characteristics of the features of these periods for Kansk and the Kansk district of the Yenisei province are given, the main stages in the work of the museum with the historical and cultural heritage are highlighted and their distinctive features are noted. The life and work of R.P. Eideman, VG. Yakovenko, VYa. Zazubrin, VA. Itin, whose heritage has not only regional, but also all-Russian significance, are associated with the Kansk and Kansk uyezds during the period under study. The Kansk Museum of Local Lore is studying and popularizing it. The article describes the characteristics of this work. For the history of Siberia during the civil war, the Taseev partisan republic is a peculiar phenomenon. The article draws attention to the importance of this topic for the museum. The article emphasizes that in modern conditions, the historical and cultural heritage of the period of the revolutionary events of 1917 and the civil war of 1918-1920 remains in demand, and new opportunities appear for its study and popularization.
Keywords: historical and cultural heritage, museum, Sibiria, civil war
DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.61 УДК 069:004
Е.Н. Новожилова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
СОТРУДНИЧЕСТВО С МУЗЕЕМ «ГОРОД» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «MEMENTO MORI»
Представлен опыт реализации проекта «Memento mori» в МБУК музей «Город» (г. Барнаул) в рамках экскурсионно-выставочной деятельности. Это персональная выставка исторических реконструкций мумий и черепов. В статье обозначены этапы ее подготовки от идеи до воплощения: определение концепции экспозиции, воссоздание экспонатов, дизайн оформления, методическая разработка экскурсии, рекламная кампания и монтаж экспозиции. Создание выставки - это трудоемкий процесс, требующий глубокого исследования. В процессе работы были задействованы все механизмы экскурсионной методики. Экспозиция носит познавательно-образовательный характер, демонстрируя наглядно историю Древнего мира и средневековой Европы. Она также отвечает всем требованиям и принципам для всех форм идейно-воспитательной работы - наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и др. Материал будет полезен для студентов, обучающихся по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также сотрудников экспозиционно-выставочных отделов музеев и всех интересующихся обозначенной темой.
Ключевые слова: музей, выставка, экспозиция, реконструкция, SD-технология, дизайн, мумии, черепа
Сохранение и эффективное использование историко-культурного наследия, как одного из значимых ресурсов в сфере туризма, а также улучшение качества потребительских услуг культурно-познавательной направленности могут стать ведущими формами стратегии развития нашего города и региона. Музеи, реализуя данный подход, не остаются
в стороне, а активно включаются в современные тенденции организации рекреационной деятельности. Освоение современного музейного пространства требует интенсификации за счет увеличения возможностей при использовании имеющихся площадей и внедрении современных цифровых технологий. В этой связи во многих музеях появились залы для организации и проведения временных выставок совместно с коммерческими организациями, занимающимися экспозиционно-вы-ставочной деятельностью [Гребенникова, 2013, с. 79].
Как досуговые центры, музеи в условиях всевозрастающей конкуренции, глобализации и мощного информационного потока должны быть уникальными и неповторимыми, чтобы привлечь современного искушенного зрителя на музейное мероприятие и оставить незабываемое впечатление. Эта тенденция позволяет сегодня многим талантливым людям продемонстрировать свой творческий потенциал и достижения в области искусства широкой публике, осуществляя различные программы в сотрудничестве с музеями. Организация и совместное проведение временных выставок - наиболее распространенная форма работы с частными лицами.
Идея создания культурно-просветительского проекта «Memento morí» автором статьи, а также художником и скульптором Александром Пашковым реализовывалась с целью развития туристско-экскурсионной деятельности в г. Барнауле и других регионах России. Главной задачей проекта было знакомство широкой аудитории с уникальными экспонатами мирового значения, собранными в одной коллекции, которые являются объектами культурного наследия. Впервые в г. Барнауле в музее «Город» на персональной выставке работ А. Пашкова были представлены исторические реконструкции мумий и черепов, модели которых были созданы по образцам, хранящимся в разных музеях мира.
Материал (фотоснимки и видеофиксация древних находок), собранный в путешествиях по достопримечательным местам мирового уровня, сыграл важную роль на начальном этапе реализации проекта. Разрабатывая концепцию выставки, автор статьи провела специальное исследование по каждому объекту историко-культурного наследия, который должен был стать впоследствии экспонатом на выставке. На первоначальном этапе также осуществлялось изучение нормативно-правовой документации об организации и проведении выставочной деятельности. Поскольку авторы проекта планировали работать с государственными музеями и осуществлять официальную коммерческую деятельность, в налоговых органах была зарегистрирована организация индивидуального предпринимателя А. Пашкова.
Концепция выставки формировалась по хронологическому принципу. При этом вся экспозиция разделена на культурно-исторические зоны: черепа эпохи первобытности; мумификация в Древнем Египте;
культура племен Мезоамерики и мумии Чачапойя; мумификация в средневековой Европе и символ черепа в искусстве эпохи Возрождения и др. Работая над созданием проекта, авторы стремились в одной коллекции отразить историю человечества от палеолита до XIX столетия.
Методическая разработка обзорной многоплановой экскурсии создавалась с учетом культурно-просветительских целей и была призвана реализовать основную задачу - повышение уровня знаний по мировой истории и культуры у разных социальных групп населения [Емельянов, 2004, с. 12].
Вторым этапом реализации проекта «Memento morí» стало создание экспонатов выставки. Это был долгий и трудоемкий процесс. Воссоздание аутентичных, высокохудожественных моделей самых популярных мумий, а также коллекции декоративных черепов (всего около 100 экспонатов) было выполнено А. Пашковым в довольно короткие сроки (за десять месяцев). Скульптор использовал в своей работе современные 3D технологии, в том числе принтер, который позволял создавать объемные модели. Дорабатывая детали, добиваясь схожести и точности с оригиналом, а также используя метод ротационного литья пластики и другие художественные приемы, он создавал экспонаты выставки. В результате были получены египетские мумии, монахи-капуцины, мумия Чачапойя, болотные мумии, ледяной человек Этци, римские ката-комбные святые, декоративные черепа с трепанацией и искусственной деформацией, ритуальные маски, хрустальные черепа племени Майя, картины, выполненные в европейском стиле Vanitas, и многое другое.
Следующим этапом реализации проекта стал выбор площадки в г. Барнауле для проведения временной выставки. Музей «Город» был выбран не случайно. Залы для временных экспозиций полностью соответствовали дизайну оформления (как в пространственном, так и световом решении). Территориальное расположение музея в старой части города, где проходят пешеходные экскурсионные маршруты местного населения и туристов, по мнению авторов, могло привлечь на выставку поток посетителей.
После заключения договора для проведения выставки, а также определения сроков монтажа и официального открытия с директором музея М.С. Калининым было принято решение организовать закрытую презентацию проекта для специальных гостей. Сценарий данного мероприятия предполагал проведение творческого вечера.
Рекламная кампания стала еще одним важным этапом реализации проекта и осуществлялась в нескольких направлениях. Была оформлена наружная реклама на баннерах в двух оживленных районах города и непосредственно рядом с музеем. Информация для размещения в автотранспорте по маршрутам города, дизайн рекламных макетов, плакатов и буклетов подготовлены А. Пашковым. Реклама размещалась
в социальных сетях проекта «Memento morí» и музея «Город». На презентацию выставки приглашались корреспонденты печатных изданий и сотрудники телеканалов «Катунь 24» и ГТРК «Алтай».
Дизайн оформления выставки и монтаж экспозиции авторы проекта выполняли сами. Стены и столы Были декорированы черной тканью (для придания единого стиля), продумана и реализована точечная подсветка для выделения наиболее эффектных экспонатов, организован приглушенный свет для усиления эффекта восприятия. Кроме этого, готовились и размещались этикетки для информационного наполнения выставки и самостоятельного просмотра отдельными посетителями. Специально изготовлялась сувенирная продукция в виде буклетов, магнитов, брелоков и других изделий.
Открытие выставки «Memento morí» состоялось 7 марта 2020 г. На презентацию были приглашены почетные гости из Барнаула, Новосибирска и Томска (художники, работники образования, журналисты и др.). Особыми гостями стали художники из Германии, которые специально приехали на открытие первой персональной выставки авторов проекта. Корреспонденты телеканала «Катунь 24», ГТРК «Алтай», телепередача «Интервью дня», а также печатные издания «Свободный курс», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда» освещали это событие.
С учетом эпидемиологической ситуации в стране и закрытия музеев для посетителей были продлены сроки экспонирования выставки. Это позволило после возобновления работы музея «Город» реализовать поставленные просветительские задачи: познакомить широкую аудиторию со специфической частью культурного наследия из разных музеев мира. Экспонаты, созданные скульптором, вызывали позитивный отклик и познавательный интерес у разных категорий населения г. Барнаула. Особенностью демонстрации стало вовлечение их в активное восприятие путем тактильного воздействия. Возможность трогать экспонаты руками, фотографироваться с ними являлась одним из факторов успеха выставки. Были организованы встречи с журналистами, автором статьи проведены экскурсии для посетителей, что позволило сделать их пребывание на выставке незабываемым и ярким событием.
Проведение выставки в музее «Город» привлекло большое количество людей, что, несомненно, положительно отразилось на показателях посещаемости учреждения. Экспозиция «Memento morí» - это новый опыт и необычный формат музейной выставки. Планируется ее развитие и увеличение числа экспонатов. Выставка «Memento morí» побывала не только в г. Барнауле, но и в таких городах Сибири, как Бийск, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецк, Томск, Абакан. В перспективные планы проекта входит экспонирование в Новосибирске, Красноярске, Омске, Норильске, Иркутске и других городах России.
Библиографический список
Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия. Барнаул, 2013. 116 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2004. 216 с.
E.N. Novozhilova
Altai State University, Barnaul, Russia
COOPERATION WITH THE "GOROD" MUSEUM WITHIN
THE FRAMEWORK OF THE "MEMENTO MORI" PROJECT
This article presents the experience of the project collaboration "Memento mori" and the museum "Gorod" as a part of the organization of excursion and exhibition activities. The Project "Memento mori" is a personal exhibition ofhistorical reconstruction of mummies and skulls. The article outlines all the stages of the project from the idea to its objectification: defining the concept of the exposition, reconstruction of exhibits, exhibition decoration design, methodical development of the excursion, advertising campaign demonstration. The creation of an exhibition is a time - consuming process, requiring profound research. Analysis of joint activities, represented in the article, reflects positive and negative aspects of work. The material will be useful for students, who specialize in "Museology and Protection of Cultural and Natural Objects", also for museum staff and for all people who are interested in this topic.
Keywords: museum, exhibition, reconstruction, skulls, mummies, design, 3D technology
DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.62 УДК 903.2:069(571.151)
Н.Н. Серегин1, Н.А. Константинов2
1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия; 2Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ГОРНО-АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (проект №20-18-00179 «Миграции и процессы этнокультурного взаимодействия как факторы ормирования полиэтничных социумов на территории Большого Алтая древности и Средневековье: междисциплинарный анализ археологических и антропологических материалов»)
В статье представлена характеристика металлических зеркал, находящихся в собрании Музея археологии и этнографии Горно-Алтайского государственного университета. Рассмотрена история формирования данной небольшой коллекции, включающей четыре изделия из погребений пазырыкской культуры некрополей