилий ученых стран Содружества в поиске новых форм взаимодействия в сфере фундаментальных исследований с целью решения проблем по модернизации национальных социально -экономических систем и повышению уровня благосостояния и качества жизни людей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После распада Советского Союза многие постсоветские страны пытались самостоятельно решать проблемы развития фундаментальной науки в своих государствах. Однако, как показало время, этот путь в современных условиях является тупиковым. Рост взаимозависимости национальных государств и углубление межгосударственного сотрудничества, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности любого государства, являются характерными признаками международных отношений двадцать первого века. Научный аспект сотрудничества не является исключением. Процесс интернационализации и международного сотрудничества в научной сфере сейчас рассматривается в качестве самого эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных научных систем и на этой основе разработки механизмов перехода к инновационному пути развития экономики и экономике знаний.

Необходимо подчеркнуть, что в Концепции дальнейшего развития СНГ развитие общих образовательного, научного и информационного пространств определено в качестве одной из основных задач гуманитарного сотрудничества стран Содружества, решение которой будет способствовать повышению конкурентоспособности государств-участников СНГ, обеспечению вхождения их в мировое хозяйство в целях достижению прогресса и процветания на пространстве Содружества и в государствах-участниках СНГ, достижению максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использования ее преимуществ [1].

Более того, на современном этапе развития Содружества Независимых Государств актуальной является задача создания Единого научно-инновационного пространства. Построение инновационного пространства на просторах СНГ опирается на такие программные документы, принятые в последние годы в рамках Содружества, как «Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере» [2] и «Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» [3].

Межгосударственная программа, в частности, заложила основу для формирования инновационного пространства Содружества. Цель Программы - создание условий для реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, утверждения международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.

Главная задача Программы - предложить механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные проекты других форматов, а также взаимодействовать с целевыми программами государств - участников СНГ.

Следует подчеркнуть, что мероприятия и проекты Программы планируются и реализуются с учетом согласования и координации с действующими национальными программами по поддержке и развитию инновационной деятельности, а также с другими программами, реализуемыми межгосударственными и международными организациями. Это позволит обеспечить условия для достижения конечного результата программы - сформировать межгосударственное инновационное пространство и эффективно функционирующую систему межгосударственного инновационного сотрудничества государств-участников СНГ.

Если вести речь о конкретных структурных блоках Программы, то она включает в себя следующие:

Подпрограмма «Развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере» («Кооперация»): формирование технологических платформ СНГ на основе методологии Форсайта путем разработки дорожной карты модернизации и научно-технологического развития в соответствующей области и программы исследований и разработок для реализации дорожной карты; разработка совместных инновационных проектов, отвечающим мировым тенденциям и приоритетам научно-технического развития, в том числе инвестиционные; содействие развитию деловых контактов инновационно активных предприятий, научных организаций и вузов государств - участников СНГ.

Подпрограмма «Мобилизация и развитие научно-технологического потенциала» («Потенциал»): поддержка поисковых исследований, обеспечивающих ускоренное развитие научно-технологического потенциала государств -участников СНГ по приоритетным направлениям сотрудничества; создание общего инновационного пространства государств - участников СНГ, сохранение и развитие их исследовательского и инновационного потенциала, его адаптацию к новым экономическим условиям; координация национальных исследовательских программ.

Подпрограмма «Кадровое обеспечение межгосударственного инновационного сотрудничества» («Кадры»): развитие и совершенствование системы поддержки академической мобильности исследователей и инженеров и межгосударственного обмена кадрами между организациями, ведущими исследования и разработки; создание и развитие сети центров (прежде всего на базе научных центров и учреждений высшего профессионального образования), являющихся «провайдерами» образовательных и консультационных услуг мирового класса в сфере инноваций и предлагающих специализированные образовательные программы и программы повышения квалификации инновационного профиля (в том числе в области менеджмента высокотехнологичного бизнеса, венчурной индустрии, правового регулирования в инновационной сфере и т. п.); разработку рекомендаций по гармонизации стандартов профессиональной подготовки научных и инженерно-технических кадров по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям научно-технического и инновационного сотрудничества.

На заседании 31 мая 2013 года в г. Минске Совета глав правительств СНГ утвержден Перечень пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, участниками которых являются научные организации стран Содружества. Важно подчеркнуть, что для эффективного проведения научных исследований участники этих пилотных проектов создают совместные корпоративные центры научных исследований и опытно-конструкторских работ, так называемые центры генерирования новых знаний и инноваций. В качестве примеров таких центров инноваций («точек инноваций») уже сейчас можно назвать инновационный центр «Сколково», национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», НПК «Дубно». На наш взгляд, реализация этих проектов будет способствовать развитию межгосударственной кооперации в инновационной сфере, мобилизации и развитию научно-технологического потенциала в странах СНГ, эффективному использованию и развитию в них инновационной инфраструктуры, созданию модели инновационного развития экономики, основанной на знаниях, формированию в целом на пространстве СНГ новой зоны мирового технологического лидерства.

Следует отметить, что координация работы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества возложена на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, образованный Решением Совета глав правительств СНГ [4].

Формирование общего научного и инновационного пространства обуславливает тесное сотрудничество государств Содружества в этом направлении. Началом более тесного сотрудничества стран СНГ в области фундаментальной науки можно считать Обращение Совета Международной ассоциации академий наук (МААН), председателем которой является президент Национальной академии наук Украины академик Б.Е. Патон, в Совет глав государств Содружества Независимых Государств. В своем Обращении Совет МААН отметил назревшую необходимость развития общего научного и образовательного пространства, консолидации усилий по решению на пространстве СНГ актуальных проблем фундаментальной и прикладной науки.

Советом глав государств Содружества Независимых Государств 5 октября 2007 года было принято Решение об Обращении Совета Международной ассоциации академий наук, в соответствии с которым Исполнительному комитету СНГ совместно с Кыргызской Республикой, председательствующей в 2008 году в Совете глав государств Содружества Независимых Государств, было поручено организовать проведение совещания руководителей государственных организаций по науке и технике. В совещании, которое состоялось 1-3 октября 2008 года в городе Бишкеке, приняли участие представители национальных академий наук, органов государственной власти в области науки стран Содружества, а также Международной ассоциации академий наук. На нем были выработаны предложения по активизации сотрудничества государств - участников СНГ в области фундаментальной и прикладной науки. На совещании также было внесено предложение о создании Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки.

Работа по согласованию проекта Соглашения о создании Совета, разработанного НАН Кыргызской Республики, проводилась в течение 2009-2010 годов. Активное деятельное участие в доработке проекта Соглашения принимала Российская Федерация. В результате 19 мая 2011 года на заседании Совета глав правительств СНГ было подписано

Соглашение о создании Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников Содружества Независимых государств [5].

В Соглашении подчеркивается: «Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами, исходя из положений Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года, в части развития науки и образования, придавая важное значение развитию фундаментальной науки для социального и экономического прогресса государств Сторон, в целях создания благоприятных условий для развития, координации и последовательного углубления сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области фундаментальной науки, создают Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет)» [5].

Государствами - участниками Соглашения в настоящее время являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина.

В соответствии с Положением о Совете, которое является неотъемлемой частью вышеназванного Соглашения, в его состав входят руководители соответствующих органов государственной власти в области науки, руководители национальных академий наук государств - участников СНГ или иные уполномоченные государствами лица.

Основными направлениями деятельности Совета являются: подготовка предложений по формированию и реализации межгосударственных программ, проектов и совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества в области фундаментальной науки; содействие установлению прямых контактов и укреплению сотрудничества между организациями, проводящими фундаментальные научные исследования государств - участников Соглашения; взаимодействие в рамках своей компетенции с органами СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, органами государственной власти государств - участников Соглашения, а также сотрудничество с рабочими аппаратами международных организаций по вопросам фундаментальной науки.

Главная цель деятельности Совета состоит в том, чтобы в тесном взаимодействии с Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах и другими аналогичными структурами, образованными в рамках СНГ, создать современную институциональную модель генерации, распространения и использования знаний и инноваций во всех сферах государств Содружества.

Если вести речь о конкретных направлениях работы Совета в соответствии с вышеуказанной целью, то они должны включать в себя, по нашему мнению, следующие:

- разработка совместных инновационных проектов, отвечающим мировым тенденциям и приоритетам научно -технического развития;

- поддержка поисковых исследований, обеспечивающих ускоренное развитие научно-технологического потенциала государств - участников СНГ по приоритетным направлениям сотрудничества;

- разработка предложений по гармонизации правовой базы сотрудничества стран СНГ в области фундаментальных исследований;

- развитие и совершенствование системы поддержки академической мобильности исследователей и межгосударственного обмена кадрами между организациями, ведущими исследования и разработки;

- разработка рекомендаций по унификации стандартов профессиональной подготовки научных кадров по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям научно-технического и инновационного сотрудничества.

Для реализации основных направлений в рамках Совета образованы Рабочие группы:

- по вопросам взаимодействия с Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ);

- по подготовке предложений по приоритетным фундаментальным исследованиям;

- по рассмотрению вопросов гармонизации правовой базы сотрудничества в области фундаментальных исследований (составы рабочих групп прилагаются).

Следует подчеркнуть, что 18-19 октября 2012 года в городе Минске в штаб-квартире СНГ состоялось первое заседание Совета. Председателем Совета был избран вице-президент Российской академии наук академик Н. П. Лаверов. На заседании был утвержден доработанный с учетом замечаний и предложений Регламент работы Совета, одобрен проект Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников Содружества Независимых Государств и принято решение внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.

27 июня 2013 года в г. Москве состоялось II заседание Совета, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся дальнейшего развития сотрудничества в области фундаментальной науки. Было решено, что основными приоритетами Совета на ближайшую перспективу является доработка проектов учредительных документов Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ, разработка проектов документов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований, по гармонизации правовой базы сотрудничества стран СНГ в области фундаментальных исследований.

Необходимо отметить, что за прошедшие два года Советом проделана значительная работа. Так, Рабочей группой по вопросам взаимодействия с Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах был подготовлен проект Мероприятий по взаимодействию с МС НТИ, который предусматривает определение совместных приоритетов по фундаментальным исследованиям, соответствующим Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года; разработку сов-

местных инновационных пилотных проектов по созданию высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств на основе использования инновационных технологий, соответствующих V и VI технологическим укладам, с последующим их трансфером в странах СНГ; подготовку сводного реестра выполняемых проектов в области фундаментальной науки по приоритетным направлениям научно-технологического развития государств - участников СНГ и сводного реестра инновационных запросов организаций реального сектора экономики государств Содружества по основным отраслям экономики; организацию научно-практических конференций по проблемам и перспективам формирования единого научного и инновационного пространства стран СНГ.

Членами Рабочей группы по подготовке предложений по приоритетным фундаментальным исследованиям в ходе своих заседаний был подготовлен проект Предложений по приоритетным фундаментальным исследованиям и международным научным центрам государств - участников Содружества Независимых Государств.

В данном документе предложены следующие приоритетные направления фундаментальных исследований в странах СНГ:

- физико-математические науки, информационные и коммуникационные технологии;

- новые вещества и материалы, включая наноматериалы и нанотехнологии;

- науки о жизни, включая биологические, аграрные и медицинские науки.

- рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Изучение изменений климата.

- энергетика, включая ядерную, и машиностроение.

- социально - экономические и гуманитарные науки.

Кроме того, члены Рабочей группы отметили, что актуальным является создание в государствах - участниках СНГ международных научных центров фундаментальных исследований, в частности, в Республике Армения международных центров ядерной медицины; разработки лекарственных средств; разработки устройств и систем для дистанционного зондирования Земли и атмосферы, в Республике Беларусь - международных центров биотехнологии; сохранения единого информационного пространства, в Республике Казахстан - международного центра по энергетике, в Кыргызской Республике - международного центра по изучению водных ресурсов Центральной Азии и международного полигона по изучению оползневых процессов и снижению риска природных катастроф, в Республике Таджикистан - международного научно-исследовательский центра «Памир-Чакалтая» (проведение ядерно-и астрофизических исследований космических лучей и сверхвысоких энергий).

Дальнейшее развитие общего научного пространства, консолидация усилий по решению актуальных проблем фундаментальной и прикладной науки в странах СНГ обуславливает необходимость гармонизации правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ в области фундаментальных исследований. В этом направлении Рабочей группой по рассмотрению вопросов гармонизации правовой базы сотрудничества в области фундаментальных исследований государств - участников СНГ было предложено Совету рассмотреть целесообразность подготовки проекта Соглашения о координации межгосударственных отношений в области фундаментальных исследований государств -участников СНГ. Проект данного Соглашения в настоящее время подготовлен ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси».

В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед Советом, является создание Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников Содружества Независимых Государств. Необходимость его создания обуславливается необходимостью консолидации интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов государств Содружества при реализации совместных научных программ и проектов фундаментального характера в целях поддержки инновационного развития стран СНГ.

Необходимо отметить, что сейчас в каждом государстве Содружества существуют свои национальные фонды поддержки и развития фундаментальной науки. Так, в Азербайджане функционирует Фонд развития науки при Президенте Азербайджана, в Республике Армения функционирует Международный научный фонд Армении и научно -образовательный фонд «Нораванк». В Беларуси для поддержания фундаментальных исследований существует Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований и гранты Министерства образования. В Казахстане существует Фонд науки Министерства образования и науки и Фонд Первого Президента Республики Казахстан, в Кыргыстане - Национальный фонд науки Министерства образования и науки. В Молдове финансирование научных проектов осуществляется на основе проведения конкурса совместных проектов фундаментальных исследований Российского государственного фонда фундаментальных исследований и Академии наук Молдовы, а также из Фонда США в области гражданских исследований. В Российской Федерации в настоящее время также имеется много инструментов для поддержки научных, научно-технических проектов, в том числе международных. К таким инструментам относятся Российский государственный фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. В Таджикистане для финансирования научных исследований существуют такие источники, как Фонд Марджани (поддерживает научные проекты в области истории и культуры), научно-исследовательский фонд академика Рахима Масова, Фонд исследований исламской культуры. В Туркменистане и Узбекистане поддержку фундаментальных исследований осуществляют соответственно Высший Совет по Науке Технике при Президенте Туркменистана и Фонд Президента Республики Узбекистан. В Украине фундаментальные исследования финансируются, как в Беларуси и России, за счет средств Государственного фонда фундаментальных исследований, Международного научного фонда экономических исследований и других источников.

Вместе с тем, финансирование научных проектов, отвечающим межгосударственным приоритетам фундаментальных исследований, как подчеркивалось выше, обуславливает создание соответствующего Фонда. Необходимо

отметить, что проекты учредительных документов (Договора и Устава) Межгосударственного фонда фундаментальных исследований и инноваций в государствах - участниках Содружества Независимых Государств были подготовлены Российской академией наук еще в 2011 году. Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки на своем I заседании, состоявшемся 18-19 октября 2012 года, одобрил проект Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников Содружества Независимых Государств и принял решение внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.

После внутригосударственного согласования к проекту Договора поступили замечания и предложения от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. В частности, Российская Федерация придерживается позиции о преждевременности рассмотрения проекта Договора в связи с необходимостью подготовки детальной концепции создания Фонда, договорно-правовых документов, необходимых для его функционирования с учетом размеров уставного капитала Фонда, долевых взносов сторон Договора и источников финансирования.

Позицию Российской Федерации поддерживают Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан. Поэтому в настоящее время осуществляется кропотливая работа на экспертном уровне по согласованию проекта Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ.

В городе Бишкеке в Национальной академии наук 13 ноября 2014 года состоялось III заседание Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников СНГ. На заседании Совета были рассмотрены более десятка вопросов, касающихся дальнейшего развития сотрудничества в области фундаментальной науки.

На заседании Совета одобрены Предложения по приоритетным фундаментальным исследованиям и международным научным центрам государств - участников Содружества Независимых и Мероприятия по взаимодействию с Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах.

По итогам заседания Совета решено продолжить работу на экспертном уровне по согласованию проекта Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ. Так же Рабочей группе по рассмотрению вопросов гармонизации правовой базы сотрудничества в области фундаментальных исследований государств - участников СНГ поручено доработать и согласовать проект Соглашения о координации межгосударственных отношений в области фундаментальных исследований государств - участников СНГ и внести его на рассмотрение очередного заседания Совета.

Принятие этих документов, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему формированию общего научного пространства государств - участников СНГ, эффективному решению проблем фундаментальной и прикладной науки на пространстве СНГ, в целом станет важным шагом в развитии гуманитарного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств.

ВЫВОДЫ

Функционирование такого регионального объединения государств, как Содружество Независимых Государств обуславливает необходимость формирования наряду с культурным, экономическим, политическим, общего научного и инновационного пространства стран СНГ. Для развития, координации и последовательного углубления сотрудничества государств - участников СНГ в области фундаментальной науки образован Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки, на который возлагается задача создания в тесном взаимодействии с другими отраслевыми органами СНГ единой институциональной модели генерации, распространения и использования знаний и инноваций во всех сферах государств Содружества в целях их динамичного социально-экономического развития и укрепления позиций в мировой экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. - Минск: Содружество Независимых Государств, Ф-л № 1 РУП «БДП», 2007.- 30 с. - С. 5, 8.

2. Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере. Утверждены Решением Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2009 года. Интернет-портал СНГ http://www.e-cis.info/page.php?id=20752. - Дата доступа 30.08.2013.

3. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011года.-http://www.e-cis.info/foto/pages/20060 doc. - Дата доступа 05.08.2013.

4. Протокол о внесении изменений в Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 года. Утвержден Решением Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2009 года. Право. Законодательство Республики Беларусь. http://www.levonevski.net/pravo/razdel3/num9/3d972.html. -Дата доступа 30.08.2013.

5. Соглашение о создании Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников Содружества Независимых Государств. Утверждено Решением Совета глав правительств СНГ 19 мая 2011года.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.