тивных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Эмоционально воздействуя на человека, этнографические материалы формируют нравственный, эстетический и ценностно-ориентационный мир.
Список источников
Андреева И.В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций // Вопросы музеологии. 2019. №10 (1). С. 16-28.
Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции : учеб.-метод. пособие для студ. исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». Томск, 2004. 56 с.
Емельянов Д.В. Структура-концепция выставки «Сила движения». Барнаул, 2021а. 6 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).
Емельянов Д.В. Тематико-экспозиционный план выставки «Сила движения». Барнаул, 2021б. 20 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).
Коновалов А.В., Тимофеева Е.Я. Понятие «этнографический предмет» // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л., 1987. С. 16-22.
Лукина Н.В. О понятии «этнографический источник» (к постановке вопроса) // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований Западной Сибири. Томск, 1981. С. 24-27.
Супонина Л.С. Структура-концепция выставки «Эпоха. Стиль. Интерьер». Барнаул, 2018а. 4 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).
Супонина Л.С. Тематико-экспозиционный план выставки «Эпоха. Стиль. Интерьер». Барнаул, 2018б. 7 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).
Твердикова Е.С. Топографическая опись выставки «Тыл — наша линия фронта». Барнаул, 2020. 28 с. (Архив экспозиционно-выставочного отдела АГКМ, Б/н).
Информация об авторе / Information about the Author
Дмитрий Владиславович Емельянов, Алтайский государственный краеведческий музей, заведующий экспозиционно-выставочным отделом; 656043, Россия, г. Барнаул, ул. Ползунова, 46, emelyanov.dm.v@yandex.ru
Dmitry V. Emelyanov, Altai State Muséum of Local Lore, Head of the Exposition Department; 656043, Russia, Barnaul, Polzunov str., 46, emelyanov.dm.v@yandex.ru
Научная статья / Article УДК: 730
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.08
СКУЛЬПТОР АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ЖНЕВСКИЙ
Геннадий Егорович Иванов
Барнаул, Россия
Резюме. В статье рассказывается о жизни и творчестве самодеятельного скульптора Алексея Ивановича Жневского. Не получив хорошего профессионального образования, он самоучкой овладел секретами мастерства и создал
несколько значимых мемориальных произведений, посвященных увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны или совершивших в ходе войны выдающиеся подвиги. Подчеркивается мемориальная ценность работ скульптора, приведены примеры их использования в сохранении преемственности поколений и памяти о подвиге народа. Раскрыт культурный и воспитательный потенциал памятников, охарактеризованы формы работы с ними, вызывающие живой интерес у молодежи. Делается вывод о том, что Алексей Иванович Жневский внес весомый вклад в развитие самодеятельного художественного творчества в крае и может служить примером беззаветного служения искусству.
Ключевые слова: скульптура, барельеф, патриотическое воспитание, увековечение памяти, поисковая работа
Для цитирования: Иванов Г.Е. Скульптор Алексей Иванович Жневский // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 53-60. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.08
SCULPTOR ALEXEYIVANOVICH ZHNEVSKY
Gennady E. Ivanov
Barnaul, Russia
Abstract. The article presents the information about the life and work of the amateur sculptor Alexey Ivanovich Zhnevsky. Not having received a good professional education, he self-taught the secrets of skill and created several significant memorial works dedicated to perpetuating the memory of soldiers who died during the Great Patriotic War or who performed outstanding feats of arms during the war. The memorial value of the sculptor's works is underlined and examples of their use in preserving the succession of generations and the memory of the heroic deeds of the people are given. The cultural and educational potential of the monuments is revealed and the forms of work with them that arouse vivid interest among young people are characterized. The conclusion is made that Alexey Zhnevskiy made a considerable contribution to the development of amateur art creativity in the region and can serve as an example of selfless service to the art.
Keywords: sculpture, bas-relief, patriotic education, memorialisation, search work
Tor citation: Ivanov G.E. Sculptor Alexey Ivanovich Zhnevsky // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 53-60. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.08
Имени Алексея Ивановича Жневского не найти в биобиблиографических искусствоведческих словарях и справочниках, а в редких упоминаниях в перечнях даже профессиональные искусствоведы иногда ошибаются в написании его фамилии. Между тем этому самодеятельному и почти неизвестному скульптору принадлежит несколько достаточно хорошо известных творений.
Алексей Иванович Жневский (рис. 1) родился 9 августа 1934 г. в Барнауле. Отец, Иван Васильевич, 14 августа 1941 г. был призван в РККА, и семья переехала из города в с. Лебяжье Павловского района,
на родину отца. Пулеметчик Иван Жневский без вести пропал на фронте в сентябре 1942 г. Наверное, и это повлияло на выбор сыном главной темы творчества.
Рис. 1. Алексей Иванович Жневский Fig. 1. Alexey Ivanovich Zhnevsky
Способности к изобразительному искусству у Алексея проявились рано, но профессионального образования он получить не смог, и оно ограничилось двумя годами обучения в Заочном народном университете искусств в г. Москве. Работал художником-оформителем в с. Баево. В 1969 г. Жневские вернулись в Лебяжье.
9 мая 1975 г. в селе был торжественно открыт созданный Алексеем Ивановичем мемориальный комплекс, посвященный памяти 185 лебя-жинских солдат, не вернувшихся с войны. Центральной фигурой мемориала является бюст солдата в каске, сжимающего в руке автомат и как бы защищающего собой пилон, увенчанный орденом Славы, соединенный аркой с расположенной под прямым углом к ней стелой с именами погибших воинов и барельефом скорбящей матери. На другой стороне стелы — медальон с барельефной сценой боя. На дорожке, по центру арки размещена металлическая звезда — горелка для Вечного огня. По верху арки надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто». Рядом в парке установлены урны с землей из городов-героев (рис. 2.-1-2).
Рис. 2. Произведения А.И. Жневского Fig. 2. The works of A.I. Zhnevsky
В монументальности комплекса, насыщенности его различными элементами, в несоразмерности размеров бюста солдата и намеренно яркой героизации сцены боя на барельефе чувствуется стремление автора максимально подчеркнуть величие и значимость совершенного подвига, вечную печаль и память о погибших.
В 1979 г. по предложению земляка, окончившего когда-то Лебя-жинскую среднюю школу, А.Ф. Ильина, директора 42-й школы г. Барнаула, Жневский переехал в Барнаул.
Школа №42 переживала тогда период бурного подъема, похожего на взлет: в 1977 г. ей было присвоено звание «Школа имени 60-летия Великого Октября», в 1979 г. — звание школы образцового обучения и воспитания и она была определена базовой для краевого института усовершенствования учителей и базовой для факультета повышения руководящих кадров Барнаульского государственного педагогического института.
Такому статусу должны были соответствовать не только кадровый состав и оснащение учебным оборудованием, но и внутреннее и внешнее оформление здания. Именно для решения последней задачи и был принят Жневский.
Поскольку ставки художника-оформителя в штатном расписании школы не было, формулировка в приказе была витиеватой: «принять на должность старшего пионервожатого в музей боевой славы за счет спецсчета». За годы работы в школе он числился то лаборантом, то организатором общественно-полезного труда, затем вновь назначался старшим вожатым, он то вел уроки ИЗО, то освобождался от них, но главным и основным его делом была работа по оформлению школы.
В этот период Жневский создает свои лучшие скульптурные работы. Он изваял два бюста Александра Матросова. Один из них был установлен на высоком узком пьедестале во дворе школы (рис. 2.-3), другой — в школьном музее Боевой славы 56-й гвардейской Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии. Основой дивизии стали 91-я добровольческая стрелковая бригада сибиряков, в которой служил А. Матросов, и сформированная в Барнауле добровольческая 74-я стрелковая бригада сибиряков-алтайцев (Карначев, Шелудченко, 2005, с. 53-86; Коган, 1997, с. 27-30; Кузьмичева, 2012; Умрихин, 1980). Имя А. Матросова с 1956 г. носила пионерская дружина школы и вокруг него велась огромная поисковая и воспитательная работа (Кузьмичева, Ха-тоева, 2010, с. 83-86).
Бюст был изготовлен на средства, заработанные учащимися в летнее время в колхозе с. Зайцево Тальменского района. Его торжественно открыл 1 сентября 1985 г. однополчанин героя, участник боя у д. Чернушки, в котором и совершил свой подвиг А. Матросов, ветеран 56-й гвардейской дивизии В.П. Лукьяненко (Кузьмичева, Хатоева, 2010, с. 85).
Памятник строг, но легок и лаконичен. Скромная, спокойная красота и молодость героя подчеркивают жертвенность и трагизм свершенного им подвига.
До сего дня ежегодно 5 февраля, в день рождения А. Матросова, у памятника проводятся митинги, выступают ветераны, школьники читают стихи и возлагают цветы к его подножию.
Еще одной работой скульптора стала лепная мемориальная доска, посвященная выпускникам 42-й школы периода 1936-1943 гг.*, Героям Советского Союза Н.А. Жуканову и С.П. Сельскому. На доске — баре" В истории школьного образования Барнаула было три школы с порядковым номером 42. Впервые этот номер получила трудовая советская школа первой ступени при Барнаульской советской учительской семинарии, открытая 24 января 1920 г (ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Т. 1. Д. 241. Л. 12). В 1921 г. она была закрыта. Во второй раз номер 42 получила средняя школа, открытая в здании Горного училища в 1936/1937 учебном году и просуществовавшая до 11 октября 1943 г., когда она была переименована. Сегодняшняя 42-я гимназия открылась в новом, построенном для нее здании 1 сентября 1950 г. (Иванов, 2021, с. 59-60). Вопреки существующему мнению, преемственности между этими учебными заведениями нет никакой, и единственное, что их объединяет, — одинаковый порядковый номер.
льефные портреты героев, перекрещивающиеся с изображениями двух крупных Золотых Звезд Героев Советского Союза. По краям доски, также крест-накрест, — орнамент из лавровых ветвей и надпись: «Наши выпускники — Герои Советского Союза» (рис. 2.-4).
Последним монументальным произведением А.И. Жневского, созданным во время работы в 42-й школе, стал памятник 92 воинам из пос. Ку-личье Троицкого района, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Интересна история создания памятника. В поселке Куличье прошло детство организатора воспитательной работы 42-й школы, создателя школьного Ленинского музея, преобразованного затем в музей истории гимназии, Г.И. Кузьмичевой (Скрипник Н., 2002; Иванов Г.Е., 2017, с. 14-26; Чудосай Д., 2017, с. 73-86). Патриот своей малой Родины, она как могла поддерживала с ней связь, собирала материалы о погибших в войну земляках, старалась увековечить память о них.
По ее инициативе была изготовлена и 16 августа 1986 г. торжественно открыта в Куличьем мемориальная доска в честь жительницы поселка, связистки 56-й гвардейской стрелковой дивизии Елены Лаврентьевны Ретунской, которая в бою 8 августа 1943 г., вынося с поля боя раненого командира дивизиона, погибла, закрыв его своим телом, при минометном обстреле. За этот подвиг она тогда же была посмертно награждена орденом Отечественной войны II степени. Ее именем была названа улица в поселке.
На митинге в честь открытия мемориальной доски Г.И. Кузьми-чева призвала к сбору средств на памятник погибшим односельчанам, организовала эту работу в школе. Пионеры дружины имени Матросова сдали 600 рублей, полученных за собранный ими металлолом.
12-13 августа 1989 г. в поселке прошли торжества, посвященные открытию памятника, созданного А.И. Жневским. На митинге присутствовало около 200 человек, в том числе ветераны 56-й гвардейской стрелковой дивизии.
Памятник — фигура солдата с обнаженной склоненной головой и опущенным автоматом в руке, скорбно застывшая на постаменте, на плоскостях которого укреплены доски с фамилиями павших сельчан, установлен на песчаном пригорке над дорогой, по которой уходили на фронт куличане (рис. 2.-5).
И по этой же дороге уезжали, прощаясь с солдатом, последние жители села. Сегодня в Куличьем никто не живет. Но памятник не остался забытым. Над ним взяли шефство учащиеся 42-й гимназии г. Барнаула, Троицкого района и других школ края.
18 мая 2011 г. в рамках краевой Вахты памяти состоялась первая экспедиция к памятнику школьников 42-й школы совместно с Алтайским краевым центром детско-юношеского туризма и краеведения. Была расчищена площадка перед постаментом, высажены цветы, под-
крашены постамент и надписи, проведен митинг памяти погибших солдат (Заболотина, 2013; Кузьмичева, 2014а, с. 151-154; 2014б, с. 167-168; Чудосай Д., 2015, с. 79-91). Одной из поездок, 17 мая 2017 г., руководил автор статьи. Подобные мероприятия проводятся до сих пор. Эта работа находит живой отклик у учащихся и они с большим желанием участвуют в ней.
Алексей Иванович работал в гимназии до 30 сентября 2006 г., очень многое сделав для оформления школы. Умер в Барнауле 13 мая 2019 г.
Он не совершил прорыва в искусстве и его работы вряд ли можно отнести к самым лучшим образцам огромного количества скульптур этого типа, но самодеятельный художник-оформитель сумел подняться до высот творчества и создать произведения, до сих пор играющие значимую роль в воспитании патриотизма и сохранении преемственности поколений, и потому имя его заслуживает того, чтобы остаться в истории развития художественного творчества в крае.
Список источников
Заболотина Н. Вахта памяти в Троицком районе // Вестник ветерана (информационно-методический бюллетень №3). Барнаул, август 2013. С. 51-53.
Иванов Г.Е. Школьный музей: от традиций к инновациям // Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития. Барнаул, 2017. С. 14-26.
Иванов Г.Е. Григорий Васильевич Павлищев — организатор политехнического обучения и профориентационной работы // Учитель Алтая. 2021. №2 (7). С. 59-62.
Карначев М.Т., Шелудченко В.М. Они защищали Родину. Барнаул, 2005.
288 с.
Коган М.Л. Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Барнаул, 1997. 187 с.
Кузьмичева Г.И. 70 лет добровольческой 74-й бригаде сибиряков-алтайцев // Наукоград 42 [газета гимназии №42 г. Барнаула]. 2012. №5 (19). С. 7-8; №6 (20). С. 6; №7 (21). С. 11.
Кузьмичева Г.И. Рождение новых форм работы в ходе участия в краевой вахте памяти «Навечно в земле алтайской» // VIII педагогические чтения им. В.И. Верещагина. Барнаул, 2014а. С. 151-154.
Кузьмичева Г.И. «Забытый памятник» // Дополнительное образование — вне рамок, вне границ : мат. Всероссийского открытого образовательного форума 24-28 ноября 2014 г. Барнаул, 2014б. С. 167-168.
Кузьмичева Г.И., Хатоева Н.П. Он Родину сердцем своим защитил // Помним их имена. Барнаул, 2010. С. 79-87.
Скрипник Н. Музей-центр патриотического воспитания в гимназии №42 Железнодорожного района. Барнаул, 2002. 145 с.
Умрихин Г.П. В сражениях сибиряки-алтайцы. Барнаул, 1980. 164 с.
Чудосай Диана. Мониторинг памятников Троицкого района Алтайского края. Краевая вахта памяти «Навечно в земле Алтайской» 2013-2014 // 70 лет под знаменем Победы: мат. VII краевого дистанционного интеллектуально-творческого конкурса «Алтай: новое поколение» 2014/2015. Вып. 2. Барнаул, 2015. С. 79-91.
Чудосай Д. Жизнь — поиск: биография и творческий путь Г.И. Кузьмиче-вой в документах архива музея истории гимназии №42 // Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития. Барнаул, 2017. С. 73-86.
Информация об авторе / Information about the Author Геннадий Егорович Иванов, г. Барнаул, Россия, кандидат исторических наук, ge80866@yandex.ru
Gennady E. Ivanov, Barnaul, Russia, Candidate of Historical Sciences, ge80866@yandex.ru
Научная статья / Article УДК: 392(575.2+571.151) DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.09
СХОДСТВО И ОСОБЕННОСТИ КЫРГЫЗСКИХ И АЛТАЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Авдинаби Аззамбаевич Кадыров
Баткенский государственный университет, Баткен, Кыргызстан
Резюме. В статье рассматривается семейная обрядность кыргызов и алтайцев, которая в ходе этнокультурных процессов претерпела существенные изменения, тем не менее именно в ней больше прослеживается сохранность культурных традиций. Сделан акцент на историко-культурный феномен, который формируется под воздействием множества разнообразных факторов. Изучен широкий круг историко-культурных и этногенетических корней кыргы-зов и алтайцев. Анализированы в научном аспекте обряды, язык, письменная культура, археологические памятники, национальные праздники двух народов. Рассмотрена возможность реконструкции архаичной картины мира кыргызов и алтайцев с изучением особенностей традиционно-обрядовой культуры.
Ключевые слова: традиционная культура, семейная обрядность, наследие, устойчивость, локальность
Для цитирования: Кадыров А.А. Сходство и особенности кыргызских и алтайских культурных традиций // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 60-66. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.09
SIMILARITIES AND FEATURES OF KYRGYZ AND ALTAI CULTURAL TRADITIONS
Avdinabi A. Kadyrov
Batken State University, Batken, Kyrgyzstan
Abstract. The article discusses the family rituals of the Kyrgyz and Altaians, which has undergone significant changes in the course of ethno-cultural processes, however, it is in it that the preservation of cultural traditions is more pursued.