Через века, через года», на базе которого продолжили реализовываться все основные виды музейных мероприятий: классические экскурсии, мультимедийные и интерактивные программы, мастер-классы.
Как показывает опыт АГКМ, реализация культурно-просветительных мероприятий на ограниченном пространстве вполне возможна, и они не раз активно осуществлялись.
Информация об авторе / Information about the Author Евгения Сергеевна Твердикова, Алтайский государственный краеведческий музей, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела; 656043, Барнаул, ул. Ползунова, 39, [email protected]
Evgeniya S. Tverdikova, Altai State Museum of Regional Studies, Research Associate of the Exposition and Exhibition Department; 656043, Barnaul, Polzunova street, 39, [email protected]
Научная статья / Article
УДК: 069:908 (571.150):91
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.65
РУКОПИСНЫЙ АЛЬБОМ УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг. З.Т. ГЫЧЕВА ИЗ СОБРАНИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Евгения Сергеевна Твердикова
Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия
Резюме. В статье рассматривается рукописный альбом как особый вид письменного источника с его характерными чертами, приводится краткая историография изучения альбомов как исторического источника в российской науке, выделяются основные возможности использования подобных экспонатов в культурно-просветительной работе музеев на примере опыта Алтайского государственного краеведческого музея. В статье анализируется содержание рукописного альбома из собрания краеведческого музея, а также приводится биография его автора — участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Зиновия Тимофеевича Гычева, призванного на фронт Барнаульским городским военкоматом в 1943 г., и информация о том, как его останки были найдены поисковым отрядом «Память» и «Аванпорт-Поиск» в Калининградской области и переданы родственникам для захоронения на родине.
Ключевые слова: рукописный альбом, военная история, культурно-просветительская деятельность, музей, создание видеоконтента, поисковый отряд
Для цитирования: Твердикова Е.С. Рукописный альбом участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. З.Т. Гычева из собрания Алтайского государственного краеведческого музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 445-449. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.65
HANDWRITTEN ALBUM OF THE PARTICIPANT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 Z.T. GYCHEV FROM THE COLLECTION OF THE ALTAI STATE REGIONAL STUDIES MUSEUM
Evgeniya S. Tverdikova
Altai State Regional Studies Museum, Barnaul, Russia
Abstract. The article considers a handwritten album as a special type of written source with its special features; it provides a brief historiography of the study of albums as a historical source in the Russian science and highlights the main possibilities of using such exhibits in the cultural and educational work of museums on the example of the experience of the Altai State Regional Studies Museum. The article analyzes in detail the contents of a handwritten album from the collection of the Regional Studies Museum, and provides a biography of its author — a participant in the Great Patriotic War of 1941-1945. Zinovy Timofeyevich Gychev, who was summoned up to the front by the Barnaul city military commissariat in 1943; the article also contains the information about how his remains were found by the search squads "Memory" and "Outport-Search" in the Kaliningrad region and handed over to his relatives for burial at home.
Keywords: handwritten album, military history, cultural and educational activities, museum, creation of video content, search squad
Tor citation: Tverdikova E.S. Handwritten Album of the Participant of the Great Patriotic War of 1941-1945 Z.T. Gychev from the Collection of the Altai State Regional Studies Museum // Conservation and study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 445-449. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.65
Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII в. из Западной Европы, в основном из Германии и Франции. Слово «альбом» заимствовано в начале XIX в. в русский язык из французского, где оно означает «памятная книга». Рукописные альбомы представляли собой важную составляющую культуры повседневности конца XVIII — 1-й четверти XX в. (до 1920-х гг.) и продолжали быть довольно распространенным явлением в советское время. Характерные черты альбома — сочетание эпистолярного и изобразительного жанров. Стихотворения, цитаты, тексты песен в альбоме чередуются с живописными и/или графическими рисунками.
Первые публичные обсуждения альбомной культуры обнаруживаются в русских журналах в 1820-1840-х гг. Авторы статей пытались оценить значение альбомов для общества, их влияние на литературную, музыкальную и театральную среду. В конце XIX в. альбомы стали интересны как предметы старины, историко-культурные источники. В отечественную науку рукописные альбомы были введены благодаря деятельности первых собирателей и коллекционеров, которые публиковали тексты в российских журналах: «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Русский библиофил» и др. Однако системное изучение русских рукописных альбомов начинается со 2-й половины
XX в. В этот период исследования литературоведов были по-прежнему сосредоточены вокруг альбомных текстов. Исследователь А.В. Чеканова предприняла попытку создать свою типологию и проследить эволюцию альбома: от «домашнего» альбома XIX в. до «анкеты» XXI в. Существовало искусствоведческое направление в изучении альбомов, возникшее в 1980-е гг. и представленное в работах Т.Г. Цявловской, А.В. Корниловой, В.А. Черновой. В рамках этого подхода объектом изучения являлся изобразительный материал из альбомов (рисунки, наброски, акварели, аппликации) (Петрова, 2020, с. 271-280).
Кратко описав историю изучения русских рукописных альбомов, перейдем к более детальному рассмотрению особенностей альбомов, распространенных в советской культуре 1920-1940-е гг. В последней трети XIX в. традиция рукописного альбома постепенно перешла от элитарного типа творчества, доступного только дворянскому сословию, к массовому. Альбом переместился в ученическую среду — прежде всего в женские гимназии и закрытые пансионы. Альбомный репертуар, тексты, визуальные образы значительно упростились, альбомы стали более доступными и соответствующими городской фольклорной традиции. В 1920-1940-е гг. в альбомной культуре произошли заметные изменения. Специалисты связывают это со сменой социального статуса и ценностных ориентиров, снижением образовательного уровня владельца альбома, кардинальными изменениями культурного быта. Однако самую главную причину альбомных новаций они видят в том, что новый советский ученик часто являлся носителем крестьянской или фабрично-заводской («посадской») фольклорной традиции. Альбомы 1920-1940-х гг. еще сохраняли свою традиционную живописную форму — изображение цветов, орнаментов, портретов, местных пейзажей. Вместе с тем активно применялась новая техника иллюстрирования: вырезанные и наклеенные картинки из книг и открыток, украшения из фольги. Во многих альбомах стала появляться пионерская и тюремная тематика. Альбомы стали более открытыми для фольклорных проявлений разных культур и субкультур, в них вперемешку находились тексты революционных, советских и любовных песен (Рожков, 2017, с. 121-125).
В собрании Алтайского государственного краеведческого музея хранится рукописный альбом барнаульца, участника Великой Отечественной войны Зиновия Тимофеевича Гычева. Он был передан в начале 2000-х гг. его младшей сестрой,Ниной Тимофеевной Дамер. Внутри самодельного альбома в твердой коленкоровой обложке цвета бордо чередуются тетрадные листы в клетку и в полоску, сшитые белыми нитками. Основу альбома составляют вписанные автором от руки произведения русской поэтической классики (басни «Крестьянин и Работник», «Лисица и виноград» И.А. Крылова, стихотворения «Вишня»,
«Туча» A.C. Пушкина, «Парус», «Нищий» М.Ю. Лермонтова), тексты популярных советских песен («Раскинулось море широко», «Песенка водовоза», «Песня машиниста») и стихотворения шутливого характера неустановленных авторов («Женская душа»). Альбом содержит графические рисунки преимущественно пейзажного характера, выполненные Зиновием Гычевым разноцветными чернилами и карандашом, а также наклеенные цветные вырезки из журналов. Интерес представляет художественное оформление заглавий некоторых стихотворений. Например, название «Песня машиниста» помещено на силуэтное изображение поезда, заглавие юношеской песни алтайского поэта Михаила Михеева «Форд и АМО» выполнено в виде рисунка, изображающего дорогу на склоне горы (АГКМ. ОФ. Колл. №19933).
Свой рукописный альбом Зиновий Гычев вел в Барнауле в 1941— 1943 гг., до призыва на фронт. Родился он в 1926 г. в Новосибирской области, но с детских лет жил в Барнауле по адресу: Змеиногорский тракт, 26. На фронт был призван Барнаульским ГВК в 1943 г. Служил младшим сержантом, телефонистом в 806-м стрелковом Кенигсберг-ском ордена Суворова полку 235-й стрелковой дивизии. За обеспечение беспрерывной телефонной связи и устранение порывов телефонной линии в июле и августе 1944 г. награжден двумя медалями «За Отвагу», орденом Красной Звезды (посмертно). Погиб в апреле 1945 г. при штурме Кенигсберга*.
В апреле — мае 2018 г. останки З.Т. Гычева были подняты вместе с останками 173 погибших красноармейцев, штурмовавших форт №5 в начале апреля 1945 г. и похороненных в одной братской могиле недалеко от поселка Чкаловского. Тогда поисковиками были найдены две медали «За отвагу», которые принадлежали З.Т. Гычеву. По номерам медалей он был идентифицирован, и поисковики смогли связаться с сестрой бойца Ниной Дамер, проживавшей в Барнауле. 14 сентября 2018 г. на Мемориале Славы в г. Барнауле состоялась церемония передачи родственникам останков З.Т. Гычева. Его с воинскими почестями похоронили на Власихинском кладбище рядом с отцом (Волкова Т. История поиска..., 2018). Альбом, являясь довольно редким историческим источником о повседневной жизни молодежи 1940-х гг., а также образцом замечательной авторской графической иллюстрации, был использован краеведческим музеем для представления на видеоконкурсе «Шедевры Территории Победы», который проводил Музей Победы (г. Москва) в 2021 г. Смонтированный видеоролик об альбоме занял 12-е место среди 157 работ, выставленных на веб-странице проекта для онлайн-голо-сования (Конкурс видеороликов., 2021). В дальнейшем альбом будет представлен в экспозиции военно-исторического отдела Алтайского государственного краеведческого музея.
* Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/
Список источников
Альбом рукописный участника Великой Отечественной войны З.Т. Гычева. 1941-1943 гг. // АГКМ. ОФ. Колл. №19933.
Волкова Т. История поиска: солдат Зиновий Гычев, погибший при штурме форта №5 в апреле 45-го, вернулся на родину, в Барнаул // Сайт ДОСААФ РОССИИ. Региональное отделение Калининградской области. URL: http://www. dosaaf39region.ru/news/41-top-headlines/1321-istoriya (дата обращения 15.02.2022).
Конкурс видеороликов «Шедевры территории Победы» // Музей Победы. URL: https://victorymuseum.ru/ online-programs/competition/shedevry-territorii-pobe-dy/detail.php?w=territoriya-1-fb5f029fcf03&id=79539 (дата обращения 15.02.2022).
Петрова А.В. Изучение рукописных альбомов в отечественной науке (XIX — начало XXI века) // Библиотековедение. 2020. Т. 69. №3. С. 271-280.
Рожков А.Ю. Альбомная культура школьников в 1920-1930-е годы: традиции и новации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. №6. Часть 2. С. 121-125.
Информация об авторе / Information about the Author
Евгения Сергеевна Твердикова, Алтайский государственный краеведческий музей, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела; 656043, Барнаул, ул. Ползунова, 39, [email protected]
Evgeniya S. Tverdikova, Altai State Regional Studies Museum, Research Associate of the Exposition and Exhibition Department; 656043, Barnaul, Polzunova street, 39, [email protected]
Научная статья / Article
УДК: 069.51(571.13)
DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.66
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ МУЗЕЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Сергей Семенович Тихонов
Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН, Омск, Россия
Резюме. Автор на материалах коллекции наконечников стрел эпохи поздней бронзы, найденных на Еловском поселении в 1982 году В.И. Матющенко, обращается к проблеме достоверности представления материалов раскопок в публикациях. По его мнению, неточности археологического рисунка могут исказить представления коллег о материальном комплексе. В первую очередь это касается тех, кто лишен возможности воочию изучить находки. Выходом из этого может быть одновременная публикация как фотографии, так и рисунка артефактов. Автор предлагает рассмотреть и вопрос о монографических публикациях материалов раскопок базовых археологических памятников. Как при-