Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ (2018-2021 ГГ.)'

ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ (2018-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ / МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емельянов Дмитрий Владиславович

В реализации любого музейного выставочного проекта задействован широкий спектр материалов, раскрывающих поставленные цели и задачи. В статье демонстрируется практика использования этнографических материалов на примере выставочных проектов Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), реализованных с 2018 по 2021 г. Показан спектр возможностей этнографических материалов в раскрытии поднимаемых на выставках тем через различные методы построения экспозиции (коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический). При дополнении этнографических предметов материалами других музейных коллекций максимально раскрывается функционал и информационное содержание первых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Емельянов Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING EXHIBITION PROJECTS OF THE ALTAI STATE MUSEUM OF LOCAL LORE USING MATERIALS FROM THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION (2018-2021)

A wide range of materials are involved in the implementation of any museum exhibition project, revealing the goals and objectives set. The article demonstrates the practice of using ethnographic materials on the example of exhibition projects of the Altai State Museum of Local Lore (Barnaul), implemented from 2018 to 2021. The range of possibilities of ethnographic materials in the disclosure of topics raised at exhibitions through various methods of constructing an exposition (collectible, ensemble, illustrative-thematic) is shown. Complementing ethnographic objects with materials from other museum collections, the article reveals the functionality and informational content of the former.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ (2018-2021 ГГ.)»

Список источников

Г.И. Гуркин и Горный Алтай — гений и место: антология. Горно-Алтайск, 2019. 191 с. : ил.

Гончарик Н.П. Алтай в графике Г.И. Чорос-Гуркина // Алтай в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Барнаул, 2016. С. 59-64.

Основной фонд Алтайского государственного краеведческого музея (ОФ АГКМ). АГКМ. ОФ 13491/ 4, 5, 18, 19.

Позняков А.А. Мировоззрение, рожденное в горах. Барнаул, 2021. 198 с. : ил.

Тобоев А.И. Шаманизм в традиционной алтайской культуре. Горно-Алтайск, 2018. 111 с. : ил.

Торушев Э.Г. Традиционное земледелие алтайцев (XIX — первая треть XX в.). Горно-Алтайск, 2017. 174 с. : ил.

Информация об авторе / Information about the Author

Григорий Леонидович Гаманович, Алтайский государственный краеведческий музей, экспозиционно-выставочный отдел, младший научный сотрудник; 656043, г. Барнаул, ул. Ползунова, 46; grigory,g89@yan dex.ru

Grigory L. Gamanovich, Altai State Museum of Local Lore, Exposition and Exhibition Department, Junior Researcher; 656043, Barnaul, Polzunov's St. 46, grigory.g89@yandex.ru

Научная статья / Article

УДК: 069:394(571.150)

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.07

ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ (2018-2021 гг.)

Дмитрий Владиславович Емельянов

Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия

Резюме. В реализации любого музейного выставочного проекта задействован широкий спектр материалов, раскрывающих поставленные цели и задачи. В статье демонстрируется практика использования этнографических материалов на примере выставочных проектов Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), реализованных с 2018 по 2021 г. Показан спектр возможностей этнографических материалов в раскрытии поднимаемых на выставках тем через различные методы построения экспозиции (коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический). При дополнении этнографических предметов материалами других музейных коллекций максимально раскрывается функционал и информационное содержание первых.

Ключевые слова: музей, выставка, этнографическая коллекция, этнографический предмет, метод построения выставки

Для цитирования: Емельянов Д.В. Практики реализации выставочных проектов Алтайского государственного краеведческого музея с использованием

материалов этнографической коллекции (2018-2021 гг.) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 46-53. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.07

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING EXHIBITION PROJECTS OF THE ALTAI STATE MUSEUM OF LOCAL LORE USING MATERIALS FROM THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION (2018-2021)

Dmitry V. Emelyanov

Altai State Museum of Local Lore, Barnaul, Russia

Abstract. A wide range of materials are involved in the implementation of any museum exhibition project, revealing the goals and objectives set. The article demonstrates the practice of using ethnographic materials on the example of exhibition projects of the Altai State Museum of Local Lore (Barnaul), implemented from 2018 to 2021. The range of possibilities of ethnographic materials in the disclosure of topics raised at exhibitions through various methods of constructing an exposition (collectible, ensemble, illustrative-thematic) is shown. Complementing ethnographic objects with materials from other museum collections, the article reveals the functionality and informational content of the former.

Keywords: museum, exhibition, exposition, ethnographic source, method of construction of the exposition

Tor citations: Emelyanov D.V. The Practice of Implementing Exhibition Projects of the Altai State Museum of Local Lore Using Materials from the Ethnographic Collection (2018-2021) // Conservation and Study of the Cultural Heritage of the Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 46-53. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.07

Алтайский государственный краеведческий музей (далее — АГКМ) за 2018-2021 гг. реализовал около 100 выставочных проектов в стационарном пространстве музея, основанных как на показе исключительно экспонатов фондового собрания музея, так и с привлечением материалов иных организаций. Тематики выставок включали в себя широкий спектр направлений — от вопросов сохранения историко-культурного и природного наследия до отдельных конкретных проблем социума. Поднимаемые вопросы в музейном пространстве принимали форму тематических, проблемных, фондовых, отчетных, персональных и иных видов выставок.

Немаловажную роль в решении данных вопросов и проблем посредством создания выставочных проектов играет этнографический предмет. В научной литературе по этнографии и музееведению можно обнаружить множество определений понятия «этнографический предмет». Однако в большинстве своем они сводятся к следующему: «Этнографический предмет — такой материальный предмет, который содержит информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Такая информация проявляется в наборе следующих признаков предмета: форма, материал, способ изготовления, орнамент и сюжет, бытование» (Коновалов, Тимофеева, 1987, с. 17; Лукина, 1981, с. 25).

В реализации того или иного выставочного проекта сотрудниками АГКМ используются различные методы, выбор которых определяется концепцией, целями и задачами проекта. Метод построения предполагает определение характера научной обработки выбранной темы выставки, последовательности и проектирования музейного пространства (Андреева, 2019, с. 18). Традиционно выделяется несколько методов экс-позиционно-выставочного показа: коллекционный (систематический), ансамблевый, ландшафтный, иллюстративный, музейно-образный, тематический. В данной публикации предлагается на примере некоторых из них представить практику использования этнографических материалов в выставочных проектах АГКМ. При этом следует отметить, что в музееведческой литературе все еще сохраняется недостаток внимания к проблеме экспонирования этнографических предметов, несмотря на то что они многофункциональны, обладают информативным и коммуникативным потенциалом.

Одним из ярких примеров практики использования этнографических материалов из собственного фондового собрания является тематическая выставка «Сила движения», работавшая с февраля по март 2021 г. Авторы выставки планировали с помощью тематических комплексов ответить на ряд вопросов: «Как и на чем передвигалось русское население Алтая, осваивая новые территории?», «Что включала в себя транспортная культура коренных и кочевых народов Алтая?», «Каким образом средства транспорта использовались в повседневной жизни, праздничной культуре, при занятиях промыслами?» (Емельянов, 2021, с. 4). Для раскрытия темы был выбран систематический (коллекционный) метод показа, в рамках которого проведена классификация (сухопутный и водный транспорт) и типологизация средств транспорта. Результатом классификационно-типологической работы стала разработка структуры выставки. Структурной единицей выставки выступили комплексы, состоящие из этнографических предметов, отражающих особенности этносов, воспроизводящие или условно реконструирующие способы бытования вещей. Так, сухопутный транспорт был представлен разделами верхового, гужевого, полозного транспорта, водный транспорт — конкретными видами средств передвижения: лодки и плоты.

Каждый раздел выставки сопровождался заглавными текстами, аннотациями с информацией о конкретном виде транспорта, проиллюстрирован рисунками-схемами конкретизирующими названия конструктивных частей средств транспорта или его элементов, а также способы креплений и фиксаций (Емельянов, 2021б, с. 11, 14, 17) (рис. 1). Важную роль в формировании представления у посетителя о функционале средств транспорта, о практическом его применении играл сопроводительный фотоматериал конца XIX — 1-й половины XX в. из фондового собрания музея.

Рис. 1. Раздел «Водный транспорт народов Алтая» выставки «Сила движения» Fig. 1. Section "Water Transport of the Altai Peoples" of the exhibition "The Power of Movement"

Использование этнографических материалов и фотоисточников, содержащих этнографические данные, при систематическом методе экспонирования позволило четко разграничить типы и виды средств передвижения народов Алтая, наглядно продемонстрировать вариативность тех или иных средств транспорта и расширить у посетителей выставки представление о традиционной материальной культуре населения региона.

Примером использования этнографических материалов при ансамблевом методе построения выставки является выставочный проект АГКМ «Эпоха. Стиль. Интерьер», реализованный в 2018 г. Целью выставки являлось знакомство посетителей с музейной коллекцией мебели путем воссоздания пяти фрагментов интерьеров: сельского казачьего дома начала XX в., рабочего кабинета в городской квартире начала XX в., купеческой столовой начала XX в., городской квартиры 1930-х гг., сельского дома 1970-х гг. (Супонина, 2018а, с. 2). Структура выставки стала результатом анализа фондового собрания музея, в т.ч. коллекции мебели. Предметы, занимая центральное положение в каждом разделе выставки, выступали, с одной стороны, как этнографический предмет и как экспонат историко-бытовой коллекции — с другой. Установить, подпадают ли они под определение «этнографического предмета», позволяла заложенная в них информация. Таким образом, этнографические материалы (мебель, предметы быта, текстиль) вошли в основу реконструкции лишь фрагмента сельского казачьего дома начала XX в.

При воссоздании интерьера сельского дома казаков начала XX в. экспозиционеры попытались учесть его особенности и отличия от кре-

стьянского дома, что проявлялось в подражании городским интерьерам, некой эклектичности. Сотрудники музея при формировании интерьера попытались максимально использовать предметы, привезенные из исто-рико-этнографических экспедиций в районы с компактным проживанием потомков казаков (рис. 2). Центральное место заняли деревянная кровать и круглый стол из тонированного темного дерева. Интерьер был дополнен традиционным текстилем: постельным бельем, лоскутным одеялом, скатертью, половиком. Рядом с кроватью был установлен сундук, в котором были уложены полотенца, платки, пестрядь. Фоторяд, характеризующий типы казаков, был оформлен в виде ряда групповых и парных снимков, оформленных в единую деревянную раму. Данная компоновка фотоматериалов относит нас к традиционному способу оформления семейных фотографий в сельской местности в XX в. (Супонина, 2018б, с. 2).

Рис. 2. Интерьер сельского дома казаков (начало XX в.) выставки «Эпоха. Стиль. Интерьер» Fig. 2. The Interior of the Village House of Cossacks (beginning of the 20th century) of the Exhibition "Epoch. Style. Interior"

В результате использование этнографических материалов при ансамблевом методе построения выставки позволило не только реконструировать уголок обстановки казачьего дома, но и воссоздать атмосферу теплоты, царившей в его стенах.

Одним из наиболее интересных, по нашему мнению, методов подачи экспозиционного материала является иллюстративный или иллюстративно-тематический метод. Главной его особенностью является то, что основной структурной единицей выступает тематико-экспозицион-ный комплекс, т.е. группа предметов разных типов — вещи, документы, изобразительные материалы и т.п. (Галкина, 2004, с. 4). При этом подхо-

де в предмете важна исключительно содержательная сторона и способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Примером выставки, в которой использовался данный метод, может служить краевой межмузейный выставочный проект АГКМ «Тыл — наша линия фронта», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, реализованный в 2020 г. Главной целью выставки стало формирование представления и знаний у посетителей о положении людей на Алтае в годы войны, об их вкладе в Победу. Выставка состояла из двух основных разделов — «Жизнь села» и «Жизнь города» (Твердикова, 2020). Для раскрытия поставленной цели использовался широкий спектр материалов — от традиционных фотодокументальных и вещественных до устно-исторических источников, собранных в ходе краевого конкурса исследовательских проектов «Дети XXI века о детях войны». Возвращаясь к вопросу практик использования этнографических материалов, следует сказать, что они послужили основой для иллюстрации системы жизнеобеспечения, повседневных трудовых будней сельчан, адаптации к новым условиям. В основе каждого тематико-экс-позиционного комплекса лежала та или иная история из воспоминаний «детей войны», информация из газет и документов военного времени. Так, на выставке были представлены распоряжения о заготовке овощей, сухарей, дичи, табака для нужд фронта. Сухие цифры были проиллюстрированы комплексом музейных экспонатов и подготовленной для подраздела бутафорией. Например картофелетерка, чучело чирка, льняной мешок, самодельные агитационные плакаты, сушеный картофель и сухари и т.д. (Твердикова, 2020, с. 8) (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент раздела «Жизнь села» выставки «Тыл — наша линия фронта» Fig. 3. Fragment of the Section "Village Life" of the Exhibition "The Rear is Our Front Line"

Одно из центральных мест раздела «Жизнь села» занимал подраздел, посвященный женскому и детскому труду в годы Великой Отечественной войны. На подиуме на фоне фотографии, иллюстрирующей процесс обмолота зерна, были размещены три манекена: женщины, девочки и мальчика. В целях передачи образа площадки для обмолота подиум был засыпан землей и соломой. Образы людей были выполнены на основе фотографий военного времени. Детали костюмов частично состояли из музейных предметов, частично реконструированы для данного выставочного проекта. Женская фигура была размещена сидящей на мешках с «пшеницей», как будто она только что присела передохнуть. Для максимального погружения посетителя в атмосферу напряженного и тяжелого труда были размещены подлинные орудия труда, реконструкция веялки. В годы войны подросткам приходилось совмещать учебу в школе и работу в полях. Фигура девочки-школьницы была призвана отразить данную тему. Помимо платья с пионерским галстуком ее образ дополняла подлинная холщовая сумка, с которой ходила в школу одна из жительниц Залесовского района. Дети младшего и младшего школьного возраста активно в данный период времени занимались собирательством ди-коросов и заготовкой топлива. Фигура мальчика была размещена с корзиной, полной шишек, которые активно использовали для обогрева жилища. В его маленькой протянутой к зрителю руке также лежала сосновая шишка. Таким образом, сочетание в одном подразделе таких разноплановых материалов, связанных одной темой, позволило не только донести в доступной форме информацию, но и усилить эмоциональный характер восприятия.

Еще одним примером из данного выставочного проекта является подраздел, посвященный гигиене в годы Великой Отечественной войны. В нем на основе воспоминаний «детей войны» с помощью этнографических предметов были проиллюстрированы процессы стирки и глажки белья, изготовления средств гигиены и ухода за телом. При прочтении воспоминаний, размещенных в подразделе, глаза посетителя искали в витрине предметы, описываемые в них: валёк для стирки белья, угольный утюг, скалка и рубель для глажки белья, чугунок с древесной золой (изготовленной для выставочного проекта) для приготовления щелока (Твердикова, 2020, с. 14). Получаемая информация из воспоминаний и вещественных этнографических материалов воспринимались посетителями не только как фактические сведения о жизни людей того периода времени, но и вызывали у них эмоциональные переживания.

На примере трех выставок, различных как по методу экспозиционного показа, так и по внутреннему содержанию, можно видеть, что материалы этнографической коллекции играют важную роль для формирования комплексной музейной коммуникации. Являясь параллельно свидетелем исторических событий, этнографический предмет способствует передаче посетителю исторической памяти, образов, явлений. Функция образования и воспитания основывается на информа-

тивных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Эмоционально воздействуя на человека, этнографические материалы формируют нравственный, эстетический и ценностно-ориентационный мир.

Список источников

Андреева И.В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций // Вопросы музеологии. 2019. №10 (1). С. 16-28.

Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции : учеб.-метод. пособие для студ. исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». Томск, 2004. 56 с.

Емельянов Д.В. Структура-концепция выставки «Сила движения». Барнаул, 2021а. 6 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).

Емельянов Д.В. Тематико-экспозиционный план выставки «Сила движения». Барнаул, 2021б. 20 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).

Коновалов А.В., Тимофеева Е.Я. Понятие «этнографический предмет» // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л., 1987. С. 16-22.

Лукина Н.В. О понятии «этнографический источник» (к постановке вопроса) // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований Западной Сибири. Томск, 1981. С. 24-27.

Супонина Л.С. Структура-концепция выставки «Эпоха. Стиль. Интерьер». Барнаул, 2018а. 4 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).

Супонина Л.С. Тематико-экспозиционный план выставки «Эпоха. Стиль. Интерьер». Барнаул, 2018б. 7 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).

Твердикова Е.С. Топографическая опись выставки «Тыл — наша линия фронта». Барнаул, 2020. 28 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).

Информация об авторе / Information about the Author

Дмитрий Владиславович Емельянов, Алтайский государственный краеведческий музей, заведующий экспозиционно-выставочным отделом; 656043, Россия, г. Барнаул, ул. Ползунова, 46, emelyanov.dm.v@yandex.ru

Dmitry V. Emelyanov, Altai State Museum of Local Lore, Head of the Exposition Department; 656043, Russia, Barnaul, Polzunov str., 46, emelyanov.dm.v@yandex.ru

Научная статья / Article УДК: 730

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.08

СКУЛЬПТОР АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ЖНЕВСКИЙ

Геннадий Егорович Иванов

Барнаул, Россия

Резюме. В статье рассказывается о жизни и творчестве самодеятельного скульптора Алексея Ивановича Жневского. Не получив хорошего профессионального образования, он самоучкой овладел секретами мастерства и создал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.