Список источников
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 221 с.
О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации №255 от 24 марта 2000 г. // СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 08.03.2022).
Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М. ; Л., 1953. 444 с., 2 л. ил., карт.
Тадина Н.А. О трех этапах модернизации родового общества алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2019. Т. 28. С. 88-97.
Тадина Н.А. От родовых камней алтайцев до памятных знаков Республики Алтай // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. №3. С. 142-150.
Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу // Вестник Томского государственного университета. 2016. №5. С. 109-113.
Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 1: Кочевники Бийского уезда. Вып. 1. 561 с.
Ябыштаев Т.С. Пути возрожденного зайсаната в Республике Алтай // Вестник Томского государственного университета. 2019. №440. С. 139-145.
Информация об авторах / Information about the Authors
Надежда Алексеевна Тадина, Горно-Алтайский государственный университет, кафедра истории и археологии, доцент; 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1, кандидат исторических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, [email protected]
Nadezhda A. Tadina, Gorno-Altai State University, Department of History and Archaeology, Associate Professor; 649000, Gorno-Altaisk, st. Lenkina, 1, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-1363-8735, [email protected]
Научная статья / Article УДК: 069.157
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.64
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭКСПОЗИЦИИ (по опыту Алтайского государственного краеведческого музея)
Евгения Сергеевна Твердикова
Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия
Резюме. Статья посвящена обзору теоретических и практических разработок экскурсионной работы в условиях ограниченного экспозиционного пространства. Подобная ситуация может сложиться в силу различных условий — от несчастного случая (пожар, коммунальная авария) до ограничения выставочного пространства по причине ремонта или реконструкции помещений музея. Для реализации демонстрационной музейной работы в подобных условиях во-
енно-исторический отдел АГКМ разработал и реализовал несколько методик, существующих в музеологической практике. Прежде всего это сочетание лекционной, мультимедийной и интерактивной деятельности, предполагающей активное участие организованных групп экскурсантов. Немаловажное значение имеет организация небольших временных экспозиций, приуроченных к знаковым событиям военной истории, и включение их в организованную комплексную экспозиционную деятельность. Разработанные тематические методики и приемы помогут успешно преодолеть временные сложности в работе музея.
Ключевые слова: экспозиция; военная история; мультимедийная демонстрация; интерактивная деятельность; музей; экскурсия
Для цитирования: Твердикова Е.С. Методика организации экскурсионной работы в условиях ограниченного пространства экспозиции (по опыту Алтайского государственного краеведческого музея) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 441-445. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.64
METHODOLOGY FOR ORGANIZING EXCURSION WORK IN THE CONDITIONS OF A LIMITED EXPOSITION SPACE (based on the experience of the Altai State Museum of Regional Studies)
Evgeniya S. Tverdikova
Altai State Regional Studies Museum, Barnaul, Russia
Abstract. The article is devoted to a review of theoretical and practical developments of excursion work in a limited exhibition space. Such situation may develop due to various conditions — starting from an accident (fire, utility accident) and ending with the limitation of the exhibition space due to renovation or reconstruction. For the aim of implementation of demonstration museum work in such conditions, the military-historical department of the Altai State Museum of Regional Studies has developed and implemented several methods that already exist in museological practice. First of all, it is a combination of lecture, multimedia and interactive activities, involving the active participation of organized groups of visitors. Organization of small temporary exhibitions dedicated to the milestone events of military history and their inclusion in the organized complex exposition activities are of great importance. The developed thematic methods and techniques can successfully help overcome temporary difficulties in the work of the museum.
Keywords: exposition; military history; multimedia demonstration; interactive activities; museum; excursion
Tor citation: Tverdikova E.S. Methodology for Organizing Excursion Work in the Conditions of a Limited Exposition Space (based on the experience of the Altai State Museum of Regional Studies) // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 441-445. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.64
Военно-исторический отдел Алтайского государственного краеведческого музея с 1991 г. был расположен в городе Барнауле по адресу: пр-т Комсомольский, 73б, в историческом здании бывшей городской больницы. Музей занимал два этажа и демонстрировал участие воинов Алтайского края в крупных военных конфликтах, начиная с войны 1812
года и заканчивая военным конфликтом в Сирии. Экспозиционное пространство размещалось в семи залах площадью от 21 до 53 кв. м. В феврале 2018 г. в здании музея произошел пожар, и экспонаты временно были вывезены из пострадавших помещений. Для создания нового временного экспозиционного пространства было предоставлено помещение площадью 54 кв. м на выставочной площадке по адресу: ул. Пол-зунова, 39. Руководством Алтайского государственного краеведческого музея было принято решение о создании временной выставки «Гордость России — солдаты», посвященной защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и воинам-интернационалистам, участникам войны в Афганистане в 1979-1989 гг., на которой было бы возможно проведение военно-патриотических мероприятий музея.
Эффективным приемом для работы с посетителями является комплексное использование имеющихся фондовых материалов. В данное понятие «комплексности» входят следующие элементы: традиционная постоянная экспозиция в витринах, подиумный открытый показ крупногабаритных экспонатов, наличие сменных витрин для тематических выставок, «стендовая» переносная экспозиция.
«Витринная» часть нового экспозиционного комплекса состояла из стационарных стеклянных витрин с внутренним светодиодным освещением, а также открытого «подиумного» выставочного пространства для демонстрации крупногабаритных систем военного вооружения из собрания краеведческого музея (82-мм миномет системы Шавырина и мина к нему, ручной пехотный пулемет системы Дегтярева образца 1927 г., станковый пулемет системы «Максим» образца 1910 г.). Ограниченное пространство экспозиции, размещенной в одном зале, требовало особого подхода к предметно-пространственной структуре. Существовала опасность «перегрузки» тематическим материалом с потерей художественно-эстетического наполнения экспозиционного пространства. Для того чтобы ее избежать, сегменты «постоянной» экспозиционной среды были разделены скульптурными портретами Героев Советского Союза Ф.Ф. Фомина, В.С. Кащеевой и И.И. Григорьева, а также манекенной группой в военной форме пехотинца и артиллериста, сюжетными фотоснимками, картинами и т.п. Определенный «военный» декор был дополнительно сформирован с помощью отрезков маскировочной сетки, закрепленных на стене и создающих фон для плоскостных материалов, экспонируемых на паспарту и планшетах.
Для проведения небольших тематических выставок в зале были установлены сначала две стеклянные витрины, позже их количество увеличено до четырех. Содержанием витрин стал экспозиционный материал реализуемых музеем военно-исторических проектов, ограниченных по времени демонстрации. Это выставка моделей военной техники «Техника Победы», выставка «Семейная реликвия», приуроченная
к 9 Мая и содержащая личные вещи участников Великой Отечественной войны из семейных архивов жителей города Барнаула, выставка «Трофеи победителей», демонстрирующая коллекцию немецких трофеев, и т.п. По мере окончания демонстрационных проектов витрины освобождались и использовались для других сменных временных выставок.
Стендовая временная экспозиция и демонстрация тематических фотографий и плакатов по верхнему экспозиционному ярусу отчасти сходны, различаясь способом крепления. Стендовые витрины более мобильны. В процессе демонстрации их можно переставлять по залу, меняя по необходимости пространственную компоновку. К определенным военным датам музеем создавались и демонстрировались передвижные выставки: «Русские герои! Мы давно вас ждали!», «Солдаты необъявленной войны», «Женщина-солдат», «Калашников и военная безопасность страны».
В целом при удачном подборе сегментов временной и постоянной экспозиций ясность, острота и символичность экспонатов, создающих завершенный образно-художественный комплекс, заметно усиливается.
Также в зале периодически оборудовалась компактная фотозона «В солдатском блиндаже», активно функционировавшая в периоды максимального наплыва посетителей: в День Победы 9 Мая и во время акции «Музейная ночь».
Стационарный экспозиционный комплекс дополнялся мультимедийной лекционной составляющей и в некоторых случаях — элементами интерактивного действия. Наиболее удобно для посетителей и экскурсантов экскурсионно-экспозиционный комплекс реализовался в формате «зрительный зал». Для мультимедийной презентации использовался переносной экран и проектор с ноутбуком. В условиях ограниченного пространства ни постоянный экран, ни стационарный плазменный комплекс для показа видеоматериалов установить не представлялось возможным. Экскурсанты-зрители размещались на выносных стульях, при интерактивных действиях освобождался от манекенов дополнительный участок зала, на котором осуществлялось соответствующее действие. В АГКМ так реализовывались мероприятия, посвященные памятным событиям Великой Отечественной войны: «Голос Ленинграда», «Город-памятник, город-герой: Сталинградская битва»; «Награда и время» и интерактивная программа «Маленькие радости тяжелой войны». В этих же условиях успешно проводились мастер-классы для небольших групп посетителей «Маленький флажок большой Победы», «Изготовление броши с георгиевской лентой и гвоздикой», «Фронтовое письмо», на которых дети (6+) и взрослые с интересом изготавливали тематические поделки и сворачивали письма-треугольники.
22 июня 2021 г. основное экспозиционное пространство было кардинально переоборудовано под новый выставочный проект «Помните...
Через века, через года», на базе которого продолжили реализовываться все основные виды музейных мероприятий: классические экскурсии, мультимедийные и интерактивные программы, мастер-классы.
Как показывает опыт АГКМ, реализация культурно-просветительных мероприятий на ограниченном пространстве вполне возможна, и они не раз активно осуществлялись.
Информация об авторе / Information about the Author Евгения Сергеевна Твердикова, Алтайский государственный краеведческий музей, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела; 656043, Барнаул, ул. Ползунова, 39, [email protected]
Evgeniya S. Tverdikova, Altai State Museum of Regional Studies, Research Associate of the Exposition and Exhibition Department; 656043, Barnaul, Polzunova street, 39, [email protected]
Научная статья / Article
УДК: 069:908 (571.150):91
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.65
РУКОПИСНЫЙ АЛЬБОМ УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг. З.Т. ГЫЧЕВА ИЗ СОБРАНИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Евгения Сергеевна Твердикова
Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия
Резюме. В статье рассматривается рукописный альбом как особый вид письменного источника с его характерными чертами, приводится краткая историография изучения альбомов как исторического источника в российской науке, выделяются основные возможности использования подобных экспонатов в культурно-просветительной работе музеев на примере опыта Алтайского государственного краеведческого музея. В статье анализируется содержание рукописного альбома из собрания краеведческого музея, а также приводится биография его автора — участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Зиновия Тимофеевича Гычева, призванного на фронт Барнаульским городским военкоматом в 1943 г., и информация о том, как его останки были найдены поисковым отрядом «Память» и «Аванпорт-Поиск» в Калининградской области и переданы родственникам для захоронения на родине.
Ключевые слова: рукописный альбом, военная история, культурно-просветительская деятельность, музей, создание видеоконтента, поисковый отряд
Для цитирования: Твердикова Е.С. Рукописный альбом участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. З.Т. Гычева из собрания Алтайского государственного краеведческого музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 445-449. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.65